Инструкции и производство

Завод, где я работала контрольным мастером, выпускает двигатели для военных вертолетов и самолётов. Поэтому постоянно приходилось предъявлять продукцию военпредам - по графику, во время внезапных проверок, часть продукции выпускалась только с подписью военпреда в документах. Эта работа входила в мои обязанности. Военпреды были разные, отношение к работе и к подчинённым зависит от личности. Одни приходили важные, подавляли своим неприступным видом, особенно, если не очень разбирались в методах измерений. Были и нормальные - просили объяснить, не выпендриваясь. Грамотные тоже встречались. С ними было проще всего. Для предъявления по графику готовили самые лучшие партии и отклонений там быть не могло.
Однажды возник идиотский спор по поводу, есть ли на кромке канавки радиус 0,1максимум или там острая кромка. Измерить было невозможно, наличие радиуса определяли, сравнивая с утвержденным эталоном и проверяя - не режет ли палец. Когда конструктор ставит такой параметр, предполагается, что это слегка притупленная острая кромка, чтобы не резала резинку, которую ставят в канавку. Опытный контролер на глаз видит, если радиус больше десятки, это тоже плохо - резинку будет зажимать. Однажды военпред прицепился к этому эталону и к такому методу измерения. Он тупо забраковал партию и как бы технологи с ним не спорили, что замерить такой радиус на внутренней канавке без разрезки невозможно и визуального сравнения с эталоном вполне достаточно, стоял на своем. Спор разгорелся среди начальства, технологи на военпреда накатали докладную. А в итоге он пошел на повышение, а у производства были проблемы с подписанием документов в службе военпредов.
С тех пор я поняла, что лучше идти в обход, хитрить, но не вступать в спор с военпредом - себе дороже.
На все серьезные отклонения от размеров всегда оформлялась "Карта отклонения", которая сопровождала деталь на сборку.
Были военпреды, которые помогали улучшить условия работы контролерам, например, требовали пол цементный застелить линолеумом, чтобы детали не повреждались при падении. Их предписания начальство выполняло.
Мне проверяющие доверяли и это облегчало работу.
Общее впечатление о военных сложилось не в их пользу - служба формирует формалистов, они работают по инструкции.
Производственные работники - люди с более гибким мышлением. Мастерам, начальникам цехов, технологам и рабочим все время приходится решать неожиданные проблемы, препятствующие выполнению плана - то заготовки с отклонением, то станок не дает точного размера, то технология написана с ошибкой и опытного рабочего нет, кто сам придумал, как годную деталь сделать, и так далее каждый день и каждый час жизнь в цеху кипит. До сих пор не знаю, как рабочие умудрялись выполнять микронные размеры, если в цеху летом бывала днем жара до 30 и солнце нагревало станок и детали, а зимой в мороз холод до 10-15... Брака у опытных рабочих не было.
Это творческий процесс, решения нужно находить нестандартные, просто по инструкции ничего не получится.
фото из интернета, этот вертолет стоит на территории завода


Рецензии