Портбоу. Фредерик Марес

Я тут подумала, что пульс человеческой жизни аналогичен сигналу SОS, передаваемому в пространство терпящими кораблекрушение: точка – тире – точка, рождение – течение жизни – смерть. Иногда все эти состояния проходят в одном географическом пункте, а иногда человека так носит по свету, что он успевает наследить на значительной части земной поверхности. Но, как говорят астрологи, и я им верю, место рождения оказывает особое влияние на судьбу человека. Что место рождения также влияет на характер, на способности и на линию жизни. В Портбоу родилось, проживало и умерло достаточно интересных людей таких как, например, Вальтер Беньямин. Но сейчас я хочу поделиться информацией о другом человеке, родившемся в Портбоу, известном скульпторе Фредерике МарЕсе(1893-1991).
Родился он 18 сентября 1893 года, то есть до 100 лет не дожил всего 2 года.
Испания конца 19 – начала 20 века была не очень благополучным местом: частые войны и революции 19 века оттягивали людские и материальные ресурсы страны от экономики, не давая ей развиваться. Хотя, побывав в Портбоу, мне трудно себе представить какая бы отрасль промышленности или сельского хозяйства могла бы там процветать, учитывая его гористую скудную землю и малое пространство, зажатое горами. Даже небольшим курортом из-за частых пронзительно завывающих северных ветров он стать не смог бы. Но всё же он весьма благоденствовал одно время, имея постоянную статью дохода. Здесь принимали посетителей отели, завлекали рестораны и выметали деньги из карманов целых пять казино. Преуспевал Портбоу за счёт того, что был пограничным пунктом, в котором собирали пограничную и таможенную дань. Здесь задерживались на карантин грузы, перевозимые из одной страны в другую, требующие досмотра и одобрения для дальнейшего продвижения. Здесь же осуществлялся санитарный контроль. Фредерик родился в небедной семье, возможно, что его отец служил государственным чиновником в таможне, был банкиром или владельцем игорного дома.
Говорят, что ребёнок впитывает в себя все знания мира и формируется в первые 6 лет. Эти годы будущий скульптор провел в окружении немых великанов – крутых склонов гор Портбоу, собравшихся вокруг круглого блюдца маленькой бухты. Ближние травянистые холмы, словно капризные красавицы каждый сезон меняли цветочный наряд, окрашиваясь в богатые палитрой цвета. Дальние, уходящие к горизонту гряды, приковывали взгляд синим кружевом в небесно-голубом ореоле. Сама бухта с вечно холодной водой была прозрачна и полыхала на закатном солнце как чешуя только что выловленной рыбы. Кстати, косяки рыб частенько навещали бухту и недостатка в ней не ощущалось. Когда Фредерику исполнилось 10 лет, его семья перебралась в столицу Каталонии, в Барселону.
В Барселоне он начал учиться в академии живописи у известного скульптора того времени Эусеби Арнау. Как многие художники начала 20 века Арнау был приверженцем модернизма, воплощая свой талант в монументальных формах. Помимо этого он был мастером миниатюры.
В 23 года Фредерико Марес по заказу мэрии Барселоны выполнил первую уличную скульптуру для города. Со временем он стал известным и богатым человеком. Известным благодаря своим работам, которых он создал огромное количество, а богатым за счет того, что его творения пользовались большим спросом, потому что они были сотворены с исключительным мастерством. Вначале он рисовал портреты и картины в стиле неоцентризма (Неоцентризм – течение в изобразительном искусстве 20-30 годов двадцатого века, обращенное к темам современности), потом увлекся скульптурой, создавая величественные надгробья, монументальные алтари, парковые ансамбли и вырезал медали с медальонами. Он приобрёл известность не только в Каталонии, Испании, но и по всему миру.
Помимо того, что он был художником, Фредерик Марес слыл страстным коллекционером и собрал неимоверное количество экспонатов со всех уголков мира. В 1944 году он подарил свою коллекцию городу Барселоне. В 1946 году там был открыт музей Фредерика Мареса, в котором художник занял пост директора. Руководил он музеем до самой своей смерти.
Если вы попадете в Барселону, то не минуете площадь Каталунии. Там вы увидите скульптурные группы, созданные рукой мастера. Конечно, вы пойдете бродить дальше по Готическому кварталу и обязательно подойдёте к Кафедральному собору. Справа от него в тесном проулке вы увидите вход в музей Фредерика Мареса. Вход бесплатный.
В музее представлены разнообразные экспонаты. Есть здесь старинные театральные афиши и фотографии знаменитых актрис театра. Есть билет на первый трамвай и коллекция курительных трубок. Доспехи, мечи, посуда, трости, скульптуры, кресты, монеты, медали, пепельницы, старинные фотоаппараты и велосипеды. А также куклы, кукольная одежда и кукольная мебель. Короче говоря, имеются экспонаты на любой вкус! Каждому неравнодушному любознательному человеку просто необходимо побывать в этом музее!
Но, как известно всем, нет пророка в своём отечестве!
Когда мы в первый раз появились в Портбоу, то оказались на улице имени скульптора Фредерика Мареса.
- А что это за скульптор? – спросили мы жителей городка. – Не знаем, - недоумённо пожали они плечами. Нет, одна женщина всё-таки знала и даже знала дом, в котором он родился.
- Там висит мемориальная табличка, на которой написано, что в этом доме родился знаменитый скульптор, - сказала она, - но это совсем не тот дом! Тот дом я помню хорошо. Он со временем обветшал, и его сломали, а взамен построили другой, совсем не похожий на настоящий. Вот на нем и висит та табличка!
- А почему, интересно, в Портбоу, словно на аллеях городского парка, на улицах стоят бронзовые скульптуры? – спросила я у местных. – Не знаем, - недоумённо пожали они плечами, - наверное, просто для красоты.
- Да нет, - сказала дежурная в центре информации, - эти скульптуры – работы Фредерика Мареса - установили сотрудники музея, это дар нашему городу!
В Портбоу стоит очень красивая церковь Санта Мария де Портбоу, построенная в неоготическом стиле в конце 19 века по проекту каталонского скульптора Жоана Мартореля. Прихожан в городе мало и церковь открыта только в субботний вечер, когда приезжает батюшка чтобы отслужить мессу. Церковь красива снаружи и строга изнутри. В ней нет излишней декоративности – простые формы центрального и боковых нефов, высокое купольное пространство, стены, лишенные изображений. Служба начинается в 8 вечера, а я пришла немного раньше и поэтому ряды кресел для прихожан были ещё пусты и тонули в полумраке. Но центральный алтарь был освещен, и создавалось такое впечатление, что именно он излучал тот мягкий приглушенный свет, распространявшийся по окружающему пространству церкви. Самым светлым пятном алтаря являлась скульптурная фигура девы, даже без младенца, просто молодой женщины, стоящей на круглой голове безликого быка. Впечатление создавалось такое, будто бы дева на светлом фоне стоит в окне, у которого по бокам есть ещё две глухие створки, на которых высечены барельефы со сценами жития Пресвятой девы Марии. От этой картины было невозможно оторвать глаз. Глядя на неё можно было придумать сотни смыслов и толкований изображения, но делать этого не хотелось, а хотелось просто стоять и смотреть.
- А кто создал эту скульптуру? – спросила я местных жителей. – Не знаем, - пожали они недоуменно плечами.
А создал это творение Фредерик Марес, который родился здесь в 1893 году


Рецензии