Стройбат. Из дисбата - комбат

   После моей службы в армии в военкомат Невского района г. Ленинграда пришла на меня характеристика - короткая в шесть букв: сержант Кабашев - комбат. Так звали меня между собой офицеры нашей части и политотдела.
   Очевидно, военкомат попросил уточнить характеристику. Уточнили: Сержант Кабашев - авторитет офицеров части, авторитет Вологодского политотдела спец. частей, авторитет Мартенстроя и Череповецкой спец. комендатуры.
   Заслужил ли я такую характеристику? Не знаю. Об этом могут судить мои товарищи, но факт тот, что такая характеристика была. Именно она привела меня на послеармейскую работу в цех 50 мастером сборочного участка гироскопии, дала возможность учёбы моей на факультете технической кибернетики в СЗПИ, а затем и причиной моей, якобы, болезни 1983 года. Читайте цикл «История за историей» с первой главы. 
    Когда явился после дембеля для постановки на учёт в военкомат, женщины-учётчицы встретили меня восторженным удивлением: «Дак  вот,  какой ты сержант-комбат!  Мальчик! Послужил в армии два года! - Комбат, авторитет! Как ты служил?!"
   Капитан, ставивший на учёт, удивлённо спросил: "Ну, а как ты этих-то на свою сторону сманил?" - Это он о зеках спросил.
   - Да вот так получилось... Работали вместе... Жопа в жопу... В работе видно человека...
   - Я всю жизнь работаю здесь, а такой характеристики не видывал... Что ты скажешь про это?
   - Повезло мне... Хорошие мужики встретились. Им бы ещё образование... Образования маловато... Я пойду учиться. Работать буду и учиться.
Капитан:
   - После таких слов и я тебя зауважал...
Я смутился:
   - Я сказал от чистого сердца, не для характеристики... Простите...

   А тогда… зимой 1973- 1974 года…

   Комсомольское собрание роты. Говорит командир роты Власутин, замполит Мигин. Опоздания с работы, самовольные отлучки, выпивки…
   - Кто из солдат хочет чего-нибудь сказать?
   Все молчат.
   Я молчать не могу, Встаю.
   - Я устал слушать про самовольные отлучки, выпивки, опоздания с работы. Почему никто не говорит о том, что в роте нет дружбы, настоящей мужской дружбы между солдатами? Как внутри призыва, так и между разными призывами? Почему воруют из тумбочек и карманов? У меня, например, пропал рубль, металлический рубль, взятый у отца, который я хотел пронести через всю службу у себя в кармане, как талисман из родного дома. Почему у кого-то не стало часов на руке, электробритвы? В тумбочках нет зубной пасты, щёток и даже, гуталина.  Сажусь.
   Замполит, что-то стал резко писать, воцарилась тишина.
 Новик: »Теперь тебе «писец», деды тебе этого не простят и Таргонский не простит», - тихо шепчет Юрик из Колпино…
   Плевать, что хотел сказать – сказал, а там посмотрим: кто есть кто.
   Когда стали выбирать бюро замполит предложил мою кандидатуру. Проголосовали единогласно. Вляпался.  Стал членом комсомольского бюро роты.

   После собрания комсомольцев роты подошёл ко мне тоже молодой солдат из нашего призыва Ивкня Олег и говорит:
 - Давай сделаем так, чтобы служить было хорошо – как захотим, так и будет!
   Я сказал:
   - Давай!
   А про себя подумал как-то невзначай: «Два медведя в одной берлоге? Слишком много для одного коллектива…  Надо бы этому парню придумать отдельную подходящую работу – этот парень может всё…» Как сейчас помню – честное открытое лицо молодого парня, красивые честные глаза…
   Позднее случился разговор с замполитом роты Мигиным, где обговорили все острые углы службы и даже политики страны. В завершении разговора замполит спросил: «А что делать с этим – многие солдаты попадают под трибунал, приходится посылать в дисбат, а возвращаются ни чуть не лучше…! И привёл несколько примеров.
   Я ответил так:
   - А это, смотря, кто рядом окажется. Плохо если только плохие ребята будут рядом с оступившимися…  Да и нашему коллективу не плохо бы «прививку» сделать – например, послать хорошего парня служить в дисбат – статью только подобрать по солидней – не какие-нибудь пьянки-гулянки… Например – изготовление стрелкового оружия – благо, знаю про статью в Уголовном Кодексе…
   Сам это когда-то проходил. Может это и подло покажется на первый взгляд, но надо бы послать одного хорошего парня – послать, как разведчика, послать служить в дисбате. И там должны быть хорошие ребята. Есть кандидат – Олег Ивкня из 3-го взвода, он работает у нас на стройке  слесарем – значит, может сделать пистолет. Почти любой слесарь может сделать пистолет…  И он парень – что надо!
   Я так пофантазировал… а замполит принял к сведению и исполнению моё предложение и впоследствии поговорил с Олегом – предложил сделать пистолет под мелкокалиберный патрон. Организовали. Никогда не прощу себе ту вольную, совершенно дурацкую, фантазию, которая привела к таким последствиям… Самое интересное то, что я искренне считал, что поступаю правильно и мудро, а не гадко и подло… Я пишу-говорю об этом только с единственной целью – сохранить историческую правду нашего поступка… своей жизни…
   Через некоторое время мне доложили, что пистолет почти готов. Я даже испугался! Говорю Олегу: »Ты знаешь, ведь за это есть статья в Уголовном Кодексе…» А он: «Я – знаю. Я – готов! Ничего плохого, я думаю, не будет…»
   Были сомнения у младшего лейтенанта Мигина – давай, мол, назад, а я ему: «Товарищ лейтенант, Вы же знаете, ради чего мы заварили эту кашу? Цель благородная – помочь оступившимся…»
А ребят предупредил:
   - Смотрите осторожней – кругом зеки, оружие не должно попасть в их руки, тогда беда может случиться…
   Ребята приняли меры – поместили все детали в сейф в их бытовке. Но слухом полнится земля – кто-то стукнул…
   Однажды к бытовке подъехал газон, из него вышли оперативники: «Где пистолет?»
   - В сейфе…
   Составили протокол и дело завертелось.
   Ивкню осудили на полтора года дисбата, а это значит, что ему придётся закончить службу после нашего дембеля почти на полгода.
   Коля Мигалкин, командир отделения, где служил Олег, был проинструктирован мной -  как и что сказать Олегу перед отправкой к новому месту службы.
   - Надо помочь солдатам в той ситуации, в которую они попали…  Помочь и солдатам и командирам…
   Олег служил честно и там, и тем самым помогал тем ребятам хорошим советом...  К нам в роту прислали солдата рядового Асатряна. И прислал его Олег – попросил командование прислать дослуживать срок к нам в 3-ю роту. Асатрян дослужил с нами – влился в коллектив и был крайне удивлён, что попал в такой хороший коллектив. Он об армии был другого мнения – служил, стыдно говорить, где и как. Будто это совсем не СА.
   Передавая дела в конце службы молодому поколению солдат, я рассказал новому комсоргу москвичу Браулову об Олеге и попросил его сделать всё возможное, чтобы реабелитировать Олега и как только можно компенсировать его службу в дисбате. Что говорить? – конечно, мы оказали ему медвежью услугу! Шутки ли? Полтора года службы в таком месте! Ни за что!
   Молодые ребята сделали всё, чтобы выполнить мой наказ, но до конца реабелитировать – снять судимость оказалось не под силу: закон не имеет обратного хода, - так мне сообщили гонцы – дембеля майского призыва Метёлкин и Говор.,  которые привезли мне весточку из части. А я тогда работал токарем и учился в вечернем институте.
   Командование части выполнило мою просьбу – дали отличную характеристику Олегу, которую он честно заслужил. Никто из части больше не попал под трибунал. Мне кажется это заслуга Олега – «прививка» удалась – как мне когда-то влезло в мою дурную голову…  А может просто так распорядилась судьба-злодейка.
   Дело Олега, а приезжали даже из московской прокуратуры, обсуждалось всем коллективом нашей части, дело Олега многому всех научило: и командиров и рядовых солдат.
   А заварил эту кашу – я и Мигин. Сейчас считаю, что поступил через чур круто, может…подло, может… глупо…  Но история имела хороший конец. Все из неё вышли победителями. А Олег повёз домой характеристику: телеграф отстучал в его родной военкомат: ИЗ ДИСБАТА - КОМБАТ.
   Это его дело на протяжении долгого времени владело умами командиров и солдат 135 ВСО.
   Интересно – как сложилась его судьба с той характеристикой? Предлагали же мне Говор с Метёлкиным устроить нам встречу, а я не смог…отказался… причина была в том, что я был тогда …рядовым токарилой и рядовым студентом – вечерником… Что я мог тогда дать? А справлять своё любопытство – не захотел. Сейчас жалею!

Мы служили за лычки…
Круче нету награды…
Ставить лычки в кавычки
Сердцем были мы рады!

За мои упущенья,
За мои прегрешенья
У друзей по решенью
Попрошу я прощенья:

Жизнь…Прости скоротечность…
Двух годков этих мало.
Крутануть бы мне вечность
И начать все сначала!

Мы ходили в атаки…
Мы сидели в засадах…
Не хотели мы драки…
Мы растили «усатых».

   Не знаю: то ли сон, то ли явь... Но вижу и слышу голос замполита Майорова, который сменил Мигина (Мигин попросился служить в дисбате с Ивкней, а Майоров пришёл к нам, одновременно с Асатряном):"Мне понравилась твоя "шахматная" комбинация: шахматы - это политика, политика - это шахматы. Как ты сыграл! Отдал хорошую фигуру, а затем провёл проходную пешку в ферзи... Ушёл уже ваш призыв, ушёл ты - комбат... и тут появляется он, тоже комбат... ферзь! Сильная фигура в сильном положении на той же доске! Ивкня - ферзь - из вашего призыва! Ферзь!"

Мы ходили в атаки...
Мы сидели в засадах...
Не хотели мы драки...
Мы растили усатых...


Рецензии