Человек, который пожелал всем всё, что имел

Вкладываете ли вы эмоции, чувства и смысл, когда желаете людям что-то на праздники? Или это происходит на автомате, потому что так принято? Это загадочная история о человеке, который однажды пожелал всем всё, что имел. Вкладывайте душу в свои слова, не производите пустые автоматические предложения, обёрнутые в пожелания.

Самуэл не любил праздники. Первая причина — очереди на кассах, особенно перед Рождеством и Новым годом.

Он вез тележку по огромному супермаркету, уворачиваясь от людей, внимательно читающих составы, от мужчин, безжизненно следовавших за женщинами с сумасшедшими глазами, от бабулек, которые предпочитают зачем-то стоять в центре между продуктовыми рядами. Самуел с ухмылкой смотрел на них и рассуждал про себя:

И почему к этим дням люди готовятся, как к концу света? Может, они думают, что если на праздничном столе не будет свободного места, а холодильник будет разрываться от количества продуктов, то это задобрит Деда Мороза, и он подарит сытость в новом году? Открыл холодильник, а там нескончаемый тазик оливье целый год! Как говорится, как Новый год встретишь, так его и проведёшь!

— Маша, ты уверена, что нам действительно нужно 4 банки майонеза и 2 кг картошки? — занудно проворчал Самуел, перебирая продукты в тележке.

Этим утром Мария, жена Самуела, была в крайне волнительном настроении и целое утро составляла список продуктов к новогоднему столу. Ведь в гости собираются приехать родители с обеих сторон, чтобы хоть раз в году собраться вместе. Этим же утром, тем времени Самуел крепко спал. В тот момент он даже не подозревал, что этот Новый год станет для него самым особенным, самым странным, он перевернет всю его жизнь и отношение к ней.

— Конечно! Сходи ещё торт медовик возьми, мы после застолья, около часа ночи обязательно будем ещё торт с чаем пить. И 100% это будет идея твоей мамы! — произнесла с улыбкой Маша.

— Наедимся холодцом твоей мамы и закусим медовичком, отличная комбинация для чудесного утра 1 января! — саркастично произнёс он и отправился к огромным холодильникам со сладостями.

Он вёз тележку и сам не заметил, как врезался ею в дедушку, который уже много лет живет в одиночестве на этаже выше квартиры Самуела и Маши. Тот пошатнулся, но устоял, схватившись за полку с печеньем.

— Ой, простите, не хотел, Фёдор Иванович. Задумался, видимо.

Фёдор Иванович медленно повернулся, посмотрел на Самуела, будто пытаясь вспомнить, откуда они знакомы и произнёс: «Да ничего страшного, сосед! Главное, чтобы в Новом году все у тебя было хорошо, чтобы ты был более внимательным к деталям жизни и не проживал дни с таким равнодушием».

Самуел посмотрел в глаза Фёдора Ивановича, они были чуть слезящимися и окружённые сухой и сморщенной кожей. Но его зрачки были яркими, цвет их был насыщенный, а радужка была, будто солнечной. Такие глаза могут принадлежать только людям, жизнь которых была настолько красочной и яркой, что ее сочность впечаталась в их глаза, думал Самуел. Но слова старика ему не понравились. «Это что, получается, я живу скучно и однообразно?» — прокручивал он у себя в голове.

— Спасибо за такое необычное поздравление. Я тоже вам желаю ... — он задумался на пару секунду, издав долгое мычание — желаю вам денег! — Самуел улыбнулся и сам, будто обрадовался, что придумал такое поздравление. Но интонация, с которой он это произнёс, была унылая и сухая.

— Ну, спасибо, спасибо. Ты знаешь, желания нужно произносить не ртом, а сердцем — сказав это Фёдор развернулся к стеллажу с тортами и продолжил изучать цены на пластмассовых упаковках.

Самуел нахмуримся, но не придал этим словам особого значения. Он взял первый попавшийся на глаза медовик и направился искать по магазину Машу. Он выглядывал ее, пытался рассмотреть среди спин ее чуть ссутулившиеся плечи, ее густые кудрявые волосы. И тут раздался звонок:

— Ну ты где? Я уже на кассе и очередь подходит, давай быстрее! Касса номер 6! — проговорила быстро и сурово Маша в трубку поцарапанного смартфона Самуела.

Подбежав к кассе, как раз подошла их очередь. Он выложил из тележки все продукты, гордо поставив медовик в самый центр. Оторвал пакет и накрыл им кукурузу с горошком, лежавшие в самом начале конвейера. Полная кассирша с синими тенями на веках, с сожженными рыжими волосами, на которых красовался обруч в мордой оленя, что в комбинации с ее каменным и равнодушным лицом выглядело очень комично, пробила продукты и монотонно произнесла: «Наш супермаркет поздравляет вас с наступающим Новыйм годом, с вас 3 тысячи рублей, будете платить картой или наличными?»

Самуел, доставая кошелёк из джинс, коротко отрезал — Наличными — но когда он открыл его, он не увидел ни одной купюры, даже монетки не звякнули в кармашке для мелочи — Странно, наличных нет. Давайте картой заплачу лучше.
Он приложил зелёную банковскую карточку к автомату. И через пару секунд на экране появилась надпись «нет средств на карте».

Тут Маша не выдержала, ведь готовка не ждёт и надо бежать домой нарезаться и варить. Она достала свою карту и приложила, посмотрев на Самуела с поднятой бровей. Он знал этот взгляд, он его боялся временами.

— Твою карту опять заблокировали, наверное. Позвонишь им 2 января, наверное, уже будут работать — сказала она ему.

Он не придал этому особого значения, ведь с кем такого не бывает?

Придя домой Маша сразу же бросилась к кухонным ножам и плите, включая параллельно телевизор с новогодними фильмами, чтобы при готовке было не скучно.
Самуел же неторопливо выложил продукты и направился в гостинную. Он сел на диван, достал телефон и начал читать поздравления от друзей. Ему пожелали много всего хорошего, но читал он написанные слова с равнодушным лицом. Надо им что-то ответить. Но что? Счастья, здоровья, любви? Он вздохнул и заблокировал телефон, уставившись в одну точку, будто пытаясь придумать универсальное поздравление.

Пожелаю-ка я всем тепла, уюта и хорошего настроения в новогоднюю ночь! — придумал он. Самуел тут же снял блокировку на телефоне и настрочил своим друзьям эти слова, и как только он отправил, с кухни донеслись крики Маши: «Сэм, че так холодно дома? Включи батареи! И музыку какую-нибудь включи, а то настроения совсем как-то нет!».

Самуел привстал, нахмурил брови и начал смотреть по сторонам. Квартира выглядела как-то невзрачно и серо. Он приподнял плечи, чувствуя какой-то дискомфорт вокруг. Но этого чувства не было буквально минуту назад! Было тепло, Машка напевала дурацкую песенку, нарезая морковку, комната пахла свежей елью. Что случилось? Он посмотрел на телефон, вспомнил своё поздравление, потом вспомнил, что пожелал деду и эту ситуацию с деньгами… Не может быть! Нет, это просто совпадение! — произнёс вслух Сэм — надо убедиться, что это бред!

Он резко встал с кровати и направился быстрыми шагами в прихожую. Проходя мимо кухни, он взглянул на жену, которая вытирала сопли, резала лук и зачем-то проклинала судьбу и начальника. Натянул пуховую куртку на молнии, кроссовки с синими шнурками, схватил ключи и крикнул — Скоро приду! Если что-то надо, звони! — и хлопнул дверью.

Скользя по замерзшим лужам, он бежал в цветочный магазин. В течение года он часто туда ходил, поэтому продавщица знала его в лицо. Каким бы «не романтичным» был Самуел, но букеты Маши он дарил часто, причём каждый раз он сам выбирал цветы, ему нравилось видеть удивленные ее глаза и то, как она с гордостью ставила их в вазу и относила на подоконник.

Он открыл дверь так резко, что колокольчик над дверью звонко и резко взвизгнул. Продавщица от неожиданности подпрыгнула и с поднятыми бровями взглянула на Самуела.

— Сегодня будет букет с архидеями, ромашками и еловыми шишками, я полагаю — с нотками сарказма сказала она, продолжая перебирать цветы в холодильнике.

— Нет, я пришёл просто пожелать что-нибудь… Хотя… давайте да, все как вы сказали, и заверните в фиолетовую фольгу!

Она посмотрела на него, усмехнулась и медленно начала доставать компоненты будущего букета из огромных ваз в холодильнике.

— Давайте я вам пожелаю — впопыхах и с бегающими глазами начал Самуел — подождите, а что вы хотите получить?

Она была в замешательстве от непредсказуемых слов Самуела, пожала губами, застыла и сказала: «Я хочу, чтобы мой муж мне также, как вы целый год дарил цветы, сам составлял их. Это же показатель внимательности и заботы?»

— Да, думаю да — ответил он — Тогда я вам этого и желаю! Чтобы вам дарили цветы, чтобы о вас заботились, и вы не чувствовали себя нелюбимой. Ой, я ж кошелек дома забыл! Я домой сейчас сбегаю, и вернусь с деньгами! — сказал он.

— Спасибо вам! Ладно, вы часто заходите, можете принести деньги, когда в следующий раз придёте. Вот возьмите букет, порадуйте ее сегодня — она протянула цветы и как-то грустно улыбнулась.

Он взял букет, его глаза наполнились благодарностью, и он побежал обратно домой. Там его уже ждала Маша, которая ревела уже взахлеб, хоть и не резала уже лук.

— Маша, что с тобой? — испуганно сказал Самуел.

— Я вспомнила весь наш год и поняла, ты меня не любишь! Ты не заботишься обо мне, не даришь цветы, я не чувствую себя любимой рядом с тобой! — с упреком кричала она.

Самуел обомлел, он потерял дар речи. Что сказать? Что происходит? Молчать? Не говорить ни слова? Холодок пробежал по его спине. И первая мысль — Фёдор Иванович!

Он молча выбежал из квартиры и побежал к двери загадочного деда. Он начал громко стучать и одновременно звонить в звонок.
Услышав ковыляющие шаги за дверью он остановился и прокричал басом — это я, сосед, Самуел.

Фёдор открыл дверь и на Самуела набросился запах корицы и печёных яблок. Это сочетание он помнит с детства, когда летом гулял по городскому парку. Там всегда в маленьких фургончиках продавали эту сладость на палочке.

— Это ты сделал? Почему все, что я желаю, я будто отдираю от себя. Будто в этом году я Дед Мороз, который раздаёт подарки, свои подарки! — с бешеными и чуть ли не плачущими глазами сказал он.

Фёдор Иванович посмотрел на него своими насыщенными глазами и показал рукой на диван в цветочек, мол, заходи, присаживайся. Самуел вздохнул и прошел в его квартиру. На стенах висели фотографии из разных уголков мира, привезённые необычные картины, множество фотографий разных людей красовались на полках шкафа со стеклянными дверцами.

— Это не я сделал, Самуел, это ты сделал. Жизнь — это зеркало, наши слова — это то, что мы, словно бабочек, выпускаем в воздух. Это не просто звуки, они имеют свой цвет, свою ноту, своё место. Но если ты не придаёшь им краски, то их разукрасит кто-то другой, используя твои кисточки. Посмотри, ты видишь мою богатую воспоминаниями квартиру? Да, сейчас я одинок и стар, но так было не всегда, я жил всегда ярко, всегда со смыслом, всегда искренне. По крайней мере, я старался. Возможно, я был как ты сначала, как сорванный осенний лист, летел за ветром. Но жизнь всегда указывает на ошибки, пусть даже не всегда в приятной для нас форме. Самуел, вкладывай смысл во все, что ты говоришь и делаешь, иначе зачем все это? Пустота и так существует, всегда существовала, а люди для того и нужны, чтобы заполнять эту пустоту чем-то значимым, понимаешь?

Самуел все это время молчал и не мог произнести ни слова. Он осознавал, что Фёдор Иванович прав в каждой своей букве. Ведь последние года Сэм не чувствовал той самой значимости в своих днях. Будто было всё, но почему-то в этом всём не хватало чего-то. Будто жизнь была на автомате, слова были пустыми, действия были без души.

Он медленно встал, будто знал, что делать, и прошёл по направлению к своей квартире.

— Самуел, ты чувствуй, искренне чувствуй — крикнул почти беззвучным голосом Фёдор. Он будто выпустил из себя последнее желание, что имел. Его радужки глаз, будто последний раз блестнули, как вспышки салюта, и исчезли.

Самуел открыл дверь своей квартиры, там уже на диване в гостиной сидели гости, майонезные блюда на столе переливались под желтой люстрой, в телевизоре мелькали какие-то лица, поющие песни о любви и счастье. Он подошёл к столу, посмотрел каждому в глаза и сказал:

— Пожалуйста, сядьте сейчас и послушайте, я хочу сказать что-то очень важное для меня. Знаете, мы так привыкаем жить, что всё и все перестают быть для нас чем-то особенным, мы перестаём их ценить. Почему все новое нас так будоражит, а старое, но такое родное — воспринимается как данность? Я давно перестал говорить искренне, мои слова были наполнены одним желанием, лишь бы от меня отвязались. Что уж говорить, я и вас всех, самых близких людей, перестал ценить. И когда вы звонили мне, я зачастую не брал трубку и писал сообщение «на работе», мне просто не хотелось, и я знал, что ещё успею перезвонить. И это, это ошибка! Именно в рутине. Ведь мы никогда не задумываемся, а вдруг не получится больше никогда перезвонить? Вдруг твои пустые слова, произнесённые на автомате, будут последними! Я вас люблю, и я хочу пожелать вам от чистого своего сердца и открытой моей души, чтобы вы всегда были здоровыми, энергичными, чтобы абсолютно каждая ваша мечта сбылась, чтобы любовь никогда не покидала ваши сердца и горела ярким пламенем.

Его глаза, которые вдруг стали ярче, заглядывали каждому гостю в глаза, когда он произносил свою речь, он будто чувствовал, как отдаёт все, что имеет он сам. И вдруг в его глазах потемнело.

***

Когда лучи солнца пробились сквозь слегка запыленные стёкла квартиры на 5 этаже, они прямиком направились к сонному лицу Самуела. И он будто почувствовал их, вытер остатки сна с ресниц, открыл глаза, потянулся и увидел, что вторая сторона кровати уже пустая. С кухни раздавался знакомый родной голос, который что-то бубнил под нос. Он вскочил с кровати и побежал навстречу звукам.

— Маша, сегодня какое число? — проговорил быстро он.

— Самуел — улыбаясь ответила Маша — сегодня 31 декабря, Новый год. Ты так долго спал, что потерял счёт дням?

— Не может быть! Это сон! — воскликнул он.

Он подбежал к жене ближе и обнял ее крепкими своими руками, затем посмотрел ей в глаза и сказал: «я люблю тебя!». Его глаза были наполнены красками, радужка глаз, будто светились, как солнца лучи. О таких глазах обычно говорят, что они прожили счастливую и яркую жизнь, наполненную впечатлениями и эмоциями.

Татьяна Наумова


Рецензии