Наконец-то пришла моя боль

Зарисовки с занятий арт-терапевтической группы экзистенциального опыта "Присутствие".

*****


После практики Терапии творческим присутствием одна из участниц группы взволнованно рассказывает:
- Так интересно получилось... Я пока не знаю, как это понимать, очень противоречивые чувства. Вот в этом рисунке (на рисунке изображены чёрные концентрические круги, сходящиеся в чёрную точку) я встретилась с такой глубинной, или даже глобальной, болью… И при этом в этой боли я чувствую опору. Или даже не так… Эта боль как будто и есть я! – говорит с удивлением и воодушевлением.
– Так странно: с одной стороны, это место самой большой моей боли, а с другой – это очень приятное чувство соединенности с собой. От этого дух захватывает!
- А тебе известна эта боль, о чем она? – спрашиваю её.
- Да, теперь это уже известно… она о той потере (на своём первом занятии в группе она вышла на основательно вытесненное переживание горя, связанного со значимой потерей, случившейся с ней в подростковом возрасте – с этого открытия и началось пробуждение её чувств).
- Что-то с этой болью произошло…
- Раньше она придавала мне решимости, я опиралась на неё: осознавание того, что я смогла это пережить, давало большую силу для жизни. 
- И что-то потом стало…
- Да... я загордилась…
- Хм… ты хочешь сказать, что стала торговать своей болью, собой-сильной?
- Пожалуй, да, можно так сказать. Я предала свою боль ради впечатления, ради превосходства. Стала играть «картинку». И у меня пропала связь с собой…

Хочется отметить, что эта связь с собой начала восстанавливаться, как только эта девушка соприкоснулась со своей «изгнанной» болью, и стала поворачиваться к ней лицом. Стали пробуждаться многие чувства, которые принято называть «негативными» (обида, злость, тревога, страх), но зато теперь она стала ощущать, что постепенно оттаивает и оживает, так как раньше вообще ничего не чувствовала. 

*****

В заголовок вынесены строки из стихотворения М.Л. Покрасса:
«Наконец-то пришла моя боль,
Все теперь разведёт по местам.
Я душе моей душу отдам.
Наконец-то пришла моя боль…»



*****

Автор рисунка: Emma-Leone Palmer


Рецензии