О староверах в Латгаллии

                Продолжаем упражнять мозги на бездельном карантине.

         Пошарил я по своим сусекам (архивам) и нашел переписку  3-4-летней давности с одним моим  давним знакомцем.  Вот немного о нем самом.
   В 70-х к нам на предприятие во множестве прибывали  молодые специалисты   после окончания ВУЗов.  Приехал и он после окончания уральского политеха.

     И все шло как и дОлжно. Направили его  в  строящийся перспективный технологический цех.  Сам он ещё холостой тусовался с друзьями  с портативным магнитофоном по вечерам у входа в женское общежитие.  Пел под гитару  всякие веселые песни. А особенно Высоцкого жаловал. Но вот имя? Очень странное и непонятное тогда для нас – Нифантий! А у него на это никакой реакции и  пояснений никаких не давал. А мы и не спрашивали.

    Прошло много лет и вот мы с ним уже пенсионеры в разных городах списались и многое поведали друг другу.
     И вот давняя  подоплека этой истории!

     В результате великого никонианского раскола  православной веры многие ревнители древлеправославия покинули обжитые места. Но  в граде Великом Новгороде они задержались надолго. Был у них радетель и защитник митрополит Феодосий. Но вот  в 1717(?) году (это более чем через 50 лет после начала раскола) он был взят под стражу и подвергнут мучительной смерти. После чего начался массовый исход его последователей в недалекую Курляндию. А ныне  это область Латгалия, тогда ещё малонаселенная, на территории  Латвии.

 На фото из интернета: староверы Латгаллии в Латвии.

   Непьющих и работящих Федосеевцев с удовольствием приняли местные феодалы, в том числе и немцы из числа прежних и настоящих баронов и графов.  Им бесплатно были представлены отруба – земельные наделы и места для поселения.

    Но сразу же сложились определенные условия их проживания там.  Зимами новые поселенцы работали БЕСПЛАТНО  на каменных стройках от Берлина, Данцига  до Риги и Питербурга. Расчет за это шел в карманы их хозяев в Латгалии. Но  весной и летом  они трудились на себя с особым указом привезти  осенью на рижский рынок определенное количество своей продукции – молоко, сыр, сметана и пр.

      Очень интересно, что  эти  общины были «беспоповцы». Т.е. утратив прежнее  свое священство они не воспринимали попов даже перешедших  из никонианства в древлеправославие. В их общинах заправляли всем и главенствовали  НАСТАВНИКИ. Но они принимали на веру и исполняли   лишь два таинства – Крещение и Отпевание. А вот венчание – НЕТ! Священников же рукоположенных архиерейством своих же не было! А потому  много лет семейные отношения в их общинах были похожи на  нынешние гражданские браки. Рождались детки. Но в конце жизненного пути отец семейства отмаливал себе прощение у Всевышнего за свои грехи в неузаконенных семейных делах.

  А потом немецкие бароны в Курляндии поняли, что их дешевые и безотказные работники вырождаются по причине близкородственных браков внутри своего в сущности небольшого сообщества.
    Дали разрешение на браки с местными из других сообществ. И многие девушки из общины староверов стали женами латышей в ближних местах. Но там были еще  и  польские католические поселения, что тоже присоединили к этим вольностям.

       И к началу первой мировой войны там появилось достаточное количество людей с латышскими фамилиями – Вандышысы,  Рубулисы,  Петерсоны и пр., но это были дети матерей, что  на генетическом уровне и на дух не воспринимали церковные реформы Никона, хотя после них прошло уже более 250 лет.  И эти мужчины  во время империалистической войны вошли в состав национальных подразделений - латышских  стрелков.

       И как только в России совершился  большевистский переворот и стало понятно непримиримое отношение новых властей к церкви… Вот тут все и  стало ясно! Лютая  многовековая ненависть к никонианству переросла у части СТРЕЛКОВ  в  полную преданность к новой российской власти, потому что та стала смертельным врагом церкви, а значит и мерзкой  Богопротивной ереси! 
    Многие из тех стрелков не вернулись на родину и стали верными соратниками и  защитниками новой власти на самом ее верху! Особо отличившихся позднее направляли на руководящие должности  в разные регионы новой России.
    Одним из них  оказался дед упомянутого Нифантия, что был направлен в Красноярск на руководящую партийную работу.
 
    Сейчас попытаюсь как-то дополнить этот текст эпизодами и вставками из нашей  переписки с упомянутым потомком того древлеправославного сообщества.
   Так получилось, что и по матери он тоже имеет отношение в тем латгальским староверам.
     Может быть читатель найдет и некоторые нестыковки в изложениях моего товарища.
  Но, увы! Уже нет возможности уточнить у него что-то.

    Он. … Немцы за веру башки не отрубали.  Латгалия в переводе  на русский - денежное мясо. Мясо которое для них строило всю зиму в Германии, Польше, Риге, Питере.  Т.е. зарабатывало им денежки. А весна,  лето, осень - святое дело работайте на себя. Плодитесь. Вот только осенью в Ригу везите  мясо, яйца, масло, сыр. Попробуй не привезти – спина палок не выдержит.  Дед Нестор Фирсович руководил общиной до 83 лет и ушел из жизни.

    ...Немцам пришлые за отруб  (землю) в отличие от латышей не платили. Лес на стройку - без проблем.  ВСЕ ОТРАБАТЫВАЛОСЬ.  Зимами  от Германии до Питера мои предки на камнях расписывались.

    … А Нифантиев на кладбище в ПАКАЛНЕ захоронено было восемь.  Девятого по возрасту  не  зароют там похоже. Теперь уж в другом месте.
   
    ...Уже не мечтаю в Пакалне  на семейное кладбище попасть.
Вот на этом кладбище мог стать  девятым НИФАНТИЕМ. Мои предки ИСТИННОЙ ВЕРЫ от раскола ушли батрачить на территорию в Курляндию, а не самосжигались на севере и  не прятались на Алтае и в Сибири.
Лат- типа копейка. Галя - мясо. Зилупе - голубая речка.  Лудза- пожалуйста и тд.

     …Тут ВСЕ очень уже  вспомнить невозможно. Дед по отцу был вторым лицом Красноярского Края. (Мое прим. Заместитель Р. Эйхе).  Поэтому отец мой и родился в Славгороде (Алтай) .  Деда в 1938 по доносу после ареста Эйхе  закрыли  по 58-й. Бабка бросила все и без документов уехала  в Москву в Кремль к коменданту - латышу, другу  деда. Фамилию перевирать не буду. (мое примечание в переписке – Петерсон). Но когда то у меня была его маленькая книжечка , подаренная мне бабкой.
       Итог: В 1939 году деда амнистировали. Вернули ВСЕ.  Ордена, оружие, пост и т.д Но в 1940- м  он умер от инфаркта . Всего через два месяца  после освобождения.

   … Точно! Петерсон!  Это у него до 1916 года мой дед  (стрелок) служил денщиком и выполнял функции курьера по партийным делам в основном. Дед как-то один отбил его при аресте от конвоя ( три чел ) и  они ушли на нелегалку. Переднего Петерсон сам "укокошил", а заднего и бокового дед. Тот еще амбал был. Я самый мелкий в роду, в принципе и вовсе  никакой по сравнению со всеми мужиками родственниками. Все ищу книжечку о нем - Петерсоне. Где-то была. Отец хранил как "особо ценную".

   … Об амнистии и восстановлении его в правах говорить бессмысленно. Случай с дедом скорее всего один из очень редких, т к БЫЛ он в той самой обойме, которая и до и после  1917   служила и обслуживала ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

   …Это из кремлевского гарнизона деда направили на БОЛЬШУЮ  ПАРТИЙНУЮ РАБОТУ в Сибирь.   Красные латышские стрелки не просто так назывались " СТРЕЛКИ".  Там в Славгороде и родился мой отец.  Фамилия у деда и документы были тогда на Цветаева, Цветова. Я уже говорил, что  в 1940 году после того как дед откинулся от 58-й,  так ему все вернули - ФИО, должность, награды, оружие, зарплату за два года, но протянул он  всего два месяца и ВСЕ. ИНФАРКТ.  Могила его на дальнем кладбище в Красноярске, том самом ныне затопленном водохранилищем.  ВОТ так!!!! Бабка Вера Иосифовна получала за него персоналку 100 ре  в 1961  это были  - ДЕНЬЖИЩИ!!!!



   … " Двойное дно», Красногорск и Загорск, Лагалия и ВОВ" Тут я понял, что уже не узнать НИЧЕГО!   Эти службы и тогда умели работать. Но сам факт того,  что Нестор Фирсович отдал свою дочь замуж за моего отца -  "коммуняку", сына председательши с партбилетом Веры Иосифовны ( 45 - 48 гг) так и не состоявшегося  колхоза в Латгаллии,  факт наводящий на определенные мысли. Сам-то дед Нестор  до последних дней служил Богу. А кому еще, кто знает?  Унес  с собой ВСЕ!.  Но настоял при рождении на моем имени.
   
       …. После смерти деда Цветова в 1940 году  в семье был полный информационный вакуум. Отец - фактически сын врага народа, а работал секретарем горкома партии и т.д и с  Б.Н. Ельциным был не заочно знаком. И только после смерти орденоносной моей мамы, отец пытался восстановить и написать про свою жизнь в партии но ...задумался и  не стал делать этого.

    … Деталей особых не помню, да и дед  Нестор Фирсович не очень разговорчивый был. Все больше о службах – крестины, похороны, свадьбы и т д. Но ВСЕ по ВЕРЕ! А тут я  в пионерском галстуке, потом с комсомольским значком,  с латышечками на танцы в польскую деревню. Чего говорить то. Я не захотел и фактически не мог тогда принять от него его образ жизни, хотя разговоры с ним были разные, но по принципу не навредить бы себе. ..

   ...Нет!  Было, конечно и у меня желание пожить в Латгалии и по материнской линии хоть немного подразобраться. НЕ СУДЬБА!  Сестра собрала какой-то материал, навела мосты с родственниками в России, но я деликатно отказался от всех предложений. Чего уж там - пустое ведро!
 А вот свести в колхозы ЭТИХ ТАК и НЕ УДАЛОСЬ и СЕГОДНЯ.  Они твердой ВЕРЫ!

   Мой вопрос.  Кстати, а как и что они во время оккупации? И было ли им чего за это после освобождения?  Если что-то и было...

     Он. …НЕСТОР ФИРСОВИЧ ЯНЧЕНКО - дед по маме. С Феликсом Дзержинским общался на допросах типа на Лубянке. Как туда попал – не знаю. Отпустили. В Красногорске отлеживался, а потом пробирался через границу назад. Но не  думаю, что его легко отпустили.   В те времена за  просто так не выпускали. Скорее всего Нестор был с двойным дном. Огромный круг общения и войну в подполье пережил мудро,  а это в буржуазной Латвии, похлеще, чем местные титлы. Да он и в 60-е в Красногорск наезжал...
 Вот такое КИНО!


А бабок у меня  две было. Латышка мамина мама ушла в сороковом. А потом до конца полька. УХ и ШИПЕЛА!!! В натуре - язык у них такой – ПШЕКАЛЫ!

   
  … А  ныне прервалась связь ВРЕМЕН. Нет у меня внуков и, похоже не будет.  ЭТО наша жизнь - без памяти, без родства. Стреляли много в 37-40 -х.   А теперь так вовсе - ДЕНЬГИ - свет в ОКНЕ! Отец мой был похоронен под ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Таких коммуняк уже нет и не будет!


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.