О староверах в Латгаллии
Пошарил я по своим сусекам (архивам) и нашел переписку 3-4-летней давности с одним моим давним знакомцем. Вот немного о нем самом.
В 70-х к нам на предприятие во множестве прибывали молодые специалисты после окончания ВУЗов. Приехал и он после окончания уральского политеха.
И все шло как и дОлжно. Направили его в строящийся перспективный технологический цех. Сам он ещё холостой тусовался с друзьями с портативным магнитофоном по вечерам у входа в женское общежитие. Пел под гитару всякие веселые песни. А особенно Высоцкого жаловал. Но вот имя? Очень странное и непонятное тогда для нас – Нифантий! А у него на это никакой реакции и пояснений никаких не давал. А мы и не спрашивали.
Прошло много лет и вот мы с ним уже пенсионеры в разных городах списались и многое поведали друг другу.
И вот давняя подоплека этой истории!
В результате великого никонианского раскола православной веры многие ревнители древлеправославия покинули обжитые места. Но в граде Великом Новгороде они задержались надолго. Был у них радетель и защитник митрополит Феодосий. Но вот в 1717(?) году (это более чем через 50 лет после начала раскола) он был взят под стражу и подвергнут мучительной смерти. После чего начался массовый исход его последователей в недалекую Курляндию. А ныне это область Латгалия, тогда ещё малонаселенная, на территории Латвии.
На фото из интернета: староверы Латгаллии в Латвии.
Непьющих и работящих Федосеевцев с удовольствием приняли местные феодалы, в том числе и немцы из числа прежних и настоящих баронов и графов. Им бесплатно были представлены отруба – земельные наделы и места для поселения.
Но сразу же сложились определенные условия их проживания там. Зимами новые поселенцы работали БЕСПЛАТНО на каменных стройках от Берлина, Данцига до Риги и Питербурга. Расчет за это шел в карманы их хозяев в Латгалии. Но весной и летом они трудились на себя с особым указом привезти осенью на рижский рынок определенное количество своей продукции – молоко, сыр, сметана и пр.
Очень интересно, что эти общины были «беспоповцы». Т.е. утратив прежнее свое священство они не воспринимали попов даже перешедших из никонианства в древлеправославие. В их общинах заправляли всем и главенствовали НАСТАВНИКИ. Но они принимали на веру и исполняли лишь два таинства – Крещение и Отпевание. А вот венчание – НЕТ! Священников же рукоположенных архиерейством своих же не было! А потому много лет семейные отношения в их общинах были похожи на нынешние гражданские браки. Рождались детки. Но в конце жизненного пути отец семейства отмаливал себе прощение у Всевышнего за свои грехи в неузаконенных семейных делах.
А потом немецкие бароны в Курляндии поняли, что их дешевые и безотказные работники вырождаются по причине близкородственных браков внутри своего в сущности небольшого сообщества.
Дали разрешение на браки с местными из других сообществ. И многие девушки из общины староверов стали женами латышей в ближних местах. Но там были еще и польские католические поселения, что тоже присоединили к этим вольностям.
И к началу первой мировой войны там появилось достаточное количество людей с латышскими фамилиями – Вандышысы, Рубулисы, Петерсоны и пр., но это были дети матерей, что на генетическом уровне и на дух не воспринимали церковные реформы Никона, хотя после них прошло уже более 250 лет. И эти мужчины во время империалистической войны вошли в состав национальных подразделений - латышских стрелков.
И как только в России совершился большевистский переворот и стало понятно непримиримое отношение новых властей к церкви… Вот тут все и стало ясно! Лютая многовековая ненависть к никонианству переросла у части СТРЕЛКОВ в полную преданность к новой российской власти, потому что та стала смертельным врагом церкви, а значит и мерзкой Богопротивной ереси!
Многие из тех стрелков не вернулись на родину и стали верными соратниками и защитниками новой власти на самом ее верху! Особо отличившихся позднее направляли на руководящие должности в разные регионы новой России.
Одним из них оказался дед упомянутого Нифантия, что был направлен в Красноярск на руководящую партийную работу.
Сейчас попытаюсь как-то дополнить этот текст эпизодами и вставками из нашей переписки с упомянутым потомком того древлеправославного сообщества.
Так получилось, что и по матери он тоже имеет отношение в тем латгальским староверам.
Может быть читатель найдет и некоторые нестыковки в изложениях моего товарища.
Но, увы! Уже нет возможности уточнить у него что-то.
Он. … Немцы за веру башки не отрубали. Латгалия в переводе на русский - денежное мясо. Мясо которое для них строило всю зиму в Германии, Польше, Риге, Питере. Т.е. зарабатывало им денежки. А весна, лето, осень - святое дело работайте на себя. Плодитесь. Вот только осенью в Ригу везите мясо, яйца, масло, сыр. Попробуй не привезти – спина палок не выдержит. Дед Нестор Фирсович руководил общиной до 83 лет и ушел из жизни.
...Немцам пришлые за отруб (землю) в отличие от латышей не платили. Лес на стройку - без проблем. ВСЕ ОТРАБАТЫВАЛОСЬ. Зимами от Германии до Питера мои предки на камнях расписывались.
… А Нифантиев на кладбище в ПАКАЛНЕ захоронено было восемь. Девятого по возрасту не зароют там похоже. Теперь уж в другом месте.
...Уже не мечтаю в Пакалне на семейное кладбище попасть.
Вот на этом кладбище мог стать девятым НИФАНТИЕМ. Мои предки ИСТИННОЙ ВЕРЫ от раскола ушли батрачить на территорию в Курляндию, а не самосжигались на севере и не прятались на Алтае и в Сибири.
Лат- типа копейка. Галя - мясо. Зилупе - голубая речка. Лудза- пожалуйста и тд.
…Тут ВСЕ очень уже вспомнить невозможно. Дед по отцу был вторым лицом Красноярского Края. (Мое прим. Заместитель Р. Эйхе). Поэтому отец мой и родился в Славгороде (Алтай) . Деда в 1938 по доносу после ареста Эйхе закрыли по 58-й. Бабка бросила все и без документов уехала в Москву в Кремль к коменданту - латышу, другу деда. Фамилию перевирать не буду. (мое примечание в переписке – Петерсон). Но когда то у меня была его маленькая книжечка , подаренная мне бабкой.
Итог: В 1939 году деда амнистировали. Вернули ВСЕ. Ордена, оружие, пост и т.д Но в 1940- м он умер от инфаркта . Всего через два месяца после освобождения.
… Точно! Петерсон! Это у него до 1916 года мой дед (стрелок) служил денщиком и выполнял функции курьера по партийным делам в основном. Дед как-то один отбил его при аресте от конвоя ( три чел ) и они ушли на нелегалку. Переднего Петерсон сам "укокошил", а заднего и бокового дед. Тот еще амбал был. Я самый мелкий в роду, в принципе и вовсе никакой по сравнению со всеми мужиками родственниками. Все ищу книжечку о нем - Петерсоне. Где-то была. Отец хранил как "особо ценную".
… Об амнистии и восстановлении его в правах говорить бессмысленно. Случай с дедом скорее всего один из очень редких, т к БЫЛ он в той самой обойме, которая и до и после 1917 служила и обслуживала ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
…Это из кремлевского гарнизона деда направили на БОЛЬШУЮ ПАРТИЙНУЮ РАБОТУ в Сибирь. Красные латышские стрелки не просто так назывались " СТРЕЛКИ". Там в Славгороде и родился мой отец. Фамилия у деда и документы были тогда на Цветаева, Цветова. Я уже говорил, что в 1940 году после того как дед откинулся от 58-й, так ему все вернули - ФИО, должность, награды, оружие, зарплату за два года, но протянул он всего два месяца и ВСЕ. ИНФАРКТ. Могила его на дальнем кладбище в Красноярске, том самом ныне затопленном водохранилищем. ВОТ так!!!! Бабка Вера Иосифовна получала за него персоналку 100 ре в 1961 это были - ДЕНЬЖИЩИ!!!!
… " Двойное дно», Красногорск и Загорск, Лагалия и ВОВ" Тут я понял, что уже не узнать НИЧЕГО! Эти службы и тогда умели работать. Но сам факт того, что Нестор Фирсович отдал свою дочь замуж за моего отца - "коммуняку", сына председательши с партбилетом Веры Иосифовны ( 45 - 48 гг) так и не состоявшегося колхоза в Латгаллии, факт наводящий на определенные мысли. Сам-то дед Нестор до последних дней служил Богу. А кому еще, кто знает? Унес с собой ВСЕ!. Но настоял при рождении на моем имени.
…. После смерти деда Цветова в 1940 году в семье был полный информационный вакуум. Отец - фактически сын врага народа, а работал секретарем горкома партии и т.д и с Б.Н. Ельциным был не заочно знаком. И только после смерти орденоносной моей мамы, отец пытался восстановить и написать про свою жизнь в партии но ...задумался и не стал делать этого.
… Деталей особых не помню, да и дед Нестор Фирсович не очень разговорчивый был. Все больше о службах – крестины, похороны, свадьбы и т д. Но ВСЕ по ВЕРЕ! А тут я в пионерском галстуке, потом с комсомольским значком, с латышечками на танцы в польскую деревню. Чего говорить то. Я не захотел и фактически не мог тогда принять от него его образ жизни, хотя разговоры с ним были разные, но по принципу не навредить бы себе. ..
...Нет! Было, конечно и у меня желание пожить в Латгалии и по материнской линии хоть немного подразобраться. НЕ СУДЬБА! Сестра собрала какой-то материал, навела мосты с родственниками в России, но я деликатно отказался от всех предложений. Чего уж там - пустое ведро!
А вот свести в колхозы ЭТИХ ТАК и НЕ УДАЛОСЬ и СЕГОДНЯ. Они твердой ВЕРЫ!
Мой вопрос. Кстати, а как и что они во время оккупации? И было ли им чего за это после освобождения? Если что-то и было...
Он. …НЕСТОР ФИРСОВИЧ ЯНЧЕНКО - дед по маме. С Феликсом Дзержинским общался на допросах типа на Лубянке. Как туда попал – не знаю. Отпустили. В Красногорске отлеживался, а потом пробирался через границу назад. Но не думаю, что его легко отпустили. В те времена за просто так не выпускали. Скорее всего Нестор был с двойным дном. Огромный круг общения и войну в подполье пережил мудро, а это в буржуазной Латвии, похлеще, чем местные титлы. Да он и в 60-е в Красногорск наезжал...
Вот такое КИНО!
А бабок у меня две было. Латышка мамина мама ушла в сороковом. А потом до конца полька. УХ и ШИПЕЛА!!! В натуре - язык у них такой – ПШЕКАЛЫ!
… А ныне прервалась связь ВРЕМЕН. Нет у меня внуков и, похоже не будет. ЭТО наша жизнь - без памяти, без родства. Стреляли много в 37-40 -х. А теперь так вовсе - ДЕНЬГИ - свет в ОКНЕ! Отец мой был похоронен под ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Таких коммуняк уже нет и не будет!
Свидетельство о публикации №220033101159
Всего доброго, Нина.
Нина Юдина 20.05.2022 10:22 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 20.05.2022 13:51 Заявить о нарушении
Изв. Но мне показалось, что Вы невнимательно прочитали текст!
Владимир Островитянин 20.05.2022 13:55 Заявить о нарушении
Вообще, есть странности в письме вашего друга.
Например: " Латгалия в переводе на русский- денежное мясо." " Лат-типа копейка. Галя- мясо. "
Полная ерунда. Лат, как денежная единица появился в 1922 году. И Лат- не дешёвая копейка. Копейка- сантим. Галя - действительно на русский мясо. Но происхождение названия Латгалия никак не связано с латом, которого тогда просто не было, да и с мясом. Латгалия так называется , потому что там жили задолго до появления лата латгалы.
Я не в укор вам, Владимир, написала, а что бы избежать заблуждения. Ладно, Курляндия, Ливония- не столь важно. Эти территории столько раз переходили из рук в руки. Но про название Латгалия - " дешёвое мясо" ваш приятель, сам придумал.
Нина Юдина 20.05.2022 16:24 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 20.05.2022 16:41 Заявить о нарушении
Всего доброго.
Нина Юдина 20.05.2022 17:06 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 20.05.2022 18:37 Заявить о нарушении