04 Северозапад. Пушкинские Горы. Пушкин

При подъезде к Пушкинским Горам купили на дороге чернику.
После размещения в гостинице поехали смотреть территорию Михайловского и Петровского. Музеи были закрыты, и по тому принципу, который мы использовали в такой ситуации во время поездки в Лондон, мы купили два видеофильма «Михайловское. Приют Поэта» и «Под сенью Тригорского».
Гуляем по Михайловскому. Где-то – аллея, где Пушкин гулял с Анной Керн. Живописный прудик. Домик бывшего директора музея Семена Степановича Гейченко. Какие-то колокола. Пропустили дуб, который, якобы, «у лукоморья». Дом, где жил Пушкин.
Озеро Кучане, и за ним имение Ганнибалов Петровское. Домик няни. Озеро Маленец. Купаться нельзя – везде охрана. Мельница. Еловая аллея. Липовая аллея, по которой Пушкин с Керн не гулял, поскольку липа живет 150 лет. Остров уединения.
Из Википедии про Михайловское:
Пу;шкинский запове;дник» — музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Пушкиногорском районе Псковской области Российской Федерации. Объект культурного наследия народов Российской Федерации. Полное наименование — «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина „Михайловское“». Общая площадь заповедника составляет 9 713 гектаров.
Объекты заповедника
• Могила А. С. Пушкина и некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском Свято-Успенском монастыре
• Усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и принадлежащие им мемориальные парки
• городища Велье, Воронич, Врев, Савкино (Савкина Горка)
• Озёра: Белогули, Велье, Кучане, Маленец, Чёрное
• Пойменные луга реки Сороти
• Музей «Пушкинская деревня», «Музей-мельница в деревне Бугрово» и Центр творческих музейных программ в деревне Бугрово
• Научно-культурный центр Пушкинского заповедника в посёлке Пушкинские Горы, (НКЦ)
• Имения родственников, друзей и соседей поэта — Воскресенское, Голубово, Дериглазово, Лысая Гора
• Историческая часть купеческого села Велье, XIV—XX вв.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как сам писал он в одной из своих автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин проживал здесь в ссылке.
В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года — это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском. Вскоре после приезда Пушкина в Михайловское у него произошла крупная ссора с отцом, фактически согласившимся на негласный надзор за собственным сыном, в том числе, вскрывать его переписку. После бурного объяснения, отец отказался от этого политического поручения, и в конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского.
«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей. Друзья стараются успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В. А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».
Вопреки опасениям друзей, уединение в деревне не стало губительным для Пушкина. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал. Пушкин часто навещал соседку по имению П. А. Осипову в Тригорском и пользовался её библиотекой (отец Осиповой, масон, соратник Н. И. Новикова, оставил большое собрание книг). С михайловской ссылки и до конца жизни его связывали дружеские отношения с Осиповой и членами её большой семьи. В Тригорском в 1826 году Пушкин встретился с Языковым, стихи которого были ему известны с 1824 года. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, оставленную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» (окончена 7 (19) ноября 1825 года, опубликована в 1831 году), пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений. В 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн, которой, как принято считать, посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
Через месяц после окончания ссылки, в ноябре-декабре 1826 года, он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла мать поэта Надежда Осиповна. Пушкин тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он единственный из всей семьи сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые Горы. В апреле 1836-го был последний визит А. С. Пушкина в Михайловское; с этого времени эта усадьба перешла в собственность поэта. Утром 6 февраля 1837 года он сам был погребён в Святогорском монастыре. После смерти, усадьба в Михайловском стала принадлежать его детям.
История музея.
В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина.
В феврале 1918 года усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены. 17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. В 1936 году в состав музея-заповедника были включены городище Воронич, Савкина Горка, усадьба Петровское и весь Святогорский монастырь. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.
Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника. Большую роль в восстановлении заповедника сыграл его директор (1945—1989) С. С. Гейченко. К 1949 году восстановлены усадьба Михайловское и Святогорский монастырь, к 1962 году — усадьба друзей поэта Тригорское, к 1977 году — имение предков Пушкина Ганнибалов, Петровское.
В 1992 году Святогорский монастырь был передан Русской Православной церкви. В 1995 году кроме мемориальных историко-литературных функций, заповедник стал выполнять и природно-ландшафтные. С 1995 года указом президента России Б. Н. Ельцина музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» включён в свод особо ценных памятников культурного наследия народов Российской Федерации. С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 714-р от 30 апреля 2013 г. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Переезжаем в Петровское. Это имение было пожаловано Елизаветой прадеду Пушкина. Регулярный парк. Стихи Пушкина, посвященные Петровскому. Живописная аллея, напоминающая Аркадию в Одессе. Опять озеро Кучине и грот. Бюст Ганнибала. Дом-музей Абрама Петровича, восстановленный в 2001 году. Все здесь было уничтожено в войну. Все сооружения – новодел.
Надо признать, что в этих местах природа более живописная, чем в Болдино.
Из Википедии:
Петро;вское — село в городском поселении Пушкиногорье Пушкиногорского района Псковской области России, входит в состав Пушкинского заповедника. На территории села находится одноимённое родовое имение Ганнибалов — предков А. С. Пушкина. Село возникло на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. В 1742 году Елизавета пожаловала генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу земли, входившие в состав Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции. Имение получило название Петровское от имени царя Петра I, сподвижником которого был Ганнибал. При Абраме Петровиче здесь началось возведение мызы, была построена усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и небольшой винный завод. В 1781 году усадьба перешла ко второму сыну А. П. Ганнибала — двоюродному деду А. С. Пушкина — Петру Абрамовичу Ганнибалу, генерал-майору артиллерии в отставке. При нем был построен новый господский дом и разбит парк. С 1825 по 1839 год в Петровском жил сын Петра Абрамовича Вениамин Петрович, после смерти которого Петровское перешло в другие руки, которые никакого отношения к роду Ганнибалов-Пушкиных не имели.
До нашего времени господский дом и другие постройки усадьбы не сохранились. Дом сожжён крестьянами в 1918 году. Остался лишь парк — образец русского садово-паркового искусства XVIII века.
С 1936 года имение Ганнибалов стало музеем-усадьбой в составе Пушкинского заповедника. В 1976 году был восстановлен дом П. А. Ганнибала, в котором открыли экспозицию, посвященную предкам Пушкина Ганнибалам и усадебному быту Петровского пушкинских времён.

Ну, все про осмотр двух музеев.
Теперь займусь чтением произведений Пушкина от юности до окончания ссылки в Михайловском. О второй «половине» творчества – см. «Юго-восток. Болдино. Пушкин» (http://proza.ru/2019/10/16/497)
24.03.20.
1814. К другу стихотворцу. Первое опубликованное стихотворение и первое, которое привлекло мое внимание. Обращено к Кюхельбекеру. Есть несколько здравых соображений 15-летнего Пушкина. Например,
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.

Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;

В том же году интересный ироничный стих «Козак» о том, как молодой казак уговорил молодую девушку уехать с ним.
Поскакали, полетели.
Дружку друг любил;
Был ей верен две недели,
В третью изменил.
Говорят, что это стихотворение стало впоследствии народной песней.
Еще в лицее он написал длинное стихотворение «Воспоминания в Царском селе» - историю от Екатерины до отечественной войны. Стихотворение написано в октябре — ноябре 1814 г. по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. На экзамене присутствовал Державин и был восхищен. Требовал найти убежавшего Пушкина, но его не нашли. 
Он пишет много и длинно, обращаясь к своим лицейским друзьям и женщинам, к которым чувствовал влеченья. Но еще тогда ему хотелось бросить все эти увлечения, бурные дружеские пиры и уединиться где-то в глуши («Послание к Юдину»):
Сбылись поэта сновиденья!
Ужель отрад уединенья
Ему вкушать не суждено?
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
Это через двадцать лет сложилось в
«На свете счастья нет, а есть покой и воля.
Уже давно лелеется мне доля:
Смеренный раб замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Из стихов 1816 года мне показалась интересным «Элегия»
Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая лелеет;
Кого луны туманный луч
Ведет в полночи сладострастной;
Кому тихонько верный ключ
Отворит дверь его прекрасной!

Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!
Еще одно страстное любовное стихотворенье 17-летнего Пушкина «Месяц»:
Что вы, восторги сладострастья,
Пред тайной прелестью отрад
Прямой любви, прямого счастья,
Примчатся ль радости назад?
Почто, минуты, вы летели
Тогда столь быстрой чередой?
И тени легкие редели
Пред неожиданной зарей?
Зачем ты, месяц, укатился
И в небе светлом утонул?
Зачем луч утренний блеснул?
Зачем я с милою простился?
А вот уже вещь, известная по множеству романсов (наиболее известные Алябьева и Верстовского):
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой —
            Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Прискорбную ль улыбку замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской, —
            Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихой глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз —
            Вздохнули ль вы?
И это уже нельзя назвать «лицейскими» стихами. Это уже принадлежит перу зрелого поэта.

На выпускном экзамене 17 мая 1817 года Пушкин читал длинное и, я бы сказал, мрачноватое стихотворение «Безверие», заканчивавшееся строфой:
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.
И Державин к этому времени уже умер.

Интересными мне показались четыре строки из «Письма Ильчевскому»:
       Ах! ведает мой добрый гений,
    Что предпочел бы я скорей
    Бессмертию души моей
    Бессмертие своих творений.
Летом 1817 года лицей закончен. Пушкин прощается в стихах с Пущиным, Кюхельбекером и всеми лицеистами.

Ну, что можно сказать по поводу лицейских стихотворений Пушкина? Из почти 150, приведенных в той библиографии, которой я пользовался, (https://ru.wikisource.org/wiki/)  только семь, на мой взгляд, заслуживают внимания. Для, как говорится, пробы пера, юношеских произведений это, видимо, неплохой результат.

Из Википедии:
«Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса» (принят он был туда заочно, ещё будучи учеником Лицея), в 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (см. Декабристы). Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи».
Известно, что Пушкин писал периодически стихи, содержащие, как говорится, ненормативную лексику. Обычно я такие вещи пропускаю. Но одно мне показалось очень смешным (привожу его без этого матерного слова).
Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, …».
А вот интересные строки из «послелицейских» стихотворений, с которыми я не согласен:
Не спрашивай, за чем душой остылой
 Я разлюбил весёлую любовь
 И никого не называю милой —
 Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
 
В оде «Вольность» я обнаружил знаменитые строки:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Как-то с юности я считал (видимо, по школе), что Пушкин адресовал свою ненависть к самодержавию как таковому, и, кажется, даже эти стихи были на знамени декабристов, за что поэта и сослали в Михайловское. Но оказалось, что у литературоведов нет единого мнения. По контексту получается, что это Наполеон. Но ведь к тому времени никакого трона под ним не было. И ребенок у него был один (правда, Пушкин об этом мог и не знать). Еще варианты: Павел 1, Александр 1. Но тоже как-то слабо. Так что мне кажется, все-таки, более правдоподобным то, что в нас вложили на уроке литературы.
В 1817 году Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Бессмертные строки!
26.03.20.
Еще одна известная цитата:
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»

Когда я начал читать поэму, то понял, что кроме вступления («На лукоморье дуб зеленый»), а также имен главных действующих лиц (Руслан, Людмила, и Черномор) я ничего не знаю. То есть я ее не читал – только заучил вступление в школе.
А оказалось, что здесь довольно много событий. Людмилу сразу после окончания свадьбы с Русланом похищает злобный Черномор. Руслан и его соперники Ратмир, Фарлаф и Рогдай отправляются из Киева на поиски. По дороге Руслану встречается добрый волшебник, который подсказывает ему слабую сторону Черномора - его бороду: если ее отрубить, то он лишается своей силы. Дальше главный герой встречает большую голову, которая, оказывается, отрублена Черномором и поставлена охранять волшебный меч, которым надо отрубить бороду злодея. Тем временем Людмила в плену у Черномора завладевает его шапкой-невидимкой. Но ее, все-таки, схватывают в сети. Но тут приезжает Руслан, бьется с Черномором и отрубает, таки, эту бороду. Но Людмила засыпает, и разбудить ее можно только в Киеве с помощью кольца, которое Руслану дает добрый волшебник. Одного соперника Рогдая Руслан сбросил в реку, где его подобрала русалка. Другой Ратмир сначала попал в плен к каким-то красавицам, но вырвался и стал счастливо жить с пастушкой. А Фарлаф, воспользовавшись сном Руслана, убил его, завладел спящей Людмилой и увез ее в Киев. Добрый волшебник оживил Руслана, он поехал в Киев, разбил осаждавших его печенегов, оживил Людмилу и простил Фарлафа. И в итоге, конечно, все счастливы. Сказка. Вот так, вот!
Поэма написана в 1818—1820, после окончания Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша[sic] Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

В стихотворении, адресованном какой-то Н.Я.Плюсковой, есть строки
Любовь и тайная Свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Где-то это повторится.
А вот знаменитые стихи «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А из стихотворения «Деревня» запоминается только начало
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Стихотворение написано в Михайловском в июле 1819 г. В первой половине описан пейзаж, открывающийся из Михайловского (два озера: Маленец и Кучане и пр.). Основная идея стихотворения — необходимость отмены крепостного права, глубокое убеждение Пушкина, объединявшее его с декабристами.
Пушкин продолжает писать короткие эпиграммы в альбом женщинам и на друзей, а также на известных лиц.
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
Здесь он пишет молдавскую песню «Черная шаль», которая была положена на музыку (очень знакомо):
Гляжу как безумный на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
И так далее, довольно грустно.
По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова (ул. Греческая, 40).
16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Он написал своему брату Льву: «Из Керчи приехали мы в Кафу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности. Теперь он под судом — и, подобно старику Вергилия, разводит сад на берегу моря, недалеко от города. Виноград и миндаль составляют его доход. Он не умный человек, но имеет большие сведения об Крыме. Стороне важной и запущенной. Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я элегию, которую тебе присылаю». Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф. Пушкин провёл в Гурзуфе несколько недель летом и осенью 1820 года. Вместе с Раевскими он остановился в доме герцога Ришелье; поэту в нём был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Живя в Гурзуфе, поэт совершил множество прогулок вдоль побережья и в горы, среди которых были поездка верхом к вершине Аю-Дага и лодочная прогулка к мысу Суук-Су.
В Гурзуфе Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского — Екатерине, Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». В конце жизни он вспоминал о Крыме: «Там колыбель моего Онегина».
В 1821 году меня почему-то привлекло стихотворение
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придёт ли мой конец?
Так, поздним хладом поражённый,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
 Еще одно интересное:
В твою светлицу, друг мой нежный,
Я прихожу в последний раз.
Любви счастливой, безмятежной
Делю с тобой последний час.
Вперед одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи темной,
До первых утренних лучей
;Не жги свечей.

Интересно также «Десятая заповедь»
Обидеть друга не желаю,
И не хочу его села,
Не нужно мне его вола,
На всё спокойно я взираю:
Ни дом его, ни скот, ни раб,
Не лестна мне вся благостыня.
Но ежели его рабыня,
Прелестна… Господи! я слаб!
И ежели его подруга
Мила, как ангел во плоти, —
О Боже праведный! Прости.

Из поездки на юг Пушкин привез поэму «Кавказский пленник». По стихам, конечно, никаких вопросов нет. А по сюжету есть. В отличие от «Руслана и Людмилы», где все сюжетные ходы вполне логичны (если можно это слово употребить по отношению к сказке), то в «Пленнике» есть несколько непонятных мест. Во-первых, зачем, вообще, черкесы главного героя взяли в плен? Ни о каком выкупе речи не было. Он, якобы, пас стадо. Это в кандалах? Во-вторых, как эти черкесы допустили, чтобы молодая черкешенка стала ухаживать за пленником и даже влюбилась в него? В-третьих, когда она пришла к нему в первый раз, то они говорили на разных языках. А потом объяснялись в любви длинными тирадами? И после всего она еще и освободила его от кандалов. И еще одно соображение, не в упрек Пушкину. В те времена, видимо, к пленникам относились не так как сейчас. Сейчас заложников берут для получения выкупа, а содержат в ужасных условиях (фильм 1996 года «Кавказский пленник» о второй чеченской войне). Ни о каких прогулках «окрест аула» речи не идет. Да что там сейчас? Уже во времена Льва Николаевича Толстого в 1872 году  брали пленных ради выкупа (рассказ «Кавказский пленник»).
1821. Поэма «Братья-разбойники» представляют собой отрывок из поэмы о разбойниках, которую Пушкин писал в 1821 и 1822 гг. В 1822 г. Пушкин уничтожил всё написанное, кроме отрывка о «братьях разбойниках». Исповедь одного из братьев о том, как они разбойничали, как их поймали, посадили, но они убежали. И как брат умер, завещав ему
За старца так меня молил:
„Брат! сжалься над его слезами!
Не режь его на старость лет…
Мне дряхлый крик его ужасен…
Пусти его — он не опасен;
В нем крови капли теплой нет…
Не смейся, брат, над сединами,
Не мучь его… авось мольбами
Смягчит за нас он божий гнев!..“

1821. «Гавриилиада». Я думал, что «гаврилиада» - это из «Двенадцати стульев». «Служил Гаврила хлебопеком. Гаврила булку выпекал». Но, оказалось, что Пушкин написал такую поэму на библейскую тему: «Святой дух, призвав Гавриила, описывает ему свою любовь и производит в сводники [Гавриил влюблен] Сатана и Мария». Это план Пушкина. А что же получилось?
Получилась история так называемого «непорочного зачатия» девы Марии. Оказывается, что Бог, увидев еврейку Марию, влюбился в нее. Мария была замужем за стариком (столяр и плотник), и была девственницей. Для «подготовки» Бог выбрал красавца архангела Гавриила. Но сначала ее пытался совратить Сатана в образе змия. Это был тот же змий, который соблазнил Адама и Еву. Он уже, в основном, распалил воображение Марии, но образ Гавриила уже мерещился ей. Так что когда Гавриил снизошел и начал биться с Сатаной, то она уже «болела» за архангела.  Он, конечно, победил
«По счастию проворный Гавриил
Впился ему в то место роковое
(Излишнее почти во всяком бое),
В надменный член, которым бес грешил.»
И Мария была готова отдаться. Однако, Гавриил исчез, и вместо него прилетел Бог в виде голубка и совершил это «непорочное зачатие».
Интересно, а как церковь относится ко всяким интимным подробностям, которые приводятся в «Гавриилиаде»? И откуда Пушкин, кстати, их взял? Неужели это есть в библии?

1822. «Бахчисарайский фонтан». Легенда о крымском хане Гирее, который в результате набега на Польшу привез оттуда юную Марию. Но она была в очень большой грусти, и Гирей так и не добился ее симпатии. А Зарема, последняя любимая жена Гирея, по-видимому, зарезала из ревности Марию и потом была тоже убита. А Гирей в память о своей любви к Марии соорудил фонтан из слез – фонтан любви. Все очень красиво описано Пушкиным.
Стихи, обращенные к фонтану
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочёл я дальной;
Но о Марии ты молчал…

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
Мне кажется, что эти стихи положили на музыку. А какие стихи Пушкина не положили на музыку?
Интересным мне показалось письмо Вяземского, в котором друг Пушкина так иронически описывал эту поэму:
«Появление «Бахчисарайского фонтана» достойно внимания не одних любителей поэзии, но и наблюдателей успехов наших в умственной промышленности, которая также, не во гнев будь сказано, содействует, как и другая, благосостоянию государства. Рукопись маленькой поэмы Пушкина была заплачена три тысячи рублей; в ней нет шести сот стихов; итак, стих (и ещё какой же? заметим для биржевых оценщиков — мелкий четырестопный стих) обошёлся в пять рублей с излишком. Стих Бейрона, Казимира Лавиня, строчка Вальтера Скотта приносит процент ещё значительнейший, это правда! Но вспомним и то, что иноземные капиталисты взыскивают проценты со всех образованных потребителей на земном шаре, а наши капиталы обращаются в тесном и домашнем кругу. Как бы то ни было, за стихи «Бахчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие русские стихи заплачено не было.»

1822. «Песнь о вещем Олеге».
Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
      Обрек он мечам и пожарам;
Это школьная программа.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
      Что сбудется в жизни со мною?

Но примешь ты смерть от коня своего

Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

Из мертвой главы гробовая змия,
      Шипя, между тем выползала;
 
Здесь нечего добавить. Превосходно!

Еще одна нескромная сказка Пушкина, дошедшая до нас в рукописных копиях «Царь Никита и его 40 дочерей» о том, как проводилось сексуальное просвещение этих его дочерей.

Еще очень знакомое
Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали
Наверное, кто-то положил на музыку, но почему-то сведений об этом нет.

«Узник» - общеизвестное. Видимо, написано на юге:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Это все написано в 1822 году.

Милый стишок «Птичка», написанный тоже где-то вдалеке от родных мест:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Известный романс «Ночь»
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

Заинтересовало стихотворение «Демон»
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Есть мнение, что этот Демон – Александр Раевский, с которым Пушкин общался на юге.

Известие о поражении революции в Испании, подавленной французскими войсками, породило такие «антинародные» стихи:
    Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Известная эпиграмма на новороссийского генерал-губернатора гр. Михаила Семёновича Воронцова (1782—1856), в канцелярии которого Пушкин служил в 1823—1824 гг.
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Взаимоотношения их были враждебными и кончились высылкой Пушкина из Одессы в Михайловское. Как оказалось, узнав от Пушкина о его любви к Е. К. Воронцовой, заметив ее увлечение Пушкиным, Раевский, сам влюблённый в неё, сообщил об этом Воронцову, что, по предположению самого Пушкина, явилось причиной высылки его из Одессы в Михайловское. И он написал стихотворение «Коварность», которое закончил строками
Тогда ступай, не трать пустых речей —
Ты осуждён последним приговором.
Так что донжуанство Пушкина спасло его от участия в заговоре декабристов. Если бы его не сослали в Михайловское и он вернулся бы в столицу, то, наверняка, примкнул бы к восстанию.

Дальше то, что написано в ссылке.
«Цыга;ны» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском.
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
… Алеко – это пришелец в цыганском таборе. Его привела Земфира
Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
…. Они прожили несколько лет, родили детей, но Земфира увлеклась более молодым.
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
И Алеко, действительно, зарезал и любовника, и Земфиру. Но у цыган не принято в таких случаях мстить, убивать. Поэтому он был изгнан из табора.
Закончив поэму в октябре 1824 г., Пушкин не торопился с ее опубликованием. Во-первых, он думал еще обогатить критическое содержание поэмы, введя в нее речь Алеко к новорожденному сыну, в которой звучит горькое разочарование поэта в ценности науки и просвещения, того просвещения, которому Пушкин так искренне и преданно служил и до своего кризиса и после него, до самой смерти. Этот монолог Алеко остался недоработанным в рукописи. Другой причиной задержки обнародования «Цыган» было, можно думать, то, что в это время (конец 1824-го и 1825-й г.) Пушкин уже преодолевал свой кризис романтизма, и ему не хотелось нести в публику столь сильное произведение, не выражающее уже его настоящие взгляды. «Цыганы» были напечатаны только в 1827 г, с пометкой на обложке: «Писано в 1824 году».
На этот сюжет Рахманинов написал оперу, по моему мнению, неудачную (см. http://proza.ru/2020/03/04/836).

При отъезде из Одессы в михайловскую ссылку Пушкин написал стихотворение «К морю», в котором несколько широко известных строк:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,[2]
У берегов остался я…
… Пушкин сожалеет о гибели Наполеона и
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Да, это уже НАСТОЯЩИЙ ПУШКИН!

И последняя поэма из тех, что написаны в первую «половину» жизни Пушкина (до окончания ссылки в Михайловское) – «Граф Нулин».
Это некая безделица о слабой интрижке заезжего графа с помещицей, которая скучала в отсутствие уехавшего на охоту мужа. Кстати, закончил он поэму прямо накануне восстания декабристов 13 декабря 1825 года.

Примечателен «Разговор книгопродавца с поэтом».
Вначале поэт говорит
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!
Но книгопродавец приводит убийственные аргументы:
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
И самое знаменитое:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

А вот известный романс, написанный в 1824 году:
Ночной зефир
;Струит эфир.
;Шумит,
;Бежит
;Гвадалквивир.

Вот взошла луна златая,
Тише... чу... гитары звон...
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.

Ночной зефир
;Струит эфир.
;Шумит,
;Бежит
;Гвадалквивир.

Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как яркой день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!

;Ночной зефир
Струит эфир.
;Шумит,
;Бежит
;Гвадалквивир.

А вот стихи, обращенные младенцу:
Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен.
Как пишут, «черновой текст, предшествующий этому восьмистишию, даёт основание считать, что поэт говорит о своём незаконном ребёнке».

1825 год. Первое интересное стихотворение «Храни меня, мой талисман»
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Анна Петровна Керн (1800—1879) — племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой. Гостила летом 1825 г. в Тригорском. О первой встрече с ней в Петербурге в 1819 г. Пушкин вспоминает в первой строфе. 
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Написано не позднее 19 июля 1825
В день ее отъезда из Тригорского Пушкин передал ей эти стихи вместе с экземпляром первой главы «Евгения Онегина» (по утвержднию Керн, это была вторая глава): «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю»
Пушкин пытался бежать из Михайловского, но друзья (Плетнев, Вяземский и Жуковский) помешали осуществлению его замысла. В ответ на хлопоты Пушкина о разрешении ему ехать лечиться за границу, благодаря такой «опеке» друзей, ему назначили Псков. В своём письме Пётр Вяземский просил Пушкина «уважить заботы друзей, не отвергнуть из упрямства и прихоти милости царской и не быть снова на ножах с общим желанием, с общим мнением» и т. д. Пушкин иронически благодарит друзей за те преследования, которым он может подвергнуться со стороны царской полиции, во власти которой он остался. Эпиграмма заканчивается угрозой принять участие в расправе над царем и не забыть «заступников кнута и плети».
И вот, что он написал по получении письма Вяземского от 28 августа и 6 октября 1825 г.
Заступники кнута и плети,
О знаменитые князья,
За них жена моя и дети
Вам благодарны, как и я.
За вас молить я бога буду
И никогда не позабуду,
Когда по делу позовут
Меня на новую расправу,
За ваше здравие и славу
Я дам царю мой первый кнут.
1825. «Вакхическая песня».
Что смолкнул веселия глас?
      Раздайтесь, вакхальны припевы!
      Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
           Полнее стакан наливайте!
           На звонкое дно
      В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
      Да здравствуют музы, да здравствует разум!
      Ты, солнце святое, гори!
      Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
      Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. "Вакхическая песня" создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы.
«19 октября». Стихи к дате основания лицея. Довольно длинное. Наиболее известные строки:
Роняет лес багряный свой убор,

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...

«Движение». Известное наблюдение Пушкина
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

«Сцена из Фауста» Эта сцена совершенно оригинальна и не имеет соответствия никакому отрывку из «Фауста» Гёте, хотя и использует образы его трагедии. И здесь есть несколько строк, тоже общеизвестных. Не помню, где их слышал?
Мне скучно, бес.

Фayст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

«Зимний вечер». Тоже незабываемое.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,[2]
Приумолкла у окна?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Это все  в памяти с детства.

И еще известные строки, видимо, по какому-то романсу.
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.

Интересное четверостишие:
Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад.

Из «Признание»
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!

Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.

Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Еще из школьной программы «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Из неоконченного стихотворения «Няне» - только первые строчки
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.

И в конце 1826 года Пушкин опять в Михайловском, и к нему приезжает Пущин:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

И вот уже декабрь 1826 года. Зима уже настала. И «Зимняя дорога» перед поэтом.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Известие о кончине императора Александра I и о происходивших вследствие оного колебаниях по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря 1825 года. Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил отправиться туда…  Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой.  Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остается у себя в деревне».
Очевидно мифологизированная, эта история дополняется тем, что Пушкин, смастерив себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова. Более убедительной кажется интерпретация «тригорской соседки» Пушкина, Марии Осиповой; Мария Ивановна Осипова (1820–1896) — одна из младших дочерей Прасковьи Александровны Осиповой, соседки Пушкина и его близкого друга. Воспитывалась и всю жизнь прожила в Тригорском, где познакоми-лась с поэтом. А. И. Тургенев после знакомства с нею назвал ее «милой и умной почитательницей великого русского таланта Пушкина».. По ее воспоминаниям, Пушкин решил срочно вернуться в Петербург не до, а после того, как узнал о вспыхнувшем восстании: «Арсений рассказывал, что в Петербурге бунт, всюду разъезды и караулы… Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. На другой день… Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад». Логика этого предположения, впрочем, не объясняет, действительно ли Пушкин счел перебегавшего дорогу зайца плохой приметой или оставался в Михайловском по какой-либо другой причине, — проблема во многом заключается в том, что Осиповой в 1825 году было 5 лет… (https://arzamas.academy/materials/895).
В Михайловском селе то ли други, то ли недруги Пушкина установили памятник зайцу в виде верстового столба с надписью «До Сенатской площади осталось 416 верст». Это произошло 26 декабря 2000 года. Но мы о нем не знали, экскурсоводов не было и мы его не видели. В сообщении об открытии памятника зайцу есть фото этого зайца, но без столба, и где он – неизвестно. Правда, сказано, что заяц скоро куда-то пропал. В видео фильме «Под сенью Тригорского» (2003) есть кадр, где изображен столб с надписью «от с.петербурга 432 версты» и никакого зайца там нет.

Но в заключение Михайловского периода Пушкина я расскажу о двух главных шедеврах: «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове».
«Евгений Онегин». Когда я рассказывал о второй половине жизни и творчества Пушкина (http://proza.ru/2019/10/16/497), то решил, что роман в стихах относится к первой половине. «Разбирать» «Евгения Онегина» бессмысленно, поскольку все известно вдоль и поперек. Учено – переучено. Пето - перепето в опере. Если цитировать, то надо цитировать ВСЕ!
29.03.20.
Так что я остановлюсь на истории создания романа и некоторых «мудрых» отзывах.
Итак:
1 глава закончена 22 октября 1823 года в Кишиневе.
2 глава – 8 декабря 1823 года, видимо, тоже на юге.
3 глава – 8 февраля - 2 октября 1824 года, Михайловское.
4 глава – 6 января 1826 года, Михайловское.
5 глава – 4 января – 22 ноября 1826 года, Михайловское.
6 глава - 4 января – 22 ноября 1826 года, Михайловское.
7 глава - осень 1827 — ноябрь 1828.
8 глава - конец 1829 — 25 сентября 1830.
Так что, в основном, все написано в Михайловском. И это то, что мы читали в школьные годы, то, что положено на музыку. Эти восемь глав и есть «Евгений Онегин». Остальное – путешествия Онегина, десятая глава – это все наброски, обрывки, которые он дописывал в 29-30 годах. Чувствуется, что ему было грустно расстаться со своим творением. Но ничего путного из этого не получилось, по крайней мере, «путного» относительно уровня поэзии самого Пушкина.
А из соображений литературоведов упомяну лишь такое. В Михайловском Пушкин окончательно перешел от романтизма к реализму.

И, наконец, трагедия «Борис Годунов». Написана в Михайловском в 1825 году. Это первое и единственное полноценное драматическое произведение Пушкина. Охватывает период правление Бориса Годунова с 1598 по 1605 годы.
Знаменитые цитаты:
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога.

На старости я сызнова живу;
Минувшее проходит предо мною —

Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.
Это Пимен –летописец Чудова монастыря. Кстати, я думал, что этот монастырь где-то далеко, типа, на Соловках. Но оказалось, что он был в Кремле. Разрушен при советской власти. И сейчас всерьез обсуждается идея восстановить его.
А вот, что Гришка Отрепьев говорит, глядя на Пимена:
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Всё тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
А после того, как он узнал про убийство царевича Димитрия по указанию Бориса Годунова:
Борис, Борис! всё пред тобой трепещет,

И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
А вот уже думы и слова Бориса:
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно,
Но счастья нет моей душе.

Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых.

И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
А это уже знаменитая фраза Юродивого:
Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит.

Пушкин придерживался версии об убийстве сына Ивана Грозного, царевича Димитрия по указанию Бориса. Кстати, эта версия во времена Пушкина была главенствовавшей. Только в 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Я тоже думаю, что царевич умер в результате приступа эпилепсии. Но народная молва была против Годунова. И если бы это было не так, то трагедия «Борис Годунов»  не была бы величайшим произведением русской литературы. Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года, из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечел её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

Теперь о нашем посещении Пушкинских гор.
После Михайловского и Петровского, где музей были закрыты, мы поехали в Святогорский монастырь и возложили цветы к могиле Пушкина. В 18-м веке здесь появился редчайший колокол, отличавшийся малиновым звоном. Но во время войны его разбили.
О монастыре (из Википедии):
«Основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов Русского царства, в память явления богородичных икон "Умиление" и "Одигитрия" на Синичьей (впоследствии - Святой) горе. Основателем стал псковский наместник князь Юрий Токмаков. В конце XVI века пострадал от нашествия войск польского короля Стефана Батория. В XVI столетии при монастыре возникла слобода Тоболенец (название дано по имени близлежащего озера), к началу XVIII века разросшаяся в село Святые Горы (с 1925 года — Пушкинские Горы). В XVIII веке утратил своё оборонительное значение. При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа. Святогорский монастырь широко известен как место погребения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году). Синодальным распоряжением от 19 марта 1899 года к столетию со дня рождения поэта монастырь был переведен из третьего во второй класс штатных монастырей.
В 1924 году Святогорский мужской монастырь был закрыт большевиками. В годы Великой Отечественной войны здания монастыря серьёзно пострадали, некоторые были разрушены, иные заминированы. К 1949 году большая часть монастырских строений была восстановлена и до 1992 года использовалась как экспозиционная и административная часть Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина. С 1992 года монастырь был возвращен Русской Православной церкви. На 2007 год в монастыре проживало 28 монахов и послушников. Монастырь охраняется государством в составе Музея-заповедника А. С. Пушкина.»
Мы устали и в Тригорское решили в день приезда решили не ехать, а поехали на реку Сороть, на пляж.

На следующий день, 23 июля едем в Тригорское, в музей-усадьбу Осиповых-Вульф, где Пушкин часто бывал.
Изначально дом, где жили Осиповы, был полотняной фабрикой. Владелица Тригорского, П. А. Осипова, в 1820-х гг. перебралась сюда на время ремонта старого дома (построенного в 1760-х гг.), украсила здание двумя фронтонами, приспособила под жильё и осталась здесь жить насовсем. В доме были передняя, гостиная, столовая, библиотека, комнаты П. А. Осиповой, Алексея Вульфа, старших дочерей, детская, классная комната, запасная комната для гостей, кухня, буфетная, кладовая. Обстановка комнат была намного богаче, чем в Михайловском. Тригорская библиотека, которую начал собирать А. М. Вындомский, была довольно обширна. Её постоянным читателем был А. С. Пушкин. Здесь хранились также книги с дарственными надписями самого поэта.
В 1918 году господский дом сгорел. С 1922 года Тригорское является частью Музея-заповедника А. С. Пушкина. В 1962 году на старом фундаменте был восстановлен господский дом на основе сохранившихся изображений, описаний и планов (архитектором Смирновым В. П.) Были воссозданы гостиная, комнаты Прасковьи Александровны, Евпраксии и Алексея Вульф. Они наполнены сохранившимися предметами обстановки, портретами обитателей дома, а также вещами, характерными для усадебного дома начала XIX века.
Живописный парк Тригорского был разбит М. Д. Вындомским, первым владельцем имения, и является образцом русского садово-паркового искусства XVIII века. Его площадь, вместе с прилегающими лугами, составляет 37 гектаров. На его территории — три пруда, фруктовый сад, множество аллей, дорожек, «Скамья Онегина», «Дуб уединённый», «Танцевальный зал» (площадка, обсаженная липами), господская банька (была восстановлена в 1978 году).
На одном из холмов Тригорского, где было Вороническое городище, находится родовое кладбище Осиповых-Вульф. Здесь похоронены: А. М. Вындомский, П. А. Осипова, И. С. Осипов (муж Прасковьи Александровны), А. Н. Вульф и др. Сохранились остатки фундамента Георгиевской церкви, сгоревшей в 1913 году, а также основание каменной ограды кладбища.
Осмотр Тригорского (усадьба Осиповых-Вульф). Здание научного отдела. «Дом Лариных». Здесь Пушкин бывал почти каждый день. Деревенские главы «Евгения Онегина». Экскурсия по дому. Красивый и интересный парк. Растение под название «клен-малина». Обещали бесплатно откопать саженец осенью. Скамья Онегина. Банька, где неоднократно кутили Пушкин, Алексей Вульф (его постоянный и более удачливый соперник по части ухаживания за деревенскими барышнями, в том числе, за Анной Петровной Керн) и поэт Языков. Ель-шатер, заново посаженная С.С.Гейченко. Солнечные часы. Дуб уединенный («у Лукоморья»), почти уже умерший после устройства в его корнях немецкого дота и восстановленный стараниями ученых. Лесной класс. Множество живописных прудов. Крутой берег Сороти. Пожалуй, самый красивый парк на маршруте.
На этом все о Пушкиногорье. Едем во Псков. Дорогой почему-то не снимали. Видимо, ничего интересного.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии