10 глава - Рождество

 
        Дни летели за днями. Сегодня уже Рождество. Павел давно поправился, прошли головные боли, исчезла и противная слабость. Ум ждал возвращения в Москву, жаждал написать сенсационный материал о сибирской общине. А душа замирала при мысли, что придется навсегда покинуть эти просторы, леса и весь этот спокойно-радостный мир, покинуть деда Валерия, Иванко, Анну, которые стали ему как родные и всех, всех  этих милых добрых людей.
         А кто ждет его в Москве? Родные, друзья, но  с ними он порой годами не видится. У всех свои семьи, дела, работа и нет общих интересов, которым суждено объединять людей. Все устали от жизни, от каждодневной суеты выживания, им не до тебя. «В Москву меня тянет лишь привычка - жить в нашем несуразном мире», - подумал со вздохом Павел.
         Его мысли прервал отец Александр - священник общины. На вид ему было лет 70, держался он бодро, седая борода мягкими серебристыми волнами застилала грудь, глаза были добрые, вызывающие на откровенность.
- Рад Вас видеть на празднике нашем. Как самочувствие? - спросил отец Александр.
- Я пришел пораньше в церковь, чтобы осознать свою жизнь. Ее воронка закрутила все мое сознание. Я раздвоился, батюшка! - начал Павел. - Скоро придется покинуть вашу общину, но что-то крепко держит меня здесь...
- Понимаю Вас, - покачивая в такт словам головой, сказал священник. - Сам   испытал похожее состояние души. Когда-то я занимал высокий чиновничий пост в министерстве, но жизнь все более не удовлетворяла меня. И тогда я нашел в себе силы вырваться из пут «золотого тельца». Ушел работать сначала простым рабочим в Елоховскую церковь. Хотел быть ближе к Богу и понять смысл жизни. Затем учился в семинарии, работал священником в одной из церквей Подмосковья. На исповеди многие говорили о скверности окружающей жизни, спрашивали, как сделать ее  чище, лучше? На основе этих разговоров, философских исканий многих мыслителей и Святых Отцов Православной Церкви - я пришел к выводу, что лучший  выход из нашего бездуховного мира - это уединенная община и естественный образ жизни. Конечно - это не монастырь, а обычное поселение мирян, но жизнь здесь чище, светлее, ближе к Божьему миру природы и к заповедям Господним. Так и появилось наше общество «Радуга» - что значит стремление к более чистой, яркой жизни. Радуга – это древний завет Бога с Ноем. Помните, как пишется в Библии: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением между Мною и между землею». Через несколько лет подготовки мы переселились сюда, - улыбнувшись, закончил свой рассказ отец Александр.
- И никто не уехал потом, познав тяготы сельской жизни? - спросил Павел.
- Первый год был ужасен. Сколько сил физических и моральных потребовалось всем нам! Из 17семей лишь 12 остались на вторую зиму, а потом прижились. С Божьей помощью наладили хозяйство. Появилось свободное время - занялись естественной наукой, подумали о культуре и праздниках.
- Я видел, какой  в селении замечательный Дом культуры, и мне бы хотелось что-то оставить и от себя на память общинникам. Может, мои картины пригодятся вам? - спросил Павел.
- Я рад, что Вы живете нашими заботами, значит, община заняла прочное место и в Вашей душе. А сейчас не волнуйтесь, надейтесь на Бога, Он подскажет правильное решение. Если Вы уедете и будете томиться там, как в темнице, то знаете к нам дорогу. Наши  селяне всегда рады честным и добрым людям, - закончил батюшка.
         Разговор пришлось прекратить. Отца Александра позвали. Селяне заходили в церковь торжественно спокойные, нарядно одетые. Они помогали в убранстве храма; готовились певчие. К Павлу подошел дед Валерий и несколько благообразных старичков, поздравив друг друга с наступающим Рождеством Христовым, они стали показывать Павлу оклады икон, сделанные ими, картины на сюжеты из Евангелия. Вспоминали и само строительство. Они были рады тому, что хоть что-то сделали для Того, Кто дарит нам саму жизнь.
         В этот момент голос священника раздался в глубине алтаря. Все замерли. Певчие тихо, но с нарастающей силой подхватили пение, и вся маленькая церковка вторила им. Внутри Павла росло напряжение и ему необходимо было найти выход. И Павел запел, он подхватил торжественный мотив псалма. Неиспытанное ранее чувство радости ко всем и ко всему, охватило все его существо. «Должно быть, это и есть религиозный экстаз, фанатизм, - подумал ум, но душа противоречила. - Нет! Это просто чистая радость, будто вновь родился. Нет тяжких воспоминаний прошлого, и исчезли проблемы сегодняшние. Верится, что Господь тебе во всем поможет». 
        Рождественская служба подходила к концу. Все расходились по домам, чтобы в тихой семейной обстановке разговеться. Свет факелов и свечей освещал радостные лица, чистые глаза были устремлены к небу, которое в этот торжественный вечер было будто вымыто, а яркие звезды сверкали, стремясь затмить друг друга. Павел не мог отвести глаз от этой прекрасной картины мироздания. Он подумал: «Господи! Как прекрасен Твой подлунный мир! Со мной творится что-то невообразимое: из скептика я превращаюсь в сентиментальное дитя. Но это оказывается так прекрасно - помолодеть душой! Эти люди и эта жизнь в сердце природы помогли мне снять копоть с души. Недаром еще Сенека призывал жить на лоне природы, а один из римских императоров воскликнул: «Ах, если бы знали, какую капусту я вырастил, они не пришли бы звать меня вернуться в Рим?!»  Господь, любовь и природа - вот основное в жизни, остальное суета.  Почему мои соплеменники большого мира (как говорят здесь) не понимают этого? Ведь все давно уже живем, как на вулкане. Жизнь мира нашего созрела, как фурункул, необходимо срочное лечение, иначе произойдет катастрофа».   
         Павел отстал от всех, шел медленно. Внимательно глядя на небо, он увидел падающую звезду, чиркнувшую по небосклону: «А быть может, люди просто не знают этого правильного пути? Ведь все гениальное просто, но о нем почему  - то не задумываешься, пока не упадет на голову «ньютоновское яблоко». Господи! Мы благодарны Тебе, что дал нам более 2000 лет назад путь Великого спасения духовного, которое ведет к Вечной жизни. Помоги миру и сегодня раскрыть глаза и найти путь спасения естественной жизни на земле! Ведь мы совершаем сейчас тягчайший грех - губим себя ядовитыми стоками вод, радиацией, газами ... Господи, наставь на путь истинный заблудших детей своих, прими нас, как блудного сына».
        Павел с такой мольбой и болью шептал эти слова, как будто должно было сейчас произойти чудо. Весь мозг его обострился и ждал, но чуда не произошло. Напряжение спадало, и какая-то слабость и опустошенность заливала его мысли. Даже фигура Павла как-то обмякла. Он еле тащил ноги, и в этот миг Павел почувствовал, как в голове еле слышен тихий спокойный голос: «Если ты сам этого очень хочешь, то знаешь уже, что сказать людям. В остальном Господь подскажет, что и как сделать в свое время. Верь только искренне и молись Святой Троице».
         Павел стоял минут пять, как в тумане, очнувшись, подумал: «Что это было? Я, конечно, верю, что Бог живет в сердце каждого из верующих, но чтобы Он говорил с таким грешником как я? Возможно, со мной говорил мой Ангел - Хранитель? Господи! - с мольбой и глазами полными слез радости обратился Павел, - если и правда Твой Дух Святой осенил меня этими мыслями, дай мне знамение, укрепи в словах Твоих, и я сделаю все, как повелишь!»
         В небе вновь оборвалась звезда, но Павлу хотелось чего-то необычного, что могло бы полностью убедить его и людей, например, как в случае с Савлом, когда будущий апостол услышал голос Господа. Но ничего сверхъестественного не произошло, и лишь мысли тихо звучали: «Не возвышай себя, будь смиренным глашатаем правильной и праведной жизни. Зачем тебе знамения, ведь не Господь выбрал тебя, а ты сам жаждал помочь людям. По сильной искренней  молитве Господь дает просимое».


Рецензии