8-й запасной авиационный полк
(вч пп ?????)
(краткая историческая справка)
8-й запасной авиационный полк сформирован 18 июля 1941 года на аэродроме Багай-Барановский.
Нахождение в строю:
С 18 июля 1941 года по 8 декабря 1945 года.
В составе действующей армии:
Не находился
В составе Видов Вооружённых Сил:
С 18 июля 1941 года по 8 декабря 1945 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
В составе объединений:
С 18 июля 1941 года по 8 декабря 1945 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа
В составе бригад:
С 23 декабря 1941 года по 8 декабря 1945 года – в составе 3-й запасной авиационной бригады.
Командир полка:
Капитан (майор, подполковник) Владимиров Филимон Владимирович – с июля 1041 года по июль 1942 года. Назначен на должность командира 3-й запасной авиационной бригады.
Майор (подполковник) Козлов Николай Григорьевич – с 8 ноября 1942 года до окончания войны.
Начальник штаба полка:
Гвардии подполковник Чистяков Дмитрий Иванович – с 12 августа 1942 года по ?
Участие в операциях и битвах:
Подготовка лётчиков на самолётах Як – с 18 июля 1941 года по 8 декабря 1945 года.
Награждены орденами СССР:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года. Москва.
Владимиров Филимон Владимирович. Подполковник. Командир полка. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №024/н от 19 мая 1943 года. Москва.
Митрошин Иван Георгиевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Дёготь Анатолий Яковлевич. Старший техник-лейтенант. Старший инженер полка. Орден Красной Звезды.
Илларионов Александр Иванович. Старший техник-лейтенант. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Чистяков Дмитрий Иванович. Гвардии подполковник. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды(2)
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943 года. Москва.
Асламазян Симон Аршакович. Младший лейтенант. Лётчик-инструктор. Орден Красной Звезды(1)
Козлов Николай Григорьевич. Майор. Командир полка. Орден Красной Звезды.
Петров Виктор Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик-инструктор. Орден Красной Звезды.
Серик Николай Григорьевич. Младший лейтенант. Лётчик-инструктор. Орден Красной Звезды.
Стороженко Михаил Яковлевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды(1)
Шкарлет Василий Константинович. Младший лейтенант. Лётчик-инструктор. Орден Красной Звезды.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года. Москва.
Зеленцов Анатолий Абрамович. Младший лейтенант. Лётчик-инструктор. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Чирков Семён Васильевич. Старший лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1944 года. Москва.
Корниенко Николай Григорьевич. Майор. Заместитель командира полка. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №067/н от 7 октября 1944 года. Москва.
Богданов Александр Ефимович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Громов Леонид Иванович. Старший сержант. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Митрошин Иван Георгиевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №09/н от 21 февраля 1945 года. Москва.
Белов Иван Фёдорович. Старший лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.
Чирков Семён Васильевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.
Асламазян Симон Аршакович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды(2)
Большаков Леодор Иванович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
Вооружение:
Як
Дислокация:
Багай-Барановский – с 18 июля 1941 года по 8 декабря 1945 года.
8 декабря 1945 года на аэродроме Багай-Барановский 8-й запасной авиационный полк преобразован в 47-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк.
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в полку.
Константинов Анатолий Устинович – с сентября 1941 года по август 1942 года.
Микоян Степан Анастасович – с 16 октября 1941 года по 26 декабря 1941 года. Побед в составе полка нет.
Михайлик Яков Данилович – с декабря 1941 года по ?
Пинчук Николай Григорьевич – с мая 1942 года по август 1942 года.
Поляков Виталий Константинович – с сентября 1941 года по июнь 1942 года.
Фрунзе Тимур Михайлович – с 4 октября 1941 года по 16 декабря 1941 года.
Лётчики-ассы проходившие службу в полку:
Константинов Анатолий Устинович – с сентября 1941 года по август 1942 года. Побед в составе полка нет.
Лебедев Кирилл Яковлевич – с ? по октябрь 1942 года. Побед в составе полка нет.
Машенкин Алексей Михайлович – с ? по декабрь 1942 года. Побед в составе полка нет.
Михайлик Яков Данилович – с декабря 1941 года по ? Побед в составе полка нет.
Пинчук Николай Григорьевич – с мая 1942 года по август 1942 года. Побед в составе полка нет.
Стороженко Михаил Яковлевич – с ? по февраль 1944 год. Побед в составе полка нет.
Личный состав полка:
Асламазян Симон Аршакович
Белов Иван Фёдорович
Бесклубов Валентин Модестович
Богданов Александр Ефимович
Большаков Леодор Иванович
Владимиров Филимон Владимирович
Громов Леонид Иванович
Дёготь Анатолий Яковлевич
Зеленцов Анатолий Абрамович
Илларионов Александр Иванович
Козлов Николай Григорьевич
Константинов Анатолий Устинович
Корниенко Николай Григорьевич
Котов Николай Андреевич
Кушнарев Владимир
Лебедев Кирилл Яковлевич
Машенкин Алексей Михайлович
Микоян Степан Анастасович
Митрошин Иван Георгиевич
Михайлик Яков Данилович
Петров Виктор Алексеевич
Пинчук Николай Григорьевич
Поляков Виталий Константинович
Прокопенко Леонид Филиппович
Серик Николай Григорьевич
Стороженко Михаил Яковлевич
Фрунзе Тимур Михайлович
Чирков Семён Васильевич
Чистяков Дмитрий Иванович
Шкарлет Василий Константинович
Ярославский Владимир Емельянович
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
Версия от 3 апреля 2020 года.
Константинов Анатолий Устинович
Pодился 12 июня 1923 года в Москве. Окончил 9 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 20 декабря 1940 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году. С сентября 1941 года служил лётчиком в 8-м ЗАП (ВВС Приволжского военного округа).
С 28 августа 1942 года сержант А. У. Константинов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 2-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 85-й Гвардейский ИАП. Прошёл путь от командира звена до командира эскадрильи. Летал на Як-1 и Як-9. Воевал на Сталинградском, Южном, 1-м Украинском, 2-м Украинском, 4-м Украинских фронтах. В ноябре 1942 года легко ранен в руку.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан А. У. Константинов совершил 294 боевых вылета, в 90 воздушных боях сбил 19 самолётов противника. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
Всего совершил 327 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в которых сбил лично 22 самолета противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6327).
После окончания войны продолжил службу в ВВС. С ноября 1952 года командовал авиационным полком. С февраля 1956 года - заместитель командира, с марта 1957 года - командир истребительной авиационной дивизии. С апреля 1958 года - командир дивизии ПВО. С мая 1960 года - командир корпуса ПВО. В 1964 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1968 года - первый заместитель командующего войсками Бакинского округа ПВО. С декабря 1970 года - командующий 11-й отдельной армией ПВО - заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по ПВО. С июля 1973 года - командующий войсками Бакинского округа ПВО. С апреля 1980 года - командующий войсками Московского округа ПВО. В мае-августе 1987 года и в 1990-1992 гг. - военный инспектор и советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1987-1990 гг. и с 1992 года - в отставке. Умер 22 октября 2006 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён орденами: Ленина (15.05.1946, ...), Красного Знамени (2.08.1943, 15.02.1944, ...), Александра Невского (22.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (06.06.1945, 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (23.05.1945), Красной Звезды (05.01.1943, ...), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени (Российская Федерация); медалями и иностранными наградами.
Машенкин Алексей Михайлович
Родился 17 августа 1917 года в селе Подлипичье (Дмитровский район Московской области). С 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Остафьевскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором-лётчиком в 8-м ЗАП, переучивая лётчиков полков, следующих на фронт с Дальнего Востока.
С 12 апреля 1943 года старшина А. М. Машенкин на фронтах Великой Отечественной войны в составе 812-го ИАП. Летал на Як-1, Як-9 и Як-3. 26 мая 1943 года назначен командиром эскадрильи. 25 сентября 1943 года сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, приземлился на территории противника, попал в плен. В октябре 1943 года бежал, но был схвачен и направлен в концлагерь. 1 января 1944 года совершил побег c группой заключённых, воевал в партизанском отряде. 23 февраля 1944 года вернулся в свой полк.
К маю 1945 года командир 3-й эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. М. Машенкин совершил 170 боевых вылетов, провёл 43 воздушных боя, в которых сбил лично 11 самолётов противника. Воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС, но в 1947 году уволен из армии как "не заслуживающий доверия". После смерти Сталина и изменения обстановки в стране, вернулся на службу. В декабре 1953 года назначен командиром авиационного полка в город Пушкин (Ленинградская область). В марте 1979 года погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Казанском кладбище.
Награждён орденами: Красного Знамени (28.05.1943, 27.04.1944, 29.03.1945), Александра Невского (10.09.1944), Отечественной войны 2-й степени (06.05.1943); медалями.
Микоян Степан Анастасович
Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Армянин.
Вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Окончил её 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировали училище. В том же году он переучился на истребитель Як-1, и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
16 января 1942 года Микоян был сбит по ошибке советским лётчиком М. А. Родионовым. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину, после этого он попал в медсанбат с ожогом 3-й степени рук, лица, левой ноги и коленного сустава правой ноги.
Через полгода получил назначение под Сталинград, а затем на Северо-Западный фронт.
К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Провёл 3 воздушных боя, в составе группы сбил 6 самолётов противника. В ноябре 1942 года капитан Микоян награждён орденом Красного Знамени за 14 боевых вылетов в декабре 1941 года — январе 1942 года,3 воздушных боя и 6 сбитых самолётов противника в группе[2].
Член ВКП(б) с 1943 года.
В августе 1944 года командир звена 12-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Степан Микоян награждён орденом Красной Звезды за выполнение 7 вылетов на сопровождение особо важных вылетов и литерных поездов Новикова, Жукова, Воронова, Мерецкова, Попова[3].
В июне 1945 года Степан женился на Элеоноре Лозовской, дочери лётчика-испытателя Петра Ивановича Лозовского, погибшего в 1932 году.
С 1945 по 1951 год — слушатель инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. После окончания работал в Научно-испытательном институте ВВС.
В течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, получил звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», 3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 стал Героем Советского Союза.
Стал первым заместителем начальника НИИ ВВС. Он освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тысяч часов. С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по лётным испытаниям. В космическом полёте «Бурана» отвечал за управление кораблём на участке снижения и посадки.
Умер 24 марта 2017 года в Москве на 95-м году жизни. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в семейном захоронении.
Михайлик Яков Данилович
Родился 7 мая 1922 года в селе Максимовка (ныне Кременчугский район Полтавской области Украины). В 1937 году окончил 7 классов, в 1938 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1938-1939 гг. работал слесарем в Кременчугском паровозном депо. В 1940 году окончил Кременчугский аэроклуб. С февраля 1940 года в рядах Красной Армии. В августе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в тыловом авиационном полку, в декабре 1941 года прошёл переучивание на истребитель Як-1 в 8-м ЗАП (Саратовская область).
С февраля 1942 года сержант Я. Д. Михайлик на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 211-го ИАП (Западный, Волховский и Сталинградский фронты), летал на Як-1. 20 февраля 1942 года ранен в голову. 30 марта 1942 года сбит в воздушном бою и ранен в ноги. После лечения сражался в небе Сталинграда. В сентябре 1942 года переведён в 237-й ИАП (3 февраля 1943 года преобразован в 54-й Гвардейский ИАП). Служил там лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи (Донской, Центральный и 1-й Белорусский фронты), летал на Як-1 и "Аэрокобре".
К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознамённого полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант Я. Д. Михайлик совершил 363 боевых вылета, провёл 75 воздушных боёв, в которых сбил лично 17 и в составе группы 5 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9060).
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил курсы при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе. В 1945-1950 гг. - командир эскадрильи и помощник командира авиационного полка (в Группе советских войск в Германии и Прибалтийском военном округе). В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил на различных должностях. С июня 1976 года Гвардии полковник Я. Д. Михайлик - в запасе. В 1977-1988 гг. работал ведущим инженером и начальником отделов в Главном управлении по ремонту подвижного состава и производству запасных частей Министерства путей сообщения СССР. Жил в Москве. Умер 20 апреля 2011 года, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (30.01.1943, 04.07.1943, 31.07.1945), Александра Невского (10.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (03.01.1943, 26.10.1955, 22.02.1968), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями.
Пинчук Николай Григорьевич
Родился 4 февраля 1921 года в деревне Будённовка (ныне Бобруйский района Могилёвской области Республики Беларусь). В 1940 году окончил 10 классов школы и Бобруйский аэроклуб. В том же году добровольно вступил в Красную Армию. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую, в 1941 году - Конотопскую, в 1942 году - Армавирскую военные авиационные школы пилотов.
С августа 1942 года сержант Н. Г. Пинчук на фронтах Великой Отечественной войны в составе 32-го ИАП, летал на Як-1. В октябре 1942 года направлен в 18-й Гвардейский ИАП. Летал на Як-7, Як-9 и Як-3. Весной 1944 года был назначен заместителем командира, а в январе 1945 года - командиром 1-й эскадрильи (летали на Як-7 "Латышский стрелок", построенных на средства трудящихся Советской Латвии и воинов Латышской стрелковой дивизии).
К концу войны командир, он же штурман эскадрильи 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан Н. Г. Пинчук совершил 311 боевых вылетов, участвуя в 56 воздушных боях, сбил 22 самолёта противника (20 лично и 2 в паре). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 39459) и медали "Золотая Звезда" (№ 6216).
После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1975 года Гвардии полковник Н. Г. Пинчук - в запасе. Жил в Минске. Умер 12 января 1978 года.
Награждён орденами: Ленина (19.04.1945), Красного Знамени (23.07.1943, 19.02.1944, 01.07.1944, 14.08.1957), Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943, 23.12.1985), Красной Звезды (26.10.1955, 22.02.1968), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями.
Поляков Виталий Константинович
Родился 11 апреля 1923 года в деревне Оборино Угличского уезда Ярославской губернии РСФСР СССР[1] в крестьянской семье Константина Михайловича и Марии Леонтьевны Поляковых. Русский. В 1930 году семья Поляковых переехала в Москву. Здесь Виталий Контантинович в 1940 году окончил 9 классов средней школы № 554 и аэроклуб Осоавиахима Пролетарского района Москвы. В апреле 1941 года он окончил Серпуховскую объединенную авиационную школу пилотов и механиков[4] и в звании сержанта направлен в 282-й истребительный авиационный полк 75-й смешанной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа.
В первые дни Великой Отечественной войны дивизия, в которой служил сержант В. К. Поляков, была переброшена в Харьковский военный округ. До сентября 1941 года она находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В сентябре 1941 года дивизия была включена в состав ВВС Юго-Западного фронта с базированием в Кременчуге, но вместо фронта Виталий Константинович был направлен в 8-й запасной истребительный авиационный полк. На аэродроме Багай-Барановка сержант В. К. Поляков прошёл переподготовку на истребителе Як-1. В июне 1942 года его направили в находившийся на переформировании в Приволжском военном округе 237-й истребительный авиационный полк. 28 августа 1942 года полк был включён в состав 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта с базированием на аэродроме Пичуга. 30 августа 1942 года, выполняя задание по сопровождению штурмовиков, в воздушном бою В. К. Поляков был тяжело ранен, но сумел посадить истребитель на свой аэродром. Шесть месяцев Виталий Константинович провёл в госпитале. В середине февраля 1943 года он вернулся в свою часть, которая ещё 3 февраля 1943 года была переименована в 54-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Центрального фронта.
В марте-апреле 1943 года В. К. Поляков совершал боевые вылеты на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, действовавших на орловском направлении, прикрывал боевые порядки своих наземных войск и коммуникаций от налетов вражеской авиации, вёл воздушную разведку. К лету 1943 года он прошёл переаттестацию и получил офицерское звание. Всего к середине июля гвардии младший лейтенант В. К. Поляков совершил 75 боевых вылетов, из которых 12 — на сопровождение, 37 — на разведку, 5 — на перехват бомбардировщиков противника, 21 — на патрулирование и «свободную охоту». В 23-х воздушных боях он лично сбил 4 самолёта противника (2 Ме-109, 1 ФВ-190 и 1 Хе-111). За добытые ценные разведданные был отмечен благодарностью командующего 16-й воздушной армией генерал-майора С. И. Руденко. Во время проведения разведки старший лётчик В. К. Поляков нередко производил штурмовки наземных целей, в результате которых было уничтожено 5 автомашин с вражеской пехотой и грузами, 3 автоцистерны и одно зенитное орудие.
5 июля 1943 года в первый день Курской Битвы 4 Як-1, в составе которых был и младший лейтенант В. К. Поляков, взлетели с аэродрома Фатеж на перехват следовавшей к Понырям группы из шести немецких бомбардировщиков Хе-111. В ходе завязавшегося в районе села Верхнесмородино воздушного боя 2 Як-1 вступили в бой с истребителями прикрытия противника, а В. К. Поляков в одиночку атаковал бомбардировщики. Очередью «Хейнкеля» на истребителе Полякова были пробиты бензобак и водный радиатор, а сам Виталий Константинович был ранен в правую руку. Тогда он направил горящий самолёт в хвост ведущего группы немецких бомбардировщиков. Ударом винта и правой плоскости машины он отрубил хвост Хе-111, после чего воспользовался парашютом и приземлился в расположении своих войск. Потеряв ведущего, оставшиеся немецкие бомбардировщики повернули обратно. За ходом воздушного боя с командного пункта наблюдал командующий фронтом генерал-полковник К. К. Рокоссовский. По его распоряжению командир 54-го гвардейского истребительного полка гвардии подполковник Е. П. Мельников представил гвардии младшего лейтенанта Полякова Виталия Константиновича к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 2 сентября 1943 года.
Осенью 1943 года полк, в котором служил гвардии младший лейтенант В. К. Поляков, участвовал в наступательных действиях Центрального фронта в ходе Битвы за Днепр (Черниговско-Припятская операция) и Белорусского фронта в ходе Гомельско-Речицкой операции. В январе 1944 года полк был выведен в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, где находился до лета 1944 года. За этот период полк был перевооружён самолётами Р-39 «Аэрокобра», а лётный и технический состав прошёл переобучение на новой технике. В апреле 1944 года В. К. Поляков был произведён в лейтенанты и назначен на должность командира авиационного звена. С июня 1944 года и до конца войны 54-й гвардейский истребительный авиационный полк сражался на 1-м Белорусском фронте[7]. В. К. Поляков участвовал во всех крупных операциях фронта (Белорусская стратегическая, Висло-Одерская, Восточно-Померанская и Берлинская операции). Всего за время войны он совершил 175 боевых вылетов. Боевой путь Виталий Константинович закончил под Берлином в звании гвардии старшего лейтенанта в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. 24 июня 1945 года он участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве.
После войны В. К. Поляков продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР в составе своего подразделения, вошедшего в Группу советских войск в Германии. В 1949 году капитан В. К. Поляков был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию, которую с отличием окончил в 1954 году. После учёбы остался в академии на преподавательской работе. Служил преподавателем, старшим преподавателем, заместителем начальника факультета заочного обучения, начальником учебной части, начальником кафедры тактики истребительной авиации. Весомый вклад внёс Виталий Константинович и в развитие военной науки, опубликовав более 20 научных работ. В 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Боевые действия истребительной авиации по обеспечению родов и видов войск от противодействия авиации противника», а в 1968 году стал доцентом кафедры тактики истребительной авиации и ПВО. В 1980 году В. К. Полякову было присвоено звание генерал-майора авиации. В отставку Виталий Константинович вышел в 1983 году. До 1991 года работал старшим научным сотрудником в одном из военных институтов в Москве. Являлся председателем Совета ветеранов 16-й воздушной армии и заместителем председателя Объединенного совета ветеранов войны и военной службы ВВС. Умер 20 ноября 2012 года в городе Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Фрунзе Тимур Михайлович
Родился 5 апреля 1923 года в городе Харьков. После смерти отца в 1925 году и матери в 1926 году вместе с сестрой Татьяной росли у бабушки. В 1931 году, после смерти бабушки, детей усыновил друг их отца Климент Ворошилов, получивший разрешение на усыновление специальным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Тимур Фрунзе после окончания средней школы поступил в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. С 1940 года на службе в Красной Армии. В сентябре 1941 года окончил Качинское училище с отличием.
В конце декабря 1941 года лётчик-истребитель лейтенант Фрунзе получил назначение в 161-й истребительный авиационный полк. С 7 января 1942 года 161 иап в составе 57-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта участвовал в Демянской наступательной операции. Фрунзе совершил 9 успешных боевых вылетов: 4 на прикрытие своего аэродрома и 5 на прикрытие наземных войск в районе города Старая Русса (Новгородская область). За три встречи с воздушным противником в двух боях сбил лично два и в паре с ведомым один самолёт противника. Общий налёт — 10 часов 57 минут, боевой — 8 часов 57 минут. 19 января 1942 года, при выполнении боевого задания по прикрытию войск, Фрунзе в паре с командиром звена и ведущим пары лейтенантом Иваном Шутовым, патрулируя в районе Старой Руссы, обнаружили 30 бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Приняв решение атаковать, сбили корректировщик Хеншель Hs.126. В завязавшемся бою с четырьмя истребителями Bf-109 и Ме-115 сбили один Ме-109. Вскоре к бою присоединились ещё 3 Ме-115, и самолёт Шутова был подбит. Прикрывая повреждённый самолёт товарища, Тимур Фрунзе израсходовал весь боекомплект и был сбит[4]. Подожжённая машина вошла в штопор и врезалась в землю в 500 метрах на северо-запад от деревни Отвидино Старорусского района[5].
С воинскими почестями лейтенант Фрунзе был похоронен на Ямском кладбище в посёлке Крестцы. После войны, в 1950-х годах, по желанию сестры Татьяны, перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Свидетельство о публикации №220033101510