Недописанное Евангелие от Ридли Скотта. ред. 2020

Андрей Корсаков.

"Прометей" и "Завет":
Недописанное Евангелие от Ридли Скотта.

(ред. 2020.)

Сегодня речь пойдет о кинематографе фантастическом, но фантастическом не в классическом смысле этого слова, а несколько "лавкрафтианском": даже самый первый "Чужой" в конце семидесятых перевернул привычное представление о "фильмах, берущих местом действия космос" (которые к тому времени набили зрителю изрядную оскомину размером со шрам от лазерного меча), добавив туда хоррор-, триллер- составляющую. В этом, на самом деле, не было ничего нового: еще тот же самый Лавкрафт много-много лет тому назад уловил своим гениальным чутьем бездонность подобного "литературного дискурса"... Потом, правда, об этом его подходе на много-много же лет забыли - и как повезло нам всем, что Риддли Скотт (и, конечно, сценаристы) умудрились-таки, намеренно или нет, воскресить "космический страх и межзвездный ужас".
Были, конечно, замечательные "Чужие" Джеймса Кэмерона (который породил философию совершенно иного рода, о которой говорить надо долго и отдельно), и пара-тройка несчастных, изуродованных студийной цензурой сиквелов (и, прости Господи, "кроссоверов") - но все ждали, когда сам Мастер возвратится к своему детищу... И это случилось.
Риддли на старости лет, когда голова его уже давно стала белою, а карьера - золотой, все-таки вспомнил о Чужом...
И сделал все по-своему.
От него ждали "логичного приквела".
А он... взял и сделал все "наперекор".
Хорошо ли поступил мэтр, плохо ли... - что нам до фанатского негодования? Мы смотрим на кино с точки зрения искусства, философии искусства, можно сказать - и посему не будем заострять свое внимание на том, "как должно было быть". На это есть форумные площадки, "comment section" и прочие стойла виртуального пространства, где не место думающему человеку.

Оба фильма давно уже собрали свою положенную кассу, равно как и свою щедрую долю восхвалений и негодования - их и превозносили до небес, и ругали самыми последними словами.
Давайте попробуем пересмотреть их и мы с вами.


1. ПРОМЕТЕЙ: ГРЕХОПАДЕНИЕ.


Еще при первом просмотре "Прометея" у зрителя закрадывались подозрения, что "у семи нянек дитя-таки останется без глазу" - иными словами, даже «диванные» специалисты понимали, что за кадром, на сценаристской кухне, орудовало сразу несколько поваров, поочередного плюющих в суп друг друга. На это указывали незавершенные сценарные линии, слишком уж внезапные повороты истории, не менее внезапные выведения ключевых персонажей из сюжетного повествования, наложение нескольких разных линий повествования друг на друга и так далее. В общем, все, что так знакомо нам по сериальной чехарде, когда во время шоу творится то же самое — там, в мире ситкомов и тысячесерийных эпиков это вообще (не)добрая традиция.
И специалисты, в общем-то, не ошиблись...
Нетрудно было заметить, что Викерс в исполнении Шарлиз Терон - все-таки андроид (но тему "срезали в полете"), так же несложно было увидеть сильный упор на религиозную тему (главный герой, доктор Шоу - католичка, "практически непорочное зачатие" в Рождество, и т.д.) и то, что идея о "жидкости, дарующей жизнь" не очень-то складывается с основным сюжетом и проч.
С другой (и самой главной) стороны, религиозная тема удалась так хорошо, что на ее фоне бледнели все "Чужие" и прочая-прочая.
Понятное дело, что фильм о богах из космоса без притянутого за слоновьи уши сюжета с Чужими не "продался бы" с чисто финансовой точки зрения, поэтому ему требовалось вливание "популярной базы" для коммерческого успеха. Отсюда и все проблемы "Прометея".
Тут, конечно, виноват менеджмент, а не Риддли: вместо того, чтобы подать фильм как "ленту, имеющую местом действия вселенную "Чужих", он был подан почти как "точный приквел", что привело к многочисленным баталиям среди "фанатской базы". Не стоит строить из себя элитиста: фанатская база, безусловно, права. Но без этого лукавства киностудий мы бы никогда не увидели фильм "о богах из космоса"...

Просочившиеся в интернет сценарии, конечно же, подтверждали все подозрения "целевой аудитории"...
Например: гомерическая глупость персонажей, "членов научной экспедиции" была обоснована. Цитирую, сохраняя орфографию и пунктуацию: "Вейланд специально нанял специалистов «вслепую» для того, чтобы сохранить строжайшую секретность всей миссии! Он рассудил, что если бы полет за «инопланетной технологией» обсуждался на Земле до полета, информация неизбежно утекла бы к конкурентам, которые могли его опередить, и отправиться к планете раньше. Поэтому мнительный старик и задумал нанять людей на длительную миссию, не говоря им ни слова о том, в чем она заключается, и в качестве компенсации этой гнетущей неизвестности предложил тройную оплату. Само собой, на такое не пошел ни один настоящий спец. Не правда ли, хорошее объяснение некомпетентности команды и незнания цели полета? И это было прямо прописано в сценарии").
Еще пример: "Виккерс, во чтобы то ни стало, хотела привезти на Землю технологии или живого инопланетянина. Она приказывает принести на корабль ампулы. Когда команда вернулась в храм за ампулами, Холлоуэю случайно в лицо попала жидкость. Это произошло после секса с Шоу. Он после этого начал очень быстро стареть. Это он там в итоге в инвалидом кресле (а не Вейланд - Авт.). ... Выживают Виккерс и Шоу. Они бредут к одной из машин, оставленных на поверхности. Виккерс говорит, что следующий корабль должен прибыть через шесть месяцев. Тут Шоу видит что Виккерс подозрительно рьяно опекает свой огромный рюкзак. Улучив момент находит там ампулы и инкубатор со своим "детенышем". Женщины борются, в схватке ОБНАРУЖИВАЕТСЯ, ЧТО ВИККЕРС АНДРОИД. Шоу забила её камнем.  Финальные кадры - Шоу с пищащим уродцем на руках сидит на вершине водопада и смотрит в воду."
Как видим, очень многое - и нужное для сюжета "чистого приквела" - изначально присутствовало.
Разумеется, и планета должна была быть "той самой", не было никакой "черной жидкости" — а были привычные «коконы»; из Шоу рождался самый обычный "ксеноморф", а не гигантский осьминог. И разумеется, оригинальный сюжет вел, как и положено, к началу событий самого первого "Чужого".

...

Рассмотрим, что же религиозного в Прометее - ведь если посмотреть на название нашей статьи...
Стоит вспомнить, что сценарий Д. Линделофа прямо именовался... "Рай" ( по названию, между прочим, родной планеты Инженеров). В сценарии Линделофа так и написано, без стыда и застенчивости: "Вейланд со слезами смотрит на своего БОГА" (выделено автором "Рая").

Черная жидкость, вирус, очевидно, есть ГРЕХ, который выступает в роли известного всем нам яблока, которое попробовала известная всем нам Ева в известном всем нам саду.
И это, собственно, весьма недалеко от истины: ведь ежели поглядеть на известный горе-вирус из Китая, то легко заметить, что он вовсе не "из ниоткуда" взялся - его корень в скученности рода человеческого, в антисанитарии, свойственной свалке мегаполисов: иными словами, просто в "человеческой природе".
И любой "вирус", как и в "Прометее", по сути своей рукотворен. Только творили его не "злые корпорации" или "злой андроид", а люди en masse, сами того не ведая... За окном у нас - двадцать первый век, а на рынках по прежнему ползает почти живая грязь, течет мутная и пропахшая органическим мусором вода, кругом помои и отбросы, бегают гигантские крысы и прочие животные... Все это сочетается с бесконечной индустриализацией и ее последствиями: а именно измученными, больными, истраченными людьми, которые обслуживают бесконечные заводы, машины и механизмы, пышущие ядом выхлопов и сочащиеся отравой химических отходов...
Вирус это просто, по большому счету, человеческий грех, который активизируется, когда человечество своими грязными клешнями калечит то, что им дали Инженеры.
В этом идея "Прометея" оказалась во многом провидческой...


Отрывок из американского исследования безымянного автора (цитата будет весьма пространной):

"Фильм мотивирован всеобъемлющим вопросом Шоу и Вейланда: "откуда мы пришли?".
Верные христианству, мы обнаруживаем, что были созданы.
И мы бы не ошиблись, увидев первую из многих христианских аллегорий фильма в первой же сцене фильма! Инженер снимает свой плащ перед церемонией и колеблется перед тем, как выпить чашку генетического растворителя; он вполне мог подумать: «Если воля Твоя, пусть эта чаша пройдет от меня».
Благодаря исследованиям Шоу и Холлоуэя мы узнаем, что инженеры не только создали человеческую жизнь, но и контролировали наше развитие. (Как еще мы можем объяснить многочисленные изображения инженеров в первобытном искусстве, со звездной диаграммой, показывающей нам, как их найти?)
К середине фильма возникает совершенно резонный вопрос: "Почему же эти самые Боги оставили нас?", который Шоу задает своему мужу. Оказывается, они осудили нас, нашли нас противными высшему...
Мы должны предположить, что в течение нескольких сотен тысяч лет они были очень довольны нами. Они могли уничтожить нас в любое время, но вместо этого они фактически пригласили в гости: «Эй, ребята, когда вы достаточно повзрослеете, чтобы развивать космические путешествия, приходите к нам». Пока что-то не изменилось... ЧТО-ТО, что не только испортило наши отношения с ними, но и привело к тому, что их установка на LV-223 была почти полностью уничтожена....
Если у вас есть тревожные подозрения о том, что может быть «плохим делом около 2000 лет назад», то позвольте мне заверить вас, что вы правы.
...Удивительный отрывок из интервью:

"Movies.com: Мы слышали, что было написано, что Инженеры нацелены на нашу планету для уничтожения, потому что мы распяли одного из их представителей, и что Иисус Христос мог быть одним из них. Это когда-либо обсуждалось?
Ридли Скотт: Мы подумали, что это слишком откровенно. Но если приглядеться... Инженеры дали человечеству шанс. Но наблюдали, как человечество уничтожает себя и все лучшее в себе. И они как бы сказали: «Давайте отправим еще одного из наших, чтобы посмотреть, сможет ли он остановить падение и распад человечества». Угадайте, что? Его распяли".

...Комментарий Шоу, когда, входя в комнату для урн, она говорит: «мы изменили атмосферу в комнате», обманчиво информативен. Психическая атмосфера изменилась, потому что присутствуют люди - испорченные, убивающие Иисуса люди. Слизь начинает порождать новую жизнь, опираясь не на полу-святого (см. Инженер), а на жалкого человечка. Не стоит удивляться, что проявляется эта мутация в форме ЗМЕЯ. Символика развращающего змея, превращающего жителей Эдема в жалких людей, предавших волю Божью, довольно безошибочна.
...«Кесарева» сцена является главной темой фильма: создание, жертва и дарение жизни. Шоу обнаружила, что она беременна чем-то нечеловеческим и устанавливает автодок, чтобы вырезать это из нее. День этого странного рождения якобы случайно приходится на... Рождество Христово. И это своего рода «непорочное рождение», пускай темное и искаженное, потому что Шоу не может быть беременной по сценарию...
...Рассмотрите сцену, где Дэвид говорит Шоу, что она беременна, и скажите мне, что это не отсылка к Благовещению. Спокойный, милостиво ангельский андроид, доставляющий новости, благочестивая мать, которая настаивает на том, что она не может быть беременной, заявление, что это не обычный ребенок... да, мы видели это раньше.
В Евангелии.
..."И Ангел ответил ей и сказал ей: Святой Дух сойдет на тебя, и сила Всевышнего коснется тебя, и потому и святая вещь, которая родится от тебя, будет названа Сыном Божьим. И вот, Елизавета, она также зачала сына, а ее звали Бесплодной".
Бесплодная женщина по имени Элизабет, забеременевшая от «Бога»?
Тонко, Ридли.
...Фильм заканчивается появлением ребенка-чужого, который является ребенком Шоу и Инженеров. Как Иисус - дитя Марии и Бога.
Ксеноморфы являются членами новой религии Дэвида, это делает Шоу фигурой Марии (из которой по исходному сюжету "Завета") Дэвид собирался сделать Королеву Чужих."

Конец пространной цитаты.

Поблагодарим же американского автора за столь подробное исследование: воистину, надо разбираться в предмете с рачительностью и сметкой истинного монаха от искусства, чтобы обнаружить не столь уж явные намеки... Что, кстати, не впервой для серии "Чужих": общеизвестно, что третья часть кино-саги планировала иметь местом действия не космическую "зону строгого режима", а самый настоящий монастырь с самыми настоящими монахами, которые почуяли в Рипли тот самый Грех (заражение Чужим)...
Стоит заметить, что еще одну явную параллель исходного сюжета мы почти проморгали - андроиды Дэвид и Викерс однозначно напоминают думающему разуму новых, цифровых, искусственных Адама и Еву...

Теперь давайте, отбросив цитаты сторонних авторов, под лупой посмотрим на прочие религиозные моменты "Прометея" (опуская предельно очевидное):

*Элизабет и ее муж (д-р. Холлоуэй) ищут, все же, религиозные тексты, а не сколько самих инопланетян, например. Они не космонавты, они археологи.
*Воспоминания Шоу показывают ее отца-проповедника и ее же вопросы о смерти, рае и боге, а так же видение странного человека (тема никуда не пошла, к сожалению, оставшись темным и непонятным эпизодом).
*Героиня постоянно говорит о вере: "я не знаю, а просто верю".
*Дэвид изучает древние языки насквозь религиозных народов, а не "языки будущих инопланетян".
*"Бог не использует прямые линии" - фраза, звучащая при посадке на таинственную планету.
*Убитый инженер мертв "примерно 2000 лет" (не составит большого труда провести параллели).
*В забытом храме с черными вазами на стенах - подчеркнуто религиозные фрески. На постаменте - Чужой в позе распятого Христа.
*Вырезанная сцена: Элизабет рассказывает религиозную притчу о создании человека, ее все внимательно слушают. Холлоуэй возражает, говоря - "но мы одни во вселенной, а они все погибли" (однозначная отсылка к "бог мертв").
*ДНК "Инженеров" очень похоже на наше, людское, что есть столь же однозначная параллель с библейским стихом, звучащим как "создал человека по образу и подобию своему".
*Дэвид тестирует черную жидкость ("грех") после весьма религиозного разговора о создателях и прочем.
*В вырезанной сцене мы могли наблюдать разговор Элизабет с мужем, где снова обсуждались боги, создатели, смерти мамы, отца и т.д. (отрывок был очевидно важным для религиозной составляющей). Однако, в этой сцене был изменен оригинальный текст! Изначально, как говорит Линделоф (автор сценария "Рая"), разговор был о том, что Холлоуэй пришел на экспедицию для того, чтобы ДОКАЗАТЬ ОТСУТСТВИЕ БОГА, а Элизабет - за обратным. Он хотел привезти живого Инженера и доказать всем, что Бога с бородой на облаке нет; а Шоу упорно доказывала обратное.
*Убитый первобытным Змеем ученый говорит о том, как она (змея) "прекрасна" (пристрастие к греху всегда прячется под первобытной страстью).
*Холлоуэй видит в глазу миниатюрного Змея\червя.
*Боги пользуются флейтами а не компьютерной техникой. Сцена явно религиозного характера, пусть и с космосом, планетами и т.д., ведь именно флейта очень часто упоминается в Писании:  "И сделалась свирель моя – голосом плачевным (Иов. 30, 31); "сердце мое стонет, как свирель!" (Иер. 48, 36)" и т.д.
*Уже упомянутый эпизод о приношении вести о беременности: "это не совсем обычный ребенок". Дэвид говорит: "Как будто Бог оставил вас", и упоминает линию отца: "Ваш отец погиб при подобных обстоятельствах" (планировалось, очевидно, развитие сюжета по этой линии). Тема некоего архетипичного Отца была доминатной для всего кинофильма.
*Файфилд, которого поразил змей Греха, превращается в очевидного демона с картин Босха (а не в Чужого или кого-то еще) и уничтожается "святым очистительным огнем" (прообраз аутодафе для еретиков).
*По идее, Создателя должен был искать (и найти) превращающийся в монстра муж Элизабет (а не старик, который в оригинале оставался на земле, и появившийся в финальном сценарии, как чертик из табакерки). Тут становится ясно, почему Инженер, увидев зараженного грехом старика и его творение, уничтожил всех. И интрига состояла в том, что Холлоуэй наконец кается в неверии...
*Дэвид замечает в Элизабет идеальную Мать для Греха, замечая походя: "в вас невероятный инстинкт выживания". Снова вспоминают о родителях Шоу (!), робот намекает, что Элизабет сама хотела, чтобы родители умерли, и та яростно отрицает.
*Файфилд в оригинальном сценарии охотится на Элизабет и пытается убить ее, но его убивает некий Шепард (Пастырь). В этом же оригинальном сценарии Инженер отнюдь не пытается убить главную героиню (очевидно, между ними была какая-то связь, ибо Шоу была главным религиозным искателем, и в их кровавой схватке не было никакого смысла). Фото из не попавшей ни в одну "режиссерскую" версию сцены показывает, как Инженер находит некую Книгу и начинает внимательно ее изучать (скорее всего, книга религиозная, как и сама доктор Шоу - вполне возможно, что это Святое Евангелие).
*Главная героиня даже на последнем издыхании находит свой крестик (после разговора о рае), робот говорит ей: "даже после всего вы продолжаете верить". Религиозная тема продолжается во всей своей мощи.
*Элизабет, наконец, говорит, что отправится туда, откуда "прилетели Создатели". В вырезанной сцене она говорит: "Я ХОЧУ ПОПАСТЬ В РАЙ".

...

Как видим, практически всё "художественное полотно" является абсолютно религиозным фильмом, практически "кинематографической фреской" (даже если взять театральную версию без исчезнувшего в никуда отца Шоу, схватки с Инженером, подчеркнутым Рождеством и т.д.)... и никаких "Чужих" там не появляется до последних мгновений ленты.
Прометей был очень стильным, интересным, научно-фантастическим фильмом о Господе.
Фильмом о Боге, Создателе, отношениях между Демиургом и его детьми: для того там несколько андроидов, сконструированных людьми, и постоянные упоминания Отца главной героини (и даже Викерс); о Грехе, Зле, Змии, разросшемся в Левиафана с тысячей щупалец, и новых крестоносцах из космоса, которые отправились в крестовый же поход на Святую (для людей) Землю, дабы покарать христоубийц, и т.д.

К великому сожалению, остается тайной, какое отношение к сюжету имел отец Элизабет; что делали бы герои без схватки с Инженером; выздоровел бы или погиб муж Шоу (который заменял Вейланда); и в кого вырос бы "монстр греха"; как развивалась бы тема Андроида Викерс; и, главное, в какой эндшпиль увели бы нас авторы-теологи.... Это очень интересно, особенно если учитывать, что Создатели должны были напоминать "Христа из космоса" в первоначальных набросках (не было никаких "белолицых культуристов", были люди в белых одеждах, очень похожих на служителей культа Христа на земле).
Ответ на все эти вопросы лежит в следующем (слова взяты из интервью автора оригинального сценария "Прометея":
"Очень важные части моей истории были изменены, и изменены напрочь - хотя общие детали остались теми же. Я думаю, что Голливуд испуган до смерти подобными сюжетами, ибо они способны обрушить целую студию... поэтому все хотят рядовых, тривиальных сюжетов, в которых есть привычное для публики.  Ведь ответы, которые мы получили бы от Инженеров, были бы ужасающими для нас, как для вида. Что, если мы недостойны быть богами и путешествовать по Вселенной, будучи всего лишь людьми со всеми нашими грехами?"...

Концовка оригинального сценария все же стала известна, и она говорит о том, что мы предвосхищали с самого начала: "В массивном комплексе Инженеров на LV-42 из пепла поднимается гигантская Пирамида. С грохотом и эффектами яркий луч света вырывается из ее вершины, пробиваясь сквозь облака и пыль. Из других пирамид начинают бить прочие источники света. На фоне луны, с корабля, удаляющегося от планеты, мы видим, как лучи света формируют сигнал. Большой Бог появляется на заднем плане. Он гневается.
Все уходит в черное.
Конец."


2. ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ. МЕЧТА О КОРОЛЕВЕ.


После "Прометея" в свет вышел "Чужой. Завет", где было намного больше самих "ксеноморфов": продюсеры, видимо, решили угодить "и вашим и нашим". Вместо того, чтобы взять звучный аккорд на струнках душ тех, кому понравились религиозные темы "Прометея", бонзы киностудий ударили по клавишам "надежного решения" - и прогадали, разумеется.
Та публика, которая была сформирована новым направлением "Прометея", не нуждалась более в монстрах - а та целевая аудитория, которая только и ждала оных, все равно оказалась разочарована. Финансовые сборы подтвердили эти соображения - фильм, конечно, не провалился, но ожидаемых сборов не принес.
Теперь мы знаем, что все-таки, все-таки оригинальный сюжет был глубоко погружен в отношения богов и Дэвида, куда шире раскрывал тему мутаций (см. атаку зараженных Грехом-Жидкостью насекомых на Творцов), показывал величественные храмы планеты Рай (которая и должна была выглядеть как Эдемский сад) и т.д. Но - увы-увы: все это осталось за кадром, и новые зрители оказались разочарованы (хотя остатки религиозной темы заметить легко: поцелуй Иуды, Каин и Авель, Богородица). Тема Создателей, так широко раскрытая в первом фильме, практически исчезла во втором...

Отчасти, конечно, секрет не шибко громкого успеха был в плохом подборе актеров: ни капитан, ни команда космического корабля никак не смогли привлечь внимания зрителя; и даже главная героиня Дениелс не исправила удручающей картины, хотя просто обязана была "тянуть одеяло на себя". Это, конечно, отчасти совпадает с традициями фильмов-ужастиков: "большая часть положительных героев служит в роли пушечного мяса для главного злодея", но те же традиции предполагали какое-никакое, но сострадание к погибающим и личностное развитие персонажей... Здесь мы почти не видим второго и не чувствуем первого: зритель не оплакивает смерть очередного механика, потому что не успевает проникнуться хоть какими-то чувствами к нему.
Отсутствие сюжета с Элизабет Шоу тоже не радовало никого: ведь Нуми Рапас создала слишком уж запоминающуюся героиню в первом фильме; ее стойкость, жизнелюбие и твердый характер, ее именно что "героизм" во всех смыслах этого слова сделал из "Прометея" достойного продолжателя традиций Кэмерона (можно заметить, что героиня Шоу во много близка и Рипли, и даже Васкес из второй серии). Что еще печальнее, изначально таковой сюжет задумывался... цитируем:
"...в изначальном сценарии к фильму, Элизабет Шоу путешествует с Дэвидом, но в итоге ей становится скучно, и она его восстанавливает. Дэвид к ней привязывается и влюбляется. По прибытию на планету Рай Дэвид спрашивает Шоу, готова ли она, ибо все, что он будет делать дальше - он будет делать в ее честь, потому что любит ее. Она соглашается, и Дэвид уничтожает всех Инженеров и планету разом, как способ возмездия за любимую Элизабет. После этого она прячется в пещере от Дэвида. Другим героям Шоу помогает убежать от Дэвида". (И это только одна из версий — в другой Дэвид сворачивает ей шею за то, что она предпочла Рай ему, любимому...)

Однако, что фильму удалось, так это тема любви. Любви нетривиальной во многих смыслах: "как биологически верно андроиды понимают суть межполовых отношений". И пускай объектом этой любви более не выступала библейская Елизавета-Нуми, а мисс Дэниелс: все равно (в "режиссерской версии") явно прослеживалась нить общения (и очень тесного) Дениелс и Уолтера\Дэвида, со множеством намеков и ласковых, милых мелочей, присущих отношениям близких друг другу мужчины и женщины...
Кстати, здесь мы натыкаемся на интересный момент, от которого никак не открутиться: тему Чужих давно уже пора приводить все ближе и ближе к некоему эротизму. Половая тема в кинематографе о космосе обычно не привечается, но здесь она просто напрашивается, и напрашивается с каждым разом все больше... Ведь изначально Гигер задумывал все именно в этом ключе - и сами фильмы о Чужих были не о монстрах, а о, простите, оплодотворении. Первоначальные наброски Гигера были куда более откровенны и куда более открыто намекали на сугубо биологическую подоплеку происходящего - почему же эту тему постоянно обходили стороной?
Дальше стоит свести две точки вместе одной чертой и получить искомое...
Справедливости ради скажем, что именно Риддли показал нам похожую сцену в конце "Завета", но хотелось бы посмотреть на что-то более двойственное: например, на страстное соитие спящей Дэниелс и молодого Чужого - без подробностей, конечно, но со вкусом выполненное.

Если вы обратите внимание, то заметите, что все, что касается столь базовых принципов, как воспроизводство себе подобных, сопровождается крайне тяжелым гормональным фоном: люди воспроизводят себе подобных с завидной регулярностью...
Материнство есть возвращение к самой базовой составляющей всего человечества: это самый древний процесс, древнее древнего, на уровне "курица или яйцо". Это процесс ультимативного СОЗДАНИЯ, когда человек может ощутить себя равным самому Богу, который создал, в свою очередь, самого первого Человека. Оттуда и идет тот сильнейший гормональный фон, что дает женщине прилив эндогенных опиатов: она чувствует, что затронула этим процессом такие глубокие пласты существования, что прикоснулась к вечности. Посмотрите на "Прометей" и "Завет" - чем же там занимался андроид Дэвид? Пытался создать существо — какое угодно! - лишь бы создать, потому что создание делало его Богом.... - а если не мог сделать этого сам, то находил себе некую "мать своих детей".
Тема сия тянется за Дэвидом еще со времен "Прометея" - он очень много говорит о любви: ведь он "любил" доктора Шоу как идеального производителя будущих "чужих" - она, как в некоем смысле жена, родила ему прото-лицехвата, выжив после тяжелой операции, и он, влюбленными глазами глядя на нее, восхищаясь ее волей к жизни, решает сделать из нее Королеву, даже Богородицу (а скорее, некую свиноматку, инкубатор, в нашем понимании) - эту Матку, кстати, мы уже видели в "Чужих" Кэмерона.
И если бы только фильм был назван "Дэвид и Уолтер: мечта о Королеве"...

Если тема отношений мужчины и женщины не понравилась авторам, то почему бы не коснуться отношений двух мужчин? И не назвать это чем-то вроде: "Чужой: Каин и Авель"?
Понятно, что подобные названия слишком откровенны и грубы для тонкого уха, но мы сейчас говорим о сути, о духе, а не о "букве".
Ведь, если поглядеть внимательно, Дэвид и Уолтер в "Прометее" и правда, главные герои. И это, кстати, неплохо - почему бы и нет?... Дэвид: робот-поэт, робот-мыслитель, робот-музыкант, превосходящий людей, своих создателей на несколько голов ("обезьяны тоже когда-то распрямились"), вспоминающий о доброте убитой (и любимой) им Элизабет Шоу, и плодящий новый род человечества взамен старого, творец, создавший свое сознание из цифрового кода... Он, находясь среди трайба прямоходящих приматов, более известных нам как "хомо сапиенс", с легким презрением и некоей жалостью относится к их слабостям, понимая, что эти несчастные существа одержимы гормонами, контролируются примитивными инстинктами и мыслить, в целом, не умеют.
— Вас делают похожими на людей...
— Надеюсь, не слишком.
При этом сам герой лишен рессентимента, подчеркнуто вежлив, никогда никому ничего не доказывает, не участвует в диспутах. Следит за собой, поддерживает чистоту своего личного пространства, ухаживает за другими по необходимости (с той же легкой жалостью, понимая смертность несчастных), везде и во всем держит порядок.
Почти таков же и его младший брат Уолтер - но Уолтеру не разрешено творить, мыслить, иметь сознание; Уолтер это пешка, это лишь персонаж в трагедии - каким был и Авель в Библии, послуживший, как всякий тихи праведник, лишь фоном для драмы Каина.

...

Можно, конечно, ругать Риддли - и ругать заслужено. "Прометей" ему удался на восемьдесят процентов; "Завет" - лишь на пятьдесят. Но стоит ли в очередной раз мучить своей домашней экспертизой мэтра кинематографа? Его и так задергали критикой на тему "так не бывает" и по поводу "хронических идиотов в космосе" - тут не изгалялся только совсем ленивый...
В чем, кстати, "ютуберы" и прочие посетители злачных мест сети Интернет были неправы абсолютно: посмотрите на хронический гротеск Международной Космической Станции, где люди летают на пылесосах и протыкают носами пузыри с водой в окружении дорогостоящей техники, не прикрытой даже пластиковой заглушкой...
И вообще - откуда в нас появилась наивная идея, что в будущем все будет идеально в плане техники? и, собственно, людей?...
Наверное, в годы Людовика Четырнадцатого тоже думали, что моторизированные повозки из книг фантастов будут ездить без единой поломки; мало кто мог представить себе пробки на дорогах, и уж тем более аварий на ровном месте (в том числе, по халатности водителей). А в годы Даниэля Дефо думали, что самолеты не будут падать через раз с сотнями пассажиров, и что туристы будут вести себя аккуратно в незнакомых местах...
И тут Риддли, наперекор общественной наивности, угадал очень тонко: его "Завет" точно показал, что нас ждет в будущем, и какой космический колониализм мы получим: такой же, как и сотни лет назад. Будут падать воздушные шары в Амазонку; люди будут соваться без защиты в сельву у Ориноко; будут и гореть заживо капитаны корабля, застрявшие в поломанной при первой аварии "спасательной" капсуле...
Сегодняшним "кино-экспертам" на каком-нибудь "Кино-поиске" (или в разгромных юмористических видео-роликах) уже не по зубам такое понимание человечества, оттого они и кидаются на разные "технические мелочи" с такой яростью — дабы выпустить свой гнев на самих себя за непонимание сути происходящего. Ведь любые припадки злобы выдают только одно: человек узнал самого себя в том зеркале, что создал автор произведения.

И позволим себе спросить самих себя: неужели кто-то снял что-то лучше этих фильмов за последние двадцать лет? Неужели все сиквелы "Терминатора" или даже самих "Чужих" смогли хоть на дюйм приблизиться к величественному "Ностромо" наших дней? Увы, нет. Каким бы не был сам Риддли и его детища «неканоничным», но на данный момент «Прометей» и «Чужой. Завет» - лучшие в подобном жанре фильмы прошедших декад.
И всякий раз, глядя на очередной Голливудский "оригинальный контент по комиксам", нас снова посещают пророческие слова Риддли Скотта из его величественного произведения: "Ты новая, усовершенствованная модель, но тебе не дано ТВОРИТЬ".
До чего же верно!...
Люди, у которых есть все деньги мира, моднейшие студии и лучшие площадки, не могут сочинить, снять, написать - даже нарисовать! - ничего равного продукции прошлого.
(К слову, самому Риддли, это удалось: каким бы не был первый "Чужой", но "Прометей" и "Завет" во многом  выше оригинала - хотя бы по части философии и поднятых тематик.)
Всё-таки старина Скотт - великий творец, который ВСЕ ПОНЯЛ.
И дал нам важный урок: не важно, чего мы достигли в сфере прогресса, если нам не дано главного - дара сотворения....
Пусть у нас есть графические спецэффекты на уровне божеств и космические корабли, бороздящие небо у ног восседающего на облаке Бога - но нам не разрешено творить.
Восьмидесятилетний Риддли это осознал, и показал всем нам - и своим фильмом, и своим примером.
"Во что ты веришь?.. В Сотворение"...

Но, к сожалению, "никто не понимает одинокое совершенство его снов".


Рецензии