Как Иван-Царевич народ спас

   В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были Царь с Царицей. И родился у них сынок, Иван-Царевич. Жили они дружно, горя не знали, друг друга любили да уважали, в сыне души не чаяли, но особо не баловали.

   Рос Царевич смышленым, родителей уважал, сверстников не обижал. Учился всему, что царевичам знать положено. Баловался порой, как и все дети, но матушку с батюшкой почитал, науки царские исправно изучал.

   Страна, которой правили Царь с Царицей, была небольшой, народ в ней жил мирный да трудолюбивый. Правителей своих уважали, ибо те их не обижали. Правили по справедливости, лжи да бесчестия не терпели, народ свой оберегали. Мир и радость царили в этой стране, всяк своим делом занимался, да по мере сил государству служил.

  Но пришла однажды беда. Нашлись злые силы, кому не по нраву пришлись порядки в той стране. Позавидовали они счастью людскому да решили разрушить его. Собралась сила темная, налетела на государство мирное, к войне не готовое, всех людей перенесла в края неведомые. Царя-батюшку жизни лишила, а Царицу с Царевичем в темницу заточила. И никто не знал, не ведал, где они томятся.

  Плачет Царица в темнице, а Царевич, как может, ее утешает:

- Не плачь, маменька, не смотри, что я маленький. Вот подрасту немного и вызволю нас отсюда! Найдем народ наш, победим силу темную, будем жить с тобою, как прежде. А о батюшке не кручинься - я давеча сон видел, так он помочь нам обещал.

- Да как же он поможет, ведь нет его на белом свете!? - плачет Царица.

  А сынок отвечает ей:

- Раз обещал - поможет, верить только нужно нам с тобою!

  Шло время, Царевич подрастал. Темница хоть и небольшая была, но места  хватало, чтоб упражнения разные делать, которым отец его в детстве учил. Набирался сил Царевич, а матушка ему науки разные объясняла, какими сама владела.

  И вот однажды снится  Царевичу сон. Будто пришел в темницу его батюшка, сел на низенькую скамеечку, подозвал сына к себе и говорит тихонько на ухо:

- Ты, сынок, подрос уже, пора тебе выбираться из темницы, чтобы матушку спасти да народ наш собрать, вернуть им жизнь счастливую. Матушке ничего пока не говори. Как уснет она, выдерни из решетки на окне прут, третий справа - он слабо держится, да через окно на волю и выйдешь.
 
  У стены увидишь волчонка, свою шапку надень на него, он твой облик примет. Его вместо себя в темницу посадишь. Он сделается - будто болен, матушка подмены сразу не заметит, охрана тоже. Будут лечить его, а ты беги по дорожке лесной, пока не выйдешь к перекрестку дорог.  Там камень лежит, по нему дорогу нужную ищи. Смотри, не ошибись: от тебя жизнь матушки зависит и народа нашего, - сказал и исчез.

  Проснулся Царевич и думает: " Что за сон чуднОй? То ли правда, то ли нет?". А за окном уж день новый начинается. Решил до вечера ждать И вот, как ночь опустилась на землю, уснула Царица, а Иван-царевич - к решетке. Дерг-дерг, и верно: один прут слабо держится, - выдернул его. А дальше - все, как отец ему во сне говорил, сделал. И побежал по лесной дорожке.

  Добежал до перекрестка дорог, глядит: верно - лежит на перекрестке огромный камень, надпись на нем:

" Налево пойдешь - людей спасешь , но матушку свою потеряешь.
  Прямо пойдешь - матушку спасешь, но силу свою потеряешь.
  Направо пойдешь - людей спасешь, но себя потеряешь.
  Назад вернешься - ничего не добьешься."

   Вот так загадка! Растерялся Иван-царевич, да делать нечего - надо выбирать дорогу. Только как выбирать? - доброго ни одна дорога не пророчит...

   Постоял недолго, да прямо пошел. Долго ли, коротко ли шел - не ведомо, и вышел к забору каменному,  выше роста человеческого: голову поднимешь - шапка свалится. Ни обойти его, не объехать. Глядь: сидит у забора человечек, ростом ему до колена будет и спрашивает:

- Куда ты, мил-человек, путь держишь?

Рассказал ему Царевич свою историю и спрашивает:

- Может знаете вы, что за этим забором, как мне его преодолеть, чтобы матушку спасти?

- За забором этим - лес, в котором я живу. Поссорился я с местной кикиморой, она силу у меня отняла, через забор перенесла да и кинула тут. А я  видишь маленький какой, мне в жизни через этот забор не перебраться. Отдай мне свою силу, а я твою матушку из темницы вызволю!

   Согласился Иван-царевич: не мог он матушку в неволе бросить. Гном хлопнул его по спине три раза, да исчез за забором, а из Ивана будто все силы вытекли - опустился на землю, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. Глаза прикрыл и думает: "Обманул меня старый гном! Как я узнаю, что на свободе матушка?"

  Только подумал, вдруг слышит - будто крылья хлопают. Открыл глаза: сизая голубка на ветку села. Глянула на него, упала камнем вниз, ударилась о землю и обернулась Царицей, матушкой его.

- Что же ты, сынок, наделал? - спрашивает, - зачем силу свою на меня променял? Нам ведь без народа нашего страны не вернуть. А я одна, без тебя, не смогу их из неволи вызволить. Не той дорогой ты, Ваня, пошел! - хлопнула его три раза по спине, и исчезла: в темницу воротилась. А к Ивану его силы вернулись.

   Поднялся с земли и назад пошел. Пришел к камню, и гадать не стал - направо свернул. Идет и думает: "Спасу людей наших, они матушку вызволят из неволи, страну восстановят. Ради этого и умереть не жалко!".

   Долго ли шагал, коротко ли - не ведомо. А только видит - лес кончился, впереди поляна,  на ней  камни разбросаны, большие и маленькие. Много их, откуда взялись - неведомо: рядом и гор-то нету. Смотрит Иван-царевич и удивляется: кажется, что живые камни, а почему кажется - непонятно. Подошел к одному, руку приложил - а камень-то теплый! Что за чудеса?! Подошел к другому, третьему - все теплые!

  Стоит среди камней, куда дальше идти - думает. Задумался, глаза на минуту прикрыл и чудится ему, что это и не камни вовсе, а люди - взрослые и дети, все жители их страны!

   Вот значит, куда злые силы их спрятали! Что же делать, как расколдовать их?
Вспомнил Иван надпись на камне: "Направо пойдешь - людей спасешь, себя потеряешь", да и крикнул, что есть силы: "Я - Иван-царевич, наследник Царя! Я пришел по доброй воле, возьмите меня, верните людям их облик!"

  Не успел закончить: налетел черный вихрь, закружился вокруг Царевича, и стал он камнем, а камни - людьми.

  Радуются, смеются, обнимаются. А когда прошла первая радость, поняли они, что случилось и пригорюнились: без доброго царя они - что дети без отца. Шибко любили они Царя-батюшку, да и сына его почитали. Не хотели они терять своего молодого царя.

   Был среди них писарь, написал от имени народа бумагу: мол, благодарим тебя, но верим, что есть иной способ спасти нас и самому в живых остаться. Окружили камень, бумагу на землю положили, взялись за руки и снова в камни обернулись.
Ожил Иван-царевич, прочитал письмо, вздохнул тяжко, поклонился камням и назад пошел.

   Вернулся к перекрестку, задумался: один у него путь остался, а идти по нему никак невозможно. Отца нет в живых, теперь и матушки лишиться?! Сел на землю у камня, глаза прикрыл да задремал. И видит во сне: сизая голубка подлетела , ударилась оземь да обернулась матушкой его.

- Не печалься, Ванечка! Народу нашему нужен Царь. Сильный, справедливый, мудрый правитель. А я - женщина, я отродясь людьми не правила. Не волнуйся за меня, ступай верной дорогой. Людям нашим свобода нужна, а я тебя не брошу... - обняла сына за плечи, в руки вложила какую-то вещицу, ударилась оземь, стала сизой голубкой и улетела прочь.

   Очнулся Иван-царевич, закручинился: жалко матушку на гибель обрекать, а делать нечего: он теперь Царь! Надо людей выручать, счастье им вернуть. Раскрыл ладони, а в руке - ключ зажат. Что за чудо? Откуда ключ взялся? - видно, непростой сон приснился!

   Поднялся Иван-царевич на ноги и налево по тропинке пошел. Недолго шел, видит: стоит столб каменный, к нему цепями меч-кладенец прикован, на замок цепи замкнуты. А на столбе - надпись: "Кто замок отопрет, тот меч получит, но потеряет самое дорогое, что есть у него"...

   Задумался Иван-царевич, но матушкины слова из головы не идут. Вздохнул тяжко, глаза к солнышку поднял, помолился, послал ей свое:"Прости", и отпер замок. Высвободил меч-кладенец. А сам - будто наяву - образы видит: как матушка его, бездыханная, на пол темницы упала...

  Заплакал Царевич, вытер глаза и дальше пошел. Долго ли шел, коротко ли - неведомо, а только вышел к ущелью темному да смрадному. А у входа в ущелье поджидает его чудище страшное о семи головах. Зарычали, засвистели головы - одна другой страшнее да мерзостней. Забил хвост по земле - аж кусты да деревья в разные стороны полетели.

  Да только не зря Царица в жертву себя принесла, не зря Иван-царевич меч-кладенец добыл: не справиться чудищу с силой материнской любви и чарами, в мече хранящимися. Полетели головы страшные, что кочаны капустные. Не успело солнышко от одной верхушки березы до другой докатиться, а чудище уж бездыханным на земле лежит!

   И в тот же миг все люди, что камнями были, рядом с Иван-царевичем оказались!  То-то радости было! Но и печали тоже: все любили свою Царицу, горевали о ней.
И пошли они к темнице, где томились до этого Иван-царевич с матушкой. Подходят ближе: что такое? - все двери - окна распахнуты. Лишь одна дверь на замке. Достал Иван-царевич ключ, которым меч-кладенец вызволил из цепей, да им же и дверь эту открыл. Заходит в темницу, а там матушка его сидит на скамеечке - живая и невредимая!

   Как так? Что за чудо? - удивляется Иван-царевич. Да просто все оказалось: любовь людская Царицу пуще всяких стен защищала. Не погибла она, а лишь сознание потеряла. А как пали чары колдовские, Царица в себя пришла!

   Вышла она на свободу, поклонилась людям, поклонилась сыну и молвит:

- Возмужал ты, Ваня, окреп, все преграды одолел. Верно надпись на камне гласила: спас ты свой народ, а матушку потерял. Отныне ты -  Правитель страны свободной да счастливой, а не Иван - царский сын. Хватит тебе по материнским подсказкам жить - своей мудрости набирайся! Придет время - женишься, буду деток ваших качать.

   Так оно и было потом. Стали люди вольные делами своими заниматься. Царь молодой справедливо правил страной, народ в обиду не давал, с соседними странами не враждовал. Вскоре жену себе нашел, справили свадьбу, родились у них детки. Словом, в стране этой, как и в семье царской, с той поры все было ладно да складно.

  Я там была, как есть - все вам рассказала, на том и сказке конец.

   А что дальше было - то Царевич сам поведает.

 Новосибирск, март 2020
 


Рецензии