Память

     День Победы - смысловой праздник, в отличие от, скажем, Нового Года, который хоть и чудесный, но смысл в нем только тот, что новая и счастливая жизнь начнётся именно с 1 января. Почему именно в этот день? Почему вообще год начинается в середине календарной зимы, и не связан, скажем, с началом прибавления светового дня, или с днём весеннего равноденствия?
     День Победы - праздник памяти. О тех, кто погиб. Нашей памяти. И памяти тех, кто выжил. 9 мая 1945 года война стала прошлым, а впереди всех ждала счастливая жизнь. 9 мая они в это верили.
     День Победы дед праздновал всегда. В одиночку. Поминая всех молча, и ему никто не смел мешать. Что он вспоминал в эти минуты? Тех, кто погиб? То, как полевым разведчиком прошёл всю войну по фашистским тылам, потому что в совершенстве владел немецким? Или вспоминал, откуда он знал этот язык? Да, он был героем. Но почему он им стал? Может потому, что, родившись от отца еврея и матери немки,  вынужден был своими подвигами оправдывать «порочный генофонд»? Худшего сочетания крови в советской стране того времени придумать было невозможно. Теперь уж у него не спросить.
     День Победы с детства был для меня самым главным праздником. Я тогда ещё не понимала, как страшна война. Но 9 мая зима уже позади, а впереди была весна и всех ждала счастливая жизнь. 9 мая я в это верила.
     На аллее возле нашего дома, к Дню Победы установили тумбы с портретами пионеров-героев. Я шла по аллее и вглядывалась в лица этих ребят. Они были моими ровесниками, и я пыталась понять, какими они были, чем походили на меня, или почему были особенными, раз стали героями.
     На тумбе возле одного из портретов - мальчика с тоненькой шейкой и смешными, оттопыренными ушами, сидела женщина и, поглаживая его, повторяла: «Сыночек, мой, сыночек». Она была такая … торжественная, хоть и одета была во всё старенькое и поношенное, только на ногах у неё были новенькие «чешки», видно, купленные именно к этому дню. Чтобы понятно было: «чешки» - это такие тряпочные тапочки. И я заплакала. И от того, что неправильно устроен мир, где матери хоронят сыновей, и от того, что уже никогда не смогу гордиться страной, где мать героя не заслужила ничего, кроме этих тряпочных тапочек.
     Это всё, что я помню о героях. С тех пор, я не читаю книг и не смотрю кинофильмов о войне, а когда говорят о ней громкие слова, вспоминаю эти «чешки».
     День Победы я праздную всегда. В одиночку.


Рецензии
Очень трогающий душу рассказ. У меня воевали и отец, и его брат, дядя Миша. У жены - ее отец... Их нет уже. Вспоминаем о них не только 9-о Мая. И каждый раз с болью и благодарностью. С болью за их покалеченные судьбы, подорванное войной здоровье. С благодарностью за их стойкость, выдержку, за то, что прожили свою жизнь как умели, но прожили - а не будь их, не было б и нас. Как кого отблагодарила Отчизна? А я бы не стал из дешевеньких чешек делать горькие выводы. В этой жизни ответы иногда неожиданны. Быть может, ноги были больные у женщины, и ничего, кроме тряпочной обуви, она не могла надеть? перед глазами другая женщина - завхоз садика, где я работал когда-то. Со стажем примерно в 40 лет и мизерной пенсией. Неужели она не заслуживала большего? Я дал ей адрес областного ПФ, посоветовал, как найти там специалиста, как написать заявление на перерасчет. Через полгода спросил - чем ее обращение закончилась. А она призналась мне, что всю жизнь работала на минимальную зарплату, но на 2, на 3 ставки, причем все, кроме минималки, без оформления, чтобы не платить налоги. Вот и осталась в конце концов у разбитого корыта. Знаю, что есть и иные случаи, несправедливости. Но ... страной не гордиться из-за одного, восторгаться из-за другого? Мне лично ближе строки Пастернака: "...сквозь прошлого перипетии \\ и годы войн и нищеты\\ я молча узнавал России, \\ неповторимые черты. \\ Превозмогая обожанье, \\ я наблюдал, боготворя. \\ Здесь были бабы, слобожане, \\ учащиеся, слесаря. \\ В них не было следов холопства, \\ которые кладет нужда. \\ И тяготы, и неудобства \\ они несли, как господа..."
Елена, спасибо! И простите, что написал так много и не совсем по делу.

Александр Парцхаладзе   03.02.2023 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр, за отзыв. Мне нравится то, что Ваше мнение заставляет задуматься.
Про чешки. Там была фраза “одета была во всё старенькое и поношенное”. Если бы у неё хватило денег не только на чешки, то купила бы хотя бы платок новый. Вы, как писатель, знаете, что внешний вид человека говорит сразу о многом, и есть одно яркое пятно, которое стоит выделить, чтобы читатель понял о чем речь. Видимо, у меня не получилось, если Вы предположили иную версию этих чешек. Да, ладно. Я о другом. Тогда я была того же возраста, как пионеры-герои, как и писала в рассказе. Тогда у меня было иное мнение о гордости за страну. Сегодня я уверена, что нельзя гордиться ни страной, ни национальностью, ни какой либо другой причастностью, принадлежностью к чему бы то ни было. Слова “я горжусь тем, что я русский” или “горжусь тем, что я женщина” звучат нелепо. Гордиться можно только своими личными достижениями, поступками. Так же как и стыдиться нельзя принадлежностью к чему-то.
С уважением,

Елена Быстрова   03.02.2023 13:56   Заявить о нарушении