Арабский след трагедии на Дубровке

26 октября 2002 года, был разыгран трагический финал «Норд-Оста» — крупнейшего теракта в Москве. Тремя днями ранее здание театрального центра на Дубровке захватил отряд чеченских боевиков (32 бойца, плюс 18 шахидок-смертниц) под руководством Мовсара Бараева. В заложниках оказались 916 зрителей.
И за «Норд-Остом», и за терактом 11 сентября стоял конкретный человек — саудовский принц Турки Аль-Фейсал. Он — создатель и куратор Аль-Каиды, создатель саудовских мухарабатов (служб безопасности). Это человек, который отвечал за всю войну против нас в Афганистане, и организовывал формирования «афганских арабов» (интербригады,)  из людей, которых тысячами перевозили в Афганистан на «круизы джихада» — под контроль местных лагерей джихадистов, в том числе, Бен Ладена.
Турки Аль-Фейсал потом отвечал за перенаправление «афганских арабов» по всему свету. Например, в Чечню, и на Балканы во время распада Югославии.  Не случайно, его за месяц до теракта его сняли, во избежание скандала с Соединенными Штатами, с поста руководителя саудовской разведки «Аль-Истахбарат». Надо заметить,что Аль-Фейсала назначили потом послом Саудовской Аравии в Америке. Он был послом в Америке, в Великобритании…
Во время теракта на Дубровке, Турки Аль-Фейсал находился в Москве
 Ичкерия как самостоятельное государство интересовало Саудовскую Аравию в последнюю очередь. Их интересовал чистый салафитский ислам (салафия — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, выступающих с призывом ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков). Покойный Ахмад-хаджи Кадыров в свое время повернулся к этим людям на 180 градусов, а его сын Рамзан говорил о них, как о шайтанах, которых надо убивать. Все все потому, что Кадыровы встретились с этими людьми и поняли: у Ичкерии не будет никакой самостоятельности, а будет взятие за глотку, и ислам в том виде, в котором скажут из Эр-Рияда (столица Саудовской Аравии,).

Этот порядок ничем не отличается от анклавов салафитов в Боснии, в Ливии. Саудовцы распространяют салафизм, где могут. Их интересует арабский мир — это проект, который занимает все их силы, деньги и кадры. У них, что называется, поперло: светские режимы стали зачищают один за другим. Дальше надо пришлосьзачищать президента Сирии Башар аль-Ассада — он не только светский, но и, что хуже, союзник Ирана: а там схватка близится.

Но когда режимы зачистят и схватка с Ираном пройдет благополучно, саудовцы снова вспомнят про Россию.
По мнению ФСБ, в ходе подготовки к проведению террористической акции была определена форма акции — захват нескольких сотен заложников в отдельном здании во время культурно-массового мероприятия и взрыв начинённых взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления мирных граждан. В захвате должны были участвовать около 50 вооружённых боевиков, половиной из которых должны были стать женщины-смертницы. По поручению Шамиля Басаева, ответственной за вербовку женщин в отряд смертниц, их проживание, а также за выбор места для совершения теракта была назначена Ясира (Миси) Виталиева, служившая поваром в его отряде. За доставку оружия и боевиков, а также их размещение и передвижение по Москве отвечали Руслан Эльмурзаев и Асланбек Хасханов. Акция была изначально назначена на 7 ноября 2002 года — День согласия и примирения.
Руслан Эльмурзаев в августе 2002 года взял два кредита в Прима-банке на общую сумму около 40 тысяч долларов США. Основная часть суммы пошла на приобретение двух подержанных микроавтобусов «Форд Транзит» и «Фольксваген Каравелла». Также в августе Эльмурзаев и Хасханов в районе станции метро «Пушкинская» встретились с проживающим в Москве с 1994 года Ахъядом Межиевым, который был завербован ими в феврале 2002 года в Ингушетии. При встрече Межиеву было поручено приобрести по частным объявлениям два автомобиля «ВАЗ-2106» и «ВАЗ-2108» и мобильные телефоны. Также по требованию Асланбека Ахъяд вместе со своим братом Алиханом арендовали гараж на Огородном проезде, 20-а. Позднее здесь тоже был устроен склад оружия и взрывчатки

В начале октября из Ингушетии в Москву на КамАЗе, гружённом арбузами, были доставлены 3 взрывных устройства большой мощности, переделанных в Чечне из артиллерийских 152-миллиметровых снарядов и замаскированных в воздушных баллонах тормозной системы КамАЗа, так называемых ресиверах. Для конспирации грузовик сделал остановку в районе пересечения МКАД с Варшавским шоссе, где ночью «воздушные баллоны» были сняты с грузовика и перегружены в автомобиль «ВАЗ-2109» Межиева, который доставил их в гараж на улицу Академика Пилюгина.
Для исполнения теракта были отобраны 21 мужчина и около 20 женщин. Возраст смертников составлял от 16 до 48 лет; большинству было от 20 до 23. Для обеспечения девушек жильём Ясира Виталиева, используя поддельный паспорт на имя Хавы Эрбиевой, через агентство недвижимости «Калита-Град» заключила договор аренды трёх квартир на октябрь по адресам: Воронцовская улица, дом 22; Фестивальная улица, дом 15; Элеваторная улица, дом 4, корпус 1. Таким же образом были отобраны квартиры для проживания мужской части террористической группы. Эльмурзаев использовал для проживания квартиру на Элеваторной улице. Мовсар Бараев, используя подложный паспорт на имя Шамильхажи Ахматханова, устроился в квартире на Веерной улице, дом 30, корпус 2.

Члены бандгруппы добирались в столицу в разное время небольшими группами и самыми разными путями, но бо;льшая часть из них прибыла на автобусе Хасавюрт — Москва за несколько дней до захвата. Некоторые девушки летели к месту теракта на самолёте из Ингушетии. Главарь бандгруппы Мовсар Бараев прибыл на Казанский вокзал Москвы 14 октября 2002 года на поезде № 3 в сопровождении двух боевиков — Алхазурова и Баттаева.

По прибытии люди рассредоточились по квартирам по 4-5 человек в каждой. Оружие, боеприпасы и взрывчатка, часть которого хранилась на Огородном проезде, а часть — в посёлке Чёрное, также были рассредоточены по нескольким квартирам в Москве.
За организацию взрывов заминированных автомобилей отвечал Асланбек Хасханов. Для выполнения террористической акции в одном из техцентров по ремонту автомобилей в бензобаки ставилась перегородка, которая делила бак на две части — в одну часть заливался бензин, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в обычном режиме, а во вторую половину закладывалась взрывчатка. Когда машины были подготовлены, было решено, что сначала должны состояться взрывы, а потом — захват театрального центра. 18 октября устроили последнее общее собрание участников на квартире Эльмурзаева. Были выбраны места для совершения терактов:

    Концертный зал имени Чайковского — «ВАЗ-2108», приобретённый в августе-сентябре Ахъядом Межиевым.
    Государственная дума — «ВАЗ-2106», приобретённый в августе-сентябре Ахъядом Межиевым.
    Ресторан «Макдоналдс» на улице Покрышкина — «Таврия», приобретённая, по некоторым данным, тем же Межиевым.

В тот же день, 18 октября 2002 года, Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс, в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его. «Западные лидеры вынуждены заигрывать с Россией для разрешения своих глобальных проблем, таких как Балканы, Афганистан, Грузия, а теперь и Ирак», — заявил он. — «Теперь, когда война продолжается, мне нечего терять от того, что я связываюсь с такими людьми, как Басаев, Удугов или Яндарбиев — главными радикальными лидерами», — подчеркнул Масхадов. При этом он заявил о некой готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался

Для теракта возле «Макдоналдса» использовалось взрывное устройство, изготовленное на основе 152-миллиметрового артиллерийского снаряда, усиленного примотанными к нему изолентой шариками, роликами, кусками проволоки и снабжённое часовым механизмом. Время взрыва было назначено на 19:00 19 октября, когда ресторан наполнялся большим количеством людей, пришедших сюда после окончания рабочего дня. Однако по неустановленной причине механизм бомбы сработал раньше, и в 13:10 «Таврия» взлетела на воздух, унеся жизнь 17-летнего подростка[
Два других заминированных автомобиля так и не взорвались — по некоторым данным, из-за того, что пластичная взрывчатка, использованная во взрывном устройстве, была учебной и просто не сработала в установленное время На другой день Хасханов отогнал оба автомобиля на Звенигородскую улицу, предварительно забрав из них взрывные устройства, переделанные под воздушные ресиверы КамАЗа. Автомобили были обнаружены оперативниками в январе 2003 года. Сам Хасханов 20 октября покинул Москву и бежал в Ингушетию.
23 октября к зданию Театрального центра подъехали 3 микроавтобуса с вооружёнными боевиками, которые забежали в здание. Основная группа Абубакара захватила концертный зал и взяла в заложники 916 человек. По мнению российских властей, целью террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики

В результате операции по освобождению заложников были убиты все находившиеся в здании на тот момент террористы и освобождена бо;льшая часть заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников (по утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека.
Основным оправданием необходимости использования в ходе спецоперации по освобождению заложников газа является наличие у террористов оружия и взрывных устройств, в случае срабатывания которых могли погибнуть все заложники. Пущенный в здание газ подействовал не на всех: некоторые заложники остались в сознании, а часть террористов продолжала отстреливаться в течение 20 минут, однако взрыва не произошло.

В ходе пресс-конференции в октябре 2002 года министр здравоохранения Юрий Шевченко заявил: «Для нейтрализации террористов был применен состав на основе производных фентанила». По официальному заявлению ФСБ, также говорилось, что на Дубровке была применена «спецрецептура на основе производных фентанила». Основной же причиной смерти большого количества заложников называется «обострение хронических болезней».

Специалисты из лаборатории научных и технологических основ безопасности в Солсбери (Великобритания) установили, что в состав аэрозоля входило два анестетика — карфентанил и ремифентанил, однако текст исследования был опубликован лишь в 2012 году. Исследование, однако, не смогло установить пропорции и изначальный состав смеси. Точный состав использованного силовиками в ходе штурма газа остаётся неизвестным 
После трагедии на Дубровке родственники потерпевших  выдвинули следующие претензии

    власти не обеспечили освобождённым заложникам своевременной квалифицированной медицинской помощи (одной из основных причин столь большого числа погибших явились неверно организованные вынос и эвакуация спящих заложников, при котором из-за неправильного положения — с наклоном тела и головы вперёд или назад — у них были перекрыты дыхательные пути, что вызывало асфиксию)
    власти не организовали надлежащего расследования обстоятельств трагедии.

Обвинения строятся прежде всего на том, что военные так и не сообщили состав газа; что власти, пытаясь снять с себя вину за происшедшее, категорически отрицали и отрицают, что газовая атака могла послужить причиной смерти заложников. В свидетельствах о смерти, выданных родственникам погибших, в графе «причина смерти» был поставлен прочерк.

Комитеты Государственной думы по здравоохранению и по безопасности поднимали вопрос о правомерности засекречивания сведений о применённом газе при освобождении заложников. Инициатором запросов был депутат Государственной думы Сергей Юшенков

Согласно интервью некоего Ханпаши Теркибаева (представившегося корреспондентом «Российской газеты»), которое он дал Анне Политковской, Теркибаев якобы принимал участие в захвате театра и вышел из здания до его штурма спецназовцами. Со слов Теркибаева, сказанных Политковской, взрывчатка у террористов была поддельной, но в интервью не уточняется, знали ли об этом сами террористы. Согласно информации Политковской и Вячеслава Измайлова, официальное следствие проигнорировало просьбу журналистов допросить Теркибаева, а через полгода после интервью Теркибаев погиб в автокатастрофе.

По данным корреспондента «Новой газеты» Сергея Михайловича Соколова, после штурма ДК одна женщина в гражданской одежде с белой повязкой на руке застрелила раненого человека в наручниках, но проведённая экспертиза представленной видеозаписи якобы опровергла этот факт.
Какая реакция была у арабов на события в Москве?

 12 ноября на телеканале «Аль-Джазира», лидер международной террористической сети «Аль-Каида» Усама бен Ладен одобрил захват чеченскими боевиками заложников в Москве, а также одобрил теракты в Индонезии, Йемене и Кувейте.

С другой стороны, президент Ирака Саддам Хуссейн осудил теракт, назвав как минимум «неразумным» стремление чеченских политиков к разрыву с Россией, и заявил, что чеченские сепаратисты своим поступком «подорвали доверие к исламу», чем обязательно могут воспользоваться США и страны Европы
Позже президент России Владимир Путин бросит фразу президенту Джорджу Бушу-младшему, что не Ирак надо громить с Аль-Каидой, а обратить внимание на Саудовскую Аравию — это результат того самого визита Турки Аль-Фейсала в Москву во время трагедии на Дубровке.


Рецензии