Жил-был я. Кн. 3 Про жизнь. Гл. 2

      Итак, я отвлекся. Многие тогда, считали военпредов бездарями и бездельниками, удачливыми пронырами, зря жующими государственный хлеб. Знаменитая армейская прибаутка - «У военных, в жизни, три счастливых периода: детство, кадетство и военпредство». Пословица не лишенная смысла. Грешен, сам так думал.
      Но это, господа, весьма, одностороннее мнение. Прямо скажу: «Завистливо–дилетантское».
      А раз так, то пришло время сказать слово, слово о настоящих Военпредах и настоящем Военпредстве. Так, как знаю это я.
          .........................................................
      В те достославные времена, в Военные представительства, рекрутировали офицеров с богатым опытом корабельной службы и строго по военно-учетным специальностям. Без всяких «или» и «запятых». Здесь, лейтенанты и командиры групп - не в счет и, обычно, к назначению не представлялись.*
      Обычно, должности младших военпредов или, с 1989 года помощников ведущих инженеров – испытателей, заполнялись бывшими командирами дивизионов, а то и боевых частей кораблей. Но мы, командиры трюмных групп, имели специализацию – «военный кораблестроитель». А кораблестроители нужны всегда, нужны везде, и чем моложе, конечно, в пределах разумного, тем лучше.
      Почему? Отвечаю. В восьмидесятых годах, на всех верфях Советского Союза резко возросло количество кораблей, находящихся в строительстве. Новые корабли, корабли модернизации и переоборудования, корабли ремонта. Одних только атомных подводных ракетоносцев на стапелях СМП стояло шестнадцать штук: «БДРМы», «Акулы», «Антеи». В корпусо-сборочном производстве, помимо перечисленных, «собирали, крутили, варили» блок-секции и конструкции новых, доселе не виданных, кораблей проектов: «Барс» и «Афалина», «Кедр» и «Меркурий». У причальных стенок - своя песня: модернизация ракетоносцев проектов 667БД и БДР.
      Через «речку»,Никольский рукав Северной Двины, на СРЗ «Звездочка», планово ремонтируется ракетный подводный флот первого и второго поколений, переоборудоваются лодки – 667АН и АТ. И это только в Северодвинске. А возьмите Ленинград, Горький, Комсомольск-на-Амуре и так далее по списку! И это только подводный флот. А какую силищу представлял собой надводный флот? Эсминцы 956 проекта, атомные крейсера 1144, авианосцы! Громада!
      И всю эту армаду контролировал, проверял и принимал военпред. Пошагово, пооперационно, головой и ручками, и пишущими и с пальчиками.
      Каждый сварной шов на стальном полотне прочного корпуса подводной лодки, каждая вварка или приварка деталей, а их тысячи, весь объем работ, касающихся прочного корпуса, прочных переборок и цистерн, вварышей, комингсов, ракетных шахт, «стаканов» и «стульев» и далее по «Ведомости насыщения прочного корпуса....», формирование легкого корпуса и цистерн - все они подвергались сплошному контролю производственными и контрольными мастерами ОТК, мастерами неразрушающих методов контроля: гамма – графирования и ультразвуковой дефектоскопии, лабораторным проверкам и анализам. И всю эту цепь проверок завершала – полномасштабная (забудь слово «выборочная») приемка военпреда – кораблестроителя. Продолжительностью не час, не два, а сутки и более. А корпуса не ждут. Их много. И цеха не ждут: корпусные, машиностроительные, малярные и изоляционные. Севмаш работает в полную загрузку. Рабочий класс обеспечивает выполнение планов пятилеток и рост уровня обороноспособности страны.
       Не отставали и военпреды. Им нельзя отставать. Их подпись не только подтверждала завершение определенного этапа изготовления, директивный уровень качества изделия и работ, но и начало финансовых проводок по оплате труда «рабочего класса». Но! Но, други мои, что бы подписать - надо вначале принять.
Военпреды знали, что их служба проходит в комфортных условиях. Их опыт позволял сравнить условия службы там, на Флоте и здесь. Так что «могу-не могу», а, товарищ военпред, будьте любезны соответствовать преференциям, которые Вам предоставила Родина, и компенсировать их полной самоотдачей на пользу дела. Да, кстати, Вы ведь  коммунист? Так что с Вас - двойная отдача.
      Военпред по специальности «кораблестроитель» нес всю полноту ответственности за приемки, в том числе и прочных корпусов подводных гигантов. Его подпись была последней. А главными его экзаменаторами были море да совесть его моряцкая.
                ---------------------------------------------
       А вот и оно, Его Величество, Море. Ходовые испытания. Военпреды - в составе сдаточной команды. На первом погружении в пучину военпред-корабел - в центральном посту. Это его день.
      Сегодня, его корпус в первый раз полностью уйдет под воду, в тиски нешуточного давления. Погрузится на глубину, где вода будет искать малейшую трещинку, свищ, червоточинку, чтоб смертоносным вихрем ворваться внутрь подводной лодки, чем подтвердить что море – это стихия и далеко недружественная человеку.
«Я знаю, что опять без приглашения, Ваше Величество, но я здесь не для игры в «кошки – мышки» и не для доказательства того кто изворотливей и хитрее, мы сейчас погрузимся, проверимся, всплывем и уйдем, прими нас и отпусти, Ваше Величество, - обыденно подумал военпред.
       - Смотри, «слово вяжет». Ты уверен?
       Военпред потер пальцами по ладони, будто стирая с них железные иголки - опилки.
      - Уверен, - твёрдо ответил он.
      Командир, он же сдаточный капитан, ищет глазами один единственный взгляд, который поддержит или отклонит его решение. Их глаза встречаются. Взгляд уверен и спокоен.
      - По местам стоять к погружению! - ровным голосом командует сдаточный капитан.   
      Качнувшись, на пределе ощущений равновесия, чуть ощутимым сдвигом, палуба уходит из–под ног. От напряжения стальной набор корпуса щелкает и скрипит.
Учащенно бьется сердце, но не от страха, а от волнения, все-таки первое погружение. За годы строительства корабел и лодка сроднились. Их души проросли друг в друга. Построенная тобой лодка – твой ребенок. Когда волнуется лодка, волнуешься и ты.
      Слушая, как потрескивают конструкции корпуса, военпред мысленно возвращался в цех, где он и сотоварищи пропустил через свои руки каждый сварной шов прочного корпуса. Габариты, наплывы, чешуйчатости, ферриты - аустениты и прочее, прочее, прочее.
       - Пять метров, десять метров, пятнадцать метров.
       - Держать глубину двадцать метров.
       - Есть, держать глубину двадцать метров.
       - Товарищ командир, глубина, двадцать метров.
       - Есть. Осмотреться в отсеках.
       ...........................................
      - Центральный! Первый  осмотрен, замечаний нет.
      - Третий отсек осмотрен, замечаний нет.
      - Второй?
      - Второй осмотрен. Замечаний нет!
      ............................................
      А сколько по указанию военпреда было «распущено» швов? Сколько дефектных участков было «выстрогано», исправлено и заварено вновь, а после подвергнуто повторному циклу проверок? Достаточно.
      Судя по итогам, все было сделано правильно.
      ............................................
     - Боцман! Всплывай!
     - Есть!
     - Приготовиться к продуванию «средней».
     - Есть. БП – 25! Открыть кингстоны цистерн номер….
     - Кингстоны цистерн открыты.
     - Есть. БП-35?! Спишь?
     - Кингстоны ЦГБ открыты!- гаркнул молодой лейтенант, «мигнув» кнопкой «закрытого положения арматуры» по мнемоническим знакам панелей пульта.
     - Акустик!
     - Горизонт чист.
     - Есть.
      Командир «крутанулся» вместе с новым, еще туговатым на вращение, перископом: «Есть. Товсь».
     - Продуть среднюю!
     (Если кто-то хочет получить гамму звукового вдохновения, прослушайте знаменитый саундтрек фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Там есть все: и движение под водой и позывы к всплытию, «команды» и само всплытие. Прочувствуйте взрыв эмоций. Это того стоит).
          ...............................................
      Лодка возбужденно качнулась на волне. Всплыли. Команда: «Открыть верхний рубочный люк!». Свежий морской воздух врывается во чрево корабля, и пару сотен ртов с облегченьем вдыхают солоноватый, со вкусом озона, насыщенный воздух. 
      Всё. «Сработано». Это означает, что брака в его работе не было. Военпред внутренне рад, но невозмутим.    
      После удачного погружения все обнимаются-поздравляются: командиры, конструктора, проектанты, штабные – офицеры бригады и штаба военно-морской базы (эти, особые «герои»). Громкие возгласы, типа: «Мы сделали это! Мы – молодцы! Мы - лучшие! Конструллер, Молодца! Хорошо сконструировал! Строитель! Молоток! Крепко построил!». Редко, кто вспоминает о герое дня, военпреде – корабеле. Подавляющее большинство военных и штатских, мало вникают в область компетенции военпреда, а посему не представляют степень его ответственности и, соответственно, знАчимости.
Ему нет надобности выпячивать свое «я». Находясь как бы в тени, он больше наблюдает, оценивает, фиксирует, своим видом дисциплинируя некоторых наиболее рьяных флотоводцев и заводчан. Опытные сдатчики никогда не преминут акцентировать внимание счастливых мореходов на персоне военпреда. Потому что знают - случись на испытаниях какая-нибудь «бяка» - мнение и вердикт военпреда перевесит мнение многих искромётных моряков и их начальников.
       Под шумок военпред покидает центральный пост и спускается вниз. В каюту. Не торопясь и основательно, одевается потеплее. Ведь, даже, летом Белое море - холодное море, в ограждении прочной рубки хозяйничают пронзительные, как клинки, холодные сквозняки, а стылое железо буквально высасывает тепло из человека через тонкую подошву тапочек. Поэтому опытные подводники, перед выходом «нАверх», покурить, одевают ватник, шапку, а на ноги - ботинки, а неопытные - в тридцать лет уже страдают радикулитом да синуситом.
       Подводная лодка, медленно, выполнив пологую циркуляцию, легла на курс, в новый полигон боевой подготовки.
       В коридоре, на второй палубе слышно, как в центральном посту о чем-то горячо и зло спорят. Особенно выделяется бас строителя по спецтехнике.

      «Ох, уж мне эти спорщики», - подумалось военпреду, и он вспомнил свои баталии.
Сколько уговоров, окриков и угроз, апелляций к здравому смыслу, к опыту, мнению, к руководству, срокам, к Господу Богу. А сколько обвинений в дилетантстве, барстве и зазнайстве, поверхностности, глупости, выдвигалось против военпреда за период строительства?
       И всё это надо было выслушать, сдержаться, отбить и мотивированно настоять на своем. Каждое замечание или претензию к качеству продукции надо аргументировать, изложить на основании стандартов, технических требований, и доказать свою правоту. Это хорошо если дефект на поверхности. А если он – «на грани фола». И сходятся в громогласном турнире: горлохваты и вертопрахи, и грамотные специалисты, и опытные ветераны или просто, нахалы - проходимцы. И надо устоять, и выдержать напор контраргументов: от великолепных знаний и остроумных интерпретаций до умения толковать документы в свою сторону, от простых провокаций до изощренных издевательств. Надо выстоять. С карандашом в руках и расчетами «наперевес» надо отстоять свои позиции. Не только компетентно ответить, но правильно сформулировать и грамотно записать. И не забыть в пылу «баталий», что перед тобой не враги, а соратники, такие же, как ты – демиурги.
       Сказать: «Я не принимаю ЭТО!» и ответить на законное «Почему?» - «Не принимаю и все!» - значит, ничего не сказать и не сделать. И потерять свое лицо.
Производство люто жестоко к неграмотным специалистам, безжалостно к хамству недоучек. Лучше взять тайм-аут, посоветоваться со старшими товарищами. Но не позорить «контору». И, неважно, струсил ты или схитрил.
       Мало того, в «конторе» тебя поджидают твои начальники, которым уже позвонили начальники бракоделов и, конечно, обрисовали картину в свою пользу. «Мол, мы всей душой за качество, за сроки, готовы устранять, пахать да во вторую, да в третью смену, а он черствый, молодой, (кстати, недалекий), ленивый барчук формально придрался, и не хочет войти в положение орденоносного коллектива! Вспомни, Яковлич, как мы в молодости живота своего не жалели» и так далее. И уже ты оправдываешься, сбиваясь от волнения и несправедливости наветов, объясняешься со своим руководством. И как награждение орденом – командирское мнение: «Все правильно. Ваше решение подтверждаю. Идите, товарищ….»...
       Военпред поднялся в центральный пост новорожденного ракетоносца. Там комбриг - командир 339 бригады строящихся подводных лодок, (матёрый подводник), «сцепился» со строителем. Заметив корабела, адмирал позвал его к себе.
       «Вот, военпред, он знает, он тебе докажет». Военпред шагнул к спорщикам, и в центральном посту наступила тишина.
__________________________________________________________
* - Должности 1059 Ордена Красной звезды Военного представительства МО СССР образца до 1989 г.: младший военпред, военпред, руководитель группы, заместитель старшего военпреда, старший военпред – начальник Военного представительства. Так же, над нами и еще за пятью Военными представительствами северного региона надзирал Уполномоченный Главного управления кораблестроения ВМФ СССР. Первые две должности имели категорию – капитан 3 ранга, следующие две – капитан 2 ранга, последние две – капитан 1 ранга.

Фото из Интернета


Рецензии