Лида Памяти Лиды Краевой посвящается

 Прошло пол года, как не стало моей коллеги,с которой  проработал более пятнадцати лет. Мы с ней познакомились, когда вместе работали в Академии МВД. Она работала в другом отделе, но видились мы часто. Среднего роста, тёмноволосая, с правильными чертами лица, она была одной из красивеших женщин Академии. Её походка, улыбка и приятный грудной голос вызывал восхищение всех, работавших с нею мужчин. Опрятно одетая, всегда подтянутая, в военной форме, она неоднократно появлялась в нашем отделе, вызывая не прикрытое восхищение сотрудников и сидящего со мной рядом Карпыча.

После её ухода, я всегда слышал его голос: - Хороша Маша, да не наша. Я разделял его восхищение, как и все сидящие рядом коллеги. Она умела разговаривать с людьми, коллегами из других отделов, с которыми она встречалась каждый день. Всегда чувствуя восхищённые взгляды мужчин, она тем не менее, никогда не высказывала неприязни к ним, была тактична и вежлива в беседах, как с руководством, так и с коллегами.

Её ценили, как исполнительного сотрудника, хорошо знающего своё дело. Уважали за коммуникабельность и бескорыстность.  Наше подразделение , в основном, состояло из мужчин: постоянного состава и слушателей, прибывших из разных регионов России. Кто-то из женщин был непрочь закрутить роман с молодыми офицерами, находил понимание. Она, бдучи замужем и имея двух сыновей, предпочитала оставаться последовательной как в любви, так и в отношении с коллегами.

Наступили не лучшие времена для сотрудников нашего подразделения. Ломались судьбы офицеров. Атмосфера для многих стала невыносимой, писали рапорта и уходили опытные сотрудники на пенсию. Ей до выслуги лет оставалось около десяти лет. Нужно было решать как быть дальше. Привыкшая добиваться в жизни всего своим трудом, она, как и многие её коллеги была вынуждена искать другое место службы.

Не всем это удалось; кто-то ушёл на пенсию, на практику,а кому-то посчастливилось остаться на прежнем месте службы. Пришлось искать новое место службы и мне. К, счастью, мне повезло. Мой большой практический опыт сыграл свою роль, к тому же я был членом КПСС, уже успел сдать два экзамена кандидатского минимума. После беседе с новым начальником лаборатории я был принят на должность младшего научного сотрудника.

Должность меня не очень угнетала, я вновь занимался любимой научной работой. Стал готовиться к сдаче очередного экзамена канидатского минимума по специальности, подтвердил тему научного исследования.

Пришлось многое начинать сначала. Начались командировки. Мы с Лидой встретились спустя некоторое время уж в новом подразделении, как старые знакомые. Она попрежнему была той же Лидой, красивой и привлекательной, обходительной и исполнительной. Мы работали в разных зданиях, но её день рождения стал очередным местом нашей встречи. Вспомнили своё старое подразделение, трагически сложившую жизнь прежнего начальника, его уход из жизни. А вспомнить было что.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном не миновал и нашего подразделения. Было принято решение о создании бригады нескольких подразделений для отправки в "горячую" точку Союза.  В указанное время перед отправкой в Армению, нас собрали в главном здании. Мы стояли в коридоре с чемоданами, готовые к отъезду. Зная о нашей командировке, многие наши коллеги пришли нас проводить,потому, что были хорошо информированы о событиях на Кавказе.

Мы ещё были далеки от событий, которые происходили там, даже не предполагая, что нас там ждёт. Лида была среди присутствущих, и одна из немногих понимала, чтот нам предстояло испытать. Чуяло женское сердце, что может случиться непредвиденное. Она подошла ко мне, поцеловала на прощание, пожелав благополучного возвращения. Мы никогда не были с ней близки, этот прощальный поцелуй заставил меня по другому посмотреть на женское чувство тревоги за мужчин, которые призваны выполнить свой долг.

Предчуствие её не обмануло. Нам пришлось пережить Армянское землятрясение, в котором погибли многие из тех сотрудников, с которыми пришлось работать накануне. Чудом остался живым и я. Вечером во время инструктажа, мне с товарищем было предписано прибыть и находиться в Спитаке. Но дальнейшие события в Кировокане изменили решение руководства. Нас перераспределили в Кировокан. О том, как развивались события, я надеюсь написать позже.

После командировки, моя служба продолжалась. Я несколько раз встречался с Лидой. После выхода на пенсию я не забывал поздравить её с нашим праздником. Мы виделись на встречах ветеранов и я всегда был рад, что мне пришлось служить с ней много лет. Она почти не изменилась. Та же гордая походка, удивительно-сохранившая женственность и привлекательность. С мужем она разошлась. Он был моложе её и по настоящему её, как потом оказалось, никогда не любил.

Время шло, но встретиться вместе и вспомнить нашу молодость, как-то не удавалось. Летом я уезжал на дачу и жил там вместе с супругой. После смерти супруги я жил летом на даче один. Зимой встречался с ветеранами, Лиду поздравлял с нашим профессиональным праздником, узнал о её неизлечимой болезни.

Жалость больно кольнула в сердце. Неужели мы больше не увидимся? Но мы увиделись, в последний раз. Зная, что она себя неважно чувствует, я звонил ей, желая скорейшего выздоровления, уже зная что дни её сочтены. Но где-то в душе надеялся, что это будет не скоро.
 Одажды летом, когда я был на даче, она мне позвонила: - Приезжай! На другой день я поспешил к ней, в наш госпиталь. Лида находилась в реанимации. Я прошёл в реанимационное отделение. Лиду я узнал с трудом. Болезнь никого не украшает. Но её взгляд, та же уверенность в себе давала надежду, что она выкарабкается и в этот раз. После нескольких операяций и постоянных медикаментозных вливаний она верила, что справится с болезнью.

Верил в это и я. Но в минуту прощания, когда я поцеловал её, мне показалось, что это её прощальный поцелуй и мы с ней больше не увидимся.
 Осенью, после возвращения с дачи, я позвонил ей, чтобы справиться о её здоровьи. Незнакомый голос меня удивил. Может быть о ней вспомнил муж? Но этот голос прнадлежал её сыну. Известие о смерти Лиды стало для меня новым испытанием после смерти моей жены.


Рецензии