Гримасы рыночной любви. Неразумные дети

Неразумные дети
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, и представить её без них мы уже не можем, как не можем и без «лампочки Ильича». Чудо-машины играют с нами в шахматы, сочиняют музыку, помогают человеку во всех отраслях знаний. Не секрет, что компьютеры уже могут и художественные произведения сочинять. А почему бы и нет? Но разве могут они сочинить то, что не дано им прочувствовать, что мы пропускаем, как говорится, через сердце, когда нами движет не разум, а эмоции, когда они нас захлёстывают, и мы совершаем необдуманные поступки, за которые потом расплачиваемся годами, и о которых стыдно вспомнить? Неужели компьютер всё это способен пережить и описать? Зачем все эти компьютерные романы? Чтобы потешить своё самолюбие и доказать, что прогресс идёт семимильными шагами? Ведь так можно человека вообще оторвать от всех дел и сделать из него праздного созерцателя, который будет только иногда вмешиваться в происходящий процесс. Ведь так мы убьём свою душу, своё «я», свой мир, свой бунтарский дух, и исчезнем как личность, чтобы окончательно превратиться в винтик какого-то большого и не всегда понятного нам механизма. Нельзя доверять машинам свою душу, свои мысли и чувства, иначе неизбежна деградация. Человек должен быть всегда выше, чтобы самому не стать компьютерной игрушкой.
Мы не задумываемся над тем, как постепенно убиваем свои души, выхолащиваем их, устраивая парады вседозволенности, и называем это толерантностью. Мы превращаем души в набор химических веществ для глупого компьютерного анализа и ненужного самостриптиза. Мы становимся разноцветной мозаикой для умных машин, из которой можно складывать всё что угодно. В этом ли наша сила? Человек никогда не будет ни богом природы, ни её покорителем, потому что всё намного сложнее, чем мы думаем. Как мышь способна убить слона, так нас способен уничтожить малярийный комар. Булыжник, погубивший 65 млн. лет назад динозавров, может снова прилететь и стереть нас в порошок. А сколько ещё неведомого и непознанного мы не знаем! Человек часто бывает неадекватен, непредсказуем и сам себе непонятен. Это может быть и хандрой, и гениальностью, и болезнью, и гордыней, и падением, и величием, и завистью, и какой-то, пусть маленькой, но победой. Почему какая-то машина, пусть даже самая продвинутая, должна рыться в наших мыслях и чувствах? Не самообман ли это? Человеку иногда хочется быть улиткой и спрятаться в свою раковину, а порой он проявляет агрессию там, где достаточно одного тёплого слова или даже улыбки. Мы знаем, что курить вредно, но курим, что алкоголь – это яд, но пьём, наркотики – это страшно, но принимаем, убивать нельзя, но режем, стреляем, жжём и крушим. Все религии одинаковы. Не случайно, у большинства из них одна родина – Ближний Восток. Их цель – обуздать нашу гордыню и помочь жить по законам морали.
Не обязательно создавая, что-то разрушать, находя – терять, выигрывая в частностях – забывать о главном. Мы всё ещё неразумные дети, играющие ядерной дубинкой. Есть предположения, что наша Земля – живой организм, и она терпит нас, пока мы её окончательно не достанем. Вспомним роман А. Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Вольно или невольно мы запускаем процесс самоуничтожения, нарушая жизненную гармонию.
В своё время я восхищался романами А. Кристи. Купил даже её 20-томник. Но, почитав критику, понял, что это типичные компьютерные романы. Штамповку своих творений писательница поставила на поток. Убийцей у неё являлся тот, на которого было меньше всего подозрений. А мы уже похожи на самоубийц, рабов машин, рабов новых технологий, меньше всего думая об этом. Жизнь очень многообразна и часто непредсказуема. Мы загоняем себя в золотую клетку прогресса, забывая о главном – о душе, гармонии и любви. Любви к природе, ближнему, мирозданию. Природа может нам жестоко отомстить. И будет права. Тысячу раз права.


Рецензии