Путешествие лучика

 Сказка с картинками на моём сайте! https://anm0569.wixsite.com/tatianalebed/puteshestvie..               

                АФРИКА. ПУСТЫНЯ САХАРА.

        Жил-был Лучик. Каждый день выходил он из дома погулять. А домом для Лучика было Солнце. И был наш Лучик таким непоседой! Всё-то ему было интересно, везде-то ему надо было побывать, да всё увидеть.
      Вот однажды опустился Лучик на раскалённый песок и тут же отскочил, такой он был горячий! Оглянулся он и увидел недалеко от себя колючий кустик. Даже на нём, таком стойком к жаре, было так мало листиков. Но всё-таки какую-то прохладу кустик давал. Лучик прилёг в его тени и задремал.
Вдруг он почувствовал, что куда-то плывёт, как на волнах. Открыл глаза Лучик и видит, что едет на спине огромного варана, пустынного крокодила, как его все звали. 
     « Как я оказался здесь? - подумал Лучик. – Откуда он, такой огромный , взялся?»
 -  Уважаемый варан, - обратился Лучик к животному. – Позвольте спросить, как я попал к вам на спину, и куда вы идёте?
 - Это мне  хотелось бы тебя спросить, зачем ты забрался ко мне на спину и жжёшься? Итак жарко, - раздражённо  ответил варан.
 - Милый варанчик, я и сам не знаю, - спрыгнув и побежав рядом затараторил Лучик.
 – Я прилёг под кустиком  в тенёчке и задремал. А очнулся от того, что меня стало покачивать, как на волнах. Извините, если я причинил вам боль, я не хотел.
 - А-а-а, теперь понятно. Ты задремал на моей спине. Я зарылся в песок под этим кустиком и тоже спал, как ощутил твой горячий бочок, малыш Лучик, - сказал варан.
 - Ну вот и разобрались, - засмеялся Лучик. – А куда вы сейчас направляетесь?
 - К другу тушканчику. Он живёт во-о-он за тем барханом. Мы решили с ним отправиться в небольшое путешествие по нашей пустыне и навестить давних друзей.
 - Как здорово! – воскликнул Лучик. – А можно и мне с вами? Я обещаю, что буду послушным.
 - Можно, только осторожно, - проворчав ответил варан. – Смотри, не обжигай моих друзей!
 -Ура! Ура! Путешествие! – зазвенел колокольчиком Лучик и весело запрыгал рядом с вараном.
    ...Долго ли, коротко ли, но перебрались варан с Лучиком через высокий бархан. За ним простиралась каменистая серо-коричневая равнина. Вдали виднелись кусты тамарикса с его чудесными розоватыми кронами.
   «Ух ты! Божье дерево!»- подумал Лучик, а вслух сказал:
 - Вот это красота! Никогда не думал, что в пустыне может быть так красиво.
 - Это ещё что, - ответил варан. – Вот дойдём до оазиса - увидишь настоящую красоту!
      Не успели варан с Лучиком ещё дойти до первого кустика, как вдруг под самым носом варана, прямо из песка, вырос тушканчик, запрыгнул на спину варана, обнял его лапками и затараторил:
 - Привет, дорогой друг варан! Ты как всегда пунктуален. А это кто с тобой? Какой горячий паренёк! Он не обожжёт меня? Ты кто такой? Давай дружить!
 - Ну вот, включился  тараторкин. Привет тушканчик, - ласково ответил варан. - Это Лучик. Он попросился с нами в путешествие. Обещал слушаться.
 - Привет, тушканчик, - сказал Лучик. – Ты такой весёлый! Я с радостью буду с тобой дружить.
 - Эх, - вздохнул тушканчик, - жаль, что с тобой нельзя пообниматься. Но зато в догонялки мы с тобой точно поиграем!
 - Ну, догоняй! – крикнул Лучик и побежал по песку, по кустам. Добежал до «Божьего дерева», тамарикса, и замер. Таким красивым было дерево!
     Тушканчик так быстро бежал за Лучиком, что со всего размаху врезался в него.
 - Ой, горячо! – отпрыгнув закричал тушканчик. – Ты что так резко тормозишь?
    Но Лучик стоял неподвижно и, широко распахнув свои глазки, восхищённо разглядывал кустарник.
 - Да, да, согласен, это очень красивое деревце, - сказал тушканчик и тоже стал любоваться им рядом с Лучиком.
    Вдруг они услышали за спиной тяжёлое дыхание варана.
 - Эй, молодёжь, - едва отдышавшись произнёс он. – Вы куда так припустили? Так можно и потеряться. Давайте договоримся, что вы от меня далеко убегать не будете. Ладно?
 - По-те-ря-я-яться? – в один голос, поглядев друг на друга, сказали Лучик с тушканчиком. И оба весело засмеялись.
 - Как же можно в пустыне потеряться? – удивился Лучик.
 - А вот так! – сказал варан и в одну секунду зарылся в песок. Исчез так быстро, как будто его и не было.
 - Ух ты! Вот это здорово! – восхитился тушканчик. – Я и то так быстро не умею.
    Варан так же быстро вылез, как и закопался.
 - А ты, Лучик, обещал слушаться! – строго попенял ему варан .
 - Простите, дядюшка варан. Я больше не буду.
 - И я больше не буду! – тут же откликнулся тушканчик. – Мы будем вокруг вас в догонялки играть,- добавил он.
    Вдалеке показался караван. Огромные верблюды медленно плыли друг за другом. Гордо подняв головы, они свысока поглядывали на всех.
Торжественная тишина на минуту повисла в разгорячённом воздухе.
 - Какие они большие! – шёпотом сказал Тушканчик, как будто боялся, что его услышат.
 - Да-а-а, - задумчиво произнёс варан. -  Не хотелось бы мне оказаться на их пути.
 - Почему, дядюшка варан? - спросил Лучик.
 - Когда я был маленьким, мне рассказывали, что погонщики верблюдов – люди – не очень добрые. Они охотятся на животных.
 - Подождём, пока они пройдут мимо. Хорошо? – предложил тушканчик.
 - Хорошо. А пока навестим нашу всезнайку лисичку фенек. Она любит собирать новости со всей пустыни. И зайдём на обед к хомячку. У него всегда есть в запасе что-нибудь вкусненькое, - сказал варан.
 - А вот и наша лисичка. Легка на помине, – заметил тушканчик.
 - Фенек – это кто? – спросил Лучик.
 - Это пустынная лисичка. Вот подкрадывается, будто мы её не видим, - сказал варан.
 - Я никого не вижу. Вокруг только песок. А где же лисичка? – удивился Лучик.
 - Да ты приглядись, Лучик, - сказал тушканчик. – Во-о-он там, рядом с кустом тамарикса. Просто наша подружка такая же, как песок, чтобы её никто не видел. Поэтому она может незаметно подкрадываться к своей добыче.
 - Добыче? – переспросил Лучик. – А на кого же охотится фенек?
 - Да на всякую мелочь. Мышек там разных, насекомых, яички ворует. В общем, всё ест, даже корешки и плоды растений. Вот, вот, смотри, сейчас ты её увидишь! Она собирается прыгнуть.
     И Лучик стал смотреть в ту сторону, куда смотрели тушканчик с вараном. Вдруг он увидел, как рядом с кустом высоко, почти на метр от песка, кто-то прыгнул.  Потом шмякнулся за кустом. И раздалось сначала ворчание, затем весёлое тявканье. Потом это существо опять запрыгало, да так проворно, что через три прыжка оказалось возле них.
 - А-а-а, вот и ты, лисичка! Ну и шустрая же. Мы к тебе в гости. Знакомься. Это Лучик – наш новый друг, - застрочил тушканчик.
 - О, привет, варан! Привет, тушканчик! Добро пожаловать, Лучик! – весело затявкала лисичка фенек. – Я вам очень рада!
     Лучик не сразу нашёлся что ответить, так как разглядывал лисичку. Уж очень забавный был зверёк. Фенек действительно сливался с песком – такой окраски была шёрстка. А уши! Они были такими огромными, что можно было подумать - кто-то специально их вытянул зверьку за непослушание. Наконец Лучик опомнился и сказал:
 - Привет, фенек. Извини, что я не сразу откликнулся на твоё приветствие. Просто я первый раз вижу такую необычную лисичку. Можно спросить тебя? А зачем тебе такие большие уши?
      Лисичка проворчала что-то. Тявкнула два раза. Покрутилась вокруг себя и сказала:
 - Это чтобы лучше слышать.
 -  Да уж, - сказал варан. – Кто, кто, а ты, лисичка, все новости пустыни знаешь! И всё благодаря твоим великолепным ушам.
   Вдруг лисичка исчезла, да так быстро, как будто её и не было. Все оглянулись и увидели фенек уже рядом с тем же кустом тамарикса, откуда она и появилась. Оттуда донеслось весёлое тявканье. А потом к ним бежало уже целое семейство: несколько лисят и папа лис.
- Вот так умница! - восхитился варан. - Прошлый раз ты одна нас встречала, а сегодня уже целое семейство!
- Ой, какие хорошенькие! - сказал тушканчик , подбегая к лисятам. - А давайте играть в догонялки? - предложил он, осалил ближайшего лисёнка и наутёк!
Лисёнок не растерялся, осалил рядом стоящего лисёнка и тоже наутёк. Началась весёлая беготня. Лисята, тушканчик и Лучик носились вокруг варана и папы с мамой.
   Внезапно все замерли. Только Лучик продолжал увлечённо бегать. А когда остановился и огляделся, то увидел, что стоит один - все исчезли, будто никого и не было. Лишь лёгкий ветерок колыхал раскалённый воздух.
  "Вот это да, - подумал Лучик. - Куда это все пропали ?"
И тут совсем близко от него с тихим шумом опустилась на песок огромная птица. Это был африканский филин или пятнистый филин. Он так сливался с песком, что издалека увидеть его просто невозможно.
- Ушли! - сокрушённо пробасил филин. - А ты кто такой? Я тебя здесь не видел никогда.
- Я - Лучик. Путешественник. Так это от тебя спрятались так быстро мои друзья?
- Передай "своим друзьям", - с усмешкой в голосе произнёс филин, - что я очень голоден! И сегодня ночью у меня большая охота!
   Филин повертел головой, мигнул один раз своими оранжевыми глазищами и бесшумно взмыл в воздух. И только лёгкий горячий ветерок опять всколыхнул пространство. Наступила тишина...
   Через минуту прямо под ножками Лучика зашевелился песок. Пришлось отскочить в сторону. И там, где стоял Лучик, появилась сначала голова варана, а затем и весь варан.
- Ты мне всю голову истоптал своими горячими ножками! - заворчал он.
- Варанчик, извини, - сказал Лучик. - Но как вы услышали и увидели филина? Мы так шумно играли в догонялки, что филин мог спокойно всех вас схватить? - тревожно добавил он.
- Я его сверкающие голодные глаза ещё издали заметил. Поэтому дал всем сигнал зарываться.
Тут подбежали лисята с папой и мамой. Они принялись благодарить варана за спасение. Ведь если бы он вовремя не предупредил, кто-нибудь непременно попался бы на ужин филину.
Самым последним прибежал тушканчик. Он запрыгнул варану на спину и стал обнимать его.
- Милый, хороший мой друг Варанчик, ты спас нам жизнь! Я так боюсь филина!
- Да-да-да, - протявкала лиса-фенек. - Этот филин очень любит лакомиться не только летучими мышами, но и мелкими грызунами, вроде нашего хомячка и тушканчика. А в прошлом году он поймал трёх лисят нашего соседа. Они заигрались и вовремя не укрылись.
- А вот и наш хомячок, - радостно сказал тушканчик. - Лёгок на помине! Мы как раз к тебе в гости собирались.
- Привет, друзья! И я рад встрече с вами! - ответил хомка с лёгким присвистыванием.
Щёки его были надуты от запасов еды. Выглядел он очень милым и смешным. Лучик не удержался, засмеялся и дотронулся до щеки хомки.
- Ой! - воскликнул тот. - Ты чего жжёшься? Ты кто такой? Больно ты горячий!
- Я - Лучик. Прости, хомячок. Но ты такой милый, и твои щёчки такие забавные, что я не удержался.
- Это наш новый друг, - сказал варан. - Он с нами отправился в путешествие. Лучик, - обратился он к Лучику, - ты обещал не обжигать моих друзей!
- Извини, дядюшка варан, я не специально.
- Я уже не сержусь, - просвистел хомячок. - Привет, лисья семейка! А давайте устроим пир! У меня как раз поднакопилось много вкусняшек. Каждый найдёт чем полакомиться.
- Пир! Пир! Пир! - затявкали лисята.
- Ура! - воскликнул тушканчик. - Я уже слишком проголодался.
И вся компания дружно отправилась к норке хомяка.
   В это время караван уже исчез вдали. И путь был свободен. Впереди всех высоко и быстро прыгал тушканчик. За ним бесшумно едва поспевали лисички на своих обросших шерстью лапках. Хомка забавно семенил вслед за лисятами, переваливаясь с боку на бок, нет-нет да натыкаясь на кого-нибудь из них.
Завершал процессию тучный варан, быстро виляя своим длинным хвостом.
А Лучик носился вокруг компании взад и вперёд, стараясь никого не задеть, и радостно напевал песенку:
Солнышко лучистое
В небе голубом,
Тёплое, искристое
Согревает дом,
Где друзья хорошие
Весело живут.
Вместе песни звонкие
Радостно поют.
   Слушая такую добрую песенку, все подхватили и запели вместе с Лучиком. Друзья так увлечённо пели, что не заметили, как поднялись на самую вершину огромной дюны.
   Это был песчаный холм, образовавшийся на небольших скалах. Пустынный ветер занёс песком скалы, и получился пологий склон, по которому и бежали наши друзья.
Песенка оборвалась. Перед глазами путешественников открылся невероятный пейзаж.
Впереди простиралась серая каменистая пустыня с возвышающимися на горизонте горными вершинами. Небольшие красные и коричневые дюны, испещрённые следами, мелькали то там, то тут среди горных акаций. Внизу долины красивой лентой протекала река. На высоком берегу реки виднелись руины старой башни. А на другом берегу был сочный пальмовый оазис. И не два рядка, а целый лес без конца и края.
    Все, застыв в изумлении и восхищении, не могли пошевелиться. Тишину нарушил подошедший варан:
- Река Драа! - торжественно произнёс он.
- Как же она тут появилась? - спросил Лучик. - Откуда и куда течёт?
- О! Это древняя легенда.
- Дядюшка варан, расскажи! - попросил тушканчик.
- Расскажи, расскажи! - подхватили лисята.
- Давным-давно высоко в горах Атласа жили брат с сестрой Дадес и Имини. Злая мачеха разлучила детей, продав мальчика и девочку в разные сёла. Они находились далеко друг от друга. А дети так привыкли быть вместе, что не вынесли разлуку и бросились со скал. Но не разбились, а превратились в две реки и потекли навстречу друг другу. Они слились в один большой поток, и он весело забурлил: "Дра-а-а-а, дра-а-а-а!" Люди удивились такому чуду и назвали эту реку Драа.
- Откуда ты это знаешь, уважаемый варан? - почти шёпотом спросил Лучик.
- Мне рассказывал мой дедушка, а моему дедушке его дедушка, - ответил варан. - Это легенда передаётся из уст в уста. И я расскажу её своим детям и внукам.
- Да-да-да, раньше она была полноводной и добегала до самого Атлантического океана, - добавила лисичка фенек. - А теперь люди так много берут из неё воды для своих садов и полей, расположенных в её долине, что только иногда весной, когда на горных хребтах интенсивно начинают таять льды, добегает Драа до океана.
- А вот и караван. Видите? Там, далеко-о-о, - быстро сказал тушканчик. - Помните, мы встретили его.
- Помню, помню, - зашепелявил хомячок, - мне мой дедушка рассказывал про это место вот что. Когда-то здесь была конечная остановка караванов, совершающих переход через пустыню к Средиземному морю. Он ещё говорил, что они с друзьями частенько бегали к стоянке караванов и лакомились просыпанным зерном из тюков, прогрызая в них дырочки, - хихикнув добавил хомячок.
- Хотим ку-у-шать, - жалобно пропищали лисята.
- И я хочу, - задумчиво сказал варан и оглядел зверят каким-то странным взглядом.
Все невольно попятились..
- Ладно-ладно, не бойтесь, - засмеялся он. - Сейчас спустимся, и у нас будет вдоволь еды каждому.
   Все облегчённо вздохнули.
- Во-о-он там, видите самую высокую и пушистую пальму? - указал хомячок лапкой на долину. - Это моя Дум-пальма. Её легко отличить от всех : у неё на макушке листья веером растут на ветках. А какие вкусные у моей пальмы плоды! Прямо под пальмой моя норка. И в ней куча запасов. Айда все на пир! - скомандовал хомячок.
- Ура-а-а! - подхватили все и быстро, кто кубарем, кто как на лыжах, кто бегом, стали спускаться с дюны в долину.
    Хомячок, как мячик, скатился быстрее всех. И уже встречал у норки своих друзей. Он то и дело доставал свои запасы: сушёные фрукты, семечки, личинки разных жучков, корешки, плоды разных растений.
Последним был тяжеловесный варан и, не успев притормозить, врезался прямо в Дум-пальму.
   Раздался гулкий звук. Пальма сотряслась и на землю упала огромная гроздь жёлто-коричневых плодов в гладкой оболочке. Все рассмеялись. И только тушканчик вскочил на варана, прижался к его голове и ласково сказал:
- Варанчик, дружище, ты не сильно ушибся?
Потом соскочил, оторвал один листок сочной агавы, поцарапал её коготками и приложил к голове варана сочной стороной.
- Благодарю, дорогой мой заботливый малыш, - сказал варан. - Мне уже лучше.
   Всем стало стыдно. Звери подошли к варану и принялись жалеть и гладить его. Варан вдруг подскочил и сильно раскрыл рот:
- А вот я вас сейчас поймаю и съем!
   С визгом и криком разбежались зверята и попрятались. Варан рассмеялся и крикнул: "Я пошутил!" А потом стремглав бросился и нырнул в прохладные воды реки Драа.
   Вот где было раздолье! Еды сколько хочешь, пей сколько хочешь. Рыбёшки, амфибии, моллюски, насекомые, раки и много другого, что очень любил варан. Наслаждение да и только!
   Его примеру последовали остальные. Каждый уминал то, что любит. Тушканчик, хомячок и лисята налегали на семечки, корни и луковицы растений, насекомых и, конечно, плоды Дум-пальмы, которые были сладковатыми, ароматными и очень сытными!
Запасов у хомячка действительно было вдоволь.
   Когда варан выбрался из воды и подошёл к друзьям, все были сытыми и довольными. Звери развалились на песке и любовались кроной пальмы на фоне голубого неба. И только неугомонные лисята играли в догонялки. А Лучик подбегал ко всем и измерял, у кого больше живот. А когда измерил варана, то, конечно, он оказался победителем, ведь варан был больше всех.
- Помнишь, Лучик, я говорил тебе, когда ты любовался тамариксом, что вся красота впереди, лишь доберёмся до оазиса , - сказал варан. - Оглянись и полюбуйся, как благоухает природа возле реки!
   Лучик стал осматриваться и подбегать то к агаве, то к акации, то к тимьяну, то к олеандру, то к мастиковому дереву, то к инжиру, то к лимону...Здоровался с зелёными ладошками растений, любовался и восхищался ими, а варан рассказывал, как и зачем нужно использовать эти растения, чтобы быть сытыми и здоровыми.
   День подходил к концу. Лучику пора было возвращаться. Он стал прощаться со своими новыми друзьями.
- А кто со мной пойдёт к касабам? - хитро прищурясь спросил тушканчик.
- "Касабы"? Что это? - спросил Лучик.
- Это небольшие поселения людей по берегам реки, - сказал хомячок. - Долина Драа так и называется: "Долина тысячи Касаб". Там бывает много вкусненького.Тушканчик, конечно, я пойду, ты же знаешь, как я люблю поесть.
- И мы, и мы, - запищали лисята.
- Ни в коем случае! - строго возразила лиса фенек. - Там бывает ещё и опасно! Да и вы, обжорки, будьте осторожны! - заботливо обратилась она к хомячку и тушканчику.
- Друзья мои! - сказал торжественно варан, - нам надо хорошо выспаться. А завтра вдоволь повеселимся у норки хомячка под Дум-пальмой. Вам спокойной ночи! А вы, неугомонные, - обратился он к хомячку и тушканчику, - осторожней там, у людей. Поняли?
- Хорошо, дядюшка варан! Мы шустрые! - дружно ответили зверьки. - Всем-всем пока-а-а! - крикнули они, и скрылись из глаз.
   Лучик попрощался со всеми и стал возвращаться домой к Солнцу. По пути он всё время думал о том, что не ожидал в такой, казалось бы, пустынной безжизненной земле, он найдёт столько друзей. И уж никак не предполагал, что так весело и познавательно проведёт время!


Рецензии