Поздний конвой Арктика - Белое море АБ-15

(Использованы материалы Центрального военно-морского архива)

“Глубокой осенью 1944 года на арктических трассах, обслуживаемых Беломорской флотилией, сложилась тяжелая обстановка. Противник перебросил в Северную Норвегию из эвакуированных военно-морских баз Франции, Бельгии и Голландии на северный военно-морской театр значительное число подводных лодок. Их деятельность заметно активизировалась. В районе мыса Канин Нос обнаружено присутствие подводных лодок врага. В горле Белого моря наши тральщики типа "АМ" потопили две подлодки в течение одной недели. Были обнаружены мины, поставленные вражескими подлодками в проливе Вилькицкого, в Карских Воротах, на подходах к Белому морю. Существовал перерыв в посылке союзных конвоев "на Север России".

Для дальнейшего совершенствования работы конвоев в зимнее время следовало вывести из Арктики мощные линейные ледоколы: отечественный ледокол "И. Сталин" и американский, новый дизель-электрический ледокол "Северный ветер", поставляемый нам по ленд- лизу. Этот конвой получил шифр "АБ-15" (Арктика - Белое море).

Задача осложнялась тем, что прибывшие на Север подводные лодки врага, проникали вглубь наших арктических вод все дальше и дальше на восток. Их замечали уже в Карском море за архипелагом Норденшельда, под Диксоном. Подлодки стремились уничтожить ледоколы, чтобы одним ударом сорвать не только летнюю арктическую навигацию, но и проход союзных конвоев зимой через льды Белого моря”.

Здесь я поместил материал только о последнем,  четвертом этапе перехода ледоколов от Карских Ворот до порта Молотовск (ныне - Северодвинск).

“Четвертый этап представлял собой движение в усиленном эскорте. Эскорт состоял из девяти эсминцев: три из них - английские миноносцы типа "Дерзкий", четырех отечественных типа "Урицкий", один проекта  типа "Гневный" и лидера "Баку", на котором находился командующим БФ Пантелеев Ю.А.

Маршрут конвоя проходил севернее острова Колгуев по наибольшим глубинам. Начавшийся шторм, ветер в девять баллов, сильно препятствовали движению каравана. Особенно тяжело приходилось ледоколу "Северный ветер". Размах его качки достигал до 60 градусов, резко упала скорость движения, до 3-4 узлов.

Командующий БФ решает: 21 ноября выделить эсминцы "Гремящий", "Разъяренный" и "Разумный". Им приказано следовать самостоятельно в Молотовск для обеспечения прихода союзного конвоя. Эсминцам "Жгучему", "Дерзкому" и "Доблестному" из района Острые Лудки следовать в Йоканьгу для подготовки второй группы эскорта союзного конвоя.

Около четырех часов утра 24 ноября 1944 года конвой "АБ-15" вошел на внутренний рейд города Молотовска. СКР-19 проследовал в Архангельск. Переход ледоколов из Арктики к началу зимней навигации был успешно завершен.

Операцию эту можно легко отнести к категории обычных морских переходов, ничем не примечательных. Но в ней был точный расчет, заранее спланированный исход каждой детали операции.

Успех перехода обеспечила скрытностью самой операции, радиомолчание, развертывание и перестройка ордеров в ночное время. Инструкции, распоряжения по трассе конвоя кораблей передавались спасательными судами, в Йоканьге - "Северянин", в Шойне - "Ястреб", "Заря", в Архангельске - "Бриз" и "Совнарком".

Полное обеспечение перехода топливом и водой, при их жесткой экономии, достаточными силами охранения, продуманной подготовкой к операции, образцовым выполнением всех задач личным составом, тщательной подготовкой к встрече с противником на границе ледовой кромки. Попытки противника проникнуть внутрь конвоя сразу пресекались, чему способствовали быстрые смены курсов каравана в темное время суток”.

Итак, мы снова читаем “Йоканьга”, “Шойна”. Это только несколько военных эпизодов тех лет. А сколько их было всего?


Рецензии