Бог и музей

Бог и музей.
В начале 20-го века диалектическое противостояние науки и религии (веры) в нашей стране переросло в откровенную   неприязнь носителей научной культуры, к любым проявлениям «нематериалистического характера». Хотя непосредственная борьба с религией в свою очередь порождала, псевдорелигиозные утопии, как то научный атеизм, вера в светлое будущие, вождей и тд, которые, в общем, то были сами далеки от материалистического мира. Вместе с тем «набожность» и «ученость» стали ярко выраженными   антонимомами формируя широкие слои нашей общественности, в том числе и интеллигенции. Которая лишь за небольшим исключением сознательно выбрало атеизм как свою религию. Конечно нигилистическое отношение к «вере» было и ранее, но лишь только предчувствие НТР  направленное Фридрихом Ницше в русло построения «сверхчеловека»  позволило правительству  ряда стран, для максимальной мобилизации человеческого ресурса, отсечь излишки совести и морали, диктуемых духовной сферой их культур.
В 19 веке многие ученные оставались глубоко верующими, ярким примером, истинного православного ученного может служить Измаил Иванович Срезневский филолог, палеограф, лингвист, археолог и многое другое не просто уживалось в нем с православным Христинином. Но и гармонично дополняло одно другое.  Глядя на его жизненный путь кажется что этот человек вечно искал священную чашу Грааля…  Увы таких людей становилось все меньше и вот в двадцатом веке, особенно после революции изучение истории четко стало атеистическим. Более того музеи были призваны вести атеистическую пропаганду и воспитание. Советская власть почему-то решила, что выстеленные на публичное  обозрение ритуальные и культовые предметы, будут важным средством воспитания атеизма. Вот только одного они не учли что параллельно с формированием русской интеллигенции, спровоцировавшей и поддержавшей  революцию,  в России существовала прослойка специалистов, интеллектуалов, краеведов и патриотов  которые как правило, и работали в музее. Вспомните Василия Алексеевича Городцова,  военного который, по сути, заложил отечественную школу музейной  археологии.
Музейщик априори слишком много работает руками, чтобы считаться интеллигентом в чистом виде. Полевые экспедиции, реставрационные и  экспозиционные работы отделяют музейных работников  от элитарной науки. Я уже не говорю о том что в нашей стране мало комплектность музеев и вечная недостаточность средств, превращает наших коллег в грузчиков, цветоводов, землекопов, сантехников и тд. Да простит нам читатель это отхождение от основной темы, но все это позволяет понять, как до сего дня музейщикам удавалось избегать излишней интеллигентности, ровно, как и всех связанных с этим пороков. А также почему именно музеям отводиться важнейшая роль в построении нового государства, в котором, как говорил Н.С.Гумилев будет царствовать гармония религии и культуры.
Вопрос «взаимоотношений» Бога и музея отнюдь не праздный. Естественнонаучные музеи хранят в себе то, что было сотворено, исторические отражают представление людей о Боге. Отражая историю религии, её связь с этносом, и государством, и раскрывая процесс обожания человека.
В общем, то последнему аспекту нам и хотелось бы посвятить эту статью.
Подавляющее большинство религий подчеркивают божественную природу человека, древние культы говорили о непосредственном родстве, через первопредков, более поздние говорили о части божественной природы в самом человеке. В христианском святом писании дважды сказано «Вы Боги». Мне хотелось бы подойти к этому аспекту с точки зрения антропогенеза и эволюции.
Наши современные познания о происхождении человека вполне позволяют говорить, что на какой-то стадии развития гоминидов человек от своего животного существования в гармонии с природой переходит, к стадии её природы трансформации. То есть вместо приспособления под неё   он начинает приспосабливать природу под себя. Мы не знаем когда это точно произошло с момента развития бипедализмома (хождением на двух ногах) или же изготовления первых орудий труда. Оставим этот вопрос антропологам и археологам. Нам важно, что в какой-то момент своего развития, предок современного человека начал создавать. То есть  осуществлять процесс который по прошествии некоторого времени он назовет «божественным». Именно с этого момента началось обожание человека,  из зверя он стал человеком.  Для музеев этот момент крайне важен, так как именно тогда появились первые экспонаты истории человека, появился материал для исследования не только палеонтологов и антропологов, но и археологов.
Несмотря на тривиальность данного построения, именно она навсегда связала воедино музеи изучающие историю человека  с Богом.  Историческая  ретроспектива музейных экспонатов раскрывает человека творца,  лепка из глины и её обжиг, выплавка руды и ковка железа. Все это акты созидания и проявления божественной природы в человеке.
Еще одной важной вехой развития человека стала доместикация животных и растений.
Одомашнивание животных, вероятно очень  важная ступень становления человека, как такового. Именно поэтому даже когда они не приносят зримой пользы, как кошки в городских квартирах или рыбки в аквариуме, для воспитания полноценных личностей так важно их присутствие. Музей это история божественности,  человеческое общество развевалось и изменялось, менялось и восприятие Бога, менялись обряды и взгляды на вселенную.
«Развенчивание» мифов научно-атеистической школой «критического анализа» как правило узколинейное и имеет под собой  по сути лишь концепцию отрицания. В то время как принятие иных концептуальных систем позволит не только расширить наши представления о прошлом, но и кто знает может быть расширить наши нынешние представления. Думаю что мы поступили бы скверно избежав примера…
В общефинноугорских космогонических представлениях утка выступает демиургом  которую Бог посылает на дно морское за кусочком песка или ила, и из которых осуществляется акт творения земли. В отрыве от сакральных представлений о сущности утки, это всего лишь миф. Но мы знаем что те же Финно-угры почитали утку удивительным существом, которое одно из немногих может летать на небо, ходить по земле и опускаться подводу, что в контексте трехчастного деления мира на верхний, средний и нижний.  Дает нам удивительную трактовку мифа о сотворении мира, когда демиург из нашего среднего мира «ныряет» в некое подпространство» и из нижнего нематериального нижнего мира, «материализует» наш мир. Так  финно-угорский миф о сотворении мира, может оказаться осмыслением, «большого взрыва» и кто знает какие ещё тайны мироздания хранят в себе музейные витрины.
Данный пример имеет целью показать сложность, простых мифологем при трактовке которых необходимо избегать материалистического отрицающего примитивизма.   
Так как лишь их приятие как достойного элемента культурного наследия, позволит нарисовать целостную картину прошлого. Музей не собрание казусов и заблуждений прошлого, а сосредоточение различных мнений и взглядов на мир, человека и Бога.
Подобное отношение позволяет исключить третирование различных элементов  культуры что очень важно при развитии такого многонационального  государства как Россия на территории которой помимо мировых религий живы еще и аутентичные религии. 
Современный мир стремительно теряет веру, погружаясь в результате чего в пучину суеверий. На смену страху перед гневом Богов, нас пугают кометной угрозой из космоса, глобальным потеплением и … многими другими абстракциями порожденные все тем же разумом что  был в головах людей 1000 и более лет назад.
Музей сохраняя отражение мифологических представлений человека, по сути является храмом всех религий достойно отраженных в нем. Региональные и краеведческие музее сохраняют в себе индивидуальные черты идентичности того или иного региона или этноса.  Представления о Боге в то или иное время. Довольно широко мнение о том что Бог это вершина горы а люди просто лишь смотрят на него с разных сторон, и каждый видит его по-своему, но в современных условиях космополитизма нашего общества, очень важно объяснить человеку с какой стороны именно он смотрит на эту гору, с какой стороны смотрели неё неё его деды и прадеды. Именно это формирует идентичность человека в современном глобализирующемся мире. Более того при том высоком уровне миграции который наблюдается сейчас в нашей стране именно музей позволяет переселенцам из других краёв включиться в местную систему культурных ценностей.
Очень важно чтобы приходя в музей посетитель чувствовал гордость за мудрость и величие своих предков. Так как, по сути, музей в наши дни это один из немногих институтов воспитания идентичности, формирования национальных идей,  героев и гражданственности.
Беда лишь в том что всякое действие имеет противодействие и музеи из храмов науки и истории хотят превратить в досуговый балаган.
А.П.Гаврилов.


Рецензии
"Музей, сохраняя отражение мифологических представлений...является храмом всех религий, достойно отражённых в нём." Идея замечательная. Но это было бы уже другое учреждение, мало похожее на подавляющее большинство наших сегодняшних музеев. В краеведческих музеях бывают интересные археологические и антропологические экспонаты, но отражение Бога в представлениях становящегося человека, как правило, акцентировано слабо. Может быть, мне не повезло, но я был только в одном музее, где была чётко представлена эволюционная линия становления человека, его представлений о Боге и его самообожение (в человеке, вообще, хватает самопровозглашённых качеств). Музей этот назывался, увы - "Музей религии и атеизма" и размещался в Казанском соборе города Петербурга. Понятно, о чём говорила представленная в музее экспозиция. Но антитезы ему, такого же уровня, мне видеть не довелось.
Но повторяю, идея исключительно интересна и с познавательной, и с педагогической точек зрения. Любой музей, кроме очень специфических: минералогического, палеонтологического, зоологического и т.п. - это рассказ о становлении человека.

Александр Гаврилов 7   31.03.2020 22:24     Заявить о нарушении