Белое солнце пустыни

Узнал сегодня утром из выпуска новостей, что легендарному советскому фильму «Белое солнце пустыни» исполняется пятьдесят лет со дня выхода на большой экран.
Я не считал, сколько раз видел этот фильм, но одно могу уверенно сказать, что много, много раз.
Первый просмотр был в деревенском клубе. Народу собралось столько, что яблоку негде было упасть. Смотрели картину, затаив дыхание.
Особенно деревенским жителям понравился красноармеец Петруха, в исполнении  Николая Годовикова.
Понравился Павел Луспекаев, известный актер, великолепно сыгравший роль таможенника, произнесшего знаменитые слова: "Я мзду не беру. Мне за державу обидно!"
Вел когда – то дневниковые записи, которые, спустя годы, иногда просматриваю.
 В них – оценки прочитанных книг, изложение интересных  телепередач.
Вот что я записал 10 апреля 2005 года.
Фильму «Белое солнце пустыни» в этом году исполнилось 35 лет. Он стал легендой советского кино.
Режиссер Владимир Мотыль к моменту создания  был не самым известным режиссером.
Картину поставить ему посоветовал кинорежиссер Григорий Чухрай.
Была проделана очень большая подготовительная работа.
Как вспоминает сам Владимир Мотыль, однажды во сне его посетило волшебное озарение: знаменитые кадры русской женщины, идущей с коромыслом по цветущему лугу.
Актер  Николай Годовиков рассказал, что накануне приглашения  принять участие в съемках фильма, он от завода был послан в подшефный колхоз на уборку урожая.
В колхозе он пристроился при кухне: возил на лошадке воду.
Парень он был общительный, за короткое время познакомился почти со всеми жителями деревни.
Однажды местные парни пригласили Годовикова в ночное.
Вечером у костра возник спор: проедет или не проедет Николай верхом на резвой кобылке.
Годовиков решил, что проедет. Одно время он занимался в спортивной конной секции.
Кобылка оказалась с норовом и Годовиков, как куль, свалился с нее на землю.
Падение было таким неудачным, что утром, глянув в зеркало, Николай не узнал себя сам: вместо лица у него было сплошное кровавое месиво.
Все бы ничего, только на следующий день за ним приехала помощник режиссера, смелая женщина, которая получила приказ: доставить на съемочную площадку Годовикова.
Для съемок фильма была выделена не самая лучшая пленка.
Тогда съемочная группа пошла на хитрость: операторы добывали черную икру, расфасовывали ее по банкам и возили свой продукт на Казанский завод.
Хозяева охотно принимали подарки и находили в своих фондах высококачественную пленку, которой пользовались космонавты.
Таким образом было обеспечено качество.
«На съемках фильма «Белое солнце пустыни» были украдены знаменитые  часы – компас.
Вот как об этом рассказано в очерке «Длинная история создания фильма..»
"В эти дни в группе случилось ЧП, о котором стоит рассказать подробнее. Боевые карабины киношники хранили во взводе кавалеристов, приехавших с ними на съемки. Но кое-что из реквизита находилось в ветхом помещении под охраной весьма беспечного сторожа. И вот в одну из ночей, когда сторож улегся спать, местные воры проникли в реквизиторскую и похитили оттуда часть вещей, в том числе саблю, подаренную "Ленфильму" легендарным кавалеристом Окой Городовиковым, и огромные часы фирмы "Буре", которые должны были украшать руку Сухова в ближайшие съемочные дни. После этого случая съемочный процесс остановился, кое-кто предлагал пригласить для разбирательства милицию. Однако Мотыль, имевший за плечами несколько лет пребывания в детском доме, решил поступить иначе. Выяснив через местных жителей, кто в этих краях "держит мазу", то бишь верховодит в криминальном мире, режиссер отправился к нему с визитом дружбы. Этим человеком оказался 26-летний молодой человек по имени Али. Мотыль повел себя с ним хитро: он предложил ему сняться у себя в картине в эпизоде и, когда тот с готовностью согласился, вдруг сообщил, что вот, мол, съемки можно было бы начать хоть сегодня, да какие-то сволочи украли ночью ценный реквизит. "Это не я, это Махмуд, собака!" - воскликнул в сердцах Али и тут же пообещал разобраться. Эти разборки длились всего несколько часов, и уже к утру следующего дня все украденные вещи были возвращены киношникам. А Али действительно сыграл в фильме одну из эпизодических ролей - зрители могут видеть его в двух коротеньких сценах: это он в красной рубахе и с винтовкой в руках крадется по музею во время его первого посещения Суховым и наставляет свой "винтарь" на красноармейца на берегу моря, в котором тот беспечно купался. Как мы помним, в последнем эпизоде Сухов застрелил героя, роль которого исполнял криминальный авторитет.

Вдобавок ко всем неприятностям в те же дни (начало октября) происходит ЧП с одним из актеров - Павлом Луспекаевым, который, как мы помним, был большим любителем посещать рестораны. И вот однажды там возникла крупная драка между местными посетителями. Луспекаев же по доброте своей бросился разнимать дерущихся, что крайне не понравилось одной из сторон. В итоге один из горячих дагестанских парней выхватил из-за пояса кинжал и ударил им Луспекаева в лицо. К счастью, удар пришелся аккурат в левую бровь актера если бы лезвие скользнуло чуть ниже, то Луспекаев вполне мог бы остаться без глаза.
7 октября съемки фильма возобновились, однако их пришлось тут же остановить, поскольку замазанная гримерами раненная бровь Луспекаева постоянно кровоточила. И тогда Мотыль придумал такой ход: по приказу Абдуллы один из бандитов ("Аристарх, договорись с таможней") стрелял в стекло рубки (этот эпизод снимут позже - в туркменской экспедиции), и осколок рассекал Верещагину левую бровь. Так кровоточащая рана на лице актера стала иметь свое правдоподобное объяснение».
Фильм при приемке был раскритикован и положен на полку.
Спасло фильм Чудо.
Вот как об этом повествует «Длинная история…»
«У Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева была такая привычка - по выходным дням смотреть в своем домашнем кинотеатре на даче в Завидово новые фильмы. Причем любимыми картинами генсека еще с молодости были, как мы помним, американские вестерны (особенно он обожал актера Чака Коннорса). Вот и в тот раз, накануне ноябрьских праздников 69-го, Брежневу для просмотра должны были привезти из Особого отдела (был такой склад в Госкино, который обслуживал исключительно высшую номенклатуру) очередной свежий вестерн. Но по каким-то неведомым причинам картины на месте не оказалось, и заведующий складом на свой страх и риск отправил генсеку заменитель вестерна - свежий отечественный истерн "Белое солнце пустыни". Брежневу, который смотрел фильм в компании молодых друзей своей дочери Галины, фильм понравился чрезвычайно. Особенно ему понравились эпизоды, когда Сухов выбивает маузер из рук бандита и укладывает двух врагов наповал, и драка на баркасе. Генсеку также пришлась по душе и песня в исполнении Павла Луспекаева. В итоге тем же вечером Брежнев позвонил домой министру кинематографии Романову. А тот в течение нескольких минут никак не мог сообразить, о чем именно идет речь. Брежнев на том конце провода буквально заходился от восторга от просмотренного кино, а министр лихорадочно пытался сообразить, какой конкретно фильм тот имеет в виду. А Брежнев продолжал заливаться соловьем: - Молодец, Ляксей, хорошее кино снимают твои люди. Не хуже американского. Наконец Романов собрался с духом и, прервав сумбурную речь генсека, спросил: - А какой фильм вы смотрели, Леонид Ильич?
- Как какой? - удивился Брежнев. - Про солнце, которое в пустыне. - И генсек, не прикрывая трубку, уточнил у кого-то, кто стоял с ним рядом, название фильма, который они только что смотрели, чтобы уже через пару секунд сообщить его Романову: - "Белое солнце пустыни". Романов похолодел, так как сам этого фильма еще не видел, а значит, поддержать должного разговора с генсеком никак не мог. Но тот, к счастью, и не собирался долго обмусоливать эту тему, только еще раз поблагодарил министра за картину и повесил трубку».

Табу было снято. Картина зашагала по городам и весям.
Космонавты три раза выдвигали фильм Владимира Мотыля на Государственную Премию.
И дважды завистливые коллеги не давали картине престижной Награды.
Очень метко сказал космонавт Алексей Леонов: «Фильм «Белое солнце пустыни» летает с нами в космос. Он поднят на недосягаемую Высоту».

31.03.2020.


Рецензии