Как трудно дозваться себя самого

   Валерий Бочков,не попавший из-за пандемии на Международный литературный фестиваль в Нижний Новгород, всё же сделал  подарок  читателям из Вермонта. Устроил  интернет-акцию "Чтение спасёт мир"  и выслал всем желающим  электронные версии своих книг.
  Не знаю почему,я выбрала себе роман «Берлинская латунь». Прежде  я читала в журнале «Дружба народов» лишь «Латгальский крест». Целый год потом роман не давал мне покоя,раздирая душу разноречивыми впечатлениями. Теперь  то же состояние после прочтения «Берлинской латуни». Попробую разобраться в этом.
  Мне показалось, что герои обоих романов Чиж и Дмитрий,  сходны по сути.И тот и другой неспособны  совершать поступки,оба мучаются от сознания вины и оба предают не только близких,но и самих себя.Чиж и Дмитрий-эмигранты,пытающиеся спрятаться в чужих странах от воспоминаний о совершённых грехах,разъедающих души. Это тяжесть креста и невозможность  переложить его на плечи тех, кого считаешь виновным в собственной судьбе.
  И в том и в другом романе -эхо страшной войны Великой Отечественной. Зверства фашистов и пособничество им разных людей-людишек. А ещё  обоим героям выпала от судьбы любовь, с которой трудно разобраться. У Чижа -это сумасбродка латышка Инга,оказавшаяся дочерью предводителя лесных братьев,садистки убивавшего красноармейцев.
  Об этом парень узнал от особиста, потребовавшего  немедленно расстаться с отпрыском предателя.  Иначе отец Чижа-военный летчик будет расплачиваться за это. Не менее страшным стало для Чижа открытие,что его отец-любовник матери Инги, а родной брат Валет-соперник, посягнувший на жизнь любимой девушки. От  событий,развернувшихся в прибалтийском посёлке и расколовшимся на два лагеря, и бежит Чиж за границу,пытаясь спасти себя.
  Не вышло даже в собственном доме в Амстердаме. Долгие годы  он плывёт по течению с безысходной покорностью,сходится с женщинами,неспособными даже на иллюзию любви. А возвращение на родину и открывшаяся правда стала для повзрослевшего Чижа,мечтающего о мести,  потрясением.
  30-летний    Дмитрий из «Берлинской латуни», на первый взгляд, не чета Чижу. Москвич, виртуоз-пианист, с детства поражающий знатоков  истовым служением музыке. И вдруг -травма руки,попытка покончить жизнь самоубийством, вскрыв вены.Отъезд в Америку,отчаяние от бесцельной жизни. Три года рядом с чудесной девушкой,носящей ветхозаветное имя Мария,и пытающейся пробудить в  русском слабаке хоть какой-то интерес к чему-либо. А у Дмитрия нет  сил любить: бес,сидящий в нём,не даёт проявиться добрым чувствам. Только раздражение и злость на всех и вся.  Дмитрий ищет предлог,чтобы порвать с Марией,а в сущности предать её.
 И всё же  соглашается на поездку из Нью-Йорка в Берлин в предновогодние каникулы. У Марии невероятное стремление к изучению истории и приобретению вещей с печатью патины.Вот взбрело же ей в голову на берлинской барахолке  купить  старинный тульский жаровой самовар с загадочной подарочной надписью и тремя нотками. Таскать эту громадину и расшифровывать надпись с немецкого приходится Дмитрию. А помогает в изысканиях специалист  по истории Третьего рейха,устраивая экскурсии в «подвалы» гестапо и концлагеря,  и представляя архивные документы допросов.
   Дмитрий,сам того не ожидая,  пережил приступы ревности к этому знатоку истории,ведь Мария с радостью откликается на каждый его телефонный звонок и спешит  на предложенную встречу. Столкновение  в драке с русскими иммигрантами -нищими,напавшими на Марию и пытавшими убить Дмитрия,породило в нём страх  не за свою жизнь,а за любимую.  Тогда он понял, что три года Мария борется с ним за него самого. Шрамы на руке-следы  попытки самоубийства останутся навсегда. Как и шрамы на сердце от невозможности вернуться в профессию. Но музыка будет звучать в душе Дмитрия,потому что он захотел жить и любить.
  Боюсь,я не сумела разгадать замысел писателя Валерия Бочкова в создании характеров его героев. Но уверена в одном:  рай и ад,предательство и прощение, уныние и надежда,грех и покаяние  есть в каждом из нас. Мы боимся заглянуть в себя,ведь страшно и стыдно выворачивать наизнанку душу.   И ежедневно ,ежечасно  продолжаем своими грехами вколачивать гвозди  в распятого Христа.
  Валерий Бочков  обладает мужеством рассказать  о нас в своём творчестве. Спасибо ему за это.
  А закончить свой отзыв я хочу строчками из  стихотворения моего мужа-поэта Глеба Дейниченко «Пасха Христова»
Мы мечемся в страхе насилья и лжи,
Гвоздями на плахе прибитой души.
Как трудно дозваться себя самого,
Как страшно сравняться с гвоздями Его...

Гатчина,2020 год
 


Рецензии
Это отзывы моей подруги -учителя русского языка и литературы из г. Суворова Лидии Николаевны Ермаковой:

Дочитала "Берлинскую латунь". Впечатление осталось. Поначалу история с антикварным самоваром захватывает, хочется узнать, что же дальше, но каким-то образом эта история, как мне кажется, уходит на задний план. А может быть, эта покупка самовара является некой ступенькой к рассказу о том, как зарождался нацизм в Германии? И когда читаешь эти страницы, то охватывает ужас. Задаёшься вопросом, который произносит героиня романа Мария:"Я совсем не пойму... Как? Ну как? Те же самые немцы!" Не простой вопрос, сложный. Может, и нет ответа на него, может, и автор книги не находил ответа на этот вопрос.
Герой романа вызывает и сочувствие (пианист, потерявший возможность выступать, подростком уехавший из России; рана в душе героя остаётся, остаётся тоска, в которой соединились, как мне кажется, любовь и отвращение к родине, которую он покинул); и непонимание его какого-то странного поведения; и жалость одновременно
с осуждением в эпизоде, где герой говорит Марии следующие слова:" Посмотри всю русскую историю! Это же история рабства! Рабства и унижения! Их кнутом по морде стегают, а они в ноги кланяются и сапоги целуют! Царю, Сталину, коммунистам, теперь гэбешной шушере. Холопы!" Ему хорошо, правильно ответила героиня: "
Замолчи! Как ты смеешь? Тут... - она топнула каблуком в мокрый щебень - лежат тысячи солдат, твоих земляков. Таких же, как ты. Большевики, коммунисты - какая разница? Эти люди, они пошли на войну, и они погибли".
Вера Владимировна, хорошо, что я дочитала роман. Я, наверное, не поклонница Бочкова, но преклоняюсь перед его талантом.
Спасибо.
http://proza.ru/2021/07/08/1587

Несколько слов о книге В. Бочкова "Латгальский крест".
Может ли книга заставить думать, радоваться, переживать? Конечно, да! И доказательством этому является роман Валерия Бочкова "Латгальский крест". Прочитала с большим удовольствием, книга очень понравилась.
История главного героя, о которой повествует автор, с одной стороны, трогательная, а с другой - чудовищная.
Главный герой по прозвищу Чиж не вызывает в общем отторжения, чувства неприязни (хотя в некоторых эпизодах это происходит), а воспринимается мною с сочувствием и даже симпатией.
Читаешь и думаешь, как ему непросто. Он вместе с родителями и старшим братом живёт в Латвии в советском военном городке. Но семью Чижа нельзя назвать семьёй. Семья - это родные, любящие друг друга люди, которые заботятся друг о друге, вместе радуются, вместе переживают. А здесь все ненавидят друг друга. Нелюбовь видна во всём. Отец не любит мать, мать не любит сына. Сын, то есть Чиж, получается нежеланный ребёнок в семье. Родившись, он стал виной и причиной того, что мать потеряла здоровье, стала инвалидом и вскоре умерла. А между братьями, родными людьми, - непонимание, вражда и ненависть. Получается, что Чиж виновен во всём. И с этой виной главный герой живёт.
Читаешь и переживаешь за то, как складываются отношения у Чижа с Ингой. Инга - латышская девушка, дочь нацистского преступника. Главный герой без памяти влюблён в неё. У Инги часто меняется настроение: то она весёлая, открытая, нежная, то грустная, молчаливая, непредсказуемая. Часто её действия вызывают непонимание.
Этому мы находим оправдание что ли. Когда Инга была ещё ребёнком, то она стала свидетельницей расправы над её семьёй.Это была месть за злодеяния отца. Получается, что она, как и Чиж, живёт с этой своей виной. Всё, что Инга пережила, стала причиной её психической болезни.
В Ингу влюбляется и старший брат Чижа Валентин (Валет), которого подозревают в изнасиловании и убийстве девушки. Идёт расследование. А поскольку все знали об отношениях Чижа с Ингой, то Чиж оказывается подозреваемым в этом уголовном деле.
После допроса, на котором он отрицает свою причастность к убийству, главный герой бежит за границу, где живёт долгие годы и не знает, как сложилась судьба его родного брата и жива или мертва на самом деле Инга.
Пришло известие о смерти отца. Чиж едет в Латвию на похороны. И здесь, спустя годы, он узнаёт правду. Инга жива, тогда она поранила себя сама, а потом сошла с ума, и теперь она в психушке, и у неё есть дочь. Брата посадили в тюрьму. Отсидев положенный срок, он вернулся домой.
Сцены похорон и посещения Чижом психбольницы щемящие, трогающие до глубины души.
В. Бочков пишет: " Мы все рождаемся с чувством вины... Мы все тащим крест вины - чужой вины". Отвечаем ли мы, дети, за грехи своих родителей? Несём ли мы, дети, наказание за проступки своих родителей? Сложно. Однозначно ответить невозможно.
Вот так получилось немного. Мне нравится стиль В. Бочкова, читаешь с удовольствием.
Лидия Ермакова.заслуженный учитель РФ.г. Суворов Тульской области.

Вера Дейниченко   31.07.2021 13:56     Заявить о нарушении