Родовая Хроника. Хаирзаман 1857-1932

На снимке, предположительно сделанном в Ижевске в 1932 году, Хаирзаман с женой Омегельсум и детьми.               

Мой прадед по бабушке Хаирзаман Фаттахов родился, по свидетельству моего отца Михрафа Нуруллина, в 1857 году в деревне Сынгрэн (сейчас Сынгряново Илишевского района Башкортостана). Судя по языку его многочисленных потомков, он был по национальности татарином (волжским булгарином), однако в ревизской сказке 1834 года его предки отмечены как башкиры, возможно потому, что жили тогда в Уфимской губернии. В метрической книге Сынгрэна за 1857 год его имя отсутствует и, скорее всего, он родился в Амикеево Муслюмовского района Татарстана, как его отец, дед и прадед. Его отец Габделфаттах (1828-1900) был имамом в Сынгрэне с 1858 по 1900 год (он скончался от туберкулёза) значит, уже в 1858 году Хаирзаман проживал в Сынгрэне. «Хаир» означает благополучный, счастливый, «заман» означает эпоха, период, так что имя Хаирзаман означает счастливый человек своей эпохи. Его деда звали Габделмалик Хамитов (род. в 1805), женой которого была Хабибьямала Абдулмуклимева (род. в 1812), прадеда звали Габделхамит Ахмеров (1772-1834) , женой которого была Ямиля Мурсалимова (род. В 1777). Первые части имён предков Хаирзамана «Габдел» означает на арабском раб, и вторые являются одними из 99 имён Аллаха: Фаттах – открывающий врата добра, Малик – владыка, Хамит – достойный похвалы. Его прапрадеда звали Ахмер, что означает в переводе с арабского красный, розоволицый ребёнок, интересно, что это свойство, связанное, очевидно, с хорошим кровообращение лица, сохранилось спустя 7 поколений у меня, например. Ахмер родился примерно в середине 18 века, очевидно в Амикеево. У Хаирзамана было, как минимум, два брата и одна сестра: Ахматшакир - мулла из Амикеево и Шейхезаман - мулла из. Скорее всего, Тукай-тамака Илишевского района Башкортостана и Бибифэрдэнэ, умершая в Сынгрэне в 1894 году в возрасте 21 года от болезни лёгких. В 1894 году Хаирзаман ещё проживал в Сынгрэне, поскольку там в этом году родился его сын Мирзажан, которому по семейной легенде суждено было утонуть, как и неизвестно когда родившемуся сыну Мергази. Во всяком случае мы не знаем ни одно из потомков этих его детей. Согласно записям моего отца, моя бабушка Эркия Нуруллина (Хаирзаманова) родилась в 1896 году, скорее всего в Старом Агбязово (по данным отца в с. Агбай, но такого села сейчас нет) или Табынлы Куль Актанышского района Татарстана. Примерно в 1921 году она вышла замуж за муллу Габдуллу Нуруллина. Умерла от рака поджелудочной железы в городе Чайковском Пермского края в 1972 году. Следующий ребёнок Хаирзамана Тархан Фаттахов родился в 1900 году в селе Табынлы Куль Актанышского района Татарстана.В 1920-х годах он женился на Хазясте Кашафовне Тукаевой, по словам которой, из рода народного поэта Татарстана Габдуллы Тукая. В июле 1942 пропал без вести на фронте.
Население вышеупомянутых сел занималось в 19 веке земледелием, скотоводством и пчеловодством, были развиты и сельские ремёсла, в частности, в Амикеево изготавливали сани, сабаны (плуги). Повсеместно устраивались базары и ежегодные ярмарки. Моя бабушка, например, ежегодно ездила за шерстью в Татарстан, сама пряла шерсть и вязала шапочки, носки и варежки всем детям и внукам, думаю, это было многовековой традицией. Хочу добавить, что я никогда не видел свою бабушку праздной, даже когда появился телевизор. Во многих сёлах были мечети и медресе (религиозные школы), так что уровень грамотности в сельской местности в Татарстане был выше, чем в среднем по России, поскольку муллы были одновременно и учителями. В Амикеево, например, с населением около тысячи человек в начале 20 века были три мечети и три школы. Как правило, муллы владели тремя языками: татарским, арабским и русским, и их, без натяжки, можно считать сельскими интеллигентами. Женщины тоже были иногда образованными: моя бабушка, дочь муллы, владела вышеупомянутыми тремя языками и толковала Коран. Муллы не только были учителями в медресе, но также вели учёт родившихся и умерших, т.е. выполняли государственные функции, вот почему они были Указными муллами, поскольку служили согласно Указу Императора. Можно добавить, что татарский язык в Поволжье и даже на Кавказе в 19 веке был языком межнационального общения, именно поэтому не только волжских булгар и жителей Крыма русские называли татарами (см., например, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого). Следующим местом проживания семьи Хаирзамана, скорее всего, была деревня Чуракай, сейчас Чуракаево Актанышского района Татарстана, где он был муллой. Его первую жену звали Мафтуха и она работала учительницей в Чуракае. Она родила от Хаирзамана четырёх известных нам детей, но, скорее всего, были ещё другие дети. Примерно в 1905 году случилось несчастье: Мафтуха наткнулась на вилы на сельхозработах и слегла. Перед смертью она выбрала Хаирзаману будущую жену, свою ученицу Омегельсум Фаттахову (Гумерову), которой было только 18 лет. Омегельсум была против замужества за человеком, старшим её на 30 лет, и даже грозила утопиться, но её родители очень уважали Хаирзамана и дали своё согласие. Хаирзаман был очень добрым и щедрым человеком, например, приношения прихожан он постоянно отдавал бедным. Омегельсум сдалась и родила от Хаирзамана восьмерых детей Рабигу (1909), Духу (1910-1911),  Мухлесу (?),  Куттуса (1916), Балкис (1918), двойняшек Банию и Баданию (1923) и Ульфата (1927). Таким образом, его последний ребёнок был ровесником его внука (моего отца) и было тогда Хаирзаману 70 лет! Кстати, Ульфат имел прекрасное здоровье и прожил 90 лет, также как и Бания!
Массовые репрессии в СССР против духовенства в 1929-1930 г.г. непосредственно коснулись семьи Хаирзамана. Очевидно, он был приговорён к расстрелу или высылке в Сибирь со всей семьёй только за то, что был муллой. Об этом его известил, рискуя жизнью, председатель сельского совета, бывший красноармеец, которого Хаирзаман спрятал от белых во время гражданской войны. Он даже дал Хаирзаману лошадь и ночью, на одной телеге, взяв только самое необходимое, семья из 10 человек покинула Чуракай. Это было в 1930 году, когда Ульфату было всего, а старшей Рабиге был 21 год. Хаирзаман нашёл заброшенную избушку в лесу недалеко от Ижевска, в которой семья прожила 2 года, с великим трудом находя пропитание. Заметим, что в 1932-1933 годах в России был голод. Думаю, от невыносимого труда и голода, в 1932 году Хаирзаман умер, его похоронили на мусульманском кладбище Ижевска ( на северном).
Чтобы не умереть с голоду, Омегельсум в 1932 году с детьми возвращается в Чуракай, но их дома оказываются занятыми, и она вынуждена поселиться в землянке на краю села. В 1937 году случается несчастье: тонет в реке её 21-летний сын Куттус, опора семьи. В этом же году Омегельсум зимой провалилась под лёд, неся мешок муки, заболела и умерла. Никто из малолетних детей не был в состоянии даже вырыть могилу и её похоронили в одной могиле с каким-то умершим в это же время мужчиной. Советская власть оказалась в состоянии взять в детский дом только 10-летнего Ульфата, остальных детей «врага народа», «кулацко-мулльского элемента», отца 12 детей Хаирзамана Фаттахова пришлось разобрать родственникам и знакомым.
Самое прекрасное, что все дети Хаирзамана после его смерти выжили, получили хорошие профессии, дали многочисленное жизнеспособное потомство, не потеряли друг друга и до сих пор поддерживают родственные отношения. Светлая память нашему предку Хаирзаману Фаттахову.

Благодарный правнук, Георгий Нуруллин

19 июня 2021 года, озеро Байкал


Рецензии