О необходимости самоизоляции при любом гриппе

     Если, конечно, хотите пожить дольше. На фоне ныне разворачивающейся пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) нелишне вспомнить, что 100 лет назад человечество уже испытало смертельную пандемию гриппа под названием «испанка». Случилось это в последний год Первой Мировой войны и сразу после нее, когда солдаты начали возвращаться домой, принося с собой смертельный вирус.

     Почему «испанка»? Вовсе не потому, что грипп пришел из Испании, а потому, что во время войны цензура воюющих стран – Англии, Франции, США и Германии – не позволяла подрывать боевой дух своих армий рассказами о смертельных болезнях. Но Испания в войне не участвовала и испанская пресса не стеснялась сообщать о поразившей страну болезни, тем более Король Альфонс 13 героически одолел недуг. Отсутствие военной цензуры в Испании создало впечатление, что Испания одна переживает небывало тяжелую эпидемию. Отсюда закрепилось название «испанка», сильно и надолго испортив репутацию страны. Вот к чему приводит пренебрежение цензурой))).

     Как ни странно, зародилась болезнь не в истощенной войной Европе, а в штате Канзас, США, где бедные фермерские семьи жили в примитивных, тесных помещениях, зачастую вместе со своим скотом, лошадьми и птицей. Так что, по-справедливости, болезнь должна бы называться не Испанский грипп, а Канзасский грипп, не «испанка», а «канзаска». Но скромные канзасцы не настаивают на такой сомнительной известности и, не поднимая шума, терпят эту несправедливость.

     Никто не знает достоверно какая фермерская семья заболела первой. Скорее всего, болезнь возникла в поселке Санта-Фе в округе Хаскелл. Местный врач, доктор Лоринг Майнер (Dr. Loring Miner), практикующий в округе Хаскелл, стал обеспокоен, когда заметил, что обычный трехдневный грипп протекает совсем не типично. Это был «грипп тяжелого типа», писал он, и сильнее всего поражал молодых, сильных и в остальном здоровых людей. О своих наблюдениях он доложил в Public Health Reports - публикацию Службы общественного здравоохранения. Но на его озабоченность никто не отреагировал. А 4 марта 1918 г. в Форт-Райли произошла вспышка тяжелого гриппа: в течение недели госпитализировали 500 солдат. Однако через месяц число пациентов уменьшилось, и казалось, что грипп прошел.

     Военная база Фанстон в Форт-Райли, застроенная казармами временного типа, в каждой по 250 солдат в тесных помещениях, была самым большим учебно-тренировочным лагерем в армии США. Там одновременно обучали более 50 000 военнослужащих со всего Среднего Запада, которых готовили для отправки во Францию. Симптомы, похожие на грипп, конечно, не могли смутить призывные комиссии, когда речь шла о планах мобилизации. Войска перевозились на поездах от Среднего Запада до портов, затем садились на корабли и - янки-дудл -  на войну в Европу. Новобранцы перемещались из лагеря в лагерь, а за ними следовали инфекции и болезни.

     В ходе пандемии вирус мутировался много раз. Он поражал людей волнами, с каждым разом становясь все более яростным. Первая волна весной-летом 1918 года была очень серьезной, но не такой смертельной, как вторая волна в сентябре - ноябре. Только в Соединенных Штатах 195 000 американцев умерли в октябре месяце. И, в отличие от обычного сезонного гриппа, жертвами которого в основном являются дети и старики, вторая волна поразила не только молодых и старых, но также огромное число людей в возрасте от 25 до 35 лет, в расцвете лет.

     Третья волна пришла осенью, когда возвращались войска. Так грипп вернулся на родину, в Канзас. В начале октября 1918 года д-р Сэмюэл Крумбайн (Dr. Samuel J. Crumbine), секретарь Государственного совета по здравоохранению штата Канзас, издал приказ о прекращении распространения заболевания по всему штату. Жителям запретили посещать все государственные учреждения, а местным властям было приказано прекратить публичные собрания. Церкви, школы, театры, кинотеатры тоже были закрыты. Болезнь косила очень быстро: человек мог проснуться здоровыми и умереть к вечеру. К концу весны 1919 гола число зараженных уменьшилось настолько, что правительство отменило запреты и люди могли вернуться к регулярной общественной жизни.

     Двенадцать тысяч жителей Канзаса умерли от гриппа или его осложнений. А всего в США от «испанки» погибло 675 000 человек, что в вдвое больше числа жертв в Первой Мировой войне, которое составило около 323 000 человек.

     Wikipedia пишет, что в России число погибших составило 450 000 человек (0,3%) населения, самая низкая смертность в Европе) по оценке одного эпидемиолога, другие считают это маловероятным, учитывая, что страна была в тисках гражданской войны и инфраструктура повседневной жизни была разрушена, и оценивают число погибших ближе к 2%, т. е. 2,7 млн. человек.

     Пандемия «испанки» по числу жертв не знает себе равных за всю историю человечества: полагают, что болезнь унесла от 17 до 50 миллионов жизней, но по некоторым оценкам во всем мире заражено было 500 миллионов, а погибло до 100 миллионов человек, т.е. число погибших во время пандемии гриппа значительно больше числа погибших во время Первой Мировой войны, включая военных и гражданских лиц.

     Такова, вкратце, история Испанского гриппа, который правильней называть Канзасским гриппом.

     /Михаил Абрамов, проза.ру./
      

     Можно добавить, что большинство умерших от "испанки" были именно здоровые люди трудоспособного возраста. А дети и слабые как раз выживали чаще, если не было других проблем со здоровьем.

     "В 1918—1919 годах за 18 месяцев, в течение которых длилась эпидемия, во всем мире испанкой заболело около 550 млн человек, или 29,5% населения планеты. Умерло от 50 млн до 100 млн человек или 2,7;5,3% населения Земли. Эпидемия началась в конце Первой мировой войны и быстро обошла этот крупнейший на тот момент вооруженный конфликт по масштабу жертв.

     Необычной особенностью «испанки» было то, что она часто поражала молодых людей. Почти половина всех смертельных случаев гриппа в 1918 году была среди людей от 20 до 40 лет. Обычно во время эпидемии высокому риску подвержены дети, люди преклонного возраста, беременные женщины. Но в 1918 году все было по-другому. Заболевших «убивала» собственная иммунная система. Крепкий иммунитет слишком резко реагировал на вирус и уничтожал лёгкие резким увеличением жидкости с белыми кровяными тельцами".

     И ещё: все вирусы во время эпидемии подвержены мутированию (иначе бы изобрёл одну вакцину - и избавился от проблем).

     Коронавирус тем и опасен, что если в Китае умирали пожилые, то на пике - могут умирать молодые, а на спаде - дети.

     Мы травим его, а он мутирует и выбирает те жертвы, где его не ждут...
Внезапное нападением лучше всякой обороны .

     /Надежда Кучумова 2, проза.ру/ 


Рецензии