Путевые заметки 2016 года. День 1

 Наше путешествие в Бурятию началось ранним июньским утром. Правда , изначально мы собирались выехать днём раньше, но жизнь внесла свои коррективы: в самую жару, в разгар лета я умудрилась заболеть ангиной.
 В начале пути внучка щебетала без умолку, комментировала всё, что видела из окна автомобиля. Её восхищали золотые в лучах восходящего солнца деревья. Поющие птицы и суслики, шныряющие туда-сюда через дорогу. Впереди был наш район. Её да и меня тоже поразило то, в какие цвета окрашены коровники в Тубинском хозяйстве. А окрашены они в цвета Российского флага. Не берусь утверждать, что точно повторяют цвет, но что они красно-сине-белые -это факт. Может, руководство хозяйства считает, что это креативно, но для меня, простой обывательницы, это было, мягко говоря, неприятно. Я вообще отрицательно отношусь к использованию всуе государственной символики, тем более в таком её проявлении. А по другую сторону дороги раскинулась огромная свалка. В общем, довольно удручающая картина, несмотря на то, что дальше пошли засеянные поля. И это в одном из самых крупных сёл нашего района. А что тогда говорить о маленьких деревнях, которые еле-еле влачат своё существование?
  Мы пересекли "границу" и оказались в Курагинском районе. Так же, как и у тубинцев, здесь вдоль дороги тянутся засеянные поля: пшеница, овёс, гречиха. В селе Шалаболино поразил своей красотой старинный православный храм. Он сиял маковками куполов в лучах яркого  утреннего солнца и придавал какое-то приподнято-праздничное настроение всему окружающему пейзажу. В Курагино ничего примечательного не увидели. Большое село со своим устоявшимся укладом. А вот сразу за ним раскинулось Берёзовское хозяйство. Прямо на въезде в село идёт строительство новых домов. Видно, что строятся они с любовью и на долгое время. Дизайн всех построек различный, нет общей обезличенности. На другом конце села расположились добротные коровники, а недалеко от них пасутся стада коров и отара овец. И очень приятно, что наконец-то наши сельхозпроизводители вернулись к разведению овец, которых полностью уничтожили в девяностые годы. В общем, на нас село произвело благоприятное впечатление.
 Мне казалось, что Ирбейский рудник совсем закрыт, но люди спешили на работу, а на территории предприятия дымила труба. К проходной подъезжали машины и въезжали на его территорию . Видимо, хоть чуть-чуть , но производство теплится и наш закордонный "брат" не сумел до конца его задушить.
 Природа Курагинского района отличается от нашей , краснотуранской, уже тем, что там высокие горы и тайга. Местами на вершинах гор ещё поблёскивали нерастаявшие ледяные шапки. Но местами тайга производит тяжёлое впечатление :многие гектары леса поразил шелкопряд, и сейчас они выглядят как декорации к фильмам ужасов. Голые стволы деревьев опутаны ядовито-зеленоватой паутиной, которая колышется на ветерке и ещё больше усугубляет мрачное зрелище. Да и асфальт вскоре закончился и началась грунтовая дорога, настоящая зубодробилка. Если ещё сюда добавить клубы пыли от проезжающих в том и другом направлении автомобилей, то зрелище, прямо сказать, оптимизма не вызывало. Оговорюсь сразу, что на обратном пути этот участок дороги прогрейдеровали и прошли дожди, прибившие пыль, так что ехать было намного легче. По обеим сторонам дороги в тайге образовались огромные "залысины", которые устроили золотодобытчики, выкорчёвывая тайгу и оставляя после себя огромные терриконы отработанной породы. Несколько раз переехали через мосты речку Джебь то на один, то на другой берег. В первую нашу поездку речка была чистая и прозрачная, а сейчас она несёт песок и глину с приисков. Понятно, что рыбой в ней теперь и не пахнет. Она течёт практически параллельно дороге, а дорога в свою очередь, идёт вдоль железнодорожной насыпи ветки Абакан-Тайшет. За весь путь  мы не увидели ни одного железнодорожного состава. "Повезло" нам только возле Щетинкино : повстречался маневровый тепловоз, который лихо пролетел на переезде у нас под носом. И там же вызвали наш смех две речки с весёлыми названиями: сначала Малая Коза, а потом просто Коза. Названия им дал, по-видимому, какой-то шутник. И вообще смешных названий речек, ручьёв и населённых пунктов на нашем пути попалось немало.
 На берегу чистой горной реки Крол стоит деревня Кирза. Не знаю, откуда такое название, но оно навело меня на мысль, что, может быть, деревня была образована в те времена, когда была изобретена кирза и всю Красную Армию переобували в кирзачи. Деревня неказистая, но на выезде стоит пилорама с запасами древесины и пиломатериалов. А все бывшие поля в округе заросли березняком и осинником. За деревней по берегам Крола сидели рыбаки. То ли в этот день, то ли вообще, но рыба ловилась у них плохо. Зато хорошо шло пиво, судя по количеству пустой тары вокруг. Далее мы проехали деревни Пимия и Нарва.Названия говорят сами за себя, их образовали переселенцы и назвали в честь прежнего места жительства. По этой же причине и деревня недалеко от Берёзовки носит название Курск. Деревни ничем не примечательны, еле выживающие, не знаю, как и чем там выживают люди, но ни скота, ни посевов мы там не увидели. А на больших полях стоят уже подросшие берёзки и сосенки.
 За Шалинским сохранился действующий аэродром, на котором стоят старые добрые и надёжные "кукурузники". Стрелка-указатель подтверждает, что аэродром действительно работает. В душе шевельнулась зависть. что краснотуранцы не сумели в своё время сохранить такое важное для района предприятие. а вот шалинцы сохранили. Недалеко от аэродрома у дороги стоит часовня, в которую можно зайти и помолиться. Построена она на пожертвования неравнодушных людей. И здесь же в районе село с хорошим названием Весёлые ручейки. По жаре- термометр в машине показывал +32- выехали на дорогу М-53 "Байкал". Здесь движение намного активнее , чем на курагинской дороге, ведь трасса- федеральная. Отрадно заметить, что по сравнению с нашей предыдущей поездкой в 2013 году, ехать стало комфортней, так как почти на всём протяжении проведён ремонт полотна, и не надо бояться за подвеску или стойки своей "ласточки". Стало больше придорожных кафе, заправок и гостиниц. Но гостиниц всё равно не достаточно, а те, что есть, как правило, заняты дальнобойщиками и  комфортом не отличаются . Цены на бензин у разных кампаний разные, самые высокие у "Красноярскнефтепродукта", а вот у сети заправок "Экипаж" и "Ассоциации независимых заправщиков" они на полтора-три рубля ниже. Я, наверно, полный профан в экономике, потому что не понимаю, почему бензин, выпускаемый в нашем крае, и продаваемый местными "бизнесменами" стоит дороже. Не понимаю!
 Перед Канском пообедали в придорожном кафе. Меню не отличается разнообразием да и вкусовые качества далеко не на высоте. Поехали дальше. Мой совет всем, если вы даже никогда не бывали в Канске и не знаете этого города, поезжайте не по объездной дороге, а прямо через город, ибо язык и навигатор даже до Пекина доведут. Но мы, не имея опыта, поехали по объездной дороге, о чём вскоре горько пожалели. Там её не оказалось вообще. Идут гружёные дальномеры, пыль до неба, ничего не видно в радиусе трёх метров. Продвигаешься практически наощупь. Да ещё ямы и огромные булыжники. Дорога в блокадный Ленинград была, наверное. лучше и надёжнее. Нас, таких бедолаг на легковых машинах, было несколько, которые метались от одного края "дороги" к другому в поисках более-менее приемлемого пути. А ещё ко всем "прелестям" надо добавить то и дело образовывающиеся пробки - и перед вами возникнет чёткая картинка этого отрезка пути. Расстояние около десяти километров мы ехали больше часа. После этих канских мытарств дорога М-53 показалась нам европейским автобаном.
 Дальше в этот день мы ехали без приключений и любовались проплывающими мимо пейзажами. А они действительно хороши! Нынче в крае весенней засухи не было, поэтому пышная растительность радовала глаз. Я никогда не перестану удивляться тому, какая у нас огромная страна и наш край в частности. У нас в селе сирень в это время уже отцвела, а по восточным районам ещё цвела вовсю. Почти в каждом встречном населённом пункте построены новые или отреставрированы старые церкви и часовни, которые придают поселениям определённый колорит. Капитально отремонтированы многие школы и больницы, построены новые модульные ФАП(ы).
 Иркутская область тоже встретила нас зеленью и ярким солнечным днём. Мы боялись, что придётся ехать по задымленной территории из-за горящих в области лесов, но небо было ясным и чистым. Смешных названий и там хватает. И хотя к тому времени мы изрядно подустали, проехав больше тысячи километров, всё равно нас повеселили речки с названиями Решётка, Худенькая, Мокрая, Десятая (интересно, а где ещё девять?), Косой брод, Грузинка.
 К восьми вечера, наконец приехали в Тулун, нашу первую остановку на ночлег. Городишко маленький, особой цивилизацией не блещет. На весь город нет ни одной охраняемой автостоянки. Вообще все маленькие сибирские города- Минусинск, Тайшет, Нижнеудинск, Тулун- чем-то похожи между собой. Может тем, что раньше развивали индустриальные центры, а такие городки жили своей тихой провинциальной жизнью и довольствовались крохами бюджета. А теперь и подавно их развитием никто не занимается. Вот и варятся они в своём собственном котле, выживают, как могут. На весь Тулун всего две гостиницы- "Центральная" и "Уютная". Говорят, что где-то на выезде есть ещё одна ночлежка для дальнобойщиков, но нам на глаза она не попалась. Поехали в "Центральную", т.к. она нам немного знакома по предыдущей поездке. Гостиница небольшая, в трёхэтажном здании занимает всего один этаж. На первом этаже находятся кафе, магазин, аптека, банкомат - в общем, всё, что может пригодиться в первую очередь. Цены немалые, но выбора всё равно нет.
 Мы с большим удовольствием приняли душ, поужинали и напились свежезаваренного чая. Внучка быстренько включила вай-фай и нырнула в паутину, забыв о том, что последние километры пути жаловалась, что очень устала и хочет спать.


Рецензии