Память о дедушке

Историю своего отца мне поведала мама, по моей же просьбе.Мой дед,Чапанов Анатолий Николаевич, 1906 года рождения в детстве был усыновлён богатой бездетной семьёй. Жила эта семья в большом деревянном особняке, были слуги, учителя и няня у малыша. Проживали они в Дагестане, в Кизлярском районе, в селе Новотеречное. Прадед был купцом, держал свой магазин. После революции, в период раскулачивания, отца семейства арестовали и увезли по Каспию на корабле в Баку. В то время здесь находился революционный комитет и сюда стекались изъятые драгоценности и денежные средства, сюда свозили заключённых врагов народа. Через месяц, не выдержав безызвестности, жена поехала в Баку, чтобы узнать судьбу своего мужа. Не знаю, какими судьбами, но выяснилось, что мужа Николая расстреляли. Вернулась она сама не своя, слегла и через некоторое время умерла. Дедушка во второй раз остался сиротой.

Когда пробабушка умирала, слуги потихоньку всё растаскивали, припрятывали. Родные грешат, что няня, скорее всего, спрятала драгоценности хозяйки. Позже она построит приличный на тот момент дом. Но, бог- судья, няня заслуживала большего, потому что она всю жизнь была рядом и ушла позже дедушки в мир иной. Дом, в котором жили богачи, разобрали и перевезли на остров Чечень, что на Каспийском море. Там не росли деревья, поэтому не было строительного материала. Он, возможно и сейчас там стоит. Дедушка, став взрослым, посетил остров, чтобы посмотреть на дом своего детства.

 Няне с Толиком-подростком позволили жить во флигеле, который стоял во дворе. Через некоторое время она вышла замуж за хорошего человека,теперь Таисия и Сергей стали для Толика семьёй. Сергей так хорошо считал, что стал тренировать мальчика и научил складывать в уме шестизначные цифры. Толик вырос, отслужив три года в армии, опять вернулся в эту семью и работал с Сергеем на рыбном заводе. В этот дом привёл свою жену. Она была, как и он сам, из богатой семьи, ничего делать не умела. Как то Сергей попросил невестку приготовить вареники. Она не лепила, а мучила тесто. Сергей смотрел-смотрел, не выдержал, подошёл к столу, собрал всё в кучу и сказал: «Бог слепил, бог и разлепит!» И закинул всё в кастрюлю. Через некоторое время Толик развёлся с неумёхой.

Надо было знать Таечку, она была строга, везде был исключительный порядок. Я узнала её, когда она была уже дряхлой старушкой. У Пискуновой Таисии было двое своих детей, сын Куприян( позже он поменял имя на Владимир) и дочь Мария. Мы всей семьёй звали её Мусенькой, светлый и доброжелательный человечек. Где то лет в сорок я узнала, что никакие они нам не родные, просто вот так связала людей судьба. Я была поражена, как чужие по крови люди могут стать роднее родных?! Мусенька была желанным гостем в нашем доме, громко звучал её неподражаемый голос и раздавался смех.

Дедушка ещё раз женился, теперь на моей родной бабушке, Титович Елене Михайловне. Таечка и ею была постоянно недовольна, часто переделывала за нею дела. Дедушка выучил бухгалтерское дело, стал работать бухгалтером на рыбзаводе и ему дали жильё. У них родилось семеро детей, моя мама самая старшая, тоже одно время жила в семье Таечки. Дедушка был набожным, постоянно молился, перед едой и в зале, у большой иконы. Дверей в доме не было, на дверных проёмах висели занавески. Я за ними пряталась и наблюдала, как дедушка пришлёпывает своими полными губами, что то шепчет под нос. И апофиозом было, когда он бился своей лысиной о деревянный пол. Я начинала давиться смехом. Дед не выдерживал, звал бабушку. Она приходила, брала меня за руку, и уходя, вслед говорила: «Молись, молись, может, услышит…»
 
Когда началась война, дедушку определили писарем в военный штаб. У него был очень красивый почерк, все им восхищались. Возможно, и сейчас в архивах лежат документы, оформленные его рукой. В 42-м рядом с ним разорвался снаряд, и в его теле застряло много осколков. Год он пролежал в госпитале и его комиссовали. Умер он в 62 года, когда осколок дошёл до сердца. В военное время врачи не решились на сложную операцию, а позже дед панически от неё отказывался. У него были военные награды, на сайте «Память народа» сведений нет, надеюсь, что пока нет.

Теперь о тайне. Мама не интересовалась историей семьи, казалось достаточно того, что знаешь. Но Таечка рассказывала бабушке, что дедушка Толик был взят из еврейской семьи. Как и откуда попал он в эту семью, история умалчивает. На добрую и долгую память нам по женской линии передаётся его нос, т.е. его форма. Хочу спросить читателей, может, знаете, как и где разыскать сведения о моём дедушке?

Хочу найти свидетельство его рождения и , возможно, имена его настоящих родителей. Государственный архив существует с 1937 года. Записи о рождении в то время (1906 год) делались, я полагаю, в местных церквях. В советское время церкви уничтожались, если только активисты-энтузиасты могли сохранить архивные документы. Писала письмо в Крайновскую церковь Кизлярского района, ответа не получила. Звонок в Махачкалинскую епархию тоже положительных результатов не дал. Сказали, что не я одна ищу сведения о родных, они данными не располагают.
Мой телефон: 8-927-100-28-08


Рецензии