Холин создатель способа гидромеханизации в России

Посвящение

Памяти гидромеханизаторам — строителям канала Москва — Волга

«И за учителей своих заздравный кубок поднимает»

«Полтава» А. С. Пушкин

Комментарии к фотографии на обложке

Земснаряд ЗДЭК 400/20 с погружным грунтовым насосом (Патент SU 1191527 A. Авторы: Л. Н. Нейтман, М. М. Фридман, Н.Н.Кожевников, Ф. П. Цурган) постройки завода «Промгидромеханизация». При отсутствия дорог в нефтеносном районе Западной Сибири земснаряд доставляется на объект работы ОАО «Сургутнефтегаз» на подвеске к вертолёту МИ-26. Снимок М. М. Фридмана в сентябре 2001 г.

Гидромеханизация земляных работ получила широкое использование в строительстве после удачного внедрения разработок инженера Н. Д. Холина на строительстве канала Москва — Волга в 1935 — 1937 гг., дальнейшее развитие и совершенствование способа активно продолжалось в СССР, а в настоящее время в России используется для обеспечения добычи нефти и газа, что подтверждает фотография на обложке

Предисловие. Как я познакомился с профессором Н. Д. Холиным


Фото профессора Н. Д. Холина
По окончании войны в 1945 г. Правительством СССР принимается большая программа строительства Волго-Донского судоходного канала с Цимлянской ГЭС на Дону и ГЭС на реках Волге и Днепре. Наличие песчаных грунтов в поймах этих рек позволяло проектировать и строить крупные земляные плотины способом гидромеханизации, используя удачный довоенный опыт применения этого способа земляных работ, предложенный и внедрённый инженером Н. Д. Холиным на строительстве канала Москва-Волга с Иваньковской, Угличской, Рыбинской ГЭС (Волгострой МВД СССР).

Для подготовки инженерных кадров строительства этих грандиозных проектов в 1948 году в Московском торфяном, Московском и Куйбышевском строительных институтах открывают отделения гидромеханизации. Профессор Н. Д. Холин организует в МИСИ на кафедре гидравлики отделение и лабораторию гидромеханизации. Он преподает в МИСИ и Торфяном институте, в котором я учился с 1946 года.

В 1949 г. я был зачислен на отделение гидромеханизации, которым руководил профессор, он же читал лекции. Для ведения семинаров и подготовки дипломных проектов Холин привлек инженеров из Проектной конторы Управления «Гидромеханизация» Главгидростроя МВД СССР, ранее работавших с ним на Волгострое: Н.И Зайцева, А. И. Огурцова и других.

Лекции и семинары были интересными и познавательными, основанными на практическом использовании способа. Группы гидромеханизаторов включали до 15 студентов, поэтому установился не формальный контакт с преподавателями и Николаем Дмитриевичем Холиным, студенты любили его лекции.

Со мною в этой группе учились Г. М. Масляков, Б. Г. Гурьев, Р. Д. Виланский, ставшие в последствии руководителями крупных трестов «Гидромеханизация».

Я хорошо учился, отлично защитил дипломный проект по сгущению гидросмеси (эта тема актуальна и сегодня), Николай Дмитриевич заинтересовался проектом и написал мне рекомендацию для поступления в аспирантуру, но по распределению был направлен в Строительное Управление «Гидромеханизация» МВД СССР Куйбышевской ГЭС на Волге. Было престижно работать на этом грандиозном строительстве «коммунизма».

Уже работая в Производственно отделе Куйбышевского Строительного Управления Гидромеханизации в 1953 году, я имел возможность продолжения более тесного общения с Николаем Дмитриевичем.

В 1953 г. он приехал и поселился в Комсомольске на Волге для выполнения в Куйбышевском СУ гидромеханизации натурных исследований по совершенствованию машины для обвалования карты намыва и сгущению гидросмеси. Бульдозер на базе трактора С-80 не мог обеспечивать бесперебойную работу мощных земснарядов, особенно при узком профиле сооружения. Эта проблема актуальна и сегодня.

Николай Дмитриевич, зная меня еще по учёбе в институте, предложил мне работать у него по совместительству. Он поручил мне работу по сгущению гидросмеси в зоне грунтозабора земснаряда, по существу это было продолжением моей дипломной работы.

Я, конечно, согласился, и регулярно посещал его дома. Практический результат был достигнут мною гораздо позднее (Л. 2), но проработки были выполнены в те годы.

Николай Дмитриевич рано утром направлялся на карту намыва руководить устройством обвалования. Разработка обвалователя велась на базе навесного бульдозерного ножа с косым расположением, т.е. трактор шёл вдоль карты намыва, перемещая намытый песок в валик обвалования. Но высота валика за один проход трактора С-80 получалась малой.

Для увеличения валика грунта испытывался тандем из нескольких тракторов С-80. Натурными опытами было установлено, что для получения нормального валика обвалования высотой до 1 м необходима мощность до 300 л.с., но таких тракторов в то время ещё не было. Приемлемым решением этой проблемы оказалось использование трактора ДЭТ-250 инженерных войск при намыве плотины Рижской ГЭС.

Николаем Дмитриевичем, совместно с аспирантом Меламутом, были проведены макетные исследования по перекрытию русла реки намывом песка без банкета из камня.

Николай Дмитриевич был прост и эрудирован в общении, для меня это было школой продолжения учебы, проработав у него около года.

Биография Холина Николая Дмитриевича, профессора (14.12.1900 — 1985 г.)

По бланку обмена партбилета КПСС от 12.04.1954 г. и воспоминаний Кожевникова.

Николай Дмитриевич Холин родился в Харькове 14.12. 1900 г., в семье служащего. По национальности — русский. В детском возрасте с родителям переехал в Санкт-Петербург. В 1918 г окончил в Петрограде гимназию. С декабря 1918 г. по июль 1919 г. работал на стации Мга около Петрограда техником участка строительства. С июля 1919 г. по май 1921 г. работал в Казахстане г. Кокчетав техником строительства железной дороги.

В мае 1921 г. поступил в Ленинградский институт инженеров путей сообщения, окончил его в 1925 г. Далее по 1927 г. работал в Туркмении начальником отряда Управления Мургабских изысканий. С 1927 г. по 1933 г. работает в Ленинграде старшим научным сотрудником в Государственном Гидрологическом институте.

В нем он выполняет успешную работу в использовании способа гидромеханизации по добыче озокерита на острове Челекен в Каспийском море в 1929 — 1931 гг. (БСЭ «Гидромеханизация»). Им был использован размыв грунтов насосно-гидромониторной установкой с перекачкой гидросмеси по трубам с помощью землесоса на значительное расстояние.

С 1933 г. по 1935 г. работает в Ленинграде главным инженером Бюро Гидромеханизации НКТП (Наркомат Тяжелой Промышленности).

До февраля 1935 г. он работал инженером в тресте «Союзэкскавация», а затем переведен на строительство канала Москва-Волга в г. Дмитров Московской области, где в отделе экскаваторных работ организовал отдел гидромеханизации, возглавив его.

Отдел гидромеханизации, возглавляемый Н. Д. Холиным, в составе производственного, электромеханического и проектно-конструкторского отделений, а также механо-монтажного участка и лаборатории располагался в г. Дмитрове. Проектно-конструкторское отделение (руководитель инж. А. А. Мороз) разрабатывало проекты производства работ, конструкции земустановок, плашкоутов, землесосов (МВС), насосных станций, модернизацией гидромониторов.

Лабораторией гидромеханизации производились снятие характеристик оборудования, разработка технических условий на производство земляных гидромеханизированных работ и их контроль.

Оборудование гидромеханизации, технологию разработки и намыва грунта, в том числе в сооружение ответственных земляных плотин, приходилось создавать заново, поскольку отечественных аналогов не было, кроме оборудования и технологии гидроторфа, созданное в 1918 г. инженером Р. Э. Классоном при личной помощи В. И. Ленина.

Особенные трудности были с комплектованием кадров в этом совершенно новом способе земляных работ. Н. Д. Холину удалось привлечь молодых талантливых инженеров, которые впоследствии стали техническими руководителями крупных подразделений гидромеханизации: Б. М. Шкундина, П. В. Шелухина, М. А. Горина, Б. К. Липгарта, А. Н. Потапова, Н. И. Зайцева, Г. А. Нурока и других. Большую помощь в становлении гидромеханизации оказал главный инженер строительства канала Москва — Волга дивизионный инженер С. Я. Жук (впоследствии Академик А. Н. СССР).

При строительстве канала впервые в условиях крупной стройки всего за два года были заново создано, внедрено и освоено новое оборудование и технология гидромеханизации для разработки, транспортировки и укладки (намыва) грунта в гидротехнические сооружения, в том числе была намыта русловая плотина Иваньковской ГЭС. Всего с помощью гидромеханизации в 1935 — 1936 гг. было разработано 10,5 млн. м3 грунта, в том числе на основных работах 7,8 млн. м3. Установки гидромеханизации работали по всей трассе канала. В 1935 г. на основных работах действовало 16 установок, а в 1936 г. — 31; кроме того, на добыче гравия работало семь установок, на вспомогательных работах — девять. Стоимость земляных работ, выполненных способом гидромеханизации, оказалась ниже стоимости этих работ, выполненных любым другим

применявшимся способом. Например, стоимость выемки грунта гидромониторами была в 2 раза меньше стоимости его выемки экскаваторами.

Гидромеханизация на строительстве канала была школой подготовки кадров для широкого использования этого способа. Председатель Совета Министров СССР В. М. Молотов поддержал внедрение гидромеханизации в народное хозяйство, подписав специально постановление о развитии этого способа.

За заслуги в создании и применении гидромеханизации на строительстве канала

Н. Д. Холин награжден орденом Ленина.

По окончанию строительства канала, в апреле 1938 г. его переводят в московской трест «Союзгидромеханизация» Минмотажспецстрая, назначив его главным инженером, треста.

В июне 1941 г. Н. Д. Холина направляют в Министерство угольной промышленности. С сентября 1941 г. он работает начальником и главным инженером гидроучастка Батуринского разреза №3 Челябинской обл. В 1943 г. его возвращают в Москву, назначают Управляющим конторой Гидромеханизации Наркомата угольной промышленности (НКУП), а с 1946 г. Управляющим треста Гидромеханизация.

С 1947 г. по 1953 г. работает начальником отдела гидромеханизации Гостехника СССР.

По окончании войны в 1945 г. Правительством СССР сразу принимается большая программа строительства ГЭС на Волге и Днепре. Наличие песчаных грунтов позволяет проектировать и строить крупные земляные плотины способом гидромеханизации. Для подготовки инженерных кадров в 1948 г. в Московском торфяном институте и в Московском Инженерно — Строительном институте им. Куйбышева (МИСИ) открывают отделения гидромеханизации.

С 1950 г. по 1952 г. профессор Н. Д. Холин преподает гидромеханизацию в Московском Торфяном институте и с 1952 г. в МИСИ организует на кафедре гидравлики отделение и лабораторию гидромеханизации. Он преподает в МИСИ и Торфяном институте, ведет научно-исследовательские работы по созданию глинистого экрана в земляной плотине путем инъекции глинистого раствора.

В 1952 г. Н. Д. Холин был арестован как диссидент и проповедник буржуазных взглядов, но был оправдан по необоснованности обвинений. Но ему был вынесен выговор за непартийные разговоры решением бюро МГК КПСС от 18/XII 1953 г.

В 1953 г. на строительстве Куйбышевской ГЭС, где гидромеханизация широко использовалась на намыве плотины, дамб и выемки каналов, Николай Дмитриевич выполнял по договору с Куйбышевским СУ Гидромеханизации научно-исследовательские работы по сгущению гидросмеси, безбанкетному перекрытию русла реки путем намыва песка в воду (совместно с аспирантом Д. Е. Меламутом), устройству обвалования на карте намыва с помощью бульдозера с наклонным отвалом.. В 1956 г. в Москве по инициативе Николая Дмитриевича был открыт проектный институт «Проектгидромеханизация» от Министерства строительных материалов СССР, директором которого был назначен Н. Д. Холин. В задачи института входило комплексное проектирование предприятий по добыче и обогащению строительного песка и гравия в обводненных карьерах способом гидромеханизации. В первую очередь в те годы нужно было обеспечить качественными заполнителями бетонные заводы, в связи с развернувшимся массовым строительством жилья. Институт построил хорошо оснащенный полигон-лабораторию с крупными стендами установок гидромеханизации в подмосковном г. Обухово. На этих стендах выполнялись почти натурные исследования шлюзовых питателей, заменявшими грунтовые насосы, и другого оборудования.

Кроме основной работы по совершенствованию оборудования гидромеханизации, Н. Д. Холин занимался опытными работами по внесению неорганических жидких удобрений в корневую систему кукурузы, которую начали массово культивировать в России по предложению Н. С. Хрущева для поднятия сельского хозяйства и животноводства. Во ВНИИ механизации Министерства сельского хозяйства СССР под руководством Н. Д. Холина организуется лаборатория гидромеханизации. Был разработан комплекс механизированного прицепного оборудования для инъекции раствора удобрения и полива непосредственно в корневую систему растения. На опытном поле вырастили в подмосковье гигантскую кукурузу высотой до 3 м, урожайность зеленой массы и зерна увеличилась в несколько раз.

Николай Дмитриевич работал до 1973 г., когда институт Проектгидромеханизация» был ликвидирован.

Он заслуженно считается основателем разработки и внедрения гидромеханизации в СССР, его фамилия фигурирует во всех энциклопедиях СССР в статьях «Гидромеханизация».

В послевоенный период гидромеханизация широко применялась в гидротехническом, энергетическом, транспортном строительстве и добыче стройматериалов. Объем земляных работ, выполненных этим способом до 2020 г. исчисляется до 5 млрд. м3. С 1990 г. по настоящее время гидромеханизация используется на намыве площадей для добычи нефти и газа в Западной Сибири, без чего их освоение невозможно ввиду большого обводнения и заболоченности территорий.



Список опубликованной литературы профессора Н. Д. Холина.

1. Холин Н. Д. « Гидромеханизация земляных и горных работ» М. 1932.

2. Холин Н. Д. «Исследования для целей гидромеханизации земляных и горных работ». Л. 1933.

3. Холин Н. Д. «Гидромеханизация в современном строительстве». М. 1935 г.

4. А. Е. Малов и Н. Д. Холин «Канал Москва- Волга 1932 -1937.Гидромеханизация». М-Л., 1940, Госстройиздат. Отчет о строительстве канала.

5. Холин Н. Д. « Гидромеханизация вскрышных работ на угольных карьерах». М. 1948.

6. Холин Н. Д. Гидромеханизация на карьерах нерудных строительных материалов. М. 1962.



Ссылки по бланку обмена партбилета КПСС Н.Д Холина от 12.04.1954 г.


Регистрационный бланк Холина 1954 г. Титул.

Регистрационный бланк Холина 1954 г. Оборот.
Разработка устройств и технологий гидромеханизации и результаты использования нового способа земляных работ на строительстве канала Москва-Волга в 1935 — 1937 годах

1. Краткая история создания и развития гидромеханизации

Гидромеханизация или гидравлический способ производства земляных и горных работ представляет собою такую механизацию, при которой разработка и транспортировка и укладка грунта производится с помощью воды.

История развития технологии гидромеханизации начиналась с применения гидромониторов для размыва грунта напорной струей воды при самотечном стекании гидросмеси из забоя. Этот способ использовался с начала XIX века в основном на золотоносных приисках США и России. Затем он был дополнен гидротранспортом размытого грунта с помощью грунтового насоса для намыва земляных сооружений: плотин, дамб или подачи на сортировочную установку.

Первоначальное применение гидромеханизация получила в США в штате Калифорния

при разработке золотоносных песков, при чем изобретателем этого способа считается Матиссон (1853 г.).


Гидравлическая разработка золотоносной породы. США, Калифорния.
Благодаря высокой рентабельности при несложном оборудовании и незначительных капиталовложениях гидравлический способ весьма быстро получил широкое распространение сначала в золотой промышленности, а затем в конце XIX века, стал применяться там же в Америке при строительстве земляных плотин, каналов и других сооружений.

Начиная с XX века, гидромеханизация в США постепенно завоевала себе главенствующее положение при возведении земляных плотин, называемых намывными. Объёмы таких плотин взрастали, объём плотины Форт-Пек на реке Миссури достиг 75 млн. м3.

С конца IX века за рубежом (США, Нидерлландия) появляются плавучие земснаряды, совмещающие разработку грунта под водой и гидротранспорт смеси по плавучему и наземному пульпопроводам к месту укладки грунта с помощью грунтового насоса, используя его всасывающую способность. Привод земснаряда сначала был паровым или дизельным, а затем электрическим. Эти земснаряды получают широкое применение во всех областях строительства, горной промышленности и стройматериалов.

В царской России гидравлический способ размыва грунта применялся лишь в золотой промышленности на кустарных установках. Однако, в 1909 г. была выполнена крупная работа в объёме 15 млн. м3 по замыву Биби — Эйбатской бухты в Баку.


Земснаряд с паровом приводом Общества Сормовских заводов для замыва Биби — Эйбатской бухты близ Баку. Рефулер с трубой Д = 650 мм. Намыто 15 млн. м3 песка четырьмя земснарядами в 1909 г.
В СССР, после Октябрьской революции, при личной помощи В. И. Ленина, гидравлический способ получил свое широкое применение при добычи торфа, изобретенным инженером Р. Э. Классоном, и названный им Гидроторф.

Развитие гидромеханизации в СССР до начала строительства канала Москва — Волга в 1934 году, продвигалось медленно, носило случайный характер, связанный с инициативой отдельных лиц.

Так в 1929 — 1931 годах по предложению инженера Н. Д. Холина производилась добыча озокерита на острове Челекене при совместной разработке грунта гидромонитором, и впервые в СССР, напорном гидротранспорте с помощью землесоса.

На Днепрострое в 1929 — 1932 гг. выполнены способом гидромеханизации работы по вскрыше, выемки и насыпи объемом до 1 млн. м3. Более крупные работы были осуществлены в объеме до 4 млн. м3 в 1934 — 1935 гг. в Мариуполе на планировке площадки для строительства завода «Азовсталь», где выемка грунта выполнялась экскаваторами, а транспорт — смывом низконапорной водой по канавам.

Комплексная гидромеханизации (выемка грунта, напорный гидротранспорт, намыв дамб и плотин) была разработана и осуществлена впервые в СССР в 1935 — 1937 гг. на строительстве канала Москва — Волга в объеме до 10,5 млн. м3 под руководством инженера Н. Д. Холина, в том числе намыта русловая плотина Иваньковской ГЭС. Эта плотина создает подпор водохранилища подачи воды в канал для водоснабжения Москвы и судоходства, и была первой намывной плотиной в СССР. С этой трудной задачей за два года в сверх сжатые сроки Н. Д. Холин успешно справился, был награжден орденом Ленина и считается основателем способа гидромеханизации в СССР и новой России.

В созданном отделе гидромеханизации при Управлении строительства канала Москва — Волга были разработаны и внедрены новые устройства технологии разработки, напорного гидротранспорта и намыва грунта вв напорные земляные сооружения.

В этом отделе в 1938 г. инженером Б. М. Шкундиным был построен первый отечественный земснаряд с электроприводом, который стал аналогом для широкого развития и дальнейшего совершенствования отечественных земснарядов. В подразделениях гидромеханизации земснаряд стал основной машиной для комплексного выполнения земляных работ.

Успешное использование гидромеханизации на строительстве канала Москва — Волга стимулировало развитие и внедрения этого способа во всех областях строительства и горного дела. В 1938 г. создается трест «Трансгидромеханизация» в МПС, в 1946 г. в Министерстве Электростанций — трест «Гидромеханизация», В 1945 г. аналогичный трест в Минмотажспецстрое. В целом подразделениями этих Министерств в 1970 — 1980 гг. способом гидромеханизации выполняли ежегодно до 300 млн. м3 земляных работ, на много превышая зарубежные страны.

Только для обеспечения добычи нефти и газа в заболоченных районах Западной Сибири до 1980 г. было намыто в основания дорог и площадей застройки до 3 млд. м3 песка. Ежегодно с 1990 г. до 2000 г. намывается для поддержания добычи топлива до 100 млн. м3 песка, обеспечивая экспорт нефти и газа в Западную Европу, значительно наполняя бюджет России.


Панорама Иваньковской ГЭС Волгостроя (около г. Дубна и шлюза №1 канала Москва -Волга). ГЭС введена в эксплуатацию в 1937 — 1938 гг. Земляная плотина ГЭС впервые в СССР возведена способом гидромеханизации.
Гидромеханизация как один из самых совершенных способов производства земляных и горных работ получает все большее применение в разных областях строительства и горных разработок. При строительстве одного из величайших сооружений второй сталинской пятилетки — канала Москва — Волга способом гидромеханизации было выполнено около 10,5 млн. м3 земляных работ. При этом впервые в СССР были возведены такие сооружения намывным способом как Иваньковская земляная плотина на Волге высотой 22,5 м, Сестринские и Оревские дамбы высотой до 21 м.

2. Новые устройства и технологии гидромеханизации и результаты их использования

2.1. Сопоставление выполнения земляных работ вручную и способом гидромеханизации

Выполненный объём земляных работ по Волгострою составил около 143,2 млн. м3, вместе с карьерами 200 млн. м3, из них способом гидромеханизации только 10,5 млн. м3, это объясняется поздним привлечением к строительству этого способа.

Значительная часть земляных работ — 45% выполнялись вручную с помощью лопаты при транспорте тачками и «грабарками» трудом заключённых в ИТЛ (исправительно — трудовых лагерях), их называли «каналоармейцам». В ИТЛ Дмитлага и Волголага НКВД СССР на Волгострое трудилось ежегодно до 200 тысяч заключенных — «ЗК».

Труд ЗК был не эффективным и затратным, эти обстоятельства явились причиной привлечения гидромеханизации к работе на Волгострое.


Ручной способ выполнения земляных работ с помощью лопат, тачек и «грабарок».
При перевоке грунта тачками и грабарками вручнию на Волгострое выполнено 78,5 млн. м3 или 45% земляных работ.

По отчету (Лит. 1,2) проиизводительность труда при ручном способе выемки грунта и транспорте с помощью грабарки составила в среднем 3,35 — 4,95 м3 на один человека-день при средней стоимости 3,85 руб. за один м3 земляных работ.

При выполнении земляных работ способом гидроиеханизации производительность труда по выемке в 1935 г. была 22 м3 на один челвека-день, в 1936 г. — 22,5 м3. По намыву плотины в 1935 г. — 10 м3, в 1936 г. -13,7 м3. Средняя стоимость работ гидромеханизации составила 2,2 руб. за один м3.

Приведенные показатели убедительно показывают преимущества гидромеханизации по производительности труда по сравнению с ручным трудом не менее чем в пять раз, по стоимости работ — в два раза.


Размыв грунта с помощью гидромониторов на Волгострое заменил ручной труд.
2.2. Новые устройства и технологии гидромеханизации на Волгострое

Основной задачей созданного в 1935 году при Управлении Волгостроя нового отдела «Гидромеханизация» было выполнение оставшихся объемов земляных работ, необходимых для ввода канала в мае 1937 г.: намыв плотины Иваньковской ГЭС и приканальных дамб, выемка профиля канала и его откосов, разработка карьеров. Технология работ разрабатывалась применительно к особенностям каждого объекта.

Подробно работа гидромеханизации на Волгострое приведена в книге «А. Е. Малов и Н. Д. Холин „Канал Москва- Волга 1932 -1937.Гидромеханизация“. М-Л., 1940, Госстройиздат. Отчет о строительстве канала». С ней можно ознакомиться по ссылке:

http://www.moskva-volga.ru/files/books/

Technichesky_otchet_Gidromehanizaciya_.rar

Основной технологией гидромеханизации на Волгострое был размыв грунта струёй воды, формируемой с помощью гидромонитора, напорного гидротранспорта, перекачки образовавшейся водогрунтовой смеси (пульпы) по трубопроводу с помощью грунтового насоса (землесоса) в гидроотвал или в земляное сооружение — плотину или дамбу.


Рис. Схема технологии гидромониторно — землесосного способа размыва грунта, гидротранспорта пульпы и намыва земляного сооружения: 3 — водозаборная насосная станция; 5 — гидромонитор; 7 — самотечное стекание пульпы в зупф 8; 9—10 — грунтовый насос; 13—14 — земляное сооружение или отвал; 15 -16 — отвод осветленной воды в реку.
Составляющие устройства этой технологии совершенствовались и применялись отделом гидромеханизации с учетом объекта работ.

К новым землесосным станциям, нашедшим применение на Волгострое, следует отнести установку на плавучем плоскодонном судне, названным плашкоутом. землесоса со всасывающим устройством, высоконапорного насоса и гидромониторов. Перемещение плашкоута в забое выполнялось наплаву с минимальным приближением гидромониторов к груди забоя для увеличения интенсивности размыва грунта.


Шести землесосный плавучий плашкоут на Волгострое.
К новой технологии безусловно относится осуществлённый впервые в СССР намыв напорных гидротехнических сооружений в 1936 г. — земляной плотины Иваньковкой ГЭС и приканальных дамб.


Профиль русловой песчаной плотины Иваньковской ГЭС. Плотина намыта в 1936 г. отделом «Гидромеханизация» Волгостроя МВД СССР под руководством инженера Н. Д. Холина. Объем плотины 450 тыс. м3.
В 1936 — 1938 гг. были начаты в г. Дмитриеве на Волгострое и продолжены в отделе гидромезанизации Куйбышевгидростроя (створ 1935 г.) работы по совершенствованию грунтового насоса, был изготовлен землесос ЗГМ-1 (Q = 800 м3 /ч, Н = 30 м,n =730 об/мин, N= 300 кВт), который стал прототипом для серии отечественных грунтовых насосов.

Первый электрический землесосный снаряд для строительных и горных работ в СССР был запроектирован и построен в 1937—- 1938 гг. по инициативе и под руководством Б. М. Шкундина. Этот землесосный снаряд был оборудован грунтовым насосом ЗГМ-1 и имел производительность по грунту 100 м3/ч. Затем на Дмитровском ремонтно-механическом заводе было изготовлено девять таких снарядов; они успешно работали на строительстве Южной гавани в Москве и на строительстве других объектов. Созданием этих землесосных снарядов, было, положено начало широкому внедрению землесосных работ в гидротехническое строительство. Так, если на строительстве канала имени Москвы (1932—1937 гг.) более 97% всех гидромеханизированных земляных работ было выполнено гидромониторами, то уже на строительстве Волго-Донского канала имени В. И. Ленина (1948—1951 гг.) гидромониторами было выполнено всего 2,5% названных работ, остальные 97,5% — электрическими землесосными снарядами.


Один из первых отечественных земснарядов с электроприводом и землесосом ЗГМ-1 постройки Дмитровского механического завода Волгостоя в 1938 г. под руководством инженера Б. М. Шкундина.



Инженер гидростроитель Кожевников Н. Н. — ученик профессора Н. Д. Холина в музее Угличской ГЭС в 2017г. Кабинет главного инженера строительства ГЭС В. Д. Журина и начальника Волголага Я. Д. Рапоппорта (1940 г.).
Приложение: Альтернативная биография Холина

Везение инженера Холина

Сергей Филиппов

Не всегда человек, попавший в жернова репрессий, оказывался обречен. Некоторым, благодаря удаче, связям и собственной выдержке, удавалось выпутываться из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Рассказываем историю Николая Холина — инженера и высокопоставленного работника «строек социализма», которому удалось вначале избежать репрессий во времена Большого террора, а потом, уже в 50-х, не попасть ни в лагерь, ни под расстрел после обвинения в шпионаже.

Ноябрь 1952 года. Только что закончился XIX партийный съезд, последний в жизни великого вождя. Коммунисты и беспартийные по всей стране штудируют новый «гениальный труд товарища Сталина» — брошюру «Экономические проблемы социализма в СССР». Органами госбезопасности командует пришедший в МГБ из аппарата ЦК КПСС Семен Игнатьев, вскоре обвиненный партией в попустительстве чекистам, сфабриковавшим «дело врачей». В Абхазии вот уже год раскручивается «мингрельское дело», по которому у арестованных выбивают показания на «главного мингрела страны» Лаврентия Берия. В августе расстреляно все руководство Еврейского антифашистского комитета, и уже полным ходом идет подготовка к процессу кремлевских врачей-вредителей, «ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». Ждет ареста впавший в немилость и не избранный на прошедшем съезде в узкий состав Президиума ЦК Вячеслав Молотов. А сам вождь обдумывает, как бы половчее добраться до своего злейшего врага — маршала Тито.

И как некое предчувствие прозвучали на всех партсобраниях и политинформациях строки из передовой «Правды» — «Да здравствует многие годы наш дорогой учитель и вождь дорогой товарищ Сталин». Уточнение «многие годы» было непривычным, стране впервые за прошедшее 30-летие напомнили, что корифей всех наук и лучший друг детей тоже смертен.

И в это самое время, которое Аркадий Райкин позже назовет мерзопакостным, в Московском торфяном институте 15 ноября 1952 года собралось на свое заседание партийное бюро. На повестке один вопрос: персональное дело коммуниста Холина.

В чем же профессор Холин провинился перед партией?

Имя Николая Дмитриевича Холина мы можем найти в статьях «Гидромеханизация» практически во всех советских энциклопедиях. Родившийся в Харькове в 1900 году в непролетарской семье, по всей видимости, весьма обеспеченного банковского служащего (по партийной анкете — кассира), Холин еще в детстве вместе с родителями переехал в Санкт-Петербург. В 11 лет лишился отца и воспитывался отчимом, также имевшим сомнительный социальный статус «служащего-конторщика». Получив в 1918 гимназическое образование в Петрограде и поработав около года на строительстве железной дороги Мга–Рыбинск, в самый разгар гражданской войны он на два года уезжает техником в Среднюю Азию на строительство другой железной дороги — Петропавловск–Кокчетав. Вернувшись в Петроград, в 1926 году заканчивает Ленинградский институт путей сообщения. Молодой инженер Холин работает сперва начальником изыскательского отряда в Туркмении, потом снова в Ленинграде. Быстро делает карьеру и к началу 1935 года уже возглавляет Бюро гидромеханизации Наркомата тяжелой промышленности СССР.

Принимал ли какое-либо участие Холин в проектных работах по строительству Беломорско-Балтийского канала (ББК), сказать наверняка трудно. Прямых указаний на это в его личном деле нет. Но, учитывая то, что по партийной линии ББК курировал секретарь Ленинградского обкома Сергей Киров, можно предположить, что все ленинградские профильные организации в той или иной мере были причастны к этим работам. Бывал ли Холин лично на строительстве одной из первых «советских пирамид», видел ли десятки тысяч рабов, кайлом, ломом и лопатой возводящих ББК имени Сталина — опять-таки нам неведомо, но с большой долей вероятности можно предположить, что да — бывал и видел. Сделал ли инженер Холин для себя выводы о сути строящегося одновременно с каналом «социализма», — опять-таки нам кажется, что да, сделал.

На строительство Канала Москва-Волга (КМВ) Холин прибыл в самом начале 1935 года, как только закончились основные земляные работы, выполненные вручную силами десятков тысяч заключенных Дмитлага НКВД СССР. Как тут не вспомнить знаменитое и как обычно лицемерное сталинское «техника в период реконструкции решает все». На самом же деле на «стройках социализма» все решали рабский ручной труд и запредельная жестокость надсмотрщиков из ОГПУ–НКВД.

Непосредственным начальником Холина стал Сергей Жук, который до этого работал главным инженером на строительстве ББК. В сентябре 1940 Сергей Яковлевич за свои труды по руководству стройками социализма получит «высокое звание» старшего майора государственной безопасности. Интересно, что из всех больших начальников, так или иначе причастных к сталинскому каналостроительсту, он один удостоился чести быть похороненным в Кремлевской стене. Сворачивая сейчас с Ленинградского проспекта на Волоколамское шоссе, мы видим высотку института «Гидропроект», носящего имя человека, которого Александр Солженицын с полным на то основанием назвал одним из главных подручных Сталина и Ягоды. Добавим: и Ежова, и Берии, и т. д. по списку.

В управлении строительством КМВ и Дмитлаге Холин до весны 1938 возглавляет отдел гидромеханизации, где им была создана технология гидромеханизированной разработки, транспортировки и укладки грунта.

Как известно, кремлевский вождь был весьма неравнодушен к делу строительства каналов и возведению сопутствующих гидротехнических сооружений — дамб, плотин, шлюзов и т. п. сооружений, внешне больше похожих на древнеримские колонны и арки. Позже трехкратный лауреат Сталинских премий Александр Твардовский напишет:

Спешил.

И все, казалось, мало.

Уже сомкнулся с Волгой Дон.

Канала

Только не хватало,

Чтоб с Марса был бы виден он!

И тем не менее, товарищ Сталин время от времени прореживал и кадры, эти каналы сооружавшие. Не стали исключением и строители КМВ.

Занимавший высокий пост в инженерной иерархии строительства, Холин неоднократно общался с арестованным в марте 1937 года Генрихом Ягодой и другими крупными чинами НКВД из близкого окружения бывшего наркома. Все это вполне могло стать поводом к обвинениям в связях с «врагами народа, пробравшимися к руководству строительством». А за это вполне можно было поплатиться свободой, а то и жизнью. Более того, как мы увидим дальше, на Холина в НКВД уже тогда были серьезные виды.

Светлана Лихачева в 2017 году в статье «Москва переключила канал» отмечала, что

«Под конец строительства, в одну ночь были арестованы начальник Дмитлага Семен Фирин, начальник Волжcкого участка строительства Сергей Быховский, главный архитектор Дмитлага Иосиф Фридлянд, сотрудница культурно-воспитательного отдела (КВО) Лидия Могилянская, скульптор Галина Левицкая и другие. Всего по „делу Фирина“ было репрессировано 228 человек — почти весь руководящий состав и деятели культуры лагеря. Уцелели несколько человек, среди них Сергей Жук, главный инженер канала, и несколько начальников строительных участков».

Тут Холину крупно повезло в первый раз: его не затронули аресты, катком прокатившиеся по руководству Дмитлага весной и летом 1937 года. Может быть, сыграло свою роль и то, что он тогда был беспартийным, сказать трудно. Летом 1937 года Холин был награжден орденом Ленина и премирован знаменитой эмкой (автомобилем ГАЗ М-1).

После окончания строительства канала он остается в Москве и получает пост вначале главного инженера, потом начальника Бюро Гидромеханизации МВД СССР. При этом Николай Дмитриевич не только никогда не был комсомольцем, но и вплоть до 1939 года, как мы уже отмечали, оставался беспартийным. Руководитель — должность номенклатурная, и в 1939 он вступает в кандидаты, а в самом начале 1941 становится членом ВКП (б). Проработав на руководящих должностях до 1950 года, Холин переходит на преподавательскую работу в существовавший тогда в Москве Торфяной институт, где готовили в том числе и инженеров-гидротехников.

Благополучная профессорская жизнь заканчивается в феврале 1952 года, когда Холина «как шпиона с 1933 года» арестовывает МГБ СССР. В одной из объяснительных записок он обмолвился, что именно в том году сестра его жены познакомилась с неким испанцем. Где, когда и при каких обстоятельствах Холин не уточнил. На допросах выясняется, что органы следят за ним все последние 20 лет. Обвинение, напомним, предъявлено по статье, не оставляющей фигуранту практически никаких шансов, — 58—6 УК РСФСР, «шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам».

Судоходные гидротехнические сооружения в СССР числились стратегическими объектами, управлялись и охранялись структурами НКВД–МВД. Понятно, что Холин, выражаясь бюрократическим языком, был «носителем государственных секретов». Следствие длится 6,5 месяцев, и вдруг неожиданно, в конце августа 1952 года прекращается «за отсутствием состава преступления». Как позже написал Холин в одном из своих заявлений: «было установлено, что мой арест являлся ошибкой».

Разумеется, вырваться из лап советской госбезопасности еще при Сталине, а позже вернуться к своей работе в одном из ведущих московских вузов — это какое-то совсем фантастическое везение. Причины этого «чуда» впрочем, судя по всему, вполне прозаические. Работавший вместе с Холиным в 1950-е годы Николай Кожевников вспоминает:

«Он был репрессирован как диссидент и проповедник буржуазных взглядов в начале 50-х годов. Реабилитирован Н. С. Хрущёвым, он знал его как инициатора применения гидромеханизации в кессонных работах при строительстве опор мостов через Днепр в Киеве и как основателя гидромеханизации на строительстве канала Москва — Волга».


Генрих Ягода и Никита Хрущев на строительстве Канала Москва — Волга, в 1935-х годах
А дальше начинается самое интересное. Вероятно, люди в органах, не имея возможности напрямую ослушаться весьма влиятельного на тот момент секретаря ЦК и Московского обкома партии, члена Бюро Президиума ЦК Никиту Хрущева, решили, что с паршивой овцы хоть шерсти клок. После того, как Николай Дмитриевич уже вернулся в свой институт, из МГБ вдогонку приходит компромат с перечнем его антисоветских взглядов. Как написал в августе 1953 года в объяснительной записке Холин: «партийный комитет института под давлением начальника следственного отделения полковника Ивлева исключил меня из партии». И тут еще одна загадка. По «партийным нормам» того времени, Холин должен был бы сразу же исключен из партии «как арестованный органами МГБ», т.е. еще за полгода до описываемых событий. Все время следствия Холин оставался коммунистом, и никто в партийной организации вопроса об исключении почему-то не поднимал.

Кстати, полковник Андрей Константинович Ивлев, занявший через несколько месяцев, в марте 1953 года, должность помощника начальника следственного отдела Первого главного управления МВД СССР, в брежневские 1970-е стал кандидатом юридических наук, доцентом. Работал тогда Ивлев в Московской областной организации общества «Знание», и даже опубликовал пару брошюр о правовом воспитании подрастающего поколения. Как тогда говорили, ветеран передавал свой богатый опыт молодежи.

Вернемся к нашему герою. При обсуждении «антисоветских высказываний товарища Холина», выяснилось, что под его оценками, содержание которых он на партийном собрании не отрицал, вполне мог бы подписаться любой советский диссидент. Секретарь институтского партбюро Анисимов с негодованием констатировал:

«Он (Холин) не отрицает того, что в своих разговорах со знакомыми ему людьми, он действительно говорил о том, что Североатлантический пакт является оборонительным пактом и войны больше не будет».

Современному человеку даже сложно представить, до какой степени подобные высказывания противоречили тогдашним пропагандистским установкам. Партбюро квалифицировало эту крамолу как «попытку усыпить бдительность советских людей». Но Холин не был простаком и в ответ заявил, что НАТО просто боится нападения со стороны СССР и «других демократических сил» и потому де по факту является оборонительной организацией. И само это, якобы, свидетельствует об огромной мощи нашей страны.

Но и это было не все. Оказывается, Холин «клеветнически» утверждал, что «существующая у нас система оплата труда приводит к перерождению высокооплачиваемых советских и научных работников». Говорил он и о нерентабельности колхозов, и большом разрыве в оплате труда у руководителей и простых работников. Отмечал, что в капиталистической Индии крестьянин за день получает 1 кг кукурузы, а у нас, в СССР во многих колхозах на трудодень дают всего 200 грамм хлеба. Одним словом, злостно клеветал на советский общественный и государственный строй.

Еще раз подчеркнем, что Николай Дмитриевич ничего не отрицал, более того, с подкупающей откровенностью заявил товарищам по партии:

«Я глубоко убежден, что если в течение столь длительного периода под таким же углом зрения вести наблюдения за разговорами почти любого советского человека, то неизбежно будут найдены неверные, ошибочные выражения, если не более».

Сделал профессор и экскурс в литературоведение. Как записано в протоколе заседания партбюро «пытаясь как-то оправдаться, он сослался на то, что у Серафимовича в „Железном потоке“ и то можно, мол, найти неправильные высказывания, что, мол, отряд матросов описан Серафимовичем, как настроенный антисоветски». Говорил и том, что «тов. Шолохов допустил в своем „Тихом Доне“ ряд грубейших ошибок».

Вскользь упомянул Холин и о тех, кто на него доносил. Николай Дмитриевич и здесь проявил недюжинную изворотливость. «При этом характерно, — писал он в объяснительной записке, — что эти ошибки в своих разговорах я допускал с другими старыми членами Партии, т.е. тогда, когда я знал, что я беседую с людьми глубоко советскими, могущими всегда меня поправить». Слово «партия» профессор предусмотрительно писал исключительно с большой буквы. Перечисляя «старых членов партии» он упоминает и свою жену — Иларину Илларионовну Джаши, члена РКП (б) с 1921 года, работавшую тогда заместителем редактора одного из журналов.

И тут мы выскажем еще одно предположение, оговорившись, что никаких документальных подтверждений тому нет. Суть его в том, что еще одним высокопоставленным ходатаем по делу Холина мог быть и сам Лаврентий Берия. Фамилия Джаши в Абхазии достаточно известна, и в частности, в Грузии в то время работал Макарий Джаши, бериевский выдвиженец, сделавший карьеру в Тбилиси в конце 1930-х годов, а в 1952 году — министр лесного хозяйства Грузии. В короткий период после смерти Сталина, когда Берия достиг пика своей карьеры, в мае 1953 года Джаши стал руководителем Аджарской партийной организации. Так вот, не исключено, что Иларина Иларионовна использовала для спасения мужа и свои закавказские связи. Впрочем, подчеркнем еще раз, это только наши предположения.

Вернемся к заседанию парткома. Все попытки Николая Дмитриевича как-то оправдаться только раззадорили товарищей по партии. Член бюро Казанцев с негодованием вопрошал: «Можно ли категорически утверждать, что войны не будет, когда США бешено готовятся к войне, строят базы вокруг Советского Союза, ведут позорную войну в Корее?». Коммунист Холин не возражал, соглашаясь со всем, что говорили товарищи по партии. Все-таки это не был случай Джордано Бруно или Галилео Галилея, на костер (в МГБ) профессору не хотелось, и он проявил известное благоразумие, тщательно изображая искреннее раскаяние. Впрочем, итог заседания был вполне предсказуем, профессора Холина исключили из партии и уволили из института.

Отметим, что согласно уставу КПСС, принятому на только что закончившемся XIX партсъезде, вопрос об исключении коммуниста из партии должен был быть решен не партбюро, а общим собранием первичной парторганизации. Тем не менее, никакого возвращения на нары в МГБ не случилось, просто профессор до лета 1953 был безработным. Понятно, что это просто — вещь весьма и весьма условная. Нам не дано даже представить, что мог чувствовать человек, оказавшийся в такой ситуации в то время. Все же, вероятно, заступничество Хрущева и (или) других высокопоставленных особ действительно имело место, иначе такого везения просто не объяснить. Через четыре месяца после смерти Сталина, в июле 1953 года Московский горком КПСС отменяет решение об исключении, но для проформы объявляет коммунисту Холину выговор с занесением в учетную карточку. Это позволило ему занять профессорскую должность в крупнейшем московском вузе — МИСИ имени Куйбышева. А с 1955 года профессор Холин вновь на высокой должности — главный инженер Всесоюзного треста «Союзгидромеханизация».

Это опять номенклатурная должность и, вероятно, Николаю Дмитриевичу предложили попросить партию о снятии взыскания.

В марте 1956 года собирается партсобрание треста и уже никто не вспоминает о блоке НАТО. Вскользь только говорят, что

«тов. Холин… среди своих знакомых вел разговоры о непорядках в оплате труда колхозников и большом разрыве в заработной плате между низко и высокооплачиваемыми категориями лиц».

Как говорится, почувствуйте разницу, просто вскрыл коммунист Холин еще имеющиеся отдельные недостатки.

На вопрос, почему не апеллировал, когда был исключен из партии, без обсуждения на партсобрании, Холин отвечает, что тогда еще, мол, не пришел в себя после «незаконного 7-месячного содержания в заключении». И вот член партбюро Рутько резюмирует: «Я считаю, что арест и исключение из партии товарища Холина, да еще и исключение без обсуждения на партийном собрании — это результат деятельности людей того периода, о котором сделал доклад тов. Хрущев на заключительном заседании ХХ съезда партии».

Да уж, того самого ….

Товарищи по партии восстановили доброе имя коммуниста Холина и сняли с него выговор.

Проработав на разных руководящих должностях до 1962 года, а на должностях пониже до 1973 года, профессор Николай Дмитриевич Холин вышел на заслуженный отдых. Скорее всего, как это следует из его партдокументов, Николай Дмитриевич благополучно дожил до развала СССР.

Вот такой счастливый финал у этой не совсем типичной истории.



Автор благодарит своих коллег Г. В. Кузовкина и Н. В. Петрова за ценные замечания, сделанные во время работы над статьей.

Интернет-журнал «Уроки истории XX век»

Сергей Филиппов

15 марта 2019

Везение инженера Холина


Рецензии