В один прекрасный день в Мюнхене

Из ненаписанных мемуаров:
В один прекрасный день в Мюнхене.
--
В Мюнхен я попал случайно - подвернулась служебная командировка. Я тогда работал в небольшой химической компании, и ее главный химик доктор Мэл Б., занимался и вычислительной химией. А я был при нем как бы оруженосцем Санчо Пансой - писал ему программы, в которых фантазии Мэла осуществлялись в виде всяких там хитрых генераторов - генератор молекул (моделей), генератор библиотек молекул, генетический "перетряхиватель", который находил наилучшую молекулу и/или наилучшую библиотеку молекул из определенного комбинаторного множества, и так далее.

В ходе всех этих проектов мы завели контакты с Мюнхенским Технологическим Университетом, и нас пригласили приехать к ним в гости, и обсудить все детали возможного сотрудничества. И Мэл - спасибо ему - решил взять с собой меня.

На кампусе университета, под Мюнхеном, нас встретил глава их кафедры вычислительной химии, доктор Карл Ивар Уги, в дальнейшем - просто Ивар. Высокий седой мужчина, с голубыми глазами, и весь какой-то стремительный. Пожал нам руки, оглядел орлиным взором - и вдруг, повернувшись ко мне, начал наизусть читать "Полтаву" на чистом русском языке.

Сказать, что я удивился - это understatement. У меня буквально челюсть упала на грудь - и как позднее оказалось, я очень угодил нашему любезному хозяину. Он любил поражать людей, и в случае со мной у него получилось 100% попадание.

Как оказалось, доктор Уги был этническим эстонцем. Его отец умудрился бежать из Эстонии от русского вторжения, поэтому Ивар и вырос в Германии. Он говорил на немецком, английском, французском, финском/эстонском и немного по-русски - но русскому его учил отец, который полагал, что нaилучший способ усвоения языка - знать классику наизусть.

При своей исключительной памяти Ивар Уги помнил "Полтаву" и в 1992.

Видимо, мой обалделый вид чем-то согрел ему сердце, и на следующий день я получил от него персональное приглашение - принять участие в междисциплинарном семинаре, который и имел место в "пивном саду", как говорят в Германии.
--
Как иностранцу мне, так уж и быть, заказали "пиво велосипедистов", т.е. обычное пиво, только 50/50 разбавленное яблочным соком. Я сидел рядом с Иваром, а напротив нас поместился человек чуть постарше меня, который оказался латинистом.

И я его спросил, чем же именно он занимается, на что он ответил, что у них на кафедре переводят на латынь современные немецкие тексты, исследуют тексты Тацита и Цицерона, а еще работают в партнерстве со школой богословия.

Я, когда мы собирались в Мюнхен, взял с собой "Мастера и Маргариту" Булгакова, и читал ее всю дорогу. Так что, найдя случай "... показать образованность ...", тут же процитировал моему визави слова Берлиоза о том, что упоминание Христа Тацита, скорее всего, является всего лишь позднейшей вставкой?

Мой оппонент прямо-таки обиделся. Он сказал, что никакого упоминания Христа у Тацита нет. Говорим мы довольно громко, и я смотрю, к нам начинают прислушиваться, и в числе прочих это делает мой сосед, Ивар Уги.

И я тогда - благо, книгу-то я читал в полете, и было это только вчера - цитирую ему Берлиоза и дальше:
"... в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых тацитовых «анналов», где говорится о казни Иисуса ...".
Мой собеседник, ни слова не говоря, встает с места, отходит в сторону, и достает из портфеля какую-то небольшую книжицу, по всей видимости, "Анналы" Тацита.

И, можно сказать, бледнеет ...

Доктор Уги был очень доволен. Он, как уже и было сказано, любил поражать людей - и приведенный им гость справился с задачей просто блестяще.

Но я чувствовал себя шарлатаном.


Рецензии
Борис, очень даже интересно! Но чтобы иностранец, пусть даже и не " чистый" знал наизусть что нибудь из русской классики- это практически случается очень редко. Впрочем, и у меня был, примерно такой же случай. В конце 90- х работал я в г. Йена(Федеральная земля Тюрингия). Нашим посредником в поисках работы выступала русская, бывшая учительница из Перми, она была замужем за немцем. Очень часто она ставила немцев, интеллигентов, в очень неловкое положение: наизусть цитируя Шиллера, Гете... Многие из них, при этом, жадно " хватали" воздух. А Надежда, так её звали, испытывала высшее наслаждение. Спасибо!

Николай Кокош   01.04.2020 12:50     Заявить о нарушении
В дальнейшем доктор Уги благоволил ко мне и дальше, брал на разные мероприятия, и охотно общался, когда бывал в США. Его жена, Хельга, рассказывала мне, что помимо желания изумлять, ее супругу свойственно и стремление "... научить и возглавить ...". Когда он только ухаживал за ней, она была чемпионкой Германии в одиночном фигурном катании - и он взялся поучить ее катанию на коньках. Упал, расшибся - но энтузиазма не утратил.

Борис Тененбаум   01.04.2020 15:18   Заявить о нарушении
Забавно! " Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать

Николай Кокош   01.04.2020 15:35   Заявить о нарушении
Главное- не переусердствовать!

Николай Кокош   01.04.2020 15:36   Заявить о нарушении