Лингвистическое

Язык народа пирахан, проживающего в Амазонии, отличает удивительная, крайняя экономность и прагматичность.
Всё, что выходит за рамки потребностей пирахан - охоты и собирательства - по умолчанию считается ненужным и в языке не присутствует.
Нет сложных предложений, позволяющих составить развёрнутое описание, нет
названий для цвета, нет терминов родства.
Нет числительных и счёта, отчего пирахан часто обманывают при меновой торговле. Письменности, понятное дело, тоже нет.
Общение основано на принципе непосредственного восприятия: что видел и в чём участвовал здесь и сейчас (или недавно) - о том и разговор.

Д. Эверетт, прибывший к пирахан в качестве миссионера и выучивший их язык, очень скоро убедился, что его попытки рассказать индейцам о Христе напрасны: люди не понимали, зачем им говорить о ком-то, кого здесь нет.
Наряду с привычным нам речевым общением в языке пирахан есть такие формы, как свист, пение, крик и мычание (напр., во время еды).
 
В книге "Сто языков" приводится пример рассказа на языке пирахан с художественным переводом:
 
"Охота на пантеру (рассказ индейца Каабооги)

Здесь, здесь ягуар прыгнул на мою собаку и убил её.
Ягуар прыгнул на мою собаку и убил её. Это случилось со мной."

Я прочитала этот рассказ и сразу поняла, что нечто подобное я уже слышала.
От одной примечательной личности, из тех, у которых, как у пирахан, тоже нет письменности, но которые и без неё прекрасно обходятся.
 
...Покончив с едой, кот ещё некоторое время обнюхивал пустую миску,
словно пытаясь понять, куда из неё всё делось. Потом садился рядом
с миской с недоумённым видом, разводя несуществующими руками, и начинал:
 
Песнь над внезапно опустевшей миской
 
Здесь был еда.
Здесь был еда.
Здесь был еда и я его ел.
 
Он был вкусный, еда.
Не знаю он кто, но он вкусный, еда.
Он был здесь и я его ел.
 
Еда был здесь и я его ел.
Это было со мной. Он был вкусный, еда.
Где он сейчас?
 
Еда был здесь, а сейчас он... У?
Был вкусный, был здесь, а сейчас он... Ы?
Уоуу. Ы. УОУЫ! У!
 
(дальше неразборчиво)

Поётся громко и прочувствованно, повторяется с вариациями до тех пор,
пока не появятся Эти)


Рецензии