Развлечения

Помимо подвижных игр и походов в парк нашим развлечением в то время было только кино. В кинотеатрах не пропускали ни одного фильма. Ходили по нескольку раз, если фильм понравился. Летом наступало счастливое время, потому что в парке Дзержинского (Шереметевском) начинал работать летний кинотеатр, а еще киноплощадка бесплатного кино. Здесь мы готовы были смотреть что угодно, хоть "Новости дня". Нередко там показывали интересные научно-познавательные фильмы. Кстати, прошлым летом мы со Светланой обнаружили такую же площадку в нашем Тропаревском парке.
По выходным мы с сестрой отправлялись в Марьину рощу в кинотеатр "Октябрь". Да, в пятидесятых и начале 60-х годов так назывался детский кинотеатр в Марьиной роще. Чтобы привлечь зрителей на первый сеанс в 8 утра, перед сеансом проводили всякие конкурсы с подарками, а потом лотерею по билетам в кино. Несколько раз мы с Еленой что-то выигрывали, книжку, игрушку или открытку.
Когда построили кинотеатр "Октябрь" на проспекте Калинина, детский кинотеатр переименовали в "Горн". А потом и вовсе снесли. Не знаю, есть ли сейчас детские кинотеатры.
Когда мы подросли, и родители брали нас в кино с собой, то нашими кинотеатрами были "Перекоп" (старый, в середине Грохольского переулка), "Уран" на Сретенке и "Форум" на Садовом кольце. Во всех кинотеатрах был буфет. Но, главное, что там перед вечерними сеансами играл живой джаз. В "Художественном" тоже играл ансамбль, но не тот! А здесь был маленький уютный джаз-бэнд. С саксофонами, гитарой, иногда с банджо. В каждом кинотеатре был свой. А еще в "Форуме" в подвале был тир. Выход в кино действительно был актом приобщения к культуре в широком смысле.   
В середине 50 годов в жизнь простых людей начало проникать телевидение. В первой половине 50-х телевизор появился и у нас.
По тем временам у нас был новейший телевизор "Луч", а не обычный "КВН-49" с линзой.
Прошу молодых читателей не думать, что у КВНа был экран 49"! Экран у него был 7" или 8" по современному и производитель придумал оснащать его большой линзой, чтобы экран был побольше. Линза представляла из себя стеклянный аквариум с выгнутой передней стенкой, который заполнялся обычной водой из-под крана.
У нас на крыше была собственная антенна, которую смастерил отец из двух медных трубок, которые ему подарил его брат, дядя Ваня.
Так как не во всех квартирах в то время были телевизоры, то к нам приходили дети с нашего двора, чтобы смотреть детские фильмы. Для меня было особым удовольствием расставлять стулья, скамейки и табуреты перед телевизором, создавая кинозал. А еще приходилось занавешивать окна, когда смотрели дневные передачи, что мне тоже очень нравилось. Придти в гости, чтобы посмотреть телевизор, было делом обычным и укрепляло дружбу между соседями.
Детство наше проходило в постоянном беганье и прыганье. Мы находили обруч от бочки и кусок толстой стальной проволоки, который изгибали с одного конца в виде кочерги и гоняли этот обруч по всему проезду. Крючком подталкиваешь, поддерживаешь и направляешь бег обруча. И надо было научиться управлять им так, чтобы повернуть его на маленьком пятачке асфальта, или спрыгнуть с ним со ступеньки и подхватить его, чтобы продолжить бег. Невозможно вспомнить, чтобы кто-нибудь из нас стоял на одном месте.
Когда кому-нибудь перепадала такая драгоценность, как подшипник, это было счастье. С помощью старших товарищей тут же сооружался самокат из двух дощечек. На управляющую дощечку приделывались поперечные ручки, а внизу делалась вилка, куда закреплялся управляющий подшипник. Большой ставился впереди, если они были разного диаметра. Подшипники, в основном, находились на "самолетной" свалке.
Самокаты гремели на весь проезд, но доставляли столько удовольствия детворе, что никто из взрослых на нас не сердился.
Потом наступил период велосипедов. Почти все дети во дворе проходили этапы: маленький трехколесный велосипед - большой трехколесный, который можно было переделать в двухколесный, убрав у него одно колесо и ось. У некоторых потом появлялся подростковый велосипед "Школьник", но у меня такого велосипеда не было. Мне сразу, как и многим моим друзьям купили "Орленок". На этом велосипеде я проехал все свое детство до седьмого класса.

Это были наши детские, безвредные, развлечения.
Но развлекались мы не только так. Были у нас развлечения, где наша детская глупость проявлялась наполную, наотмашку. Кто жил в то время помнит это.
Периодически что-то в доме или во дворе или на улице приходилось сваривать. Привозили какой-то агрегат на колесиках. Насыпали в него "карбид" (карбид кальция), заливали водой, закрывали крышку и завинчивали. Карбид при взаимодействии с водой выделял ацетилен, с помощью которого сваривали железяки. За карбидом особенно не следили, и потому мы его у рабочих потаскивали. Дальнейшее его применение было почти такое же, как у сварщиков. Залив его водой и закрыв крышку, мы делали фитилек, поджигали его, куда-нибудь подбрасывали и ждали, пока взорвется.
В дождливый день нам с Вовкой попался хороший кусок карбида. Газовые трубы проходили под землей на небольшой глубине, а вентили находились в небольших неглубоких колодцах, закрытых чугунными крышками на одной петле. Дождь заполнял эти колодцы водой, что нам показалось очень удобно. Не надо искать банку.
- Давай кинем туда карбид и подожжем! Как шарахнет, так крышка откроется! - подумали два маленьких урода.
Как подумали, так и сделали.
Крышка отлетела метров на пятнадцать. Окажись наши дурные головы на ее пути, больше нам шутить не пришлось бы. До сих пор прошибает холодный пот, когда думаю о возможных последствиях. В этом колодце был газовый вентиль. Он находился рядом с деревянным домом. Его легко мог сорвать наш хлопок! 
Другой забавой для нас было найти большой болт с гайкой и насыпать между гайкой и головкой болта серы со спичечных головок. Потом аккуратно плотно закрутить и швырнуть об асфальт. Бывало, что головка болта отлетала метров на пять. И куда она полетит, никто предсказать не мог!
Если не было болта, то можно было найти большой гвоздь, вколотить его поглубже в кусок асфальта, насыпать туда серы со спичек, снова воткнуть в эту дырку гвоздь. Отойти подальше и кинуть камнем по шляпке гвоздя. Эффект был как от болта. Асфальтовый кусок разлетался на несколько метров.
Благодаря наличию двух свалок недалеко от нас - "калибровской" и "самолетной" - у нас не было недостатка в "игрушках".
Очень нам нравились взрыватели от самолетных бомб. Это был небольшой часовой механизм, который взводился ключиком от детских игрушек и жужжал до пяти минут, после чего острый боек выскакивал на пять миллиметров. Любимой нашей забавой было подложить его в парту перед самым началом урока какой-нибудь девочке. Входил учитель и после того как все сядут слышно было жужжание, но никто не понимал откуда оно. Все начинали рыться в своих партах. Минут пять урока было сорвано. Весело!
А еще иногда на свалке нам удавалось находить пластинки белого фосфора. Это было так здорово, положить на нее руку или какую-нибудь фигурку из бумаги, а потом выключить свет и наблюдать как тень этой фигурки остается темной, а остальная часть пластинки светится! Сейчас врачи и экологи сошли бы с ума от таких развлечений!
У нас тогда не было китайской новогодней пиротехники, но пугачи и хлопушки были. Пугачи продавал старьевщик, который раз в неделю проезжал на своей телеге запряженной лошаденкой по проезду, и мы знали, что за килограмм тряпья он даст нам мячик на резинке, или дудочку "Уди-уди", или 5 пулек для пугача. А чтобы получить пугач, надо было принести ему 10 килограмм тряпья. В это время мамы и бабушки особенно внимательно следили за своими детьми. Бывало, что и мамины зимние пальто приносили старьевщику.
Вместо фейерверков мы использовали магний, который находили там же на свалке. Удивительно, что мы умели его отличать по внешнему виду от других металлов. Сколько наших пальцев было обожжено этим магнием и сколько глаз повреждено! И все равно мы поджигали его, потому что ослепительно белый свет ночью нас завораживал. 
До сих пор удивляюсь, как нам удалось выжить в нашем детстве!

Наша детская глупость приносила проблемы не только нам.
Когда наши дома решили модернизировать: сделать газовое отопление, провести в них канализацию, заменить водопроводные трубы - во дворе и на проезде работали экскаваторы, тракторы, бульдозеры. После окончания работы их никто не отгонял, и они ночевали во дворе. Кабины не закрывались. По вечерам мы лазали по ним, играли. Размышляли - какую бы гадость сделать? Сделать что-то хорошее в голову не приходило.
Кто-то из нас догадался.
- Видели трубку, из которой щуп вытаскивают. Туда масло заливают. А, давайте туда песка засыплем! Сказали - сделали!
Чтобы еще, столь же умного, сделать?
- Давайте в бак с соляркой сахара насыплем. Посмотрим, что будет!
Не думаю, что мы могли сами до этого додуматься. Все-таки нам было по 8 - 10 лет. Наверное, кто-то подсказал, постарше.
На следующий день мы сидим на проезде, к нам подходит водитель бульдозера.
- Ребята не видели, вчера никто не крутился у трактора? - спрашивает водитель.
- Не. Не видели. Может Витька из соседнего двора, но он сегодня уехал в лагерь.
В этот день трактор так и не завели. Должно было пройти много лет, чтобы я осознал, что мы тогда сделали.
Дети, блин!

Может быть, это только у останкинских детей были такие негодяйские наклонности, а другие дети сплошь были тимуровцы? Не знаю.    
Может это послевоенное дворовое воспитание так влияло на нас?
Нас никто не учил, не направлял на совершение проступков опасных для нас и для окружающих. Как-то до всего мы додумывались сами. Вот только думали в определенном направлении.
      
Первый ранний период останкинского детства у меня закончился, когда моего отца отправили руководить плавико-шпатовым комбинатом в Таджикистан. Как со смехом он рассказывал, в распоряжении на бронирование московской квартиры было указано "... в связи с выездом в Район Крайнего Севера в город Сталинабад (теперь он называется Душанбе)". Отец шутил, написали бы в "Район Крайнего Юга" больше бы подошло. Такая формулировка была вызвана тем, что бронь на квартиру в Москве предоставляли только в связи с выездом в Район Крайнего Севера.
Отец уехал в Таджикистан в 1956 году, а весной 1957 года к нему поехала наша семья. Три года в Таджикистане оставили незабываемый след в моей памяти.


Интернет-магазин издательства
http://business-court.ru


Рецензии