От мерехлюндии через вертиго и вперёд

Бог мой, сколько эмоций в своей жизни испытывает человек! Разных - от счастья безмерного до горя великого. Наука психология-психиатрия скрупулёзно фиксирует любое проявление чувств, описывает, даёт название, объясняет причины и последствия. Спасибо Интернету: сейчас любой может узнать, как называется каждый его всплеск удивления, раздражения, равнодушия. Но вот странность у меня случилась: читаю слово, его значение и у меня всплывает какая-то ситуация из жизни. Вот прямо конкретно на конкретное слово-эмоцию!

Катарсис

Духовное очищение от восприятия произведений искусств меня посещает на протяжении жизни часто. Чувство это тонкое, открывающее путь свежему воздуху, взрывающее эмоции и облегчающее через слёзы все негоразды. На начальном уровне, в детстве, для меня катарсисом были индийские фильмы. Да, я настолько сопереживала, рыдала, не стесняясь одноклассников и друзей, а потом, умиротворённая хеппи эндом, смотрела счастливые сны.

Настоящий катарсис испытал однажды на моих глазах девятилетний сын Артём. В гости приехал друг-музыкант, а у меня среди старого барахла нашёлся мой школьный аккордеон. Андрей как раз окончил музыкальное училище и согласился сыграть нам джазовый вариант "Полёта шмеля", свою экзаменационную композицию. Это было очень классно! Я обожаю звук аккордеона! А когда играют профессионально - это блаженство! И вдруг мой немузыкальный мальчик навзрыд разревелся! От избытка чувств. Он никогда ещё не слышал такую музыку живьём. И она зашла правильно и зацепила его душу. Это было настоящее духовное прозрение.

Кризализм

Когда начинаешь свою жизнь не у Чёрного моря, а в тундре, на Чукотке, то кризализм жизненно необходим, особенно детскому неокрепшему организму!  Это чувство защищённости, тепла, покоя, которое испытываешь, сидя дома, когда за окном неделю воет пурга. Оно становится главным для образования жизненного позитива в детской голове и душе, если на твоей малой родине насчитывается 200 пурговых дней в году.

В связи с погодными условиями зимой периодически отменяли занятия в школе. Я очень любила в такие дни, укутавшись в пуховое бабушкино одеяло, сидеть на подоконнике с книгой. Читать я любила, потому и зрение всю жизнь не очень. А ещё же, когда зима и пурга, на улице круглые сутки темно, а лампочки в моём детстве были не яркими.
Квартира у нас была окнами на север, очень холодная, ибо дом в какой-то момент треснул и эта трещина прошла вдоль нашей детской. А теперь представьте, как было тепло сидеть на подоконнике, под которым находилась горячая батарея, да в пуховом одеяле! За окном серая метель воет, снег колючий в окно швыряет, а ты сидишь в тепле, "Незнайку на Луне" читаешь, да сгущёнку через дырочку из банки сосёшь. Или яблоки грызёшь. Вспоминаю и даже сейчас становится тепло и уютно - полный кризализм короче...

Прескевю

А вот следующий раздражитель - это уже с возрастом, когда нужное слово вертится на языке, но не вспоминается. В молодости тоже случалось изредка. Тогда ничего не могла делать, пока оно не вспомнится, просто бесила ситуация! Это сейчас можно в любой момент в мобилу залезть или в Инет. А в моей, неоцифрованной тогда, жизни нужно было мозги тренировать, чтобы они не забывали нужные слова.

Приехав после института в деревню, я легко умничала городским сленгом: не выпендривалась, просто привыкла разговаривать на таком речевом уровне. Некоторые слова даже приходилось объяснять, а я употребляла, как обиходные. Но со временем обжилась и словарный запас дополнился деревенской речью, а интеллектуальности ушли за ненадобностью.

Но когда-никогда вдруг оказывалась в приличном городском обществе, с ужасом впадала в состояние прескевю, усиленно копаясь среди извилин в поисках нужного нормального слова, а не просторечного аналога. Сейчас,  в пенсионной поре, эта забывчивость уже так не бесит, спокойно ищешь синонимы, лезешь в комп. Главное, чтобы желание вспомнить нужное слово не пропадало, так что сейчас это полезная эмоция, тренирующая память.

Прострация

Вы думаете в прострации (тоже, оказывается, эмоция!) находятся одни дебилы и олигофрены? Отнюдь! И мы порой туда попадаем, когда нервы сдают настолько, что организм выключает мозги, чтобы они не взорвались. У меня таких ситуаций было несколько. Не случившиеся дочки, смерть мамы - это естественные тяжелейшие стрессы, которые без отключки пережить невозможно. Но был очень неестественный случай в моей жизни, когда тоже понадобилась прострация.

В сорок лет случилась у меня травма производственная, упала я с потолка сцены, метров с семи вниз. Работала тогда преподавателем театрального отделения ДШИ. Полезла вешать декорации для новогоднего спектакля. И рухнула вниз. Травмы тяжёлой степени влекли для директора школы уголовную ответственность. Уговорила врача написать среднюю степень тяжести, что существенно облегчило участь всех начальников культурной сферы.

 Лёжа на больничной койке, задним числом подписывала какие-то тетради по технике безопасности, которые отродясь в культуре никто не вёл. Очень не хотелось никого подводить. Потом был долгий больничный, костыли, ВТЭК, который определил мне вторую нерабочую группу инвалидности. Я рыдала и просила рабочую, вызвав сильное удивление врачей: на комиссии обычно все стараются усугубить свои болячки, чтобы получить инвалидную пенсию побольше.

Дома ревела, не понимая, как жить дальше без работы, без учеников своих, которые каждый день приходили по расписанию в стационар, а потом ко мне домой на занятия. Наступила ночь, а я всё сидела на кухне, бесцельно, тупо сидела. И вдруг в 23:45 громыхнул дверной звонок. Бегом кинулась открывать, чтобы не разбудить мужа. На пороге стоял директор ДШИ с приказом об увольнении меня по состоянию здоровья. Он так спешил уволить меня именно в день установления инвалидности, что, узнав результат, примчался ночью ко мне домой.
И вот тут меня догнало. Я подписала приказ, впала в прострацию и двое суток бродила по квартире с бессонницей. Мне ничего не надо было! Ничего! Я просто не понимала - за что?!

Депривация

Я по жизни аскет, могу обходиться малым. Это касается и еды, и одежды, и интерьеров. Главное, чтобы было удобно. Лишь иногда появляется чувство, что в этой жизни тебе по материальной части чего-то недодали - депривация называется.
В третий раз замуж я выходила по большой любви. И очень старалась, чтобы муж мой, не разделяющий моих розовых грёз, был максимально сыт, одет красиво, счастлив от ощущения лидерства в нашей небольшой ячейке общества.  Мне от этого было хорошо. Лишь дважды за 17 лет совместной жизни меня таки посетила депривация.

Первый раз кольнуло и прошло, когда на меня не хватило денег. Второй раз тюкнуло, когда при разводе муж забрал вещи из шкафа и там осталось висеть одинокое моё платье и ещё трое плечиков были заняты. А до этого шкаф просто ломился от одежды. Ох, как шарахнуло тогда. Конечно, тоже прошло, ибо я быстро создала новый гардероб. Депривация исчезла, а счастья не прибавилось. Ещё раз подтвердилось, что для меня не в тряпках оно. И больше эти чувства меня не терзали, они всё-таки есть производная глаз завидущих и рук загребущих, а это совсем не про меня.

Жуска

Ох, в молодости меня часто доставало! Я была максималисткой, правду искала, справедливости требовала. Тот ещё характерец был. И за себя, и за всех обиженных, угнетённых и пострадавших от произвола. Спорила, билась за правду. А поскольку в резких разговорах не всегда успеваешь обдумать реплику, то кидаешься словами какими попало.

А потом, вечером дома или через час в курилке, прокручиваешь ситуацию и всплывают нужные цитаты, умные острые реплики, которые в нужное время не сказала. А если ещё и проиграла битву, то очень долго, всю ночь, могла строить фразы, отвечать оппоненту красиво и сильно, но... Так обидно, что аргументы есть, а разговор-то давно уже окончен, ещё вчера. Такое противное это чувство - жуска, как и само слово. Конкретизировать не буду, такие неприятные ситуации, что вспоминать не хочется. Обидно, что немало их было, то есть каждый раз на те же грабли... в жуску!

Позитив

 Жизнь прожита долгая, эмоций и воспоминаний много. Но закончить хочется на хорошей ноте, или я не оптимист?! Потому напомню себе и вам несколько приятных эмоций - эйфория, экзальтация, фриссон. Понятно о чём речь? Разве не наступала эйфория, когда ты обнаруживал себя в списках зачисленных в вуз? Помните это внезапное счастье? А всплеск эмоций, когда твоя команда КВН становится лучшей - с чем сравнить это чувство экзальтации?

Что касается фриссона, то с этим у меня особые отношения. Музыку я любила всегда, чувствовала её глубоко. И мурашки во время прослушивания многих произведений, даже некоторых песен попсовых, бегали по спине стадами. Скрипка с оркестром - это всегда с фриссонными мурашками. Классика Вивальди, Чайковского, Свиридова...

В попсе особое отношение у меня почему то сложилось с песней "Звёздочка моя ясная". Много же есть песен лирических, душещипательных, красивых. Но мои мурашки мгновенно просыпаются и сегодня при первых аккордах этой песни. Необъяснимо! Чистая трогательная любовь слышится мне в этом звукоряде! Невозможно, кажется, это спеть просто или грубо, эта музыка для меня прекрасна и потому вводит в состояние фриссона.

Эмоции, эмоции... Плохие, хорошие... Главное - пока они есть, чувствуем этот мир. Мы живы.


24.03.2020


Рецензии