Такие дни бывают только в Крыму

               
Памятные знаки-творения оставили о Крымском полуострове многие писатели и поэты. В его литературную карту может вглядываться и кропотливо-скрупулёзный исследователь, и пытливый турист-филолог, лихо ориентирующийся в ворохе рукописей, и, пребывающий в неге, санаторный отдыхающий между приёмами медицинских процедур. Всеми любимая "писательская Мекка" принимала самых разных деятелей пера, порой знаменитых и почитаемых: корифей русской поэзии Пушкин и драматург Грибоедов, экспрессивный Гоголь и "военный историк" и правдолюбец Толстой, свободолюбивый Надсон и "украшающий землю" Чехов, жаждущий знаний Бунин и романтик Грин, силач и рыбак Куприн и певучая Леся Украинка, декадент Валерий Брюсов и "ходящий по Руси" Горький, "киммериец" Волошин, Скиталец, Цветаевы, Парнок, Шмелёв... Среди бесконечного звёздного списка значится "расследователь" филлоксерного комитета. Это никто иной как Михаил Михайлович Коцюбинский, известный украинский писатель-импрессионист, художник слова с мировым именем. 17 сентября 2019 года исполнилось 155 лет со дня рождения «Солнцепоклонника». Первый приезд в Полуденную Тавриду молодого писателя был деловым: слово филлоксерист в его деятельности -- ведущее. Так сложилось, что как литератор Михаил Коцюбинский гонорар долго не получал и поэтому всегда находился "при должности": около 10 лет работы репетитором, 5 –  на «филлоксерной ниве» в Бессарабии и Крыму и более 10 лет -- службы в Черниговском статистическом бюро. Не всегда любимая, эта деятельность давала стабильный доход, а также свежую пищу для литературных изысканий. Пожалуй, самый тяжёлый и насыщенный впечатлениями труд случился на филлоксере. В 1892 г. известный украинский библиограф и этнограф Михаил Комаров, с которым Михаил Михайлович вёл обширную переписку, предложил Коцюбинскому должность распорядителя при рабочих в партии эксперта филлоксерной комиссии П.Погибки с хорошей ежемесячной оплатой (филлоксера -- "виноградная чума", вредитель родом из Северной Америки в конце 19 в. был завезён на Крымский полуостров). В 1895г. Михаил был переведён в Крымское поселение Симеиз, недалеко от Ялты. Остановился он у своего товарища по молдавской филлоксерной работе Александра Урсин-Немцевича в небольшом доме на территории имения Мальцовых, чьи виноградники и приходилось осматривать. Крошечный домик для служащих, где жил Михаил Михайлович, к сожалению, не сохранился до наших дней. Строки, написанные оттуда Михаилу Комарову, станут легендарными: "Крым произвёл на меня такое сильное впечатление, что я ходил здесь как во сне..." Такой эмоциональный порыв не помешает писателю продолжать оставаться "политически неблагонадёжным" и находиться постоянно на виду у полиции. Трудился филлоксерист-писатель и в окрестностях Симеиза: Кикинеиз (Оползневое), Кучук-кое (Бекетово) и Кастрополе. Решив скрасить одиночество Коцюбинского, в сентябре навещает его невеста -- Вера Дейша. Они гуляют по улочкам Симеиза, спускаются к морю, пробираются на живописный мыс Святой Троицы. Через год, будучи уже женой, Вера Иустиновна получит письмо: " Голубка моя! Нынче как раз год от "святой Троицы". Сколько воспоминаний, сколько поэзии навевают эти воспоминания! Вспомнила ли ты сегодня эту годовщину?" В 1896 г. Михаил Коцюбинский опять отправится в составе филлоксерной комиссии в Крым, но уже вместе с супругой и на этот раз первую остановку сделает в Алупке, где завершит произведение "Пе-коптьор" по материалам, так трепетно собранным в Молдавии. В мае вторая партия филлоксерного отряда, в составе которой находился Коцюбинский, переезжает в Алушту, которая славилась своими винодельческими хозяйствами: торговый дом Токмакова-Молоткова, виноградники под Кастелью профессора Головкинского и врача Голубева, плантации у моря в сёлах Куру-узень и Кучук-узень Козлова и Княжевича. Корбек (Изобильное), Шумы (Верхняя Кутузовка), Демерджи (Лучистое) -- калейдоскоп горных селений, где проводились обследования местности, пестрел и множился, километры по виноградным косогорам изматывали, но всё же этот человек не изменяет своему писательскому нутру: обогащается впечатлениями, гуляя по старинным переулкам, делает записи, заходя в мечеть и татарскую школу, восхищается генуэзской башней. С женой Верой, "нанимая отдельную дачку", новеллист провёл до сентября, после её отъезда переселяется в гостиницу. Художник слова теперь проводит свободные часы на лоне природы, у моря, делит их со своей "пенной музой" "... На море нынче много лодок под парусами, а над берегом летают голуби. Очень красиво. Такие дни бывают только в Крыму, и то осенью." В конце месяца, под праздник "Покрова Пресвятой Богородицы" Михаил Михайлович посетил Косьмодамиановскую обитель у истоков горной реки Альмы. Монастырский уклад жизни ему не по душе, зато кудесница-природа заставила волноваться вдвойне:" Всё это укрыто такой мощной волной зелени, таким разнозелёным лесом -- от чёрной сосны до светлого бука, всё это озарено солнцем или же укрыто тенью, так наполнено голубой мглою, что голова кружится и сердце замирает от восторга". Через несколько дней, 5 октября, вновь переезд. На этот раз -- в село Куру-узень (Солнечногорское) -- на восток от Алушты. В этом татарском селе была единственная кофейня, где собиралось всё мужское население округи. Располагалась она на первом этаже дома купца Факидова, в нём и остановился Михаил Коцюбинский. (Этот дом уже в советские годы претерпел взрыв бытового газа, после чего был немного перестроен и служил частным дегустационным залом. В настоящее время он пустует и, благодаря некоторой оригинальности, служит украшением Солнечногорского.) Через три года, в январе, выйдет  акварель Коцюбинского "На камне", где в образе мясника Мемета и его кофейни можно заподозрить самого квартирного хозяина, а также его окружение, а суровый камень, на котором произошли трагические события новеллы -- своеобразный синтез образов  «Сырной скалы» в селе Кучук-узень (Малореченское), скалы Дива в Симеизе и маячного мыса на пути к Туаку (Рыбачьему). Ещё одна крымская новелла "В сетях Шайтана" о судьбе крымскотатарской женщины была издана несколькими месяцами ранее и опубликована в одноимённом сборнике, опиралась на алуштинские мотивы. В 1906 г. она была переведена на русский язык в журнале "Русская мысль". В конце октября Михаил уезжает через Одессу в Винницу. Тяжело заболев, он уже никогда не приедет в Крым в качестве "расследователя". Но это ещё не прощание. Устроившись в Чернигове в Статистическое бюро губернского земства и немного подзаработав, писатель вновь посетит "край впечатлений", но уже в качестве туриста вдвоём с супругой. В июне 1904 г. они приедут поездом в Севастополь и в тот же день в Алупку. Фантастический отдых подразумевал ежедневные прогулки по парку, у моря, посещение Воронцовского дворца, где Коцюбинский сфотографировался с Верой на южном фасаде. Вспомнив своё давнее желание -- пожить хоть недельку в Косьмодамиановском монастыре, Михаил Михайлович с Верой Иустиновной едет в заповедный лес, показывая жене красоты первозданной крымской природы, правда лелея ещё мысль о "послушничестве" для большей осведомлённости о монастырском образе жизни. Каково же было удивление писателя, когда он находит обитель женской! Главный "персонаж" нового произведения Коцюбинского "В грешный мир", написанного под впечатлением от монастыря -- монументальная природа, создавшая фон, на котором разворачиваются неоднозначные события из жизни монахинь. Душа художника погружается в "житие стихий" и не остаётся равнодушной к пейзажу, окаймляющему бытовые сцены насельниц обители: "В синих туманах шумит Алма, и сосны купают в ней свои косматые ветви. Спят ещё великаны-горы под чёрными буками, а по серым зубцам Бабугана, как густой дым, ползут облака". Именно вдоль реки Альмы шествует Михаил Коцюбинский в село Бешуй (Дровянка), отправив Веру в Чернигов. Оттуда направляется в "столицу Крымского ханства"  Бахчисарай, где прогуливается по дворикам Хан-сарая, посещает кладбище, прислушивается к звукам "восточного базара" -- всё это легло в основу социального рассказа "Под минаретами", написанного Михаилом Михайловичем в сентябре. 1911 год стал последним крымским периодом Михаила Коцюбинского и связан он с 25-дневным пребыванием прозаика в "никогда не умирающем в памяти" Симеизе. 5 июня чета Коцюбинских вместе с четырьмя детьми прибыла в уже ставший курортом и удививший их этим посёлок. Вместо виноградных кустов, так немилосердно уничтоженных филлоксерой, красовались модные виллы и парки. В одной из таких вилл, на склоне красной глиняной горки на один день остановилось семейство писателя. Это дача "Эльвира", принадлежащая Иерониму Яцкевичу. Всего одну ночь провели там Коцюбинские, а затем в связи с дороговизной переехали ближе к парку, в старую татарскую деревушку Семеис, где поселились на втором этаже дома купца Гафурова, владельца мукомольни и небольшой кофейни. Там семья прожила до 1 июля, ежедневно спускаясь к морю за солнечными ваннами и совершая пешие прогулки по окрестностям Симеиза и в соседнюю Алупку. Михаилу Коцюбинскому оставалось жить два года... Он уже будет получать свой писательский гонорар и скоро издаст одно из самых значительных своих творений -- "Тени забытых предков". Дом в Симеизе, в котором останавливался Михаил Михайлович, в 50-е годы опознают его дочь Ирина Михайловна и племянница Зоя Фоминична, тогда фамилия Гафуровы уже не будет значиться в списках жителей посёлка. Украсят дом мемориальные доски, местные краеведы будут вести переписку с Черниговским музеем М.Коцюбинского, в 1968 году в маленькой, в комнате, ставшей музейной, в тетради появятся записи первых посетителей. 90-е годы не пошли на пользу старинному зданию, оно было повреждено пожаром и в 2010 году, поселковым головой Симеиза, Николаем Григорьевичем Макаренко было передано под выставочную экспозицию Симеизскому клубу, которым руководит Куликова Ольга Владимировна. Усилиями этих людей сделан капитальный ремонт второго этажа, где планировалось создать экспозицию, приобретены музейные витрины и стенды. Сотрудником музея, Надеждой Михайловной Костянец, собраны биографические и литературные материалы для открытия первого зала, посвящённого жизни и творчеству писателя, которое состоялось в мае 2011 года к 100-летию последнего приезда Михаила Михайловича в Симеиз и пребыванию в этом доме. В 2014 году новая экспозиция "Коцюбинский в Крыму" уже готова и к 150-летию прозаика прошла Международная научная конференция, куда были приглашены научные сотрудники Ялтинского историко-литературного музея, музея Леси Украинки, Черниговского и Винницкого музеев Михаила Коцюбинского, историки и филологи. В 2015 году ко Дню освобождения Ялты открылась ещё одна небольшая экспозиция,  посвященная истории  Симеиза. Маленький, но уютный музей регулярно посещают школьники и студенты.  На веранде музея в тёплое время года (с апреля по ноябрь) периодически проводятся встречи с творческими людьми: писателями, поэтами, бардами, художниками.
               


Рецензии