Мы из Ташкента. Фантастический полет

Детство.
Ташкент. Я дома, на ул. Урицкого, дом 63.

Я просыпаюсь,  мне три - четырые года:  перед глазами бабушка Саша, показывает мне новую интересную детскую книжку с красочными картинками, в которой рассказывается о том, как маленькому мальчику из свернутого куска картона и мячика сделали ракету. Мяч, как космический корабль вставлен в отверстие цилиндра (ракеты). Мальчик сидит верхом на ракете, держится руками за пояс, который опоясывает картонный цилиндр ракеты и летит к звездам....

Спрашиваю у мамы: - зачем лететь к звездам? Что там ждёт? Мама говорит, что это во-первых, очень интересно, и во-вторых, при очень высоких скоростях жизнь вечная...много всего ждет впереди...звезды, планеты, цивилизации...

Юность.

Мне уже 12 лет, я в горах, на пасеке у дедушки, лежу на раскладушке под открытым небом, рядом с пчеловодным раскладным домиком и с интересом читаю книгу "Звезды над Самаркандом" Сергея Бородина о походах Тимурланга, отложил книгу, так как стало темнеть.  Солнце быстро опустилось и настала ночь...

В горах под Ташкентом летнее ночное небо как большой планетарий, но на нём видны подвижные звёздочки, их много... это космиченские аппараты.  Воображение рисует мне контуры моей будущей жизни и профессии. Они связаны с космосом... И мои детские и юношеские мечты сбылись - я стал испытателем космической техники.


Молодость. Байконур. Спасение станции.

Это было 35 лет назад, в далеком 1985 году. Мне 24 года.

Впервые в истории космонавтики - полет к совершенно "немой" космической станции, которую видят лишь в телескоп и с ней нет радиосвязи...

Первый в истории человечества фантастический полет к совершенно мертвой станции. Не менее фантастическим было оживление этой станции. Станция «Салют-7» перешла в полностью неуправляемый полёт... Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе космонавтов Джанибекова и Савиных.

С корабля демонтировали систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, были улучшены средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки: на иллюминатор справа от командира корабля установили лазерный дальномер и прибор ночного видения, размещены дополнительные запасы воды, питания и кислорода.

Причаливание корабля к станции было осуществлёно при участии наземных и космических средств системы ПРО, что подтвердило принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами.

В ходе полёта был неожиданно обнаружен эффект вращения тела, закрученного вокруг оси со средним моментом инерции. «Эффект Джанибекова» не являлся открытием, а всего лишь демонстрацией, которая наиболее эффектна в условиях невесомости. Сложное вращение математически описано впервые в теореме вращения Эйлера в 1775 году.

Испытатели.

Мне посчастливилось молодым инженером быть в составе Боевого расчета, которым руководил генерал Шумилин Алексей Александрович (1-е управление Космодром "Байконур"), испытывать в большой барокамере на герметичность космический корабль космонавтов Джанибекова и Савиных, и в маленькой барокамере - их скафандры. Работал я, будучи инженером отделения в чине старшего лейтенанта, под руководством своих коллег: начальника отдела - полковника Зорина, подполковника Шарапова, начальника лаборатории - майора Владислава Топорнина, майора Игоря  Левыкина вместе с инженерами войсковой части полковника Юрия Лукьянова(Гагаринский старт): ст. лейтенантом Сергеем Баутиным, ст. лейтенантом Константином Летягиным,  капитаном Олегом Фокиным, ст. лейтенантом Сергеем Рахмановым, лейтенантом Алексеем Снытниковым, нач. команды №3 - капитаном Владимиром Поповкиным, нач. группы №7 - подполковником Михаилом Нестерчуком.

Нашей задачей было испытать на герметичность два космических корабля и скафандры космонавтов. Это технически очень сложная задача, во всех многочисленных замкнутых полостях кораблей и скафандров не должно быть микроотверстий, а для самых ответственных и наноотверстий...

Хорошо помню себя летом 1985 года стоящим в Монтажно-Испытательном Корпусе (МИКе) в длинной шеренге из военных и гражданских специалистов - членов Боевого расчета по подготовке двух космических кораблей (одного запасного) к мертвой космической станции и руководителя расчета, зачитывающего Боевой Приказ о подготовке к полету фантастического экипажа.

Генеральские погоны и мундир Джанибекова.

Также вспомнилось, что в ателье на ул. Ниточкина, что рядом с моим домом в г. Ленинске во время полёта уже шили генеральский мундир для моего земляка - ташкентца - космонавта Джанибекова. После полета он должен был стать генералом... И он им стал!

Когда - то в 1968 году Владимир Александрович познакомился со своей будущей женой Лилией. Девушка происходила из древнего рода, основоположником которого был хан Золотой Орды Джанибек, сын хана Узбека. Будущий космонавт взял фамилию своей жены и древний род фамилии предначертал ему путь генерала.


Эпилог.

Владимир Александрович Джанибеков - генерал-майор авиации (1985). Общая продолжительность полётов — 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты. Командир корабля во всех пяти своих полётах, по состоянию на 2015 год за 30 лет этот рекорд лишь однажды повторён, но не превзойдён.


7 марта исполнилось 80 лет Виктору Петровичу Савиных, летчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза.Он -100-й космонавт планеты и 50-й космонавт нашей страны. О его подвиге, спасении "мертвой" станции "Салют-7" знает весь мир: написаны книги, статьи, сняты художественный и документальные фильмы.


Рецензии
Александр, Ваши рассказы самые искренние, от чистого сердца и такие глобальные! Вы помните всех потому что действительно дорожите ими и тем, чем Вы занимались, что дано единицам из единиц!!!
Великолепный, искренний, позновательный,поучительный рассказ!!!
С искренним уважением,
Низкий, Вам, поклон!!!

Виктория 777   21.04.2020 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.