Из колхозных воспоминаний

1. Летом 1968 года меня отправили в подшефный колхоз. Я тогда был чертежником в ЦКБ Туполева, что на Яузе, и был самым младшим и по должности - мельче не бывает - и по возрасту, так что все справедливо. Собрался я и вперед, в деревню Афанасово, Лотошинского района Московской области.

Вроде бы и недалеко от Москвы - а совсем другой мир.

Помню, меня потряс дед на завалинке - он был обут в кеды, подошвы которых полностью отвалились и были примотаны к кедам медной проволокой.

Ну, нас разместили в каком-то бараке, девушек наших - в другом, и мы взялись за сельскую работу.

Первое назначение я получил в коровник, загребальщиком навоза. Коровы стояли хвостами к центральному проходу, и то, что из них время от времени сыпалось, падало на пол. Этот продукт животноводства полагалось сгребать таким скребком на длинной ручке в канавку, идущую параллельно стойлам, а потом содержимое канавки лопатой перегружать в вагонетку, подвешенную на цепях по центровой линии коровника.

Когда она наполнялась, ее полагалось выталкивать наружу, к выгребной яме, и там опрокидывать. Это было нетрудно - вагонетка был де-центрирована и переворачивалась сама, надо было только выбить щеколду и побыстрей отскакивать, чтобы не забрызгало.

Весь этот процесс пах просто неописуемо, но я как-то попривык - научил мой более опытный напарник - и
поворачивался довольно быстро, и даже улучшил процедуру: отыскал себе длинную палку, которой выбивал щеколду и получал дополнительных метра полтора форы на своевременное отступление.

Где-то через неделю напарника моего перевели на другую работу, а вместо него я получил новичка из только что приехавшего из Москвы пополнения.

Что сказать?

Уж на что я - "ботаник", но мой новый напарник оказался еще хуже меня: он от запаха аж побелел, помогал мне как-то бестолково, и вдруг по собственной инициативе решил вытолкать вагонетку наружу.

По-моему, он просто хотел на свежий воздух …

Но тут-то он и сделал ошибку, и ошибка оказалась роковой: он выбил щеколду не палкой, а рукой, и после этого не отбежал, а остался стоять на месте …

Я внутри своего коровника даже и крика не услыхал - так, какой-то громкий всхлип. Выбегаю, и вижу, что мой напарник с фасада даже и не виден, потоками выплеснувшегося дерьма его буквально облицевало спереди, он весь коричневый, и даже глаз открыть не может.

Нашел я какую-то хворостину, дал ему один конец в руки, и так и довел до пруда - благо, он был неподалеку. Мой бедный напарник, почувствовав воду, упал в нее - и больше я его не видел, он так там и лежал.

А через день сменили и меня - перевели на “… прополку кузики …”.
Кузика - кормовая культура, я о ней и не слыхивал раньше - но это уже другая история …

2. Прополка кузики состояла из того, что нас поставили шеренгой по грядкам - которые, право же, уходили за горизонт - и сказали "Вперед!".

Процесс состоял в том, что надо было, согнувшись в три погибели, двигаться вдоль грядки, попутно выдергивая попадающиеся сорняки.

Жарко, голову печет, поясницу ломит, и жизнь кажется какой-то обременительной, и, по-видимому, не мне одному - где-то через полчаса объявили перерыв, можно сходить к колодцу и попить.

Однако - меня осенила идея.

Я пошел не к колодцу, а в коровник, и принес оттуда два скребка - один себе, а второй моему приятелю, Жене Д., который ломал себе спину на соседней грядке.

Женя отыскал наждачное колесо, мы с ним поточили наши скребки - и о чудо, у нас оказались две мотыги!

И тут мы взяли такой темп, что не только далеко оторвались от соседей, но к обеду вообще закончили свои грядки - и стали помогать двум девочкам, которым симпатизировали.

Это оказалось тактической ошибкой - на нас мигом налетели два молодца, которые тоже им симпатизировали, и с криком: "А, хитрые жидовские морды!" начали вносить порядок в их разрушенный нашей узурпацией мир.

Я, как кулачный боец, оставляю желать лучшего - и получив по носу, как-то сам по себе сел на кучу мешков.

Но вот Женя, человек вполне православный, на "жидовские морды" очень обиделся. А поскольку он был здоровый парень, с каким-то хорошим разрядом по боксу, то с противниками он разобрался и без меня, и в итоге у нас оказалось три разбитых носа и скандал.

Ситуацию разрулила наша женщина-парторг.

Она приняла административное решение - на ночное дежурство по стогам стали назначать пары, причем девушек туда посылали, а уж партнера себе каждая из них выбирала сама. Такой, я бы сказал, "... белый танец ...".

И ссоры сразу прекратились.

Cтога оказались под бдительным присмотром :)


Рецензии