Томас Адамс. Преданность души

ПРЕДАННОСТЬ ДУШИ
Томас Адамс (1632) 
Works. V.3. Edinburgh - L.,1866. P.23-37

Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро
1 Пет.4.19

Подлинно христианская жизнь -  это питание, в котором каждая трапеза состоит из двух блюд. Первая трапеза состоит в том, что мы рождаемся грешниками, и должны родиться заново святыми, Nasci et renasci. "Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". "Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия", ибо находится в состоянии падения. Вторая трапеза означает, что, делая добро, мы будем страдать от зла, Bene ageri et male pati. "Делая добро всем, но наипаче своим по вере": это одно блюдо; "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы" - это другое. Третья трапеза - mori et vivere, умереть временной смертью и жить вечной жизнью. Первая трапеза есть завтрак, и это выполнение повеления natus et damnatus, ибо мы согрешили и должны осудить грех; вторая - обед, которым мы должны быть восстановлены в праведности и быть оправданы от греха (rinatus et justificatus). Последняя трапеза - это ужин, в  котором есть одно горькое блюдо, смерть. "Всем людям положено однажды умереть", всем один раз, и многим дважды, ибо есть смерть вторая, и это действительно смерть, ибо это бессмертная смерть и смертная жизнь; другая же доля есть скорее успение и смерть смерти,  mors mortis, после которой, смерти больше не будет, mors nin eric ultra. Поэтому да поднимемся так, чтобы больше не упасть; будем расти праведной жизнью, чтобы не впасть в вечную смерть. Если наша душа не будет расти сейчас, наше тело все равно однажды будет поднято из могилы и пойдет вместе с душой на суд. Несравненно сладок путь vivere post mortem, вечной жизни по смерти. Я говорю после смерти, потому что человек должен умереть, чтобы он мог действительно жить. Как хороший ужин приносит хороший сон, и тот, кто живет хорошо, будет спокойно спать, того, кто теперь воспримет благодать, милость уже не оставит никогда.  Милость дается нам во времени, без надежды за его пределами (ultimus terminus); и здесь время милости, далее следует справедливость.  Cредняя трапеза между сими - это наш обед, и он состоит в том, чтобы делать добро (faciendo bonum) и терпеть страдание  (patiendo malum). В этом рассуждении мы коснемся и того и другого.
Итак, во-первых, "страждущие по воле Божией" терпят страдание; во-вторых, они должны доверить Богу свои души, делая добро. В этих словах мы видим пять взаимосвязанных обстоятельств.

1. Попущение Божие для святых: они страдают.
2. Причины этого страдания: по воле Божией.
3. Утешение в страдании: да предадут души свои.
4. Дерзновение: Ему как верному Создателю.
5. Заботу в этом дерзновении: делая добро.
 
1. Попущение Божие для святых: они страдают.
Все люди страдают: "человек рождается к беде, как искры, чтобы устремляться вверх" (Иов 5.7). Эту жизнь можно хорошо сравнить с толпой в узком проходе: тот, кто вышел первым, обретает облегчение; тот, кто среди толпы, находится в неблагоприятном положении и сталкивается с худшими неприятностями; тот, кто сзади, в самом худшем положении, и если он не страдает больше всех, то больше всех повинен в страданиях других. Внешние вещи приходят одинаково на хороших и плохих людей. "Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы". Все они странники среди этого мира; и добрые и злые разделяют один постоялый двор, и те и другие находятся в одинаковом положении; возможно, сегодня участь нечестивых лучше, но завтра утром  дороги добрых и злых разойдутся.  Между ними есть общие несчастья, и есть общие блага. Нищета, болезни и смерть не щадят самых лучших людей; здоровье, богатство и процветание возможны и для самых худших.
Вот три состояния: 1) эта земля, где, как в Ноевом ковчеге, есть чистые и нечистые, праведные и нечестивые, довольно часто путают; 2) могила - этот общий дом, чумной барак, где все лежат вместе под карантином смерти. Это всеобщий бесплатный дом, где не надо платить за аренду; 3)  Но после того, как все пришли в это место, нам предстоит расставание. Est locus hic partes ubi se via findit in ambas. (Некоторые идут в рай, другие в ад). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Иоан.5.29), одни к бессмертной чести, другие к вечному ужасу.
Бог не дает нечестивым всего внешнего процветания, чтобы они не отнесли это к своей ценности или сообразительности, когда каждый из них "приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его" (Авв.1.16), и не причиняет добрым людям всех возможных беспокойств, чтобы они не пали под ударами зла. "Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию" (Пс.124.3). В жизни есть смесь добра и зла; процветание и невзгоды имеют свои перипетии. Praesentis vitae nec prosperitas innocentiam testatur, nec acerbitas miseram animam indicat. (Ни кресты этого мира не доказывают виновность человека, ни благословения - его невинность). Но хорошие люди имеют большую долю в страданиях, чем распутники. Impiiis non percutitur nisi a domino, nos ab impius. Грешников не поражает никто, кроме Бога, но нам грешники досаждают как могут. В этом земном мире не так много полезных трав, гораздо больше сорняков. Не дивитесь, если он морит нас голодом: для его детей у него всегда и всего слишком мало. Omnis patiuntur plurima, quidam fere omnia. (Все страдают многими видами страданий; многие страдают всеми видами страданий).
Сhristianum est pati: христианам свойственно страдать. Этого следует ожидать везде, где мы живем. Адам был в раю, Иов оказался на навозной куче (Job fortior in stercore, quam Adam in Paradiso. Но Иов в своем уничижении сопротивлялся Богу сильнее, чем Адам в роскоши Эдема. Евреям заповедовалось есть пасхального агнца с горькими травами. Горечь всегда наступает на пятки удовольствию. Иаков получил сына и потерял жену, у него появился Вениамин, но Рахиль умерла. Наша Госпожа потеряла своего Сына Иисуса, как и было обещано (Лк.2.45). Семь дней она ела сладкий хлеб, а потом последовали три дня горечи и мук. Хорошие вещи должны быть приняты с большой благодарностью, а зло с терпением.
Пусть это научит нас двум обязанностям. Во-первых, мы должны приготовиться ко злу и несчастьям, прежде чем они придут; во-вторых, принять их, когда они приходят. Поэтому мы должны идти навстречу им без страха, а испытания не должны оставлять нас только со скорбью.   
1) Нужно подготовиться к скорбям. Внезапные кресты сокрушают слабые души, оставляют их несчастными, повергают в отчаяние. Expectatum malum levius viordet (Ожидаемое зло мягче). Repentina bona sunt suaviora, sed repentina malim sunt graviora. Неожиданные радости радостнее, но неожиданное зло горше. Беды  приходят чаще всего без предупреждения. Редко бывает, как у Ионы с Ниневией, сорок дней на предупреждение; не всегда бывает даже так, как было сказано нечестивому человеку: "В эту ночь душу твою возьмут у тебя" (Лк.12.20). Счастлив человек, который способен сам себя предупредить без кичливости и знать, чему надлежит быть. Казалось бы: ешь, пей, веселись - но quid si morboso jaceant tua membra cubili? Что, если болезнь застанет тебя на диване? Если достаток позволяет тебе мясо для твоего желудка, чем ты накормишь душу? Неужели ты думаешь, что лучшие блюда спасут тебя? Или после многих перемен ты оградишься от заразы? Nullo poteris requiesccie lecto - ничто не придаст тебе легкость. Какую пользу тебе принесут беды? Возможно, ты богат, ты можешь тешить чрево, пока есть возможносит, но если у тебя нет страха, ты должен будешь прийти к глубокой бедности, когда ни в каком поте лица ты не добудешь хлеба и у тебя ничего не будет достаточно,  чтобы сохранить жизнь и душу вместе, а твое нагое тело окажется под открытым небом, палящим солнцем и морозом? Как ты перенесешь разницу между прежним процветанием и полностью обездоленным состоянием? Возможно, ты сидел в своем винограднике и к твоим ногам приносили богатый урожай; что будет, если ты окажешься в изгнании, и над тобой будут смеяться враги, как над Израилем, когда они требовали петь песни Сионские? "Как я буду петь песнь радости на чужой земле?" (Пс.137.4 KJV). Как ты сможешь пережить удары и глумление незнакомых людей?
Добрые размышления действительно могут помочь нашим душам; ничто не устрашит тех скорбящих, у которых есть это лекарство. Пророк Агав, "войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян.21.11). Вслед за этим остальные святые со слезами умоляли Павла не идти в Иерусалим. Но заметим, каким благословенным был ответ апостола. Paratus summa, я готов. "Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса" (Деян.21.13). После всего, что я пережил, я готов отдать душу. Люди, которые хотят остаться в безопасности, часто тратят все свое состояние на ограды и отделку помещений, но ничто из этого не помогает, и построенное ими падает на землю. Вот действительно положение "ни войны, ни мира";  что-то на содержание друзей, ничего для обороны от врагов. Обычно люди тренируются с тупым оружием, но если дело доходит до настоящей схватки, это может не помочь. Мы не сможем бороться с самим злом, если мы не можем столкнуться всерьез даже с его тенью.  Зло подобно взгляду василиска, который убивает. Оно часто берет наши силы и добавляет их к своим, и тем самым крепнет само и разрушает нас.  Но в другом случае оно становится менее способно причинять нам боль, а мы более способны ему противостоять. Так, следовательно, мы должны пройти через это огненное испытание, давайте сначала доказать нашу силу в мудрых размышлениях, как один мученик испытал свой палец в пламени свечи, прежде чем его тело оказалось на костре.
2) Мы должны даже радоваться, когда приходят испытания. Non ut hostes, sed ut hospites admittendi: их не должно считать врагами, но друзьями. "Прекрасны ноги того, кто приносит добрые вести" (Рим.10.15 KJV). Кресты приносят хорошую новость. Они заверяют нас, что мы не отвержены. "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами ; но если вы избегаете исправления, то вы незаконные дети" (Евр.12.8 KJV). Non timeas flagellari, sed exharedari, не бойся быть в скорби, но бойся быть лишенным наследия. В горе бывает столько утешения, что среди всех скорбей избранных оно становится песнью в ночи. Невзгоды приводят нас ко Христу, как проказа привела десятерых (Лк.17.5); процветание побуждает нас повернуться к Нему спиной и оставить Его, как сделали девять выздоровевших. Самые сладкие песни Давид написал в скорби. В несчастье он пощадил Саула, своего большого противника; в мире и процветании он убил Урию, своего дорогого друга. Нечестивый поет с кузнечиками в хорошую погоду; верный, подобно сирене, может петь в бурю. Это вопрос, солнце или ветер быстрее заставят человека сбросить плащ; но ясно, что солнце сначала скорее заставит быть беспечным. Солнце - это тепло процветания; ветер - бушующий холод бедствий, в котором  нужен плащ искреннего исповедания Христа. Побудит ли это вас к рвению? Неистовый ветер заставляет человека плотнее закутаться в плащ; жаркое солнце сделает этот плащ таким бременем, что он скоро бросит его. Как много тех, кого солнечное тепло заставило утратить пыл, перестать внимать себе, как это было с Димасом, который оставил Христа, чтобы быть ближе к миру! Но холодный ветер скорби приближает нас к Нему и учит быть более ревностными.   
 Когда человек не может найти мира на земле, он быстро бежит к небесам, стоемясь к покою. Плутарх пишет, что Антигон имел в своей армии человека одного храброго, но хилого телом. Он приказал своим врачам заняться им, и тот исцелился. Когда пришло время битвы, на этого человека напал страх и он бежал с поля боя и спрятался. Антигон, заметив это и удивившись, как изменился этот солдат, спросил его, откуда такая трусость. Он ответил: "Антигон, причина - ты! Прежде я думал, что я уже одной ногой в могиле, и я хотел скорее быстро умереть, чем часто болеть, я ждал смерти. Теперь все по-другому; мне есть что терять". Бедная и скорбная жизнь делает человека дерзновенным в вере. Ему не жаль расстаться с голодом, холодом, жаждой, презрением; но когда к нему приходит процветание, он перестает непрестанно взирать на Христа. Вы часто видели, чтобы богатый купец обличал идолопоклонство и ревновал по Христовой истине? У него может быть множество дел, но он вряд ли захочет участвовать в главном деле. И ему покажется, что он ничего не потерял, если он не потеряет свое богатство. Скорби иногда делают злого человека доброее, но хорошего человека они всегда делают лучше. 
Кресты, следовательно, не только бросают вызов нашему терпению, но даже нашей благодарности. Если твоя душа больна, это для нее лекарство. Intelligat homo Deum esse medicum: sub medicamento positus   ureris, secaris, clamas. Non audit medicus ad voluntatem, sed audit ad sanitatem. Пойми: Бог - твой врач, и Он преподает тебе горькое, но полезное зелье. Твой желудок не терпит его, и ты страдаешь под рукой Врача, но Он трудится тебе на пользу. Призови Его, и ты будешь избавлен; Он услышит тебя не по твоей воле, но ради твоего блага. "Мы наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор.2.32). Ты платишь врачам твоего тела, хотя они не могут исцелить тебя; готов ли ты поблагодарить Врача твоей души, если Он на самом деле ее исцелит? Ребенок плачет и кричит, когда его лечат, родители это знают, но они знают, почему ему причиняется боль; они не дали бы ее причинить, если бы не любили. Если мы дети Божьи, Он знает, как исцелить нас от любой суеты, которая могла на нас повлиять. Вместо того, чтобы сюсюкать с нами - что было бы бессмысленно - Бог возлагает на нас розгу, чтобы исправить и заставить мыслить трезво. Наша плоть недовольна, но наша душа спасена; если так, у нас нет причин жаловаться. Я перехожу теперь к следующему, что важно для святых.
2. Причины этого страдания: по воле Божией.
Как бы мы ни страдали, мы страдаем по воле Божьей. Он устрояет это. Чтобы идти дальше, мы должны прояснить этот момент. Апостол пишет: "Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо... Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Пет.2.19-20). Наш Спаситель учил нас: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное". Non mortes, sed mores faciunt martyres (Не смерть, но нравы увенчивают мучеников).
Действительно, нет человека, который страдал бы вопреки воле Божией, хотя у многих страдание не по Его воле в смысле нравственном. Если Бог приносит страдание нечестивым, то это Его суд. Они заслужили его, и пусть не говорят, что это не так. Moerent et merentur: они сокрушаются, и заслуживают того, чтобы сокрушаться. Если прелюбодей страдает из-за своей похоти, у него нет оснований думать, что он страдает по воле Божией за что-то хорошее (secundum beneplacium Dei). Если ростовщик страдает из-за своего вымогательства, убийца из-за своего злодейства, клеветник из-за своей клеветы, то все они страдают не по совести перед Богом, а значит, не по Его воле морально. Так страдают только те, кто страдают невинно, но терпеливо.
1) Невинно, ибо бывает страдание грешников. Mali mala, sed merito. Злые люди страдают от зла по своей испорченности.  Страданиям подверглось некоторое количество папистов, таких, как Томас Гарнет, для Рима мученик, которого сначала топили в Тибре, а потом повесили в Тайберне.  Редко имена таких людей известны всем, зато их религию помнят за грязные и кровавые расправы. Они могут притворяться, что тоже страдают за веру, но это просто отговорки: если они страдают, то не за веру, а за политику, не за правду, а за измену. Врачи говорят, что никто не умирает ни от лихорадки, ни без лихорадки; так никто из этих людей не пострадал ни от римской религии, ни без нее. Поэтому, как Аристид, умирая от укуса ласки, жаловался, что его не загрыз лев, эти люди могут сокрушаться потому, что они умерли не за Льва из колена Иудина, но от римской ласки. Это не secundum voluntatem Dei, но скорее secundum voluntatem antichristi, не по воле Христа, а по похоти антихриста. Может ли он кого-либо сделать святым, да так, чтобы этим людям молились на коленях, рассчитывая подняться на небо по лестнице из их достоинств? Бедные римские святые! Папа отправляет их в рай, когда они уже были в аду. Пусть мы не говорим о них, как Августин об Аристотеле: горе им; но почему их хвалят и молятся им там, где их нет, и осуждают, когда они рядом? У Орма было видение, что среди апостолов и мучеников на небесах оставлено свободное место для английского священника по имени Томас Беккет, и это откровение было за целых двенадцать лет до его смерти.  Если папа может сделать из этих людей святых, прежде чем они умрут, я боюсь, что вся его власть мало что сможет сделать потом. Но ведь папа - это великий и святой понтифик, который привел множество людей на небеса, и он привел их туда через огонь ради дела Христова; он осудил их, проклял, сжег дотла, и тем самым он взял и помог сделать их мучениками и святыми? Если мы страдаем законно, то лучше нам убедиться, что мы не заслужили этого! Только невинновность может одобрить страдания, если они по благоволению и любви Божией.
2) Терпеливо, то есть когда мудрость придает страданиям смысл.  "Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.  Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет.2.20-21). Поэтому позвольте мне помочь укрепить ваше терпение по двум соображениям.
Во-первых, Христос вместе с нами пострадал за нас, от горьких слов, и еще больше от горьких ран. "Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12.2). Давайте же "с терпением будем проходить предлежащее нам поприще". Мы возмущаемся злыми словами в наш адрес, но мученикам заливали горло расплавленным свинцом и набивали живот раскаленными углями. Разве нас распинают на крестах, как нашего Господа Иисуса? Можем ли мы показать хотя бы крупицу этого терпения, или мы уже не несем никакого бремени? Не пристало ли Христу сначала пострадать, а затем войти в славу Свою (Лк.24.24)? Сначала Он был увенчан тернием, и только потом - венцом небес. Caput spinosum in terris, si sit gloriosum in coelis: наш Глава сначала должен был надеть венец горя на земле, и лишь затем - венец радости на небесах. "Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы и мы должны были следовать по Его стопам" (1 Пет.2.21 KJV).
Во-вторых, все удары приходят, по крайней мере опосредованно, от руки Божией. И эта рука руководствуется Провидением и действует любовью. Мирские люди в несчастьях кричат: моя собственная глупость подвергла меня этой опасности, злоба врага лишила меня процветания, или собственная плоть сделала меня больным. Так собака кусает камень, который никогда бы не смог причинить ей боль, но не руку, которая бросила его. Безумец, посмотри на Первопричину и на средства! Разве ты сочтешь, что тебя несправедливо обидел инструмент, когда он лишь вторичная причина? Каков бы ни был нанесенный тебе удар, пойми, что за ним стоит воля Божья, а сам по себе он лишь вторичная причина. Рука Божия привело ее в действие; я надеюсь, ты не будешь спорить со своим Творцом! Если твои несчастья замыслил Сам Бог, то никакое зло, никакие бесы не могут быть чем-то большим, нежели средствами для Него, и ни один человек или ангел не сможет сделать того, чего Он не повелел.  Человек нетерпелив и нуждается в мудрости и послушании: в мудрости, если он не знает, от Кого приходят кресты, и в послушании, если знает, но ему не хватает терпения. Только так можно сохранить внутренний мир в страдании.
3. Теперь скажем об утешении, вытекающем отсюда: да предадут Богу души свои
 Пусть обращение к Богу хранит человеческую душу! Сам по себе человек не приобретет такой уверенности; но qui patitur propter Deum, recurred ad Deum. Тот, кто имеет в страданиях свидетельство от Христа, получит и уверенность в Божьей милости. "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4.16). Здесь мы отметим три обстоятельства.
1) Кто такие страждущие по воле Божьей? Счастье уже не имеет нужды в Боге. Но у Бога есть для нас духовные утешения более изысканные, чем мирские. Бальзам духа не должен смешиваться с ядом мира (veneno mundi). Этот дивный напиток утешений нельзя мешать с утешениями мирского ума. У большинства людей есть этот мир, но они пьют его вино с тяжелым сердцем. Это не то, что утешит скорбящих на Сионе (Ис.61.2).
2) Что для них важно? Душа и ее спасение. Душа - это драгоценная вещь, и она нуждается в Хранителе. "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мтф.16.26). Мы доверяем юристу, чтобы сохранить наше наследие, врачу, чтобы сохранить наши тела, кассе, чтобы сберечь  наши деньги, пастуху, чтобы не потерять стадо; но душа нуждается в Том, Кто будет хранить ее лучше. Пусть же Он заберет нашу свободу, нашу любовь, нашу землю, нашу жизнь, если это нужно, чтобы наша душа была в порядке! Если мы потеряем душу, то потеряем все.
Тело - это не сейф, где душа находится в безопасности. Non anima pro corpore, sed corpus pro anima factum est: не душа для тела, но тело для души. Тот, кто пренебрегает лучшим ради худшего, в итоге потеряет и то и другое. Тот, кто положит все на то, чтобы помочь лучшему, даже до некоторой степени пренебрегая худшим, спасет то и другое. Тело - это по сути инструмент души; оно действует, когда она руководит. Сатана приходит с идеей раскрепостить тело, но будьте уверены, что, взяв тело, он заберет и душу.
3) К кому мы прибегаем? К Богу; Он является нашим лучшим Хранителем. Адам получил спасение в собственные руки, но он не мог удержать его. Исав имел первородство в своих руках, и он не удержал его. Блудный сын имел долю наследства в своих руках, и он не удержал ее. Если оставить наши души в наших руках, мы точно не сможем удержать их. Дьявол приложит все усилия, чтобы удержать душу от спасения. Мир - это ложный хранитель: если душа устремится к бунту, он пойдет за ней.  Тело - это хрупкий и непостоянный хранитель: любая мелочь может открыть дверь и выпустить душу. Только Бог настоящий Хранитель. "Ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3.3). Это была уверенность Давида: "Ты укрытие мое, Ты будешь хранить меня" (Пс.32.7 KJV). Если тебе и твоим детям уделена великая драгоценность - доверишь ли ты ее тому, кто не сохранит ее? "Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою" (Пс.34.17). Если мы будем верить в самих себя - разве мы не продадим свою душу за яблоко, как Адам, за чечевичную похлебку, как Исав, за продажную любовь, как блудный сын? Господи, неужели Ты не будешь хранить наши души!
Терпеливому христианину необходимо предать свою душу Богу как в жизни, так и в смерти.
1) Во-первых, в жизни. Душа человека имеет три места бытия: в теле от Господа, в Господе вне тела и в теле Господа. Два последних оставлены для нашего спасения на небесах: либо отчасти, когда душа прославится, будучи в покое, либо полностью, когда душа и тело будут увенчаны вместе. Но уже здесь и сейчас душа должна быть хранима Господом, иначе она будет потеряна. Если Бог отпустит ее, она потонет. Она пришла от Бога, она вернется к Богу, и она не может ни на один миг прожить без Него.  Мы не сможем жить, если Господа не будет с нами.
Есть четыре рода людей в погибельном состоянии. Это 1) те, кто не доверяют ни Богу, ни себе, но полагаются лишь на других людей; 2) те, кто не доверяют ни Богу, ни другим, но полагаются лишь на себя; 3) те, кто не доверяют ни Богу, ни себе, ни другим и 4) те, кто не доверяют себе или другим, но не доверяют Богу настолько, чтобы убедиться, что Он хранит их.
1) Те, кто  не доверяют ни Богу, ни себе, но полагаются лишь на других людей - это паписты или несерьезные протестанты. Папист доверяет свою душу антихристу и думает, что таким образом он спасется. Если он всегда ходил к мессе и слушался священников, то он вроде как и не был потерян. Так дьявол борется против спасения душ и предлагает им из своего арсенала всевозможные безделушки, молитвы святым, святую воду и тому подобное. Все это паписты называют доспехами всеоружия Божия у Павла (Еф.6.13, 1 Фес.5.6), ибо он говорит о броне праведности, щите веры, шлеме спасения и мече Духа, но он нигде не упоминает кресты, распятия, молитвы святым о спасении душ. Но если пророк (Пс.2.10) просит Бога даровать ему чистое сердце, то они не хотят беспокоить Господа и просят создать в них чистое сердце святую Доротею! У них есть целые гимны к Матери Божией - Звезде морей (Stella Maris). Но святые не будут слушать всего этого, и мы удержимся от подобных молитв, ибо они не потерпят суеверного поклонения. Им слишком дорога честь Бога на небе, чтобы они одобрили, когда ее окрадывают на земле. Но и у нас есть плотские исповедующие люди, которые доверяют свои души служителям, как будто Бог наложил на тех поручение, которое пророк выдвинул Ахаву:  "стереги этого человека; если его не станет, то твоя душа будет за его душу, или ты должен будешь отвесить талант серебра " (3 Цар.20.39). Но действительно ли служители исполняют свой долг? "Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою" (Иез.33.9).
2) Также есть те, кто не доверяют ни Богу, ни другим, но полагаются лишь на себя. Они приписывают себе заслуги, как будто добрые дела способны возвести их на небеса. Но душа, которая пытается таким образом поддерживать саму себя, потеряна. Тот, кто рассчитывает попасть в рай через собственную праведность и подняться в него по лестнице своих дел, никогда не попадет туда. Лучшие святые, которые имели самые добрые дела, никогда не доверяли самим себе. "Я ничего не знаю за собой, и я не хвалюсь этим" (1 Кор.4.4). "Все мы много согрешаем" (Иак.3.2), согрешаем целиком во многом и много во всем, и что бы там ни говорили о себе паписты, совесть в их сердцах даст знать при их смерти, что они делали при жизни. Но non merita vies, sed misericordia Tua, не мои заслуги, но Твоя милость, Господи! Вся наша жизнь ущербна и ужасна, и что остается на долю человека? Nisi ut in tota vita tua deplores totam vitam tuam, всю жизнь ты будешь оплакивать свою жизнь!  Никакие дела не смогут избавить нас, только благодать. Пусть другие хвастаются своим совершенством, мы будем плакать о помиловании; они молятся о награде, мы о милости; они хотят оправдаться своими силами, мы - только нашим сладким Спасителем Иисусом Христом. 
3) Есть и те, кто не доверяют ни Богу, ни себе, ни другим, и вообще готовы продать свою душу за деньги, как Исав продал свое первородство, а Иуда продал Иисуса; за хорошую мзду или прибыль они даже без особых испытаний продадут свою честь и совесть. Возможно, они не сделают этого открыто, но они могут быть совершенно беспечны в хождении по миру ему; их душа ушла, и они не осознают этого, или же они готовы отдать свою душу, как это делают завистники и отчаянные, и ничего не получить взамен, думая, что никакие ужасы их не коснуться. Они служат погибели и уже погибли.
4) Наконец, есть те, кто готовы доверить Богу свои души, но не уверены, что Он будет хранить их. Они возлагают все бремя на плечи Христа, и не полагаются на плоть, но считают, что Бог выведет их на небо, даже если сегодня они на пути в ад, или благополучно разлучит душу с телом, когда она была предана телу. Но Бог никогда не обещал спасать человека против его воли (автор не отрицает неодолимую благодать при возрождении - Пер.). Спасая нас через Своего Сына, Он заповедал нам "совершать свое спасение со страхом и трепетом" (Фил.2.12). Нельзя лежать в помойной яме греха и надеяться попасть в рай, не избавляясь от него; нельзя в таком случае рассчитывать на утешение перед кончиной, ибо оно возможно лишь для тех, кто предаст свою душу Богу.
2) Во-вторых, в смерти. Нет иного утешения, кроме как предать душу Богу. Давид говорит: "Господи, в руки Твои предаю дух мой" (Пс.31.5). С этими словами  Сам наш Господь Иисус испустил дух. Стефан воскликнул: "Господь Иисус, прими дух мой" (Деян.7.59). Справедливо будет признать, что мы обязаны Ему всем, что мы получаем. Это не самонадеянность, но вера, доверие Богу как пристанищу души. Душа царя и душа нищего равно принадлежит Ему. Давид был царем, а Лазарь нищим, когда Бог принял их души. Самые высокие по положению люди не освобождаются от обязанности предать душу Богу; самые бедные не исключены из этого. Но иного утешения не существует. Богатство здесь не даст ни утешения, ни несчастий (aut nequam, aut nequicquam). Сегодня твой гардероб, мебель, пикники, вино соблазняет тебя, но тогда твои деньги не смогут защитить тебя; врачи, которые живут за твой счет, однажды не спасут тебя; когда жена, дети, друзья стоят плачущие вокруг тебя, где твоя помощь, твои надежды? Но только одно подслащивает все: "Господи, в руки Твои предаю мой дух; Ты избавлял меня, Боже истины".
 Наш дух - наше самое дорогое сокровище. Кричи и плачь, если ты думаешь, что твоя душа может быть потеряна! Но пусть твоя вера никогда не усомнится в том, что Бог способен тебя спасти. Spiritum emittis, non amittis; Durius seponitur, sed melius eponitur. Душа должна пройти спокойно через врата смерти, которые принадлежат Богу. Горе нам, если Господь не спас нас за то время, пока мы живем; гораздо больше, если мы не будем спасены к этому времени! Пока душа обитает в нашей груди, ей надлежит страдать от греха, исповедовать грехи, соблазны, страсти, проступки, которые несет эта чума нашего сердца. В небесах мы будем свободны от всего этого. Душа, как только она окажется в руках Бога, не будет больше обеспокоена ни  печалью о грехе, ни самим грехом, который больше всякого горя. В пустыне множество скорбей; в земле обетованной царит мир. Тогда мы сможем воспеть песнь: "Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились" (Пс.123.7). Invadlt Satanas, evaclit Christianus. Это то, что выше досягаемости дьявола. Никакое зло не войдет в град небес и не потревожит его граждан.
Смерть наготове около нас, мы носим ее в себе. Мы знаем, что умрем, мы не знаем, как скоро ; но смерть может никогда не помешать нам, даже если придет раньше, чем мы думаем, если наши души будут в руках Божьих. Никогда человек не бывает так счастлив, отдавая свою душу Богу, если он возвращается к Нему. Предадимся же Ему с радостью, как верному Создателю, Который, дав нам недолгую боль, подарит после нее бесконечную радость; только так мы обретем цельность и внутренний покой. 
4. Будем иметь дерзновение и покой, предавшись Ему как верному Создателю.
Пусть нашу уверенность воодушевляет двойная истина: одна сторона ее - это Его величие, другая - милосердие; величие Бога как Творца, благость как верного Создателя.
1) Создатель не чужой нам, если Он создал нас. Для человека естественно любить дело своих рук. Пигмалион обожал камень, который он обработал. Но гораздо более подобает Богу любить Своих детей, которых Он создал по Своему образу, но при этом с душой и телом.  Бог любит нас, как наш Создатель, потому что Его собственные руки придали нам образ. Но Он также создал червей (creavit et vermiculos), это тоже Его творение, и Он не ненавидит их. Он сотворил и дьявола (creavit et diabolum). Нет, Бог создал его ангелом, он сам себя сделал дьяволом. Бог любит его как ангельскую природу (ut naturam), но ненавидит его как дьявола (ut diabolum), поскольку его характер испортился и он стал злым. Но мы не только творения Бога, дело Его рук, мы Его дети. Так Адам называется "сыном Божиим", сотворенным по Его образу (Лк.3.8). Fecit liominem in similitudinem siiam, Он создал человека по Своему образу, Своему подобию (Быт.1.26). Мы нечто большее, чем opus Dei, простое дело Божье, мы образ и подобие Его Самого. Мы можем, следовательно,  быть достаточно дерзновенными, чтобы предать наши души Богу как своему верному  Создателю. И как прекрасно, что у людей такой Создатель! Пусть дерзновенный человек хвалится Богом своим, когда  мирской человек делает своим богом чрево! Но Бог не только повелевает в первой заповеди: "да не будет у тебя других богов пред лицом Моим", но и добавляет к ней вторую: "Да не будет у тебя кумира и никакого изображения того, что на небе вверху или на земле внизу, или в воде ниже земли". Бог возбраняет здесь три греха, ибо гордый человек помещает своих кумиров в воздух, скупой - на землю, а опьяненный эпикуреец - в воду. Но пусть они заберут своих богов себе, как Рахиль взяла идолов Лавана. Создатель наш на небесах; с дерзновением отдадим душу Ему. Кто больше заслуживает ее получить, нежели Тот, Кто ее сотворил?
2) Другое наше утешение в том, что Он верный Создатель. Он остается верен нам, хотя мы неверны.  Человек, Он сделал тебе множество благ, хотя ты укрепляешь в себе ничтожество. Он не оставил тебя среди бед и несчастий, но послал Своего Сына, чтобы Он искупил тебя, и это Его главная верность. Он посылает Своего Святого Духа в твое сердце, чтобы применить это искупление Христа: вот Его великая верность! Ты часто поворачиваешься к Нему спиной и остаешься в грехе, оставляя Его, но Он не оставляет тебя.  "Я не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр.13.5); вот великая верность! Он обещает: patientu veniam, credendi vitam, претерпевший до конца с верой спасется. вот Его верность! Дал ли Он обетование верующим? Он исполнит его. Какой человек осмеливается встать, чтобы бросить вызов Богу своим неверием? Христос несомненно знал, что произойдет, когда Он предал дух Свой в верные руки Отца. Вы скажете: кто еще сможет это сделать? Сын вполне может быть уверен в Своем Отце. Но не Он один: Его слуги также были верны, предавая душу верному Богу с верой. Давид, Стефон и другие знали, что Бог верен, и не боялись никого и ничего, кроме Него.
Можешь ли ты иметь это драгоценное наследие, грешник, не зная Бога как своего Творца и верного Создателя? Как ты себя поведешь, будучи неверным существом? Ты можешь часто приходить к дверям своего покровителя, приносить подарки хозяину, навещать друна, но как ты предстанешь пред Богом, став чужим Ему? Как часто Бог проходил мимо тебя, и ты не приветствовал Его! В храме Он взывал к тебе, и твое сердце не откликнулось, но Он продолжал взывать к тебе. Он говорил тебе: ищите лица Моего - и ты не ответил: лица Твоего, Господи, буду искать. Духом Своим Он постучал в твои двери, и ты не открыл Ему. Если сейчас Он призовет твою душу к Себе - будешь ли ты знать Его? Примет ли Он тебя, не знавшего Его раньше? Как же препятствует нам наше невежество, отчужденность и неверие! Нечестивцы думают: Ты нам чужой; "где мы видели Тебя?" (Мтф.25.44 KJV). Но и на самом деле они чужды  Христу, и Он вполне может сказать: Я был болен и вы не пришли ко Мне, Я был в тюрьме - и вы не навестили Меня? Люди, можете ли вы надеяться на Бога, постоянно оставляя Его? Человек всю жизнь убегает от Бога; как он может рассчитывать, что на смертном одре Бог придет к нему? Нет, если вы никогда не знали Его, Он скажет: Я никогда не знал вас.
Но верующие - это те, кто предали свои души верному Создателю. "Я знаю, в Кого я уверовал". Можешь ли ты сказать благому Отцу: Egredere anima mea, quid times? Ступай, душа моя, иди дальше в радости, ибо чего тебе бояться? Да, иди, беги, лети в объятия Бога, если ты доверяешь Ему как верному Создателю! Я служил Тебе, доверял Тебе, теперь я иду к Тебе. Желаю разрешиться и быть со Христом, говорит Павел. Это голоса не мирских людей, но святых. Бог - верный Творец, Который приобрел и сохранил их души. Я служил Тебе, скажет святой; Я хранил тебя, скажет Бог. In me credis, an me venis, ты веришь в Меня, ты придешь ко Мне. Вот наше дерзновение и утешение. И это значит, что
5. Есть наша задача в этом дерзновении: делая добро.
Злой, нечестивый человек может считать, что он вверил свою душу Богу, но отдал ли он себя Его водительству? Для чего Бог нужен падшей, загрязненной душе? Только Он может помочь ей, но Он примет ее в смерти, лишь если Он был ее Хранителем в жизни. Если сатана всегда правил в душе, Бог не примет ее. "Иеффай сказал старейшинам Галаадским: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?" (Суд.11.7). Вы выгнали Бога из вашего сердца, из ваших домов, даже из ваших молитвенных комнат - и думаете, что Он откроет вашим душам небеса? Тех, кто ложно думает, что он предал себя Богу, Бог предаст сатане.  Поэтому нам лучше пережить зло, но извлечь из него добро. В противном случае, если мы гоним от себя Бога, Он изгонит нас. Бог имеет право поступить так с людьми. Нечестивые говорили Святому Израилеву: "Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих" (Иов 21.14 KJV). Но Бог скажет им: отойдите от  Меня, Я никогда не знал вас (Мтф.7.23).
Душа человека пребывает в теле, как в лоне. Она оставлена здесь на время, но она не должна воспринимать этот мир как свое жилище. Господь ее Владыка, и она должна отойти к Нему. В нас есть душа, но она не наша, как и все, что у нас есть. Она должна отойти к Богу, как к Судии, если мы творим зло, или как к верному Создателю, если мы делаем добро. Некоторые живут как будто у них нет души, как если бы они были животными: пьянство, блуд, сон занимают все их время. Другие живут, как будто им никогда не расставаться со своим телом. Поэтому repomint in midtos annos, все есть у тебя на многие годы - это повальное самообольщение. Третьи живут, как если бы они были сами себе хозяева; они живут в свое удовольствие, не думая, что за свою жизнь придется отвечать. Но насколько лучше тем, чьи души пребывают в Боге, и кто может уже сейчас вступить в сладкую беседу с Ним! Их тела еще пребывают на земле, но их души уже в небесах. Его они могут с дерзновением благодарить за свои души, ибо те, кто обратился к Богу в добром здравии, не потеряют Его и на смертном одре. Если бы человек не имел души, он мог бы быть хозяином самому себе и пользоваться чувственными удовольствиями без риска; но тот, кто знает, что ему предстоит умереть, должен предать себя Богу, делая добро.   
Скажем более того: человек может делать добро, но не иметь от этого утешения (bene facientilnis). Ему может быть тяжело, но с ним все будет хорошо, и он будет с Богом и его душа будет спасена. Также бывает, как говорит Бог Израилю: "Вы служили Мне, но по своим прихотям".  Служить Богу - это делать добро, но делать это по своим прихотям не очень хорошо. Построить церковь - это добрая работа, но если она разорит бедных, их дети не пойдут в нее молиться, а скорее будут проклинать строителей и заказчика. Фарисеи делали вроде бы добрые дела, но они портили их своей гордостью. "Если ваша праведность не превысит праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное" (Мтф.5.20 KJV). Поэтому св. Павел говорит: "Так бегите, чтобы победить" (1 Кор.9.24). Раскольники тоже бегут, но они бегут из Церкви; они любят праведность, но не хотят являть ее миру. Опасливые люди бегут, но бегут рядом с церковью ; они любят мир, но не истину. Некоторые хотят иметь истину в мире, но не ревнуют по ней сами; dum quarunt sam, non quarunt ipsam.  Они хотят, чтобы было так, но упускают возможности добиться плода для себя. Prosunt aliis, sibi neutiquam. Они делают добро другим, но не для себя, и могут потерять оба блага - и свое и других. Это плохое противопоставление, ибо наши отцы хотели иметь и добрые дела, и веру, и они имели настоящую веру и творили добро. Вера - это источник добрых дел, и без нее мы не сделаем ничего хорошего. Позвольте мне теперь обличить двоякого рода людей.
1) Некоторые доверяют Богу свои души, но готовы сгубить свое тело. Но Бог, давший нам души и тела, не считает добрым делом, чтобы мы убивали себя, и если мы так делаем даже вопреки греху, это заслуживает порицания.  Satitis incertum adulterium infutuw, qitam ceria humicidiitеm in presenti. Самоубийство хуже прелюбодеяния. Как могут надеяться на Божью милость те, кто так жесток по отношению к себе. Мученики Маккавеев пронзали себя мечом или бросались вниз со стены, посвятив себя воле Божьей,  призывая Господа жизни (2 Мак.14.46). Нам говорится, что  сделано это было мужественно. Но это было magud potius quam bene factum, в отчаянном положении, и это скорее искренность, чем презрение к жизни. Дьявол, искушавший Христа, предлагал Ему броситься с крыла храма, ибо Бог хранит Его на всех путях (Сustodiens in viis tuis, Мтф.4.6), но это не было целью Христа - показывать народу трюки и ломать себе шею.  Так дьявол хочет увести людей от следования Божьему промыслу, чтобы они ходили своими путями. Он призывает их считать, что Бог хранит их души, что бы они ни делали, и так лишив их Божьей защиты, доводит их до гибели. В таком положении находятся люди, которые считают, что раз они избраны к жизни, то могут жить в свое удовольствие, когда на самом деле Божий указ предусматривает также средства к безопасной жизни. Дьявол может говорить людям, что они оправданы Кровью Христа, и подталкивать их к такой жизни, с которой они катятся в ад. Те, кто правильно понимает предопределение и оправдание, рассуждать так не будут.
2) Невозможно для человека, страдающего самонадеянностью, надеяться, что Бог сохранит его душу. Тот, кто живет плохо, но надеется на нечто хорошее, научается невежеству и обманыватся своим нечестием, и обманывает свою душу тем и другим. "Беззакония ваши  есть разделение между вами и Богом вашим" (Ис.59.2 KJV). Но "отделитесь от нечистого, и Я приму вас" (2 Кор.6.17).  Оставьте ваши грехи и сотворите покаяние, и Я приму вас, говорит Бог. Доверьте душу Господу и творите добро, или вы ничего не сделаете вообще. Если бы Христос спрыгнул с храма, это было бы пренебрежение обещанием Бога хранить Его. Самонадеянность противится Богу, ибо Он желает сохранить твою душу, а ты намеренно хочешь потерять ее. Можно ли  подрезать крылья твоей души, а затем приказать ей лететь к Богу? Это все равно что отрезать человеку ногу, а потом послать его на поручение.  Наша самонадеянность, можно сказать, связывает Богу руки, и Он не может помочь нам (Автор признает неодолимую благодать. - Пер.). Тот, кто ходит в мирской жизни и хочет представить свою душу Богу, сам лезет в глубокую яму, чтобы испытать, поможет ли ему Бог и спасет ли его. Человек дуется там, где ему следовало бы побояться.  Бог призывает нас возложить на Него заботы этой жизни. "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мтф.6.31-32). Но мы не смеем искушать Бога. Если у нас есть хлеб, мы думаем, что мы будем голодать, и мы часто боимся там, где не должны. Бог говорит нам, что небесный хлеб должен питать наши души. Мы не меньше нуждаемся в нем для поддержания жизни в душе, чем в хлебе для сохранения жизни тела, и мы ннкогда не будем голодать, если сохраним серьезность и будем доверять Богу, Который хранит нас. На земле  мы не боимся, когда нам что-то нужно; доверим же Богу свои души, если нам нужен, если нам нужен тот драгоценный дар, без которого нельзя спастись, и если так - доверим Ему и наши тела. Если мы не можем видеть наши амбары полными, пусть по крайней мере будут полны наши сердца.
Душа не предаст себя Богу, если не будет подчиняться Ему. У Него есть заповеди и обетования, и только если вы будете хранить заповеди, вы можете иметь интерес в обетовании. Если вы не будете исполнять должного, Бог лишит вас обетований; если вы откажетесь делать добро, вы не сохраните своей души. Божья защита не поможет нам на недостойных путях; тогда мы лишимся ее и будем схвачены как бродяги. "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт.4.7). Если ты творишь зло, грех твой хранитель, а не Бог. Бог не будет хранить нашу веру, если мы не доверим Ему себя.  Прекрасно иметь Бога в душе, но у нечестивых не может быть этой надежды. Тот, кто имеет деньги, кладет их в казну, и если он отправляет их куда-либо, он не обойдется без надежного сопровождающего. Тот, кто желает передать наследство, приложит все усилия, чтобы сохранить его. Для любого добра мы ищем  защиту. Мы защищаем товары от воров, стадо от волков, скот от паразитов; почему же мы не бережем от дьявола самое дорогое? Как несчастен  человек, что должен умереть, и не знает, что станет с его душой! Он мог бы иметь мир, но понимает, что не получил его; он хочет спастись, и не знает, спасет ли его Господь, и когда ему предстоит расстаться с телом, он не знает где окажется его душа.  Мы видим, что это пагубный образ жизни, с которым человек чужд для Бога. Он "знает Своих овец" (Иоан.10.14), а козлы не написаны в Его книге. "Основание Божие стоит твердо, имея печать: Господь знает Своих" (2 Тим.2.19).  Возможно, это добрая вещь - быть известным и замечательным в мире. Est pulchrum digito monstrari, et dicier hic est. Только того, кто известен Богу, Он примет к Себе (Пс.119.9 KJV). Для человека ничто не значит быть королем или дворянином, если Господь не знает его; ему не поможет, если он второй человек при дворе, как Иосиф, если его не знает Царь небесный. 
Поэтому давайте творить добрые дела, чтобы мы могли иметь утешение в благой кончине. Мы хотели бы, чтобы это имело значение в последней сцене нашей жизни, когда мы сможем сказать: in manus tuas commendo spiritus meum, в руки Твои предаю дух мой. Пусть, когда мы будем готовы, Бог скажет нам: человек, предай в руки Мои дух твой! Если мы предали свою душу Богу при жизни, Он возьмет ее у нас в смерти. Если мы откроем Его Духу двери нашего сердца, Он откроет нашему духу двери рая. Если мы придем ужинать с Ним (Откр.3.20), Он  накроет нам стол Своего пора.  Если мы не угасим Духа Его (Еф.4.30), Он наполнит им глубины наших сердец. Когда любой из нас скажет: Господи, в руки Твои предаю дух мой - Господь скажет: Я не принял бы ваш дух, если бы в него не вошел Мой Дух. Если вы дадите Ему войти в ваши сердца, Он даст вам войти в рай. Поэтому давайте использовать здесь Божий дух по-доброму, что в дальнейшем Он принял наши духи. Предадим Ему себя с верой в жизни, чтобы в смерти Он мог объять нас милосердием. Поэтому вверим наши души Тому, Кто хранит и примет их, как верный Творец и Бог истины, через Иисуса Христа. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии