Неродившиеся дети

Почему они не родились, точно сказать трудно. Но скорее всего потому, что в 1996 - 1997 годах каждый лишний рот в семье был нежелателен. И прежде чем сделать «одно неловкое движение», в результате которого вы станете родителями (цитирую Жванецкого), молодые, и не очень, супруги думали гораздо дольше, чем раньше: а стоит ли? Ещё существенная причина снижения рождаемости – меньшее (на полторы тысячи!) заключение браков в 1996 году. Почему? Да потому, что грозившая семье свадьба казалась многим слишком дорогим удовольствием. Вдобавок неумолимо год за годом росло число разводов. На две новые семьи приходилась одна развалившаяся. Провоцировали семейный разлад и стрессовые ситуации тех лет.

В итоге в 1997 году на Гродненщине родилось на тысячу детей меньше, чем в предыдущем. А в предыдущем – меньше, чем в предшествующем. И так несколько лет подряд. А вот умерло людей в полтора раза больше, чем появилось на свет. То есть естественный, заданный природой баланс – сколько ушло, столько и пришло – нарушился, а правильнее сказать, разрушился уже наполовину. В итоге за год население области убыло почти на 6 тысяч человек – если образно, это коллектив огромного завода типа «Азота» или «Химволокна», которого мы лишились. А если добавить к этой цифре мигрантов, которые покинули принеманский край, предпочтя ему другие земли Беларуси, страны СНГ, Прибалтику и дальнее зарубежье, набирается ещё добрая тысяча. Так за четыре года население области сократилось на 19 тысяч, и эта наводящая грусть тенденция продолжала сохраняться и впредь.

Хорошо, хоть в нашей области, единственной в республике, был и положительный сдвиг – умерло народу уже меньше, чем в 1996-м. Всего на 70 человек, но меньше! Лидировал же по по снижению рождаемости и росту смертности Минск, опережая в этом даже сельскую местность. Наиболее распространёнными причинами смерти стали тогда сердечно-сосудистые заболевания – 9 тысяч случаев, рак – 2 тысячи, поражения дыхательных путей – 1,5 тысячи. Самые печальные и мрачные демографические показатели - в наиболее пострадавших от радиации Новогрудском и Кореличском районах, где смертность в 4 раза превысила рождаемость. То есть на смену четырём хорошим и разным людям появился на свет только один ребёнок. Это по сути вымирание. Возможно ли вернуть этим краям демографическое равновесие и надежду на будущее? Разве что отправляя туда, как в годы освоения целинных земель, отряды молодых добровольцев…
 


Рецензии