На Яву!
"Во сне и на яву"!
Что дама во сне делала и на какую "Яву" это что-то делала интересоваться не стал?
Просто свой мотоцикл Чехословацкого производства, "Ява" вспомнил.
Ну а потом паутинки воспоминаний раскинулись вообще на весь двухколёсный транспорт, который я имел и на котором ездил.
Не был я из тех, кого нынче называют "мажорами". Папа простой работяга, мама тоже из среды вечных пролетариев.
Да к тому-же по обычаям тех благословенных времён выпивали они частенько в кругу друзей.
Сам Бог велел! "По выходным", "за праздник", "после бани", "после посадки картошки", "после уборки", "с устатку", "за день рождения", "за упокой", "друзья угостили"... ...Да разве перечислишь все поводы и причины, для того чтоб логично объяснить употребление бодряще, веселяще, умиротворяющих напитков. Были бы деньги, а повод подобрать задача второстепенная.
Не то, что родители были алкашами, но если нальют отказаться смелости не имели.
А чем ещё заниматься в те времена простому человеку в СССР?
Не в театр оперы и балета на оперу "Евгений Онегин"-же идти.
Сразу оговорюсь: С годами увлечение алкоголем у родителей прошло и они стали очень даже уважаемыми членами общества. (так -же как и я.)
"Мы -же не какие-то вшивые интеллегентишки, с впуклыми грудями и воспалёнными от ночных бдений над "Тезисами двадцать четвёртого съезда КПСС глазиками!"
"Мы рабочий класс!" -А это звучит гордо!
Тогда все герои фильмов были рабочими и крестьянками. Тогда ещё не было сериалов о романтических отношениях олигархов с нянями. Тогда по телевизору показывали: "Высоту" и "Свинарку и пастуха" а не ежедневные тусовки одних и тех-же лиц из "бомонда".
Тогда даже Брежнева показывали и писали о его величии в разы меньше, чем нынче о "Великом Путине"!
Правда и гадостей о генсеке КПСС писали в разы меньше.
Так -вот: Небогато мы жили. И скромные зарплаты папа с мамой тратили на диван -кровать "Ладога" из мебельного магазина, на телевизор "Заря" "с рук", на холодильник "Ока" из комиссионки. -Этот холодильник на сто двадцать семь вольт, включаемый через трансформатор прослужил у нас лет сорок, без единой поломки, выдержал несколько переездов. и только после смерти родителей, сначала отца, через годы матери я оставил его новым хозяевам маминого дома. -А сколько он до нас работал!? И вполне допускаю, что до сих пор работает. Лет шестьдесят уж как!!!
Как я описал -особых излишков денег в нашей семье никогда не было.
Только на необходимое.
Игрушки в списки это необходимого не входили.
Излишество и баловство! Надо тебе машинку - прибей к дощечке брусочек и колёса из подшипников -будет тебе машинка .
Надо пистолет, или автомат -выпиливай -выстругивай из опять-же доски и бегай по огородам и крышам с этим оружием.
И ведь бегали! И играли "в войнушки" и представляли себя героями. Спасали друзей, страну, Мир.
Детская фантазия безгранична.
Велосипед во времена моего детства тоже считался предметом роскоши. Только высокооплачиваемые родители -директора заводов, сталевары, торговые работники, да разве что вкалывающие в старательских артелях золотодобытчиков товарищи могли своих ребятишек одарить "Аистом", или "Орлёнком", а мы -дети окраин только бегали за гордо проезжающими счастливцами в надежде, что нам дадут прокатиться. У моих товарищей не было даже самокатов.
Вернее сказать мы пытались их делать самостоятельно и при помощи отцов, из опять-же дощечек, дверных шарниров и подшипников что-то лепили, но как-то самокаты не прижились у нас. Асфальт на нашей улице сделали когда я уже из армии пришел, а по колдобинам грунтовки на пяти -семи сантиметровых подшипниках не очень -то погоняешь.
И вот в очередные летние каникулы родители в очередной раз отправили меня в родной посёлок -к бабушке.
Это они так считали, что под присмотр бабушки. На самом деле бабушке было глубоко наплевать на внука.
Я мог по несколько дней у неё не показываться, делал, что хочу, ночевал -где хочу.
Я жил у друзей. Ночь у одного, две у другого, потом ещё ночку у третьего.
У моих поселковских друзей уже начали появляться велосипеды с моторами.
Надо сказать, что в посёлке народ жил намного богаче, чем в городе. Такой -же завод, такая-же зарплата, но дополнительными доходом было личное хозяйство. Огород, пчёлы, кролики, корова, куры, гуси, были почти у всех.
Мототехника тоже была почти к каждом доме. У взрослых в основном ИЖы с колясками, пацанве -подросткам покупали мотовелосипеды
Ну и естественно возникла потребность в запчастях. Тогда магазинов запчастей почти не было.
Не то-что в посёлке, в миллионном городе Свердловске было всего два специализированных магазина:
Автомагазин на Уралмаше и "Вело-мото" на ВИЗе.
А ещё мы ездили за сто пятьдесят километров в город Нижний Тагил, где тоже был автомагазин.
Но это уже когда у нас, с двоюродным братом, Сашей появились мотоциклы.
Так -что выкручивались и "доставали" (тогда это так называлось) запчасти кто, как может.
Многие выписывали через посылторг, многие покупали "с рук" и на "барахолке", ну а отдельные нехорошие личности просто воровали.
Вот в один из вечеров мои друзья и я с ними сидели и страдали: "Моторики" требовали ремонта, а взять запчасти неоткуда.
И был в нашей компании пацан один. Они из марийской деревни неподалёку в посёлок переехали.
Он и предложил:
"-А давайте угоним у моего бывшего соседа, по кличке "Бокал"!
" -Он, падла мне когда-то под зад напинал, за то-что в своём огороде поймал!"
"- У него хороший "моторик", он на нём на работу в посёлок ездит!"
"-Я знаю, где он стоит, и как его можно украсть..."
И мы решились на преступление!
Три километра до деревни пацанам не расстояние, зашли через огород во двор, выкатили, через огород-же этот "Лёгкий мопед", откатили подальше, завели, один паренёк оседлал железного ослика и уехал, остальные трое пешком добежали до дома.
И тут-же, что называется "не отходя от кассы" приступили к разборке. Один взял заднее колесо, другой переднее, ещё одному нужна была передняя вилка. Раму уволокли в лес и бросили там...
Ещё рассвет не наступил, а от техники даже рожек с ножками не осталось.
Был мопед и нет его.
Только мотор никто не захотел брать. Мотор он с номером, а по номеру можно и вора вычислить.
В посёлке первый-же "мент", или "внештатник" заловит.
Двигатель модели Д-5 я взял себе.
"-Увезу в город, там его никто искать не будет"-сказал!
Пока у бабушки спрятал, а по возвращению в город упаковал в чемодан и вывез на рейсовом самолёте АН-2.
Так я стал обладателем двигателя, для велосипеда.
Только самой малости -велосипеда у меня не было.
И тут повезло. Нашу окраину начали застраивать многоэтажками. Ну и соответственно начали снос частного сектора.
Вот и одного из друзей отца стали выселять в благоустроенную квартиру.
А куда в пятиэтажку с велосипедом?
Он нам и отдал его по дешевке. За пять рублей. Старенькая техника -конечно, но я был рад безгранично.
-Наконец-то я свой мотор пристрою к месту и буду гонять вдогонку ветру!!!
И стартовало моё увлечение техникой!
К велосипеду и мотору надо звёздочку и цепь, потом велосипедную вилку заменил на мотовелосипедную с пружинами, потом по случаю у друга купил раму, без двигателя от мопеда "Рига-5" , потом, к неудовольствию матери железяками захламил весь двор.
Копил "пятнадчики", данные на компот и пирожок в школьном буфете, выменивал, выклянчивал, находил в металлоломе, приобретал всеми доступными честными и не очень честными путями...
А потом родители купили нам мотоцикл "М-106"!!!
Как сейчас помню запах консервационной смазки и свою первую поездку по накатанному снегу.
Сцепление недостаточно плавно отпустил и упал на бок.
Потом приноровился.
Даже цену мотоцикла помню: -С хромированными ободьями колёс -триста рублей, с крашенными -двести девяносто семь.
Кто не ездил на мотоцикле тот не поймёт всего кайфа этого.
А кто не ездил на Советском мотоцикле, по советским дорогам тот не имеет понятия о романтике.
Он не знает о траве набивающейся между крыльями и колёсами, он не имеет понятия о многих километрах по гололёду, или прогрейдированной глине после дождя.
Ему неведомы колеи после полноприводных МАЗов -лесовозов, он не переезжал по льду рек, на которых через час начнётся ледоход.
Эти тепличные растения не знают даже сколько можно проехать на двух спущенных колёсах, когда тебя сначала водит из стороны в сторону, потом покрышки начинают разбортовываться, потом слетать, а потом ты пытаешься хоть ещё чуть чуть проехать на одних ободьях, вообще без резины.
Это вам не гонять с рёвом по городским улицам, на своих "байках" годных разве-что для дам. Эти с позволения сказать мотоциклы даже заводить можно полулёжа -стартёром.
Я сравниваю мотоциклистов тогдашних и байкеров нынешних с казаками прошлого и играющих в казаков клоунов теперешних времён.
Одни понты, побрякушки и показуха. Один Гарик Мартиросян чего стоит. В костюме от кутюр, с белым развевающимся кашне, на трёхколёсном выродке мотоциклостроения. И ведь как гордо он восседает. Наверно мужиком себя представляет?! Блевать хочется от таких "мужиков"!
Потом у меня были и другие мотоциклы, но вспоминать о них уже расхотелось.
И так в два приёма, два утра (пока жена спит) писал.
А хотел про свою "Яву" рассказать.
Дама что-то небрежно во сне "на яву" делала, я я отреагировал своими воспоминаниями...
А "Ява" был отличный мотоцикл -свидетельствую.
Их ещё "Красная смерть" называли.
Потому-что много народа на них раздолбалось...
.....................................
1 апреля 2020 г.
Свидетельство о публикации №220040100265
Тинасанна 01.04.2020 09:22 Заявить о нарушении
Я часто задумываюсь-зачем вообще пишу, если прекрасно осознаю, что никому это не интересно и никто это читать не будет.
Но пока есть такие читатели, как Вы вера в чей-то интерес к тебе живёт.
Один такой читатель стоит сотни якобы читателей, носящихся по сайту галопом ради ответных визитов.
Борис Дерендяев 01.04.2020 14:59 Заявить о нарушении