Спи Наташа, ты не понимаешь... Мемуары

Почему у меня такое имя, знала с раннего детства. Отец мой, в компании
 
хорошо поющих и отменно пьющих товарищей, вдохновенно напевал  "Последний

троллейбус" Окуджавы и её - "Наташу". Компания настолько хорошо и регулярно

выпивала, что к моему совершеннолетию, кроме отца, кстати здравствующего

доныне,- никого в живых не осталось.

К песне у меня с детства были претензии. Мама в ожидании вожделенного

"Боречки", сообщила мне двенадцатилетней, что ждёт ребёнка и уже очень скоро,

поскольку дети рождаются через девять месяцев, а половина этого срока

прошла. В папиной песне были такие строчки: "Спи Наташа, ты не понимаешь

отчего такая боль взялась, мы победу одержали в мае, но а ты в июне

родилась..."  Папа пел неизменно - в "апреле родилась", имея в виду меня,

товарищи его постоянно исправляли, а я недоумевала, отсчитывая от мая

девять месяцев. Никак не выходило "Наташе" родиться в положенный срок.

Помню, как мама комплексовала, почти сорокалетняя в ожидании моей

сестры,- третьей своей дочери, родившейся вместо желанного сына.

Справедливости ради, нужно сказать, что стеснялась она беременности,-

такое уж было время, а третью дочь свою, мою красавицу- сестру,

любила безмерно и самозабвенно, зачастую во вред последней...

Рождению сестры предшествовала холера, поселившаяся в допотопной

канализационной системе  моего многострадального города.

С канализацией от той поры мало что изменилось, к сожалению, а вот

страхи свои, которыми невозможно было поделиться с отрешённой матерью,

помню до сих пор. Малейшее расстройство пищеварения, которым мы-

дети, поедающие морковку и редиску с собственного огорода, страдали

регулярно,- воспринималось, как проявление холеры!

Сегодня, пребывая практически в изоляции, по причине пандемии коронавируса,

моя память подбрасывает картинки далёкого 71-го. Вот рука тянется к

веткам со спелыми сливами, которыми мы лакомились всегда в августе,

протерев их до блеска полой своего халатика и... замирает. Нельзя!

Сначала нужно вымыть и обработать кипятком. А вот уже вылетаю с рыданиями

из деревянного коробка, похожего на поставленный "в рост" вместительный

гроб,- нашей уличной уборной. Налицо все симптомы холеры, как мне кажется.

Одиноко брожу по огороду. Алые ягоды клубники представляются мухоморами,

призывно манящими: съешь меня! В те далёкие уже времена, только отец мой,

казалось ничего не боялся. Причиной тому было регулярное прикладывание его

к рюмке,- универсальному средству от эпидемий у всех времён и народов!

Моё отношение к алкоголю претерпело многие перемены на протяжении

всей жизни, от ненависти до любви и наоборот. Сначала я почти ненавидела

отца, который выпив, становился вязким, задирал мать и поучал нас, детей.

Позднее жизнь без шампанского, а точнее того напитка, который так у нас

именовался,- казалась пресной и скучной. Подрастали дети,тянулись к пиву

и алкоголь снова выступал в качестве главного зла. Муж мой, имеющий

врождённое неприятие спиртного, очень помог и мне пересмотреть свое

отношение к "подогретому" веселью. Мой главный, строгий критик, не

терпящий в себе бракованного "ребра"! Ещё в  молодости, после особо

бурной вечеринки в компании друзей- соседей, наутро меня  ждал сюрприз.

Посиделки всегда заканчивались шествием  честной компании вместе с

детьми, к восторгу последних и с баяном к морю, расположенному в двух

шагах от нашего дружного дома по крутому глинистому спуску.

Наутро муж несколько преувеличенно живописал масштабы моего "падения",

где самым безобидным было то, что я громче всех пела и вырывала из рук

подруги инструмент. А самым огорчительным, что тоже собиралась искупаться

топлес, как кума- соседка. Это было решающим, поскольку у соседки

имелась хоть и слегка обвисшая, но грудь! Я же была грустной обладательницей

унылых остатков вскармливания. Кроме того, немым укором служили

окончательно испорченные "шпильки" цвета усталой розы с ободранными

каблуками, испачканными глиной. Даже мирно сопящие,умытые и сытые дети,

не смягчали удручающей картины. Посему, в настоящей жизни обходимся

без алкоголя, что уменьшает шансы не заразиться в современных условиях.

Но это- по слухам, распространяемым, похоже производителями оного.

В тотальную угрозу вируса, я как врач, конечно же не верю. Особенно

в условиях предпринятых ограничительных мер.

Ещё и потому, что работала в медицине, как в начале миллениума,когда

с завидной периодичностью птичий грипп сменял свиной, все эти "А", "Б" и

"АН1N1", так и позднее. Заболевшие пневмонией, в основном иногородние дети

с хронической патологией, не без труда переправлялись нами, педиатрами 

в городские больницы из санатория, где я работала. Не без труда,

поскольку то были дети из депрессивных уголков страны, родители

которых не понимали, что докторов в больнице следует "благодарить", а

дорогостоящие антибиотики закупать самостоятельно в аптеках, "удобно"

расположенных там же. Нынешняя пандемия много больше растиражирована и

несомненно более опасна для людей пожилого возраста и хронических больных.

Тем не менее, не может не беспокоить некоторая искусственность

происходящего и существенная разница в распространении и течении болезни

в разных частях света. Судить об этом конечно рано, поскольку моя страна

находится в самом начале эпидемии. Несомненно одно: паника, муссируемая

СМИ,- свое дело сделала, как по заказу!

Скажу о себе: когда ты более тридцати лет работаешь врачом в бедной

стране, периодически шьёшь себе маску из широкого бинта и пользуешься ею

больше по принуждению- при объявлении карантина,а не с целью защиты, то

можешь наблюдать некоторые закономерности.

Маленькие дети, не знакомые с основами гигиены кашляют тебе в лицо,при этом

ты практически не заражаешься. Я не могу припомнить, когда у меня была

повышенная температура. Только не в этом феврале, когда отец настоял на

госпитализации в терапевтическое отделение в связи со скачками артериального

давления, а брать его не хотели из-за огромного количества больных

пневмонией. Отец настаивал, а он служивый, имеет удостоверение и ему

не могли отказать. В палате оказалось ещё трое молодых мужчин в достаточно

тяжёлом состоянии. Один в очень тяжелом, сопорозном. Вскоре его перевели

куда-то. Оставшиеся долго приходили в себя под капельницами. Спустя десять

дней, сразу по выписке, папа заболел, не очень серьёзно, но с высокой

температурой в течение двух, трёх дней. Удивительнее всего, что и я

переболела с высокой температурой в течение трёх дней и все мои домочадцы,

чуть позднее.

Особенно тяжело- двухлетний внук, который был на грани пневмонии,с

обструкцией и дыхательными расстройствами. У всех у нас заболевание

протекало по типу "кишечного гриппа" и вязкого мучительного насморка

с кровянистым отделяемым, который до конца не прошел у меня и спустя

полтора месяца. Могу утверждать только одно: "таким" я ещё в своей

жизни не болела! Наивно полагать, что кто-то заинтересован в серологическом

подтверждении или отрицании коронавируса у выздоровевших людей,- но

подозреваю, что это был именно он! Потому, что со всякими А и Б я уже,

несомненно сталкивалась ранее и симптомы были другими.

Не идёт из головы печальная участь итальянцев,но  их традиционные семьи,

порой с четырьмя поколениями домочадцев в одном доме и явное пренебрежение

правилами гигиены, возможно послужили основной причиной трагедии. Вместе

с небывалой туристической востребованностью и открытостью границ.

Хотя многое мне не понятно, как и "Наташе" из любимой песни отца...

Очевидно одно: ради памяти многих тысяч ушедших и во имя жизни и

здоровья наших близких,- посидим ка, уважаемые сограждане дома!

А я, пожалуй пойду, ещё чуток поработаю...



 


Рецензии