Участник Арктических конвоев из Шойны

“Великая Отечественная война — событие, которое коснулось каждой семьи. И моя семья не исключение. Я бы хотела рассказать о своем деде. Медведев Александр Васильевич, родился 1910 году в селе Долгощелье, что в Мезени. Военную службу проходил на Балтийском флоте, на известном линкоре «Марат». После службы вернулся на родину, а после переехал в рыбацкий поселок Шойна. Во время войны был помощником капитана на военном корабле, участник Арктического конвоя.

Сопровождал торговые, боевые корабли, крейсеры и эсминцы из Исландии в порты Мурманска и Архангельска. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.

После войны женился, воспитывал двух сыновей и девять дочерей. Заслужил награды и медали. Море после войны не оставил, работал капитаном на гражданском судне. Дедушку своего не увидела, ушел из жизни еще до моего рождения в 1979 году.
Но по праву горжусь им.

Автор Елена Медведева”.

Арктические конвои — еще одна яркая и героическая страница Великой Отечественной войны, и участник тех событий наш с вами земляк Медведев Александр Васильевич.
Этого физически крепкого мужчину, настоящего “морского волка” знали все, кто жил в Шойне в пятидесятых - семидесятых годах прошедшего столетия. Да и как его можно было не знать? Без лоцмана Медведева ни одно морское судно в те годы в порт Шойна зайти не могло. Он прекрасно знал довольно непростой фарватер устья реки Шойна и уверенно заводил корабли в любых погодных условиях.

Александр Васильевич и умер как моряк. Произошло это на лодке на реке Шойна. Видимо не выдержало сердце. Помню, проходило какое-то совещание у председателя сельского Совета, где я тоже участвовал. Кто-то пришел из очевидцев в сельсовет с этим известием.

Знали мы его хорошо, а вот все ли знали из нас о том, чем поделилась внучка моряка? Вот небольшая информация, которую я нашел в интернете.

“Военную службу проходил на Балтийском флоте, на известном линкоре «Марат»”.
(«Петропавловск» — линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь». В строю с 1914 года.

31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера Жана-Поля Марата.

С 20 по 27 июня 1925 года, во время первого учебного похода кораблей МСБМ, на линкоре «Марат» держал свой флаг Народный комиссар по военным и морским делам, представитель РВС СССР Михаил Васильевич Фрунзе. Учебный поход был предпринят с целью отработки и решения учебных задач, изучения театра. Район плавания включал Балтийское море от Лужской губы до Кильской бухты. За семь дней корабли прошли 1730 миль.

После похода М. Ф. Фрунзе писал: «… мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось ещё лучшим концом».
В 1928—1931 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию.

С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга VI, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллин.

В октябре 1938 года на линкоре «Марат» впервые в мире была испытана система защиты от магнитных мин, разрабатывавшаяся в ЛФТИ под руководством А. П. Александрова.

В декабре 1939 года линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах, близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец «Ленин».
Во время Великой Отечественной войны «Марат» участвовал в обороне Ленинграда.

31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск».
28 ноября 1950 года «Петропавловск» был пере классифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл).

Конвои применялись с целью защиты коммуникаций от действий немецких военно-воздушных и военно-морских сил. Опасность действий немецкой авиации существовала в Белом и Баренцевом морях вплоть до Новоземельских проливов, а надводных кораблей и подводных лодок (в том числе от поставленных мин) — в Баренцевом и Карском морях вплоть до пролива Вилькицкого.

Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрем 1942 года и мартом, и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.

Защита судоходства осуществлялась через систему конвоев с опорой на базы в Архангельске и, с 1941 года, Йоканьге, с 1942, на Новой Земле, с 1944 года — на острове Диксон. В 1941 году конвои обычно ходили на участке Архангельск — Колгуев, в 1942 году — Архангельск — Диксон, в 1943 году Архангельск — пролив Вилькицкого (однако, к востоку от Диксона суда ходили и без конвоев, обязательный провод судов в конвоях в Карском море начался с 1944 года).

Конвои формировались в порту Тикси и проливе Вилькицкого. Типичные конвои были небольшими (2—3 транспорта и несколько кораблей охранения), однако в случае ценного груза (промышленное оборудование) или масштабного перехода судов и ледоколов (в начале или конце четырёхмесячной навигации), Беломорская (Архангельская), флотилия усиливалась самолётами и кораблями Северного флота.
 
Последний конвой, «АБ-15» (с 20 октября по 29 ноября 1944 года), вывел из Арктики 4 ледокола; охранение состояло из 21 военного корабля).
Материал подготовил М.В. Гудаев г. Новодвинск.


Рецензии