Крепите память об отцах!

В дни, когда на нашу страну напали фашистские захватчики, под ружье встали тысячи мужчин разных профессий. Токари и фрезеровщики оставили свои станки, артисты покинули сцену, ученые простились со своими исследованиями. Учителя тоже сменили строгий костюм на военную форму, а указку и классный журнал — на оружие.

Александр Сухих окончил физико-математический факультет Вологодского учительского института в 1936 году. Молодого учителя отправили в поселок Шойна Ненецкого национального округа. Там он встретил свою судьбу — такую же молодую учительницу. В 1939 году молодые люди поженились, и вскоре Александр взял на руки первенца — Валерика…

…Это могла быть трогательная история о семье сельских учителей, воспитавших много своих детей и вселявших «разумное, доброе, вечное» в чужих малышей, история о достойной светлой судьбе и спокойной счастливой жизни. И скорее всего, так бы все и было. Если бы не война.

Он был далеко, но…рядом

Своего второго ребенка, девочку Галину, Александр так никогда и не увидел. Но семья постоянно чувствовала заботу отца — каждая строчка фронтовых писем дышала любовью к жене и детям и горячим желанием поддержать любимых. Об этом в своем письме в редакцию рассказала Галина Александровна Слезкина, когда-то та самая «Галиночка», «золотое мое оно», как называл ее в письмах никогда не видевший папа:

— Маме отец писал: «Регулярно стриги волосы Галиночки под машинку, чтобы они были густыми», спрашивал, чем мы питаемся, какие говорим слова, как ведет себя Валерик? Даже посылал рисунки, как сделать тепличку, что в ней выращивать, объяснял, как выбрать для покупки корову, как заготавливать корма. Словно был рядом…

А о себе писал мало. Во всяком случае, ни строчки о военных тяготах, ежеминутной опасности, раненых и убитых, новых товарищах. Гораздо чаще он расспрашивал о тех, с кем судьба свела его в мирные годы: часто встречались имена С.П. Лавдовского, Г.Г. Копосова, А.А. Анашкина, В. Кобелева. Он просил узнать их адреса, ведь война раскидала друзей далеко друг от друга, по разным фронтам огромной страны.

Дорогами отца

Домой папа не вернулся. Лейтенант Александр Сухих, командир танкового взвода 139-го танкового полка 68-й механизированной бригады погиб в бою 23 февраля 1945 года, не дожив двух с небольшим месяцев до Великой Победы. Много лет спустя, когда Галина выросла, она заново прошла весь воинский путь отца для того, чтобы выяснить, где похоронен отец, чтобы не оставалась его могилка безымянной, как тысячи могил после войны.

Задача казалась почти невыполнимой, но Галина Александровна не сдавалась. В годы своих первых поисков она работала в Петропавловске-Камчатском, в гарнизоне, где служил муж. Она вела общественную работу: была председателем женсовета дивизии и гарнизона Рыбачий, секретарем партийной организации при политотделе соединения, работала над созданием экспозиций в музее боевой славы гарнизона. И все время вела переписку: с главным управлением кадров Министерства обороны СССР, исполкомом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центральным архивом МО СССР, пытаясь установить точное место захоронения отца. Очень помогал Октябрьский райвоенкомат города Петропавловск-Камчатский. В конце концов поиски увенчались успехом. Галина Александровна узнала, что первоначально отец был захоронен в городе Контиц (Польша), а позже перезахоронен на советском воинском кладбище Хойницы, могила № 3.

Живые не могут себе представить, что значит для душ павших воинов миг, когда потомки узнают, где-то место, куда можно прийти поклониться останкам родного человека! Иногда казалось, что сам отец с того света помог дочери обнаружить его — настолько ничтожны вначале были шансы на это посмертное воссоединение семьи…
Немало сил ушло и на то, чтобы найти и вернуть в семью награды отца. Используя уже приобретенный опыт поиска, снова стала писать в разные инстанции, рассказывает дочь защитника Отечества:

— Мне помогали бывшие ученики, служившие в Министерстве обороны РФ, в различных командованиях флотов, в военных училищах. Вся помощь Ненецкого окрвоенкомата заключалась в том, что в конце декабря 1993 года в окружной газете «Няръяна вындер» было обращение военного комиссара откликнуться родственников восьми участников ВОВ для вручения им на хранение наград и документов к ним. Когда я обратилась туда, мне ответили, что дальнейшей информацией не располагают.

И вновь — письма, звонки, запросы. В общей сложности на поиски наград отца ушло пятнадцать лет. И вот — 18 мая 2009 года из Центрального архива Министерства обороны РФ пришел ответ. Его читали все вместе: сама Галина Александровна, родственники мужа, друзья, все, кто с волнением ожидал результата поисков.

20 октября 2009 года награда вернулась в дом героя: окрвоенкомиссар С.И. Каращук вручил Галине Слезкиной орден Отечественной войны II степени, которым в соответствии с приказом командира 8-го механизированного корпуса от 20 мая 1945 года № 091-н был награжден ее отец, Александр Сухих.

Каждую годовщину Победы дочь героя встречает с письмами отца в руках. В эти минуты она будто разговаривает с ним, таким родным, знакомым, хоть никогда в жизни не увиденным. Она перебирает пожелтевшие листки, которые рассказывают о том, каким солдатом и человеком был ее папа. 9 мая 2010 года она расскажет ему о награде, а потом споет отцу его любимую песню:

Мой костер в тумане светит,
искры гаснут на лету,
Ночью нас никто не встретит,
мы простимся на мосту…

Свое письмо Галина Александровна закончила обращением к таким же, как она детям войны, от которых зависит, насколько долго сохранится на земле память об ушедших героях:

— Напишите о своих отцах, крепите память о них. Может, наши историки-краеведы соберут в одну книгу эти воспоминания об отцах, дядях, братьях — тех, кто воевал, погиб, выжил, поднимал разрушенную страну, строил, жил, любил. И лейтмотивом к этой книге будут слова Ольги Бергольц «Никто не забыт, ничто не забыто»!

Материал из газеты Нярьяна Вындер от 20 февраля 2010 года. Автор - Инга Артеева.


Рецензии