М. Саидов. Помидоры. Перевод А. Курбановой

            Яркое  весеннее солнце приятно согревало грудь земли, только что сбросившей белую шубу. От вспаханных полей поднимались в воздух  сизые  дымчатые клубки пара.
            Красавец из бетона и стекла, двухэтажный Дворец культуры, распахнул настежь свои двери для сельчан и уважаемых гостей из дальних и близких аулов. Вскоре большой зал Дворца культуры заполнился животноводами и земледельцами, и загудел, как пчелиный улей.
           Появились и важные хакимы района. Начались деловые выступления. Один за другим на высокую трибуну поднимались славные мастера высоких урожаев пшеницы и картошки, мастера по надою молока. Люди  по-братски делились накопленным опытом, как чабаны жирным мясом и вкусным хинкалом. Очередь дошла и до бригадира овцеводов, уважаемого  Наби. Низкорослый, с бочкообразным животом, он тяжело поднялся на трибуну, поправил на голове жиденькие волосы. Набрав в легкие очередную порцию воздуха, блуждающим взглядом посмотрел на зрителей  в зале.
           – Товарищи! Сегодня алые красавцы-помидоры, гордо подняв головы, шагают в наши горы. На наших землях они дают такие обильные  урожаи, что на уборку приходится приглашать даже восьми-десятилетних старушек, не говоря о школьниках. Колхозные машины не успевают вывозить весь урожай с поля, приходится в корзинах отправлять их друзьям. Помидоры делают нас богатыми, сытыми, что даже забываем на базаре спросить: «Почем фунт хурмы!»
           Вы подумайте, земляки!  Кило помидоров в мае стоит шесть рублей! А мясо? Кило баранины – 1,5 рубля. За два килограмма поми¬доров можно купить целого барана! А сколько труда надо вложить, что¬бы вырастить и сохранить в целости и сохранности стадо баранов?
           Помидорам не нужны кошары. Они от вас не требуют ни соломы, ни сена, ни даже силоса. Закидай собранные помидоры в деревянную бочку с рассолом, вот тебе и зимняя закуска!
           Если случайно раздавил на грядках помидоры, собери их и приготовь томат на зиму. Залей в стеклянный болон маринад, закинь туда помидоры, и ешь их зимой на здоровье!
           А сколько витаминов в свежих помидорах! Помидор – это це¬лая копилка витаминов, так нужных в молодости! Перед крас¬нощеким помидором  даже старушка не пройдет равнодушно.
           – Поэтому ты, в свои шестьдесят лет, развёлся с женой? А потом и женился на девчонке, которая тебе во внучки годится? –  бросил реплику кто-то  из зала. Но он не обратил внимания на мелочную реплику и продолжил:
           – А о лекарственных свойствах помидоров даже не будем говорить. Он насморка лучше соленого помидора с перцем, нет  ничего даже в центральной аптеке района! Вот так, земляки. Стоит ли строить кошары и возиться с  бездарными баранами? А! – Наби закончил свое выступление и, тяжело  дыша, направился в зал.
Слушатели, сидящие в зале, задумались над «аргументами» Наби. В зале стояла мертвая тишина. Многие сидящие даже усомнились: «Действительно, стоит ли возиться с незадачливыми баранами, оставив такую, легко выращиваемую культуру, которая даёт такой легкий доход.
            – Ты подумай-ка, Муса, какую чепуху толкнул этот пузатый умник. Зачем нам возиться с бездоходными баранами, когда нас продувают холодные ветры зимою в степи, а летом поливают проливные дожди в горах, а? – молодой чабан толкнул Мусу в бок.
            – Вот, где можно, не трудясь, получать большие доходы, – крикнул с места кто-то из тех, кто сидел в зале.
            Имацци, терпеливо вынёсший блаженную речь оратор, медленно встал, осуждающе посмотрел на тех, кто кричал в зале. Посмотрел и на тех, кто был загипнотизирован выступлением Наби, и молчал. В его голубых глазах сидящие в зале заметили огоньки негодования.
            – Если хотите выступить, уважаемый Имацци, прошу на трибуну,- обратился к нему председатель совещания, заметив решительность поднявшегося Имацци.
            – Не так много хочу сказать, почтенный Абдулла, чтобы подняться на такое почетное место. Если разрешите, хочу возразить достопочтенному Наби из Ванашимахи.
            – Пожалуйста, уважаемый Имацци, собрание слушает Вас, – заранее улыбаясь, сказал начальник сельхозуправления, знавший шутки Имацци. А горец повернул голову в сторону  Наби.
           – Достопочтенный кунак Наби, ты на этом авторитетном собрании при¬зывал уважаемых овцеводов разрушать кошары и на их месте разводить  огороды с помидорами. Если бы помидоры были так хороши, то волки  нападали бы на них, а не на баранов!
           Зал взорвался от смеха.
           – Уважаемый  Наби, сам-то ты, наверное, шашлыки из свежей баранины предпочитаешь солёным помидорам, – крикнул кто-то из зала.
– Вот поэтому у Наби живот такой толстый. Он, наверное, чрез-мерно много помидоров кушает, – ответил  ему другой.
           – Знаем мы ваших помидоров: день не уследишь, тухнут, как яички, – добавил кто-то сидящий за спиной Имацци.
           Когда зал немного приутих, Имацци воскликнул:
           – Помидоры, свежие или засоленные, хороши. Но мясо ими не заменишь, Так что отведём грозу от безмолвных безобидных баранов!
            Зал бурно зааплодировал.
            «Слава Аллаху! Не исчезнет теперь со столов мясо», – прошептал Имацци.


Рецензии