А приедет ли барин? А рассудит ли барин?

Сегодня, известно всем, государственные органы на большинство поступающих в их адрес обращений и жалоб реагируют ничего не значащими отписками. Причём, это никоим образом не зависит от уровня той или иной государственной структуры. Формально чиновниками закон при этом соблюдается, но для решения создавшейся проблемы они ничего не делают: отписались – и на этом, как говорится, умыли руки. Но даже и в такой ситуации многие граждане продолжают обращаться во все инстанции, с надеждой ожидая, когда решатся их проблемы. И люди пишут даже президенту. Потому что сильна ещё гуляющая в народной среде формулировка «А вот приедет барин – барин нас рассудит!».
Чиновники любого уровня очень хорошо знают, что согласно российскому законодательству они в 30-дневный срок обязаны коим-то образом реагировать на все поступающие к ним обращения граждан. И они, разумеется, реагируют. Редко какое письмо остаётся без ответа. Но чаще всего из вышестоящей организации – и даже президентской – приходит уведомление: дескать, ваше обращение получено, и что оно было перенаправлено для рассмотрения «вниз». Иными словами, вашей жалобой начинает заниматься та самая организация, или же тот чиновник, на кого вы решили вдруг пожаловаться. И через некоторое время из той самой «структуры», на которую вы имели смелость (быть может, наглость?) пожаловаться, приходит ответ, позволяющий думать что угодно, но ничего в нём вам не понятно, ибо всё в этом ответе пропитано общими словами и ничего незначащими предложениями. Чаще всего в отписках фигурирует формулировка: «В связи с вашим обращением проведена проверка, и нами ваше мнение принято  к сведению». Хотя, для того, чтобы проверить факты, изложенные в письме и организовать их проверку, редко какой высокопоставленный чиновник поднимется со своего стула. Чуть ли не каждый мнит из себя если и не наместником бога на земле, то уж точно одной из десниц гаранта российской конституции.
В качестве одного из классических примеров отписок я хотел привести парочку ответов из Управления президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, полученных жительницей Санкт-Петербурга Маргаритой Павловной Ермаковой, имеющей статус блокадницы, приравненного к участнице Великой Отечественной войны. Оба письма были подписаны консультантом департамента письменных обращений граждан и организаций О. Масловым.
Первое письмо датировано 23 января 2020 года. Оно гласит:
«Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации получено 23.01.2020 г. в письменной форме и зарегистрировано 23.01.2020 г. за № 48249.
В связи с тем, что Ваше заявление содержит достаточные сведения и материалы о результатах предыдущего рассмотрения Правительством Санкт-Петербурга вопроса, поставленного в обращении от 23.01.2020 г. за №48249, для уточнения позиции по принятому решению запрошены необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения соответствующие документы и материалы.
В связи с этим срок рассмотрения Вашего обращения от 23.01.2020 г. за № 48249 продлён на 30 дней (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации»).
По результатам рассмотрения в Ваш адрес будет направлен ответ в срок до 22.03.2020 г.».
Вышло, как в песне Владимира Высоцкого:
Не пиши мне про любовь – не поверю я:
Мне вот тут уже дела твои прошлые(!)…
Ну, конечно, чиновник из президентского департамента, подписавшийся фамилией О. Маслов, с лавсаном материи жалобщице из стана блокадниц не обещал, но заверил Маргариту Павловну, что как только ему поступят материалы из организации, на которую она жалуется, так сразу же ей будет дан развёрнутый ответ. При этом чиновник не сказал, что в случае чего, Управлением президента РФ будут приняты соответствующие меры. Он не мог себе даже предположить, что кто-то из «нижестоящих» будет свидетельствовать против себя. И тут нам уместно вспомнить стихи ещё одного русского поэта Дмитрия Минаева: «Вор про другого не скажет и в сторону: «Вор он!» - Глаза, известно, не выколет ворону Ворон».
Второе письмо из того же департамента и за подписью всё того же О. Маслова пришло Маргарите Павловне ровно через две недели – 7 февраля. Не обманул-таки чиновник. И если говорить языком прошлого столетия, то взятые на себя «социалистические» обязательства он выполнил раньше срока. Хотя, если рассматривать «сей предмет» с несколько иной «колокольни», то вся эта случившаяся катавасия с письмами и ответами на них случилась очень давно и по всё тем же социалистическим меркам тянет на долгие времена затянувшийся долгострой. Посудите сами, сопоставив меж собой даты хотя бы обнародованных через газету «Новый Петербургъ» писем, заметок и обращений. Попробовал бы кто-нибудь из чиновников советского периода проигнорировать то или иное обращение! Через некоторое время ему по партийной линии был бы объявлен выговор, затем строгий выговор и так далее, со всеми втекающими и вытекающими последствиями. Но «случившийся» капитализм позволяет российскому чиновничеству выходить чистыми и непромокаемыми из любой воды. Посудите сами.
15 марта 2018 года через газету «Новый Петербургъ» ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, инвалид 1-ой группы, депутат муниципального Совета двух созывов, блокадница Маргарита Павловна Ермакова под заголовком «Как выжить в медицинское лихолетье?» пишет Открытое письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину – от чиновников ни ответа, ни привета.
Примерно через полгода – 27 сентября 2018 года газета «Новый Петербургъ» публикует новое Обращение Ермаковой М.П. к президенту Российской Федерации – снова молчание.
14 февраля 2019 года в газете появляется Обращение блокадников, адресованное президенту Российской Федерации В.В. Путину и губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, подписали которое ветераны-блокадники М.П. Ермакова, Л.Л. Левина, Г.Г. Волкова, Л.Г. Смирнова и другие. И опять никакой реакции.
29 августа 2019 года газета «Новый Петербургъ» публикует новое Обращение, адресованное кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, подписанное блокадницами-инвалидами М.П. Ермаковой, Л.Л. Левиной, Г.Г. Волковой, Л.П. Ахрименковой и Л.А. Малышевой. Экземпляр газеты с сопроводительным письмом от редакции, предположив, что чиновники газет не читают, в предвыборный штаб кандидата на пост губернатора северной столицы отвозил я. В частности в этом сопроводительном письме было написано следующее: «… Редакция газеты «Новый Петербургъ», осознавая свою ответственность перед людьми, защищавшими в годы Великой Отечественной войны Ленинград и отстоявшими его, берёт на себя роль посредника между подписантами данного Обращения и Администрацией губернатора и просит Вас дать через газету «Новый Петербургъ» официальный ответ». Но, как известно, возомнивший из себя небожителя губернатор Беглов проигнорировал как само к нему Обращение, так и напоминание о нём, напечатанное в газете «Новый Петербургъ» 3 октября 2019 года.
Уже в текущем году – 16 января 2020 года газета «Новый Петербургъ» напечатала ещё одно Обращение блокадников Ленинграда к президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Его подписали М.П. Ермакова, Л.Л. Левина, Г.Г. Волкова, Л.П. Ахременкова, Л.А. Малышева и другие.
Поняв, что вряд ли нашу газету кто-то читает в первопрестольной, Маргарита Павловна, собрав все документы и обращения с газетными публикациями в единый пакет, отправила их непосредственно президенту. Надо полагать, до президента они не дошли, ибо есть ещё у него Управление по работе с обращениями граждан и организаций, которое чётко блюдёт покой Владимира Владимировича Путина, что не только простому смертному не достучаться до него, но и комару носа не подточить. Вот и получается, до Бога высоко, до царя далеко и спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А между тем, Маргарита Павловна Ермакова, получив из президентского департамента очередную порцию отписок, в очередной раз была госпитализирована в госпиталь с инфарктом…
Василий Вейкки


Рецензии