Драмы и трагедии хламидиозов

 ***  Рассказ из сборника С.Е.Золотухин «Что было то было…»
Документальные истории из жизни врача.  ***

Для диагностики хламидиозов мы в середине 90-х годов, как и большинство лабораторий, применяли цитологический метод. Его сущность заключалась в следующем. Биологический материал, включающий цилиндрический эпителий, после фиксации мазка спиртом, окрашивался раствором метиленовой синьки. Хламидии обнаруживались в области разрушенных ядер эпителия в виде глыбок хроматина, т.н. «шапочек» или телец Провачека. Поражение эпителия хламидиями разных видов проявлялось одинаково. Иными словами Chlamydia trachomatis, Chlamydia pneumoniae, Chlamydia psittaci имели сходную морфологическую картину. Поэтому считалось, что цитологический метод диагностики хламидиозов является недостаточно специфическим, а если учесть, что при хронической форме инфекции пораженного материала в мазке мало, то – и недостаточно чувствительным.

Всех перечисленных недостатков был лишен иммунологический метод определения хламидий (ПЦР – полимеразной цепной реакции), который в это время успешно пробивал себе дорогу в клиническую практику. И так получилось, что вскоре этот иммунный метод диагностики совершил научный переворот в диагностике многих заболеваний.

Отдельные лаборатории обособились и стали называться центрами диагностики. Под создание этих центров хорошо вливалось финансирование со стороны государства и различных негосударственных структур.

Научно-медицинская фирма «Исцелитель» не имела спонсоров для закупки соответствующего оборудования и реактивов, а мы, сотрудники, в очередной раз попытались превратить все минусы цитологической диагностики хламидиозов в плюсы. Из плюсов, конечно, была дешевизна метода.

Для повышения точности методики мы увеличили концентрацию синьки (раньше аналогично мы поступили с окраской мазков крови красителем Романовского), а относительно темные от краски мазки стали просвечивать ярким световым потоком галогеновой лампы. Результат оказался впечатляющим: хорошо просматривались некоторые внутриклеточные структуры, фагоцитированные клетками микробы, токсоплазмы и, конечно, улучшилась картина хламидийного и вирусного поражения ядер эпителия.

Для того, что бы выжить в среде конкурирующих за пациентов медицинских предприятий разной формы  собственности «Исцелителю» требовалась своя «ниша». И вот для нашей медицинской фирмы мы выбрали стратегию быстрой, относительно точной, хотя, разумеется, и не полной, диагностики. С этой целью мы проводили опрос, осмотр пациентов, осуществляли забор биоматериала для лабораторного исследования. Через час пациенты получали на руки подробное заключение, распечатанное на принтере, а также текст, касающийся выявленных заболеваний. К истории болезни прикладывался лист с подробной схемой двухнедельного курсового лечения. На обратной стороне листа лечебного курса помещалась таблица оценки клинической симптоматики в баллах и инструкция, по которой сами пациенты должны были проводить оценку, используя перечень написанных врачом симптомов. Шкала такой оценки была от 5 баллов (как на момент первичного осмотра) до 0 (отсутствие симптома). Оценка симптомов проводилась ежедневно. После окончания курса терапии требовался клинико-лабораторный контроль. Полное излечение больных, в частности от хламидиоза, было реальным при понимании пациентом лечебной программы, наличия средств на покупку в аптечной сети лекарств и явки на контроль.

Обычно для достижения положительного результата лечения требовалось выполнить несколько курсов терапии. Что касается самого лечения, то в лечебных курсах использовались современные антибактериальные и противогрибковые средства, иммуннокорректоры, разные органопротекторы, включая комплексные гомеопатические препараты фирмы «Хеель», пробиотики. Все разумно сочеталось и не повторялось. Мы работали на результат, который, собственно и был отражен в названии фирмы.

Но в любой системе всегда имеются слабые звенья. Такими звеньями в нашей работе были: отношение самих пациентов к своему здоровью и недоверие их к результатам диагностики, поскольку от ее результатов зависела оплата за лечение и, нередко, проблемы в семье.

Был случай, когда у пациента выявили хламидии. Собственно жалобы его не были связаны с мочевыделительной системой, а с бронхолегочной – постоянный сухой кашель, субфебрильная температура, признаки интоксикации. Взята кровь на исследование. С целью более качественной диагностики сделан уретральный соскоб. Все ему разъяснили, предложили обследовать жену. Через какое-то время пришла жена… со скандалом. Иммунный метод ПЦР хламидиоз у обоих супругов не выявил. Люди были, конечно, правы. Chlamydia trachomatis у них не было, а Chlamydia pneumoniae их не интересовала. Как говорится, дьявол в мелочах. Позже мы узнали, что пациент умер от инфаркта миокарда. Тогда мы впервые столкнулись с проблемой, которую вызывала легочная хламидия.

Это теперь все знают, что Chlamydia pneumoniae поражает не только эпителий бронхо-легочной, моче-выделительной систем и желудочно-кишечного тракта, но и эндотелий сосудов, в частности, сердца и мозга, что вызывает ускоренное развитие атеросклероза с последующими предсказуемыми катастрофами в виде инфаркта миокарда и инсульта.

Вспоминая того пациента, его скандальную супругу, проигрываешь ситуацию и понимаешь, что  если бы с назначением антибактериального лечения мы убрали бы возбудителя болезни, то не стало бы и трагедии в их  семье. Как и других трагедий, например, с мировыми звездами фигурного катания – Хайко Фишера, Сергея Гринькова, звездами футбола - Михаэля Кляйна, Бруно Пеццая и др., умерших в возрасте до 30 лет от респираторного хламидиоза.

Следы воздействия инфекционных или паразитарных возбудителей болезней всегда можно увидеть в проявлении многих «неизлечимых» хронических болезней. Этот факт дает основание для включения соответствующих этиотропных препаратов в состав комплексной терапии.

Давно нет «Исцелителя». Мне по-прежнему, хотя и не часто,  приходится консультировать сложных и «неизлечимых» больных. Но в своей  работе я не забываю, что за каждым случаем нераспознанной инфекции или инвазии стоит своя особенная драма или трагедия. И это стимулирует поиск…


Рецензии