Статья для газеты

Творческий конкурс «Учитель. Школа. Жизнь»

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

АРИСТОТЕЛЬ.

Моим родным посвящаю с любовью
Идея поучаствовать в творческом конкурсе «Учитель. Школа. Жизнь» возникла на недавнем подведении итогов творческого конкурса в краевом Доме работников образования. В завершение мероприятия в порыве чувств я поделилась с моей коллегой и председателем профсоюзной организации колледжа Н.В. Змушко мыслью рассказать на страницах газеты о моей педагогической династии и… благополучно успокоилась. Пока она не поинтересовалась у меня, как продвигается моя работа… «О ком вы хотите написать?» — спросила меня Наталья Викторовна. Я задумалась, а потом из самой глубины вырвалось: «О дедушке. У нас целая династия». Россия всегда была сильна верой своей. Кубань — традициями. А человек разумный обретает мощь, когда обращается к источнику — к родовому древу. ...А началось все с дедушки и бабушки. И эту статью я посвящаю им и своим родителям.

Дедушка
В 2017 году я навсегда переехала в Краснодар. Легче, расправив крылья, вылететь из родительского гнезда в двадцать лет, когда жизнь еще впереди и хочется столько успеть, но я решилась изменить свою судьбу в том возрасте, когда за плечами сформировался опыт, сложились определенные ценности, а цели пришли на смену мечтам.
2017

Я родилась и выросла в Армавире, в большом клане Парзян. И отношусь к той категории детей, которые не выбирали профессию — профессия выбрала их.

Моих родных уже нет в живых, но память в Армавире они оставили о себе крепкую и светлую. Мой дедушка Артем Григорьевич Парзян с сороковых по семидесятые годы был в учительской среде фигурой знаковой. К сожалению, уже в Армавире осталось не так много учеников тех самых грозовых сороковых годов или послевоенных пятидесятых. Но в моем детстве, стоило мне назвать свое имя, как сразу же следовал вопрос: «А ты не Артема Григорьевича внучка?». Сейчас бы я гордо расправила плечи, обрадовалась бы вопросу. А тогда, в детстве, я, маленькая, смущалась.

Мой дед, учитель химии, руководитель учительского хора Армавира, участник Великой Отечественной войны, родился 14 мая 1913 года в семье беженцев из Нахичевани (нынешний Азербайджан). Его родители уехали в царскую Россию в 1905 году после нахичеванской резни. И поселились на улице Калинина, которую в Армавире потом еще долго в шутку будут называть Парзян-штрассе.

Знал ли маленький мальчик, едва говоривший по-русски, что пройдет немного времени — и он, молодой 19-летний парень (это были 30-е годы), в первый раз войдет в класс к своим ученикам, гораздо старшим его по возрасту, обычным рабочим, чтобы передать им знания? Откуда в этом красивом юноше из многодетной семьи, у которого отец портной, а мама домохозяйка, зародилась та самая интеллигентность, о которой потом с восхищением будут говорить его коллеги и ученики? Возможно, от его прадеда — священника Тер-Саркиса. Или от родителей — людей простых, но трудолюбивых и добрых. В нашей семье до сих пор вспоминают курьезный момент из жизни дедушки, когда его собирались исключить из комсомола за то, что он… «по-буржуйски» носит галстук.

Мой прадед Григорий, отец дедушки, портной по профессии, еще работал и на маслозаводе. Там, при заводе, дедушка мой сначала окончил ФЗУ, следом был рабфак, а затем и Ростовский педагогический университет. В университете он познакомился с Клавдией Вечеркиной, моей бабушкой, будущим учителем биологии. Так зародилась династия…

Молодой химик страстно увлекался музыкой. В Армавире он три года обучался игре на скрипке. Скрипка, фортепиано, домра, аккордеон, баян — это далеко не полный перечень инструментов, на которых играл мой дедушка! Надо отметить, что старшие братья дедушки (а их было шестеро, один погиб в Гражданскую) все играли на нескольких музыкальных инструментах и любили рисовать.

До начала Великой Отечественной войны Артем Григорьевич преподавал химию и занимался музыкой. С 1941 года Артем Парзян, отец двоих детей, учитель химии и талантливый музыкант, боролся за родной Кавказ с оружием в руках в 74-м отдельном батальоне Северо-Кавказского военного округа, а в перерывах между боями доставал из вещмешка скрипку и играл для товарищей. Однажды за этим «неблаговидным» занятием его увидели люди из командования и… С 20 января 1944 года по 3 октября 1945 года старшина Парзян артист ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского фронта. 28 июня 1945 года награждён медалью "За оборону Кавказа".
Своим сыновьям и племянницам Артем Григорьевич присылал письма с фронта, наполненные заботой и нежностью.

В 1945 году дед вернулся с фронта. Сначала он два года преподавал естествознание в педагогическом училище (нынешний университет), а позже, в 1947 году, его направили директором в одну из средних школ города: нужно было восстанавливать разрушенное. В 1963 году мой дед стал директором школы № 19.

В начале 50-х Артем Григорьевич создал школьный оркестр и хор учителей железнодорожной школы Армавира, который объездил с концертами полстраны! Этот учительский хор, которым руководил мой дед, удостоился чести выступать в Кремлевском Дворце съездов! Артем Григорьевич дружил с братьями Дунаевскими, писателями Саввой Дангуловым и Борисом Каспаровым. Дом Клавдии Сергеевны и Артема Григорьевича стал местом встречи талантливых людей.

Бабушка
Супруга учителя Парзяна, моя бабушка Клавдия Сергеевна, после войны преподавала в школе № 12. Теперь эта школа носит имя Героя Советского Союза Сибиркина. В середине 50-х 12-я школа прославилась на весь город своим струнным оркестром. Его создали мой дед и его родной брат Борис Григорьевич, тоже ветеран Великой Отечественной войны, учитель музыки. В этом оркестре играли и мой отец на виолончели, и мой дядя Сергей (будущий скрипач).

Как Артема Григорьевича и Клавдию Сергеевну, так и Бориса Григорьевича Парзяна любили ученики в музыкальной школе, в которой он преподавал. Человек талантливый и любознательный, он обожал своих учеников. Служил альтистом в оркестре в театре красивейшего города Баку, когда его призвали на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Моздока, воевал на Белорусском фронте. Вернувшись с фронта, Борис так и не создал семьи. Свою жизнь он посвятил ученикам, племянникам, скрипке и рисованию.

На танцы под музыку школьного оркестра в 12-ю школу стекалась молодежь из разных школ города Армавира. Так в 1951 году познакомились и мои родители — ученица 20-й школы Люся Хворостьянова - будущий учитель математики — мой отец, будущий офицер, ставший впоследствии преподавателем в Армавирском машиностроительном техникуме.

Мне говорили, что я похожа на свою бабушку Клавдию характером и внешне. Когда-то в 30-х симпатичная и улыбчивая русская учительница вошла в большую творческую семью, где все любили музыку, искусство. Клавдия овладела армянским языком так, что одно время инспектировала армянскую начальную школу Армавира, которая, кстати, находилась на той же улице, где жила вся семья Парзян. Родила троих сыновей. И всю жизнь отдала школе. Бабушка умерла, когда я училась в младших классах.

Отец и мама
Кем могли вырасти дети в такой семье? Старший сын Григорий, мой отец, его братья Сергей и Василий? Мой отец, мальчишка, бывший бессменным старостой класса? Сын мамы-учительницы, которому она доверяла проверять тетрадки по биологии? Конечно, учителем, так и хочется ответить. Да, но только спустя много лет мой отец Григорий Артемович Парзян, подполковник в отставке, все-таки стал преподавателем. А до того, как судьба вернула его на семейную стезю, он прошел путь от военного радиотехнического училища (Ставропольское среднее, затем высшее Киевское) до Армавирского летного училища, где он преподавал на кафедре радиоэлектроники. А позади у него остались тяжкие годы службы в Сибири, Алтайском крае и Казахстане. В 1985 году отец вышел в отставку и пошел преподавать в Армавирский машиностроительный техникум. Его учительская деятельность пришлась на лихие 90-е. Преданность своему делу, изобретательность, добрая душа, коммуникабельность, а также отцовское отношение к своим мальчишкам-студентам помогали ему заслужить уже привычное в нашей семье звание «любимый учитель». Я знаю, что к нему часто обращались матери парней, чтобы он повлиял на чадо. Знаю, что простым языком, иногда даже грубовато, с юмором мой папа мог донести до своих учеников сложные вещи. Его действительно любили студенты. И, наверное, мало кто из парней и девчат догадывался, что дома их строгий преподаватель — очень заботливый и мягкий человек, любящий готовить и угощать гостей. Он обожал своих внуков, а отдыхал, трудясь на даче, копаясь в земле.

Мама моя Людмила Ивановна ушла из жизни в 2014 году. Более тридцати лет она проработала на кафедре высшей математики в Армавирском высшем военном летном училище. «Ваша мама была очень трудолюбивым, честным и смелым человеком» — так сказал мне ее коллега. У нее было тяжелое детство, а вследствие этого и непростой характер. Яркая и талантливая, моя мама всю жизнь любила узнавать что-то новое и общаться с молодежью. Знаменателен тот факт, что абитуриенты, которых моя мама готовила в вузы, поступали все. А мне с математикой всегда было туго!

Дяди, тети, племянницы
И, конечно же, я обязана рассказать о своем дяде — младшем сыне Артема Григорьевича. Его не стало в 2017 году. Самый младший сын Григория и Клавдии, Василий Артемович, преподаватель физики, в 1968 году окончил Ростовский государственный университет. В 1976 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. Сначала преподавал в политехническом институте, в 1988 году стал заведующим кафедрой физики в педагогическом вузе, а с 1996 года — декан в Армавирском государственном педагогическом институте. Василий Артемович не только вел физику, он стоял у истоков преподавания нового курса — «Концепции современного естествознания».

Будучи студенткой, а затем преподавателем, я с гордостью слушала отзывы его студентов о том, какой это хороший, «классный» человек и преподаватель! Как интересно и просто он общается со студентами. Спокойным, тихим тоном. Для студентов и преподавателей Василий Артемович был уважаемым, авторитетным человеком. А для нас, его многочисленных племянников, он был просто любимый… Вася! Ведь он был младший в семье своего отца. Даже мне, пока я не выросла, было чуждо слово «дядя» по отношению к этому большому человеку.

Так еще один, я считаю, яркий представитель нашей династии оставил о себе славную память. И горжусь этим.

Хотелось бы отметить и моих тетушек, племянниц Артема Григорьевича и двоюродных сестер моего отца и дяди — Софью и Нину, которые тоже много лет преподавали. Обе — иностранный язык. А невестка среднего сына Артема Григорьевича Сергея — Римма, которая теперь носит фамилию Парзян, работает в детском саду в Армавире. И одна из тем ее деятельности косвенно связана с музыкальным просвещением детей! Все не зря в этом мире. Моя родная сестра Ольга — врач-гинеколог, но сейчас и она занялась просветительской деятельностью в области женского здоровья. Читает лекции для пациентов, ведет занятия для вольнослушателей.

Когда-то я мечтала стать учителем начальных классов. И непременно таким, как Сухомлинский! Что ж… С таким багажом за спиной мечтать по-другому было невозможно. И хотя жизнь сложилась несколько иначе (с 1995 года моя деятельность тесно связана с педагогической и практической психологией), я счастлива. Моя психологическая стезя вместила в себя и педагогику, и общение с молодежью, и искусство. На новом месте я начинаю жизнь уже с наполовину написанной «нотной тетрадью» моего дедушки. А дописывать симфонию своей жизни мне нужно самой…


Рецензии
Оксана, спасибо за столь тёплый рассказ о своей семье.
Удачи и успехов!

Ашот Левонян   12.04.2020 11:21     Заявить о нарушении