Владимир Маяковский поэт серебряного века 2020-4

   25. ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ (1893-1930). В русской поэзии ХХ века Маяковскому принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную, утвердившуюся ещё в ХVIII веке силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преобразив её. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха, воспринимаемого теперь на слух, с голоса.

       "Завтра забудешь,
       что тебя короновал,
       что душу цветущую любовью выжег,
       и суетных дней взметённый карнавал
       растреплет страницы моих книжек..."

       1916.


       Ассоциация В.Ч.:

       Как странно сложился мой жизненный путь -
       со школьной скамья невзлюбил я писанья,
       а мама учила: "Смотри, не забудь,
       лишь книги читая, получишь ты знанья!"

       Но мама давно перешла в мир иной...
       мой взрослый период к финалу подходит,
       а я ощущаю, что всё никакой,
       ищу правду жизни, но мозг не находит.

       И тут, что со мною случилось... не знаю,
       ведь раньше и двух строк писать не хотел,
       а здесь, как прорвало, листки умножаю,
       в которых оценка всей жизни... Созрел!

       Как видно, с годами во мне проявились
       не знания, нет, чувства меры... добра,
       и вот в результате на свет появились,
       сентенции с рифмой... хотя, не всегда.

       Но как бы то ни было, тексты копились,
       копились, копились и выросли в том.
       "О, Муза моя, мы с тобой породнились", -
       во сне, наяву ль, пригласил её в дом.

       Вошли, правда, я поначалу смутился,
       ведь дева с Парнаса, чем гостью занять,
       подумал сначала, но всё же решился -
       я начал творения Музе читать.

       Листок за листком, весь процессу отдался,
       мне стало казаться - признание ждёт,
       но вот, наконец, до конца я добрался...
       надеясь, оценка меня вознесёт.

       Но тихо вокруг... от бумаг оторвался,
       а где же мой слушатель, нет никого,
       всё ясно, опять я в стране оказался,
       где всё миражи, кроме них ничего.

       Вернулся в реальность, о, как мне тоскливо,
       никто в окруженьи не хочет понять,
       что я не себя, я весь мир опрокинул,
       задумав народу всю правду сказать.

       Но может сей труд - философский туман,
       и мысли мои не нужны никому,
       а значит вся жизнь моя просто обман...
       Вот так я к финалу пришёл своему.

       апрель 2020.


Рецензии