Под созвездием Рыб

          Людей издревле волновал вопрос, что происходит с сущностью человека после смерти. Многие считают, что по окончании земной жизни наши души покидают тела и улетают куда-то в горнюю высь. Поэтому, когда мы вспоминаем об ушедших, мы чаще всего пристально всматриваемся в небо, пытаясь увидеть знакомые черты в облаках или почувствовать что-то неясное, дающее нам понять, что они там, наверху, счастливо существуют в каком-то своём мире и при этом видят и чувствуют нашу тоску по ним. Я тоже всегда так думала. Возможно это исоответствует реальному положению дел. Но один случай слегка поколебал мою уверенность. Так ли верно, что мы связываем вечную жизнь с небесной высью? Есть, например, земные глубины, высокие горы или подводный мир. Впрочем, судите сами.
          Как многие люди, я люблю отдыхать на море и не согласна с мнением скептиков, утверждающих, что это – пассивный отдых. Конечно, если целый день валяться на пляже, лишь изредка окунаясь в морскую воду или бассейн, а по вечерам просиживать в накуренном баре с горячительными напитками, спору нет. Но если заниматься спортом, бродить пешком по городу вечерами, ездить на экскурсии и, наконец, долго плавать и нырять, то уж извините, это – самое настоящее активное, увлекательное и познавательное времяпрепровождение. Именно таким отдыхом на Кипре и был заполнен мой отпуск в течение десяти лет вплоть до 2007 года. Ездили мы с моим другом Андреем в один и тот же отель в Айя-Напе на стыке октября и ноября так, чтобы захватить мой день рождения. Иногда к нам присоединялась моя подруга с дочкой – моей крестницей. За эти годы мы объездили весь остров, спускались в подводной лодке на морское дно, поднимались высоко в горы, были и на северной (турецкой) стороне. Оттуда же плавали на теплоходе и Египет и Израиль. А уж город облазили вдоль и поперёк. Но главным любимым занятием для нас оставалось плавание. Плавали подолгу и далеко, особенно Андрей, недаром родился под созвездием Рыб.
По пришествии на пляж он экипировался таким образом, чтобы не просто плавать, а нырять и общаться с рыбами. Кроме ласт, маски и трубки он брал с собой специальную большую, ярко-жёлтую сетку с хлебом, чтобы кормить друзей-рыб, перчатки для безопасного прикосновения к морским ежам и другим колючим предметам, разные ножи, фонарик, фотоаппарат в специальном непромокаемом пакете и огромный красный шар, который плавал на воде и показывал место погружения. Хотя сам ныряльщик был достаточно крупным мужчиной с хорошим весом, на тело надевался пояс со свинцовыми грузами, способствующими более глубокому погружению.  Все это неподъёмное снаряжение мы везли из Москвы. Хорошо, что в те годы не надо было платить огромные деньги за превышение веса багажа.
          В воде Андрей мог провести полдня. Возвращался всегда довольный, с кучей фотографий. В последние годы, чтобы я не волновалась, он придумал помещать в непромокаемый пакет мобильник. Странно, но звонки проходили хорошо, и он радостно вещал со дна морского, что всё в порядке, и просил на тревожить зря его и его друзей-рыб. Иногда я присоединялась к нему, с интересом наблюдая, как он кормит рыбёшек из рук. Самые наглые отхватывали куски прямо из сетки. Рыбы совсем не боялись Андрея, крутились вокруг. Мне иногда казалось, что они играют с ним, специально щекочут пятки и даже о чём-то разговаривают. Со мной рыбки вели себя осторожнее: плавали на безопасном расстоянии и из рук хлеб не брали.  Кипр – не Египет. Просто так увидеть стайки рыб непросто. Надо отплыть подальше и нырнуть поглубже. Но я заметила, что, когда в воду входил Андрей, всегда появлялись 2-3 рыбки. Они, словно разведчики, проверяли обстановку, затем уплывали и приводили к нему целый косяк своих сородичей.
          Так продолжалось десять лет, но в 2008 году Андрея не стало, и мои поездки на Кипр прекратились. Сначала мне было трудно представить, что я буду там делать одна. А когда боль улеглась и появилось желание вновь увидеть знакомые места, окунуться в ласковое море, погреться на солнышке, появились другие жизненные обстоятельства, долго не позволявшие мне это сделать. Я даже посвятила нашим поездкам стихотворение, текст которого привожу ниже:
КИПР (1999-2007)
Изумрудное море,
Неба синь высока,
Солнце нежит просторы
Золотого песка.
А деревья, как в сказке.
Слишком старой иль новой
Кто-то выкрасил краской
Красной, жёлтой, лиловой.
Монастырские стены,
Лики древних икон,
Афродита из пены,
Добрый свет из окон.
Лиц знакомых улыбки,
Вкус вина и лазании
Песня поздняя скрипки,
Вздохи, шепот, лобзания…
Жаль, что всё пролетело,
Унеслось навсегда,
Безысходное слово:
Никогда, никогда…
          Но «никогда не говори «никогда»». И вот в прошлом году я решилась. Захотелось побывать в Айя-Напев то же время и в том же отеле. Всё было узнаваемо, хотя 10 лет, конечно, не прошли незаметно. Не стало старого хозяина. Это был высокий, стройный, седой мужчина. Он частенько приезжал в отель во время ужина, садился за свой столик и спокойно наблюдал за отдыхающими и персоналом. Персонал тоже поменялся. За стойкой администратора работали совсем молоденькие девушки. Все знакомые официанты и метрдотели, кроме одного, сменились. В соседней аптеке вместо молодого, очень любезного фармацевта, всегда дававшего профессиональные советы, встретила полноватую приветливую женщину. Она рассказала, что её предшественник открыл сеть аптек в Никосии. Я порадовалась за него.
          У меня была всего неделя, но в первые дни мне почему-то не хотелось нырять, хотя привезла с собой ласты, маску, трубку, сетку Андрея для кормления рыб и даже большой надувной красный шар на металлическом тросике, заканчивающемся карабином для крепления к поясу. Просто плавала до буйка и затем вдоль берега. Море, как и в прошлые мои поездки было спокойным, ласковым, солнце – не таким жарким, как в летние месяцы. В общем, чувствовала себя очень комфортно. Плавала я одна, меня сопровождали только мои воспоминания. Но по прошествии пары дней, я всё же решила посмотреть, как поживают подводные обитатели. Надела на себя свою нехитрую экипировку, положила немного хлеба в ярко-жёлтую сетку и поплыла к буйкам. Красный надувной шар оставила в номере, да и зачем он был нужен, если я не собиралась покидать пляж отеля. Плавала долго, стараясь нырнуть поглубже, но рыб не было. Так продолжалось несколько дней. Или мне не везло, или все рыбы покинули эти места. И вот накануне отъезда я решила сплавать к скалам, расположенным слева от нашего отеля. Это была уже чужая территория. Но я вспомнила, что именно там мы с Андреем встречали очень красивых рыбёшек. Без всякого умысла я поделилась своими планами с соседями по столу. Это была очень приятная пара средних лет из Германии. Они, как и я немного говорили по-английски, и нам вполне хватало этого для общения. К моему удивлению, мои соседи очень разволновались, узнав о том, что я решила в одиночестве понырять вдалеке от отеля. Присоединиться ко мне они не могли, так как почти не плавали, но решили сопроводить меня до скал, подождать там и затем вместе вернуться в отель. Узнав, что у меня есть надувной шар, эти милые люди попросили взять его с собой, чтобы они могли с берега контролировать моё местонахождения. Мы так и сделали.
          После завтрака втроём мы отправились в путь. Когда добрались до заветного места, мои спутники расположились на берегу, а я подготовилась к плаванию, прицепила к поясу красный, казавшийся мне огромным шар и поплыла к скалам. Настроение было чудесное. Я почему-то была уверена, что сегодня наконец-то увижу рыб и смогу их покормить. Так и произошло. Отплыв от берега на приличное расстояние, я нырнула, и тут же ко мне подлетели две симпатичные рыбки. Есть они не стали, и, немного покрутившись около меня, куда-то деловито уплыли. «Разведчики», - подумала я и стала ждать. Пока ждала, старалась нырнуть поглубже. Выныривая, оглядывалась на берег и видела, что мои соседи радостно машут руками, давая понять, что я  не одна. Нырнула очередной раз, и, о чудо, ко мне приближался целый косяк разных рыб. Среди них были совсем крошечные и побольше. Рыбки были разной формы – кругленькие, продолговатые, совсем узенькие. Их чешуя красиво переливалась разными цветами.Казалось,  чтоглаза излучали какой-то свет, а губы радостно улыбались. Я достала из сетки хлеб, и рыбки стали бесстрашно хватать кусочки прямо из моих рук. Я забыла про время, было легко и радостно, но через некоторое время тело стало слабеть, а голова кружиться. Наверное, я слишком надолго задержалась под водой, но выныривать не хотелось. Хотелось навсегда остаться здесь, в тёплом море, с красивыми рыбками… Внезапно что-то изменилось.  Косяк распался на две половины, и между ними появилась большая рыбина. Не огромная, а просто больше и толще других. Странно, но глаза у неё были совсем не рыбьи – продолговатые, зелёного цвета. Такие были у Андрея. Рыба подплыла поближе, и я увидела, что и усмехается она точно так же, как это делал мой друг. Мне даже привиделось, что она (или он) послала мне воздушный поцелуй. Пказалось, что рыбина что-то просит у меня. Я протянула ей кусочек хлеба, оставшийся от пиршества её сородичей, но она не стала есть. Подняла глаза наверх, потом пристально посмотрела на тросик, прикреплённый к поясу. Я сообразила, что ей нужен красный надувной шар, и попыталась отстегнуть карабин. Напрасно. Что-то заело в механизме, и карабин не отстёгивался. Тогда рыбина подплыла поближе и перекусив тросик, завладела шаром, поразив меня крепостью своих зубов. Сознание моё слегка помутилось, страшно не было. Любопытно. Умом я понимала, что давно пора вынырнуть, но сил не было. Рыбина, видимо тоже просекла ситуацию и часто замахала плавниками. Остальные рыбёшки, как по команде, подплыли под меня, стали пощипывать и щекотать мой живот и ноги, одновременно выталкивая меня наверх. Это было последнее, что я ощутила перед тем, как окончательно потеряла сознание. Очнулась я уже наверху. Лежала на спине и жадно вдыхала воздух. Потом увидела, как нервно мечутся мои визави на берегу, и медленно поплыла в их сторону. Рыбки сопровождали меня почти до самого берега. Я с трудом выбралась на сушу и выслушала кучу упрёков. Оказалось, что я отсутствовала непростительно долго. Мои знакомые очень волновались, а когда они увидели, что красный шар, всё время неподвижно висевшийна одном месте, вдруг стал стремительно двигаться в сторону моря, они перепугались не на шутку и вызвали спасателей и скорую помощь. Я внимательно осмотрела себя: ласты, маска, трубка – на месте, пустая сетка болталась на поясе вместе с карабином, из которого торчал кусок будто аккуратно отрезанного проволочного тросика. Сам шар маленькой точкой висел над морем в районе горизонта.
Через некоторое время на дороге появилась машина со спасателем и врачом. Спасатель, увидев, что ничего страшного не случилось, сразу уехали, а врач измерил мне давление, дал какую-то таблетку и посоветовал уйти с пляжа и отдохнуть в номере, что я и сделала. Вечером за ужином я ещё раз попросила прощения у своих немецких знакомых за причинённые волнения, угостила их хорошим армянским коньяком, и мы немного погуляли вдоль берега.
          Назавтра был день возвращения в Москву. Поскольку я взяла билет на самый первый рейс, вставать надо было рано – в 5 часов утра. Я никогда не пользуюсь будильником, просто говорю сама себе, во сколько надо проснуться. Пока ещё мой внутренний будильник ни разу не подводил меня. Так случилось и в тот день, хотя спала я беспокойно. Мне снились рыбы. Мы разговаривали, и они провели мне целую экскурсию по прекрасному подводному миру. Но большой рыбины я не увидела.
          Когда я с вещами спустилась вниз, девушка, работавшая на reception, попросила подойти к стойке и сказала:
- Вам просили передать пакет и вот этот прекрасный цветок.
Она достала целлофановый пакет бирюзового цвета и розу, которая источала какой-то волшебный запах
- Кто принёс всё это? - поинтересовалась я.
- Очень любезный крупный мужчина средних лет.
- Он представился?
- Нет, просто сказал передать Вам пакет и цветок. Сказал, что Вы поймёте всё сами.
- Вы видели его здесь раньше?
- Нет, я бы запомнила его зелёные глаза и необычную улыбку.
- Усмешку?
- Можно сказать и так.
Я взяла пакет, а розу оставила дежурной, чем очень порадовала её.
          Дома, распаковав пакет, я увидела в нём нарисованную на овальной металлической пластине картину: две рыбки плыли среди водорослей. У них был довольный вид, вверх поднимались пузырьки воздуха, казалось, что они мило болтают. Я уже не удивилась, когда разглядела, что у рыбки побольше -продолговатые глаза зелёного цвета. Картина была вплетена в рамочку, сплетённую из соломы (или сухих водорослей?). Она до сих пор висит у меня на стене. Я привыкла к этому «оформлению интерьера» и часто не обращаю не неё внимания, но, когда мне грустно, я подхожу к стене и разговариваю с подводными обитателями. В такие моменты мне думается, что души ушедших людей обитают не только где-то высоко в небе, но и в морских глубинах. Интересно, встречаются ли они, но ответ на этот вопрос я, видимо, получу лишь тогда, когда и моя душа переселится в другой, неземной, мир.


Рецензии