Тема 1 Религиоведение как наука

Тема 1: Религиоведение как наука

Объект и предмет изучения религиоведения
Религиоведение изучает генезис, закономерности развития и функционирования религии, её компоненты и феномены, взаимосвязи с другими областями бытия человека. Религиоведение тесно связано с такими дисциплинами, как философия, культурология, этнология, история, литература, лингвистика. В отличие от богословия религиоведение является светской дисциплиной, призванной на объективных основаниях понять сущность различных вероучений и религии как одной из сфер жизни человека. Религиоведение обычно не   имеет явных непримиримых противоречий по отношению и к религиозному, и к светскому мировоззрению, хотя бывают и исключения. В пределах религиоведения религиозные концепции изучаются не предвзято, объективно и без целенаправленного превозношения или унижения какой-либо религии. В светском государстве религиоведение не должно противоречить Основному Закону, то есть оно не должно навязывать гражданам ту или  иную форму религиозной или атеистической жизни. Также курс религиоведения не может унижать религиозных чувств какой-либо  части населения, чьи убеждения и поступки не противоречат правовым нормам. В противном случае такого рода унижения имеют все основания рассматриваться как уголовные преступления. Исключение составляют сатанисты и смежные с ними организации или движения, однозначно не относящиеся к сатанизму, но содержащие ряд его элементов (к примеру, готы, эмо), поскольку характер их обрядовой практики нередко относится к разряду уголовных и административных преступлений, а стало быть, предполагает в отношении совершивших преступные деяния применение наказаний, утверждённых законом. Во многих странах Востока к такого рода движениям общественность и государство относится настолько нетерпимо, что предаёт их казни, видя в них большую опасность для жизни всего общества. Разумеется, для демократического развитого правового государства смертная казнь  неприемлема, кроме того далеко не каждый представитель вышеназванных движений отличается стремлением к ритуальному убийству, людоедству или суициду, однако в случае девальвации права и уголовного законодательства преступные действия, допускаемые данными течениями, могут принять массовый характер. Поэтому-то обществу важно духовно обезопасить себя и выработать разумное отношение к движениям однозначно аморальным или обладающим высоким потенциалом преступности. Так, к преступлениям, представляющим собой серьёзную угрозу для жизни общества, имеют прямое отношение такие уголовно наказуемые злодеяния, как ритуальное убийство, доведение до самоубийства, распространение наркотических препаратов, использование методов гипноза в преступных целях и т.п. Иначе говоря, в религиоведении важную роль играет принцип веротерпимости, но он не должен сводиться к потворству античеловеческим и криминальным формам поведения.
Также в религиоведении определённое место занимает принцип уважения к светскому праву. Это, прежде всего, связано с тем, что многие религиозные нормы не соответствуют нормам светского законодательства. Например, исходя из религиозных норм, прописанных в основных Писаниях, имеющих в конкретных культурах статус священных, за приверженность к сатанизму и связанных с ним обрядов полагается смертная казнь; но в светской стране, где  лишение жизни – как высшей меры судебной кары – неприемлемо, вырабатываются иные методы наказания в отношении  данных лиц. Следовательно, гражданин светского государства обязан руководствоваться нормами светского законодательства, если эти нормы не противоречат праву как таковому. Кстати, здесь будет уместно сослаться на множество существовавших в действительности исторических фактов, к которым можно отнести и следующие:  императоры Древнего Рима устраивали гонения на христиан, что считалось законным, но в сущности являлось антиправовым; в СССР на законных основаниях ограничивали деятельность православной Церкви и грубо навязывали атеистическое мировоззрение, что также противоречит нормам права.

Разделы религиоведения
Исследователи выделяют следующие разделы религиоведения: Философия религии – совокупность концепций, объясняющих сущность религии. В философии есть ряд позиций, через призму которых рассматривается содержание и смысл религии (материализм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, психоанализ и др.). Среди философских подходов существуют поддерживающие религию и опровергающие. Например, Л. Фейербах, К. Маркс, В.И. Ленин строили свои учения, ориентируясь на атеистические убеждения. Другие мыслители, такие как Ф. Бекон, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, были глубоко верующими людьми. К примеру, Ф. Бекон считал, что поверхностная философия склоняет человеческий ум к атеизму, а глубокая философия приводит к религиозности. Г.В.Ф. Гегель писал: «Философии надлежит показать необходимость религии в себе и для себя…» . Более того, он считал, что для человека естественно чувство религиозности, а религия есть главная область жизни народа. «Все народы знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели своё достоинство…» . Наконец, Гегель писал так: «Философия сама есть служение богу» . Русские философы выстраивали свои учения на основе догматического богословия Православной Церкви. Это совсем не означает того, что между православным вероучением и их философскими концепциями не было расхождений. Напротив, они были. Например, учение В.С. Соловьёва предполагает обожение человечества на земле, что, согласно православной догматике, утопично. Однако в своей основе и В.С. Соловьёв, и большинство других русских философов ориентировались на нормы православной веры.
Социология религии – изучает общественные основы и функции религии, её развитие в системе социальных отношений. Главным вопросом, задаваемым касательно религии в пределах социологии религии, является социальная природа религии, её общественно-политические задачи.
Психология религии – исследует особенности развития индивидуальной психики человека в системе религиозных отношений, а также психологические закономерности и причины генезиса религии. В данном направлении доминирует стремление увидеть истоки религии в самой психике человека.   
Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы взаимодействующих индивидов с позиций реализующихся смыслов.
История религии – исследует религию в процессе её развития во времени. В рамках этого подхода можно выделить метафизическое направление, предполагающее то, что религиозное знание раскрывается человеку по мере его духовного развития, в соответствии с волею Бога. Также можно выделить научное направление, рассматривающее религию как одну из областей жизни общества, развивающуюся во взаимосвязи с другими его сферами, такими как экономической, политической, социальной.   

Методология религиоведения
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания.
Казуальный анализ выявляет причины возникновения и эволюции религии и её феноменов. 
Историзм осмысливает прошлое в развитии религии и выявляет логику развития религии. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения изучаемых объектов (в данном случае религиозного характера) по каким-либо признакам (например, масштабность охвата населения, наличие одного Бога или множества богов...). В результате выявляются типы, или группы признаков, которые и задают модель религиозных отношений в обществе. 
Феноменологический метод включает систему приёмов выявления смыслов духовного развития людей, соотносит цели религии с мотивами практической деятельности человека.
Структурно-функциональный анализ направлен на раскрытие структуры системы, выявляет её составляющие и особенности их функционирования и взаимодействия.
При исследовании какой-либо религии принципиально важно знать тексты, понимаемые в среде данной религии в качестве священных. Именно на основе такого рода текстов вырабатывается богословие определённой религии. Здесь важно понимать то, что сущность вероучения состоит не в форме поведения отдельных его представителей, а в том, что сказано в священных книгах данного вероучения. Например, сущность православного христианства отражена не в поведении отдельных священнослужителей, а, прежде всего, в том, что прописано в Библии, а также в том, что признано на первых семи Вселенских соборах.
Также при исследовании религий важно вести повседневную жизнь в доброте и чистоте, сохранять личное благочестие, то есть те духовно-нравственные качества, которые постулируются мировыми религиями. В противном случае, изучение религий обернётся самобичеванием или, что крайне опасно, самопревознесением, гордыней, желанием оправдать свой грех и принять его в качестве нормы, а потому агрессивно оттолкнуть те книги, в которых пишется о величии непорочности души человеческой. Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» писал: «Моральное падение – чаще всего акт восстания, искупить который можно лишь оргией повиновения... Результатом раскаяния является то, что «грешник», погрязая в своей порочности, морально слабеет, исполненный ненависти и отвращения к себе, и поэтому склонен к греху в дальнейшем, когда оргия самобичевания закончена» . Здесь надо обратить внимание на то, что в приведённой выше цитате из работы Э. Фромма не следует путать употреблённое им понятие раскаяние с христианским таинством покаяния.
Так или иначе, но исследователю религии для правильного понимания смысла вероучений необходимо жить в благонравии. Курс лекций по религиоведению, ориентированный на изучение того, что для многих людей понимается в категории святости, предполагает то, что те, кто изучает и читает данный курс, сами должны стремиться к жизни в доброте и чистоте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспарточный Б.Д. Религиоведение. Учебное пособие / Б.Д. Беспарточный – Курск, 2002.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель. 2 Т. М.: «Мысль», 1976.
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / под ред. члена-корреспондента РАЕН, проф. В.И. Жукова. / Р.Ф. Лобазова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
4. Музафарова Н.И. История религий / Н.И. Музафарова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
5. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990.
6. Яблоков И.Н. Религиоведение / И.Н. Яблоков. – М.: Гардарики, 2000.
7. История религии. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. В чём вы видите актуальность курса религиоведения как учебной дисциплины?
2. Какие учебные дисциплины будут вами востребованы при изучении религиоведения?
3. Какие вы знаете разделы религиоведения? В чём состоит их взаимосвязь?
4. Почему при изучении гуманитарных дисциплин, включая религиоведение, для преподавателя и учащегося важно следование нормам благочестия?
5. Чем учебный курс религиоведения отличается от учебных курсов по богословию?
6. В чём специфика восприятия курса религиоведения с атеистических позиций?
7. В чём специфика восприятия курса религиоведения с позиций верующего человека?
8. Каким образом курс лекций по научному атеизму, читавшемуся в вузах СССР, может быть востребован при изучении курса религиоведения?
9. Считаете ли вы возможным заменить курс религиоведения иным учебным курсом, например, этикой?


Рецензии