Будильник для смекалистых

–;Иди-ка, голубчик, ближе ко мне! Сейчас я поговорю
с тобой от души, искренне и правдиво, –;поманил пальцем на проходной завода охранник, обращаясь к молодому рабочему, который спешил на работу. –;Опаздываешь, да? А я-то думал, что эта неделя будет без опоздавших людей. Подводишь ты свой коллектив. На тебя была такая надежда, а ты… Один из всего коллектива завода опоздал. Позор! Какой позор! Хоть бы покраснел и извинился! Работники уже все прошли, проходная пустует, а я замечтался.
И вдруг ты вбегаешь! Костюм расстегнут, галстук
не завязан, но причёска аккуратно уложена, волосинка
к волосинке, выбрит, благоухаешь французским одеколоном, небось. И пропуск еще показываешь.
–;Что, ждёшь, пока я тебя через вертушку пропущу, –;спросил с улыбкой охранник у парня, который нехотя заговорил:
–;В чём, собственно, задержка? Я немного опоздал, каюсь. Да понимаете, если бы не собака, гусь-забияка, и не сок свекольный, из-за них время не рассчитал. Очень прошу вас, пропустите. Обещаю, что это в последний раз.
Охранник с интересом смотрел на парня и думал, как ему быть. Пропустить, так и ведь и завтра же опоздает,
и послезавтра, а там, гляди, и выгонят парня. Жалко.
И охранник решил для начала немного повоспитывать
и даже попугать парня, а потом отпустить с миром.
Парень начал нервничать и умоляющим голосом, будто обращаясь к барышне, обратился к охраннику:
–;Ну, дяденька, вспомните себя в мои годы. Что же вы такой чёрствый, будьте человеком. Вы ведь меня под монастырь подводите. Поймите меня, вы же умный человек!
–;Понимать-то я понимаю, и даже знаю вашего брата. Ух, как знаю! Сам любил поспать. Да вот вы, молодёжь,
не признаёте, что и мы были молодыми. Вам что, опоздал, да и ладно, всё будет разнообразие. А то как-то неинтересно получается, если ни разу не опоздал или не прогулял. Буднично выходит, прямо, как ангел святой, никаких грехов. А так –;вот я какой!
–Смотрю, лицо мне твоё знакомо, –;продолжал охранник. –;Я уж подумал, завод перепутал или новичок. А выходит, просто проспал, не привык ещё к режиму. Наверное, всю ночь с девушкой беседовал, а выспаться не смог.
–;Да что вы, в самом деле, шутите что ли? Какая девушка, если я у брата в квартире живу. Он уехал на пару дней
и мне ключи дал, но предупредил, чтобы никаких девочек. Соседи ведь сразу доложат, и будут неприятности. Зачем оно мне надо?
–;Тогда, что тебе помешало выспаться, милый друг? Знаешь что, а давай я тебя сейчас щелкну для коллекции,
и твоя фотография украсит нашу стенгазету. Ты ведь за нынешнюю неделю первый опоздавший. Вот обрадуется наша редколлегия! Такой красивый молодой парень, прямо киноактер, а опаздывает. То-то наши девочки позабавятся, а начальство-то.… Да, что тут говорить! Смеху будет!
Охранник достал фотоаппарат, подаренный ему за отличную работу на заводе.
Парень в это время снял галстук и спрятал его в карман. Расстегнул верхнюю пуговицу на рубашке, бегло взглянул на часы.
–;Да вы что, издеваетесь надо мной? Я уже не успеваю даже галстук завязать, пропустите! Каждая минута дорога! А вдруг зайдёт кто-нибудь из начальства, а меня на месте нет? Тогда уж и фотографией не отделаешься.
Охранник молча нашёл нужный ракурс и щёлкнул затвором. Немного повозившись с аппаратом, вышел из будки, и сделал еще пару снимков. После первого кадра парень нехотя улыбнулся.
–;Да что вы, в самом деле, балаган устраиваете. Вам это развлечение, а я за него расплачиваться буду.
–;Не надо так нервничать, –;успокаивал его охранник, –;всё равно ты уже опоздал. Пять минут ничего не решат, так что лучше успокойся.
–;Тем более, твоя личность попадёт в большом формате в стенгазету, –;пояснил охранник. –;Потом размножат
и подпишут цветными буквами твою фамилию, имя
и отчество. И сразу все, особенно девушки, будут знать, что ты работаешь на заводе и числишься прогульщиком.
–;А ну-ка, дай мне свой пропуск! Узнаем, как тебя там дразнят. Ага! Токарев Федор Никитович. Работаешь токарем?
–;Да. Токарь.
–;Вижу-вижу, что токарь, можешь и не подсказывать. Сама фамилия говорит, что никакой-то там Орлов,
а Токарев…. Так вот, Фёдор, нехорошо опаздывать, и ты это хорошо понимаешь. Сегодня, кроме тебя никто не опоздал. И я уже начал волноваться, подумывать, что день пропал, никого не сфотографирую, а тут –;ты. Молодец! Да у тебя сегодня счастливый день. Имеешь большой шанс улыбнуться начальнику цеха. А коль ты мне попался, то и твою фамилию запишу. Не возражаешь? А то, когда много людей идёт через проходную, не успеваю записать фамилию. Фотоаппаратом щелкну, а человек продолжает идти, и уходит. Толпа подгоняет каждого, чтобы не останавливался, получается, фото есть, а кто идет –;непонятно. Осечка!
А Токарев недоумевал: «Забрал пропуск, да ещё и разрешения спрашивает, можно ли фамилию записать. Деликатного человека из себя строит. И зачем я ему пропуск отдал? Сказал бы, что забыл дома. А так, что теперь»?
И он огорчённо посмотрел на фотоаппарат, который охранник прятал в футляр.
Всё было так неожиданно для него, что он, бедняга, стоял возле вертушки и хлопал глазами, не зная, что
же ему делать и как быть. В голове промелькнула довольно неприятная мысль, что его портрет будет красоваться
на «Чёрной доске» завода, а рабочие будут смотреть, хихикать и тыкать на него пальцем. А если портрет увидит Дуся? Что ей говорить, как оправдываться?
И Фёдор стал униженно просить стража порядка:
–;Уважаемый господин охранник! Прошу вас, не пишите мою фамилию, я вам буду век благодарен. Я ведь первый раз опоздал!
–;Вот и плохо, что первый раз опоздал, –;ворчливо ответил вредный охранник. –;Если бы не первый раз опоздал, я бы тебя давным-давно сфотографировал. Уже
и результат бы был, а так –;сам виноват. Да ладно, подожди, может быть, что и получится, на твоё счастье. Ты как, счастливый по жизни или Бог от тебя отворачивается?
А сам записывает фамилию, имя и отчество парня
в свой блокнотик. И продолжает дальше:
–;Есть люди, которых я ни разу не фотографировал, хотя они чуть ли не сами напрашивались. Я здесь около двадцати лет стою как истукан, и всё щелкаю. А ты парень молодой, красивый, а не фотографировался. Ну, как это понимать? Хорошо, что такой случай подвернулся, что ты опоздал, а могло такого и не случиться. Потому повторяю ещё раз. Что помешало тебе выспаться?
–;Господин охранник, у меня такая беда. Будильник, того...
–;Будильник, –;произнёс охранник и укоризненно посмотрел на Токарева. –;Как это так? Он должен вроде бы помогать вставать по утрам, а не мешать ночью. Что-то ты темнишь, Фёдор Никитович. Ты что, не мог придумать какую-то другую причину, на будильник списываешь.
Да все, кто опаздывает, так и говорят как ты, умник.
У одного будильник разбился, у другого –;стал. У третьего –;спешит или опаздывает на полчаса, а у четвёртого будильник сбежал из дома на рассвете и исчез. Всё время бедные будильники виноваты, но только не вы.
Так вот, чтобы ты в другой раз не перекладывал вину на будильник, я пропуск в завком передам, пусть там перевоспитывают. Посмотрим, как ты там будешь себя чувствовать. А тут мне с вами, опаздывающими, скучно, всё будильник да будильники. Почему, в самом деле, не придумать какую-нибудь интригующую причину опоздания. Вот найди такую причину, чтобы дух захватывало от твоего рассказа, чтобы в неё поверили. Видишь, разводишь руками, а что тогда думать, из-за чего ты опоздал.
–;Господин охранник, честное слово, будильник подвёл, –;клялся Токарев. –;Вы только поймите меня правильно. Ведь кому сказать –;не поверят. А это на самом деле так. Этот будильник всю ночь только тем и занимался, что звонил каждый час. Я вскакиваю, на улице ночь, темнота, а он надрывается. Я снова его завёл, как положено, а спустя час он опять звонит. И так до утра. Утром
в пять я проснулся, не выдержал его звона. Побрился, умылся, волосы уложил, а что дальше делать, ума не приложу. Дай, думаю, полежу с пол часика, всё равно он скоро зазвонит. А это подлец, взял и зазвонил на час позже. Вот
я и опоздал. У меня, если нужно будет, есть свидетель. Отдайте пропуск.
–;Какой еще свидетель? Выкрутиться хочешь, стыдно стало? Вижу, что стыдно, ничего, пройдёт. Особенно, когда с начальником придёшь в завком за пропуском, встанешь на ковер перед высшим начальством и будешь объяснять им. Вот тогда и пройдёт, не будешь больше опаздывать. Вокруг тебя будут рабочие, ИТР, служащие. И все с тебя глаз не сводят, пальцем тычут! Кошмар! Хоть сквозь землю провались! И скажут они, мол, что же ты, Токарев, тебя сфотографировали, постеснялся бы! Не стыдно?
А ты, конечно, опустишь голову и будешь смотреть куда-то вниз. И свидетель твой не поможет. Ты же не побежишь его звать? А если и побежишь, то вряд ли он захочет идти краснеть за какого-то Фёдора.
–;Ну почему вы ко мне привязались?! –;покраснел как рак Токарев. –;Пропустите!
–;Легко сказать, пропустите! –;проговорил охранник. –;Увидит начальник караула и начнёт мне внушение делать, будет спрашивать, почему людей пропускаю,
разъяснительной работы не веду. А так, пусть видит и слышит, как я тебя перевоспитываю. За такую работу, может,
и благодарность ещё получу. А там гляди, и на «Доске почёта» будет красоваться мой портрет. А ты будешь смотреть на него и всем рассказывать.
«Ага! –;подумал Токарев. –;Дождешься»!
–;Ни какой-то там свидетель, а я перевоспитал тебя,;–;ткнул себя пальцем в грудь охранник. –;А то, что ты покраснел, это очень даже хорошо. Значит, у тебя есть совесть. Ты еще не потерянный человек, а наш, рабочий. Будет из тебя человек, будет. Недаром я тебя щёлкнул, у меня есть чутьё на таких людей, как ты.
–;Господин охранник! А если я предоставлю вам свидетеля, пропустите?
–;Свидетеля? –;замялся охранник, посматривая на Токарева из окошка проходной. –;Сейчас, сию минуту?
–;Да, сейчас!
–;Ты что, парень, где ты его возьмешь, –;но немного подумав, произнёс. –;Давай свидетеля, если ты такой шустрый, пропущу! Всё разнообразие, новенькое что-то,
а то всё будильник да будильник.
–;А пропуск отдадите?
–;Отдам!
–;И фамилию вычеркнете?
–;А зачем она мне, вычеркну! Если ты не хочешь, то
я тем более.
–;А если обманете?
–;За кого ты меня принимаешь? Я же охранник. Честью клянусь! Ты понял, что я сказал, а ты ещё медлишь!
–;Ладно, уговорили, –;произнёс парень и оглянулся во все стороны.
Охранник тоже посмотрел по сторонам, ожидая свидетеля.
–;Не туда смотрите, –;сказал Токарев, вытащил из кармана пиджака большой голубой будильник и протянул его охраннику.
–;Что-о-о? Опять будильник? Ты же свидетеля обещал! –;от неожиданности он подпрыгнул на стуле и переводил взгляд с будильника на Токарева и обратно.
–;Помешались на этих будильниках, –;ворчливо заговорил охранник. –;Каждый день только и слышу о них.
А этому, видите ли, мало слов, так ещё и сюда его притащил. Вроде я никогда я не видел будильник. Как мне эти опаздывающие надоели! Хотя бы один сказал правду, что проспал. Например, из-за того, что вечером коньяк «Наполеон» запивал коньяком «Кутузов», а наутро ощутил всю жестокость 1812 года. И никто не скажет, что спал возле стенки, а когда перелезал –;застрял. Видите ли, все они святые, а виноват будильник.
Каждый опаздывающий работник думает, что он умнее охранника. А вот и нет. Мозг у каждого человека одинаков. Это совокупность собранной космической энергии Вселенной, помещённой в человеческий череп. Мозг передает живому организму способность чувствовать, видеть, слышать, ощущать, понимать. Наш мозг может вместить в себя в десять раз больше информации, чем считалось ранее. А это, практически, равно нынешнему объёму Всемирной сети интернета. Наша головушка –;самая эффективная вычислительная «машина», и аналогов ей нет даже среди самых усовершенствованных компьютеров.
–;А чего ты со своим будильником так смотришь на меня? Ты хоть что-то понял? И не лень тебе таскать такую тяжесть, –;тыкал в будильник пальцем охранник.
И в это время будильник, как бы подтверждая своё присутствие, неожиданно взорвался мощным звоном.
–;Вот и доказательство! Слышите, опять звонит! –;воскликнул Токарев, торжествующе глядя на охранника. –;Это он тут ещё скромничает, побаивается звонить громче, не то, что дома, всенощную мне устраивает. Только засну –;звонок. Я подхватываюсь, умываюсь, одеваюсь, глядь, а на будильнике час ночи. И так он меня три раза за ночь поднимает, как сержант нерадивого солдата. Вот как сейчас, он не обращает внимания на показания стрелок. Ему бы только звонить.
–;Господин охранник! Ну, пожалуйста, отдайте мне пропуск! Я вам за такую услугу подарю этот знаменитый будильник. Клад, а не часы, хоть кого ночью разбудит, и не раз.
–;О-о, профсоюзы! –;закатил глаза охранник. – Не доживу я до пенсии. Доконаете вы меня этими будильниками. Да, я смотрю, с таким чудо-механизмом точно не выспишься. Да и зачем он мне. Ты его лучше начальнику своему подари. Шучу я, шучу. Знаешь что, покажи его ребятам в цеху, пусть починят, они у нас мастера. А пропуск возьми, вот он. На, бери, и быстрее мотай отсюда!
Я же не такой бесчеловечный, как некоторые. Мне скучновато целые сидеть на проходной, вот я и разговариваю.
Охранник пригнулся к самому краю окошка и с сожалением прошептал:
–;Это что, парень, ты по новой моде таскаешь старый будильник? Принеси новый!
–;Нет, папаша, не всегда таскаю, а только тогда, когда опаздываю. Специально для таких «доверчивых» людей, как вы.
Токарев спрятал пропуск подальше в карман и попросил:
–;Дяденька, не передавайте фото!
–;Думал не передавать, сынок, но передумал. Уж очень ты мне понравился. Умеешь разговаривать. Обязательно передам, с чистой совестью.
Токарев внимательно посмотрел охраннику в глаза, сожалея, что так вышло, затем опустил голову, молча соглашаясь с этим решением.
А охранник, тем временем, продолжал:
–;Ты шустрый парень, смекалистый и спокойный,
не лезешь в пузырь. А фотографирую я по поручению дочери всех красивых парней. Она работает журналисткой в редакции журнала «Огонёк». Глядишь, и попадёшь
на обложку журнала, а там, чего доброго, и зятем станешь. Всё-таки имею двух дочерей. Одна из них ещё не замужем. А вторая –;уже не замужем.
И охранник подмигнул удивлённому парню.
А Федор Токарев, махнув охраннику рукой на прощание, повернул вертушку и поспешил на завод, к Дусе, радостный и счастливый перед новыми приключениями.


Рецензии