Огородное Детство
Детство. Я снова пишу про это далёкое время. Какое оно у меня было? Положа руку на сердце, не смотря не на что – Счастливое.
У меня были друзья, не всегда надолго, не всегда люди (иной раз, игрушки и животные, неплохо заменяли мне человеческое общение), но были. Мы носились по двору, играли в догонялки, светофорчики, играли игрушками, которые каждый выносил из дома. Мелкие ссоры? Были наверно, но во дворе всё быстро забывалось. Какие там обиды, когда во двор пришла такая красивая собака?
А ещё, у меня был огород. С начала мая и почти до октября. Меня не сразу начинали брать, сначала начинали туда ездить бабушка и дедушка. Они вскапывали землю, делали первые посадки, прибирали дом. И всё это для «их любимой принцессы». Меня. Мне так говорили, а я верила. У меня не было поводов не верить, да и сейчас нет. Годы идут, а я по-прежнему «их любимая принцесса». Когда дача готова принять гостей, и меня впервые за сезон везли туда, обязательно был праздник. Шашлыки, соленья, оставшиеся с зимы, овощи «пока покупные, но в следующий раз обязательно будут свои», бабушка пекла пироги, дедушка привозил из гаража компот. И вот с того дня обязательно с вечера пятницы и до конца воскресенья я проводила на огороде. А потом и всё лето.
Там была настоящая свобода. Никаких будильников, никакого времени. Зачем оно, если есть любящая бабушка, которая приготовит завтрак «ну дай ты мне о себе позаботиться, знаю, что большая», потом позовёт на обед, а потом уже вечером дедушка загонит ужинать «ниче-ниче, щас поешь и снова бегать пойдёшь», но я не шла, потому что набегавшись за целый день могла уснуть прямо за столом, и дедушка нёс меня спать. А между едой… светофорчики с соседскими ребятами, катание на тарзанке, посиделки с куклами в небольшой палатке под яблоней, «помощь» бабушке и дедушке по огороду. Обязательным пунктом программы была поливка огорода. Это сейчас я понимаю, что дедушка потом за меня всё равно ходил с лейкой между грядок, но тогда я была свято уверена, что помогаю.
А ещё были «дары огорода». Морковка прямо с грядки, которую не надо чистить, можно просто помыть. По следу от стручков гороха можно было отследить все мои перемещения. И ягоды. Малина, земляника, крыжовник, смородина, жимолость. Бери, что хочешь и сколько хочешь. Хочешь, разотри с сахаром и добавь сметаны – получишь натуральный йогурт. Какое там мороженое?! Эта штука куда вкуснее! А хочешь, можно и просто так кушать, а если взрослые не заметят, даже не помыв. И огурцы. Вы когда-нибудь ели огурцы прямо с куста? Колючие, сладковатые, холодненькие. Красота!
Я долго могу вспоминать огород. Я долго могу вспоминать детство. В моей голове они крепко сцеплены друг с другом. Я с трудом могу вспомнить детство в квартире. Потому что я проводила его не столько в квартире, сколько перед телевизором, за книжкой/примерами/прописью, или за игрой в куклы. Настоящая свобода была там, на даче. Где были только я и бабушка с дедушкой. И никого кроме них мне было не надо.
Тогда возникает вопрос: а где родители? Где-то рядом, на грани видимости. Они как бы есть , но при этом не играют особой роли. Приехали, помогли бабушке с дедушкой на огороде, помылись в баньке и уехали. Ну, может, ещё что-то вкусное привезли. Меня их присутствие на огороде особо не волновало. Есть и есть. Другое дело город. Ведь не сама же я садилась за книжку/примеры/пропись. От того, поездки на огород были ещё более желанны. И даже если мама заботливо положит в рюкзачок книжку/примеры/пропись (обычно всего понемногу), как только я переступала порог уютного дачного домика, я моментально забывала об этом. Не до того. Ведь пока меня не было, столько гороха поспело, да и морковку никто давненько не прореживал. Не порядок.
Я всегда с нетерпением жду возвращения на огород. Сколько бы мне лет не было, это место у меня прочно ассоциируется со свободой. Со счастьем. С тем временем, когда я ещё была «их маленькой любимой принцессой».
Свидетельство о публикации №220040201938