Граната

  Вот и закончилась долгожданная для любого мальчишки игра в войнушку - "Зарница".Было время,когда в войну играла вся детвора страны. Когда каждый мастерил себе солдатскую форму: рисовал и пришивал бумажные погоны и обвешивался игрушечным оружием. У кого это был пистолет, у кого автомат.У меня же было ружьё, выструганное из куска сосновой доски и большая противотанковая граната с длинной рукояткой. Её мне вырезал отец из толстой берёзовой ветки. Полезная оказалась штука - эта граната. И кидали мы её с соседскими мальчишками  кто дальше, и кидали в цель на точность, в "дзот неприятеля".ДЗОТ- долговременная защищённая огневая точка.В его роли была старая коробка из под обуви. И была моя граната и толкушкой. Мы готовили игрушечную еду и толкли салат из разной травы и листьев клёна и тополя. Посыпали мы этот салат толчёным красным кирпичом ,как перцем. И, конечно, этой гранатой хорошо было забивать в песок тонкие рейки, которые служили штангами наших футбольных ворот. А ещё мы ей забивали гвозди и разбивали пустые бутылки из зелёного и тёмно - коричневого стекла на мелкие стёклышки, делая в песке тайные секретики. Хорошая была граната, но вскоре она нам всем надоела. Решили мы от неё избавиться. Но просто так взять и выкинуть её на помойку или сжечь в печке - это не интересно.И мы с моим другом Серёжкой из первой квартиры договорились использовать гранату по назначению, а именно - подбить "вражескую" машину. Наш двухэтажный одноподъездный дом на восемь квартир находился у самой дороги,которая вела на завод железобетонных изделий и конструкций - ЖБИК. Поэтому, грузовых машин, которые проезжали мимо нашего двора, было бессчётное количество. Они сновали туда-сюда целый день, начиная с самого утра и до позднего вечера.На завод они возили песок,щебень, а вывозили раствор и всякие  непонятные нам бетонные изделия. И вот я - девятилетний второклашка и Серёга, он был старше меня на два года, решили устроить засаду.Атаковать "вражеский транспорт" днём слишком рискованно. Мы решили дождаться, пока стемнеет.Стемнело, но зажглись придорожные фонари. На освещённой улице мы были как на ладони. Прямо около перекрёстка росли четыре старых тополя, образуя собой квадрат.Вот за ними мы и решили спрятаться. 
 Часов около девяти вечера,когда все нормальные дети смотрели "Спокойной ночи,малыши", мы уже сидели в засаде. Первой вражеской машиной был длинновоз, который вёз огромные сваи. Граната была у Серёжки. Присев на корточки за деревьями, мы дождались, когда кузов машины поравняется с нами. И вот он- удобный момент. Перед перекрёстком машина притормозила. Серёжка бросил гранату. Она попала в одну из свай  и отскочила на обочину. "Противник" ничего не заметив, повёл свою "вражескую" машину дальше. Подобрав гранату,мы опять затаились. Вот она-следующая "жертва". Маленький юркий "газончик" вёз бетон. Мы легко их различали, даже издалека, по козырьку над кабиной.Козырёк защищал кабину от брызг бетона при погрузке. Вторая атака! Бросок! Мимо... Граната перелетела через машину и упала на другой стороне дороги. Из-за поворота показалась третья "цель". Мы быстренько сбегали  за гранатой и заняли исходную позицию. Теперь уже граната была у меня. "Противник" приближался. Это был самосвал "зилок". Такие машины возили на завод песок. Он возвращался на карьер за очередной порцией. Подпустив "врага" поближе, я кинул гранату. Гулкий стук донесся из пустого кузова. Ура! Подбили! Машина резко остановилась. Водитель от страха выпрыгнул из кабины. Но почему-то побежал в нашу сторону. Мы бросились прочь. Как два перепуганных зайца,не чуя под собой ног, побежали в темноту нашего двора. Туда,за сарайки. Где знакома каждая ямка, каждая щелка, каждое укромное место,где можно было спрятаться. Водитель бежал за нами. Он не отставал. Серёжка удирал первым,я бежал следом и еле за ним поспевал. Он уже год занимался в секции лёгкой атлетики и бегал лучше всех из нашего двора. А я,хоть и был шустрым и неплохо бегал и играл в футбол, явно уступал ему в скорости. Если бы мы бежали на стадионе и судьи могли зафиксировать наше время, мы были бы чемпионы по удиранию. Миновав двор,мы завернули за сарайки. На развилке Серёжка свернул вправо и скрылся в узком проходе  на соседский  двор,а я, по закону жанра,рванул влево. В голове в это время рисовалась картинка из мультика,где волк, погнавшись за двумя зайцами,убегающими в разные стороны, врезается в дерево. Но в настоящей погоне  ни как в мультике. Враг в качестве жертвы выбрал меня. От страха я побежал ещё быстрее.Сделав круг между старыми деревянными постройками,я почему-то побежал в сторону машины. Песок в нашем дворе был очень хорош для игры в машинки и в футбол. Но теперь он предательски отбирал у меня последние силы.Ноги вязли и с каждым шагом теряли лёгкость,наливаясь свинцовой тяжестью. Всё отчётливей я слышал сзади приближающиеся тяжёлые шаги и громкое дыхание догоняющего меня водителя. Понимая,что мне не убежать,применяю последнюю хитрость,пришедшую мне в голову.В надежде,что преследователь споткнётся и упадёт,и у меня будет несколько секунд,чтобы удрать, я резко падаю прямо под ноги шофёру и,вскочив,продолжаю убегать в обратную сторону.  Но он  перепрыгнул через меня. Резко развернувшись,ему хватило нескольких шагов,чтобы меня догнать, и он крепкой пятернёй схватил меня за шиворот.
-Ах ты...,шайтан!... С паузами,запыхавшись, говорил он грозно. А ну,... иди!
Сердце у меня колотилось, как у загнанного зайца. Мы оба тяжело и часто дышали.Я попался.
-Что мне теперь будет?- подумал я с ужасом. Не желая сдаваться, я резко присел,пытаясь освободиться, и рванулся в сторону. Но крепкая рука приподняла меня, как беспомощного щенка. Водитель взял меня в плен.Он посадил меня в кабину и , бормоча что-то на непонятном мне языке,завёл машину.Мы тронулись в путь.В кабине было темно.Только огоньки панели тускло освещали водительское место жёлто-зелёным светом.Я смотрелся. Нашёл металлическую блестящую ручку  открывания двери и тихонько начал тянуть её на себя - чтобы открыть дверь и выпрыгнуть на ходу.Сколько раз я видел этот трюк в шпионских фильмах. Проехав перекрёсток,машина начала набирать ход.
-Пора,подумал я и резко дёрнул ручку.Но этот противный дядька схватил меня за рукав и притянул к себе поближе. Мы удалялись от дома. В ночь.В неизвестность.
Ночные улицы города остались позади. Мы выехали за город. Фары старого зилка освещали грунтовую просёлочную дорогу,проходящую через поле. Несколько тусклых огоньков горели вдалеке.  Вкусный запах бензина в кабине и монотонный звук мотора мне очень нравился. Страх сменился интересом. Я успокоился и наблюдал,как водитель управляет машиной. Сидя рядом с рычагом переключения скоростей мне было интересно угадывать ,на какой передаче мы едем. Не зря же мы с мальчишками иногда бегали на завод и просились к шоферам:
-Дядь,прокати!
   А тут вот как получилось.И проситься не надо.Сам меня затащил. Как оказалось,приехали мы на песчаный карьер. Большой экскаватор загрузил нам положенную порцию песка, и мы поехали обратно. Вот мы уже у  нашего перекрёстка,где он меня и поймал.
-Больше так не делай,шайтан! Иди!
Он открыл мне дверь и отвесил несильный подзатыльник. Я выскочил из кабины,как воробей из клетки. Ура! Свобода!
   Серёжка ждал меня тут же, около тополей.Да не один,а со старшими пацанами.Среди них был и мой брат.Он был старше меня на пять лет.И остальные взрослые соседские пацаны были старше нас лет на пять-семь.
-Ну чё,партизан, допрыгался? Куда он тебя возил? На карьер? -спросил брат.
Он меня приобнял и говорит:-Это Шайдулка, я его знаю.Он нормальный.
Они знали всех шоферов во второй автобазе. Некоторые из водителей даже давали  пацанам покататься за городом. Мой брат постоянно пропадал после школы на ЖБИКе. Кататься ходил.Вот и мне тоже понравилось. Завтра вместе пойдём.

                01.04.2020


Рецензии