Елена Андреева. Поздравление из 1965 года

      Первая встреча ветеранов СЭГа №290
      в Москве в октябре 1957 года.
      На ступенях Театра Советской Армии
   
   На снимке: в 1-м ряду почти в центре женщина в пальто,
              белый шарфик, шляпка, очки (единственная здесь
              женщина в очках) - это Елена Петровна АНДРЕЕВА, терапевт;

   СЛЕВА первый - Михаил Филиппович ГОЛЬНИК, ведущий терапевт госпиталя;
   СЛЕВА во 2-м ряду (улыбается, в берете, рядом с М. Гольником) -
                Валентина Васильевна БРАГИНА;
   СПРАВА во 2-м ряду: (высокий мужчина в пальто и шарфе; в руке белая папка
                и шляпа) - Вильям Ефимович ГИЛЛЕР, военврач,
                бессменный начальник СЭГа 290;
   В 1-м ряду (за спиной мальчика, в шляпке) - Нина Павловна МИХАЙЛОВСКАЯ,
                (в годы войны - Уварова),
                инициатор и организатор  первой встречи однополчан;
                первый председатель Совета ветеранов СЭГа 290   


               
             ЕЛЕНА АНДРЕЕВА. СЕКРЕТЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ОТКРЫТКИ

    Искать следы Елены Петровны Андреевой, врача, капитана медицинской службы, я решила, увидев её портрет в интересном и важном проекте Государственного исторического музея «Неизвестный солдат» под девизом «Вернём имена забытым героям!»   
   Её цветной портрет написан  в 1942 году московской художницей Еленой Александровной Афанасьевой в сортировочном эвакуационном госпитале (СЭГ) №290 Западного, а с 1944 года – 3-го Белорусского фронтов.
  Госпиталь в то время базировался в Москве, в Лефортово, и принимал раненых не только с Западного, но Калининского и других фронтов.
  Под портретом подпись: «Военврач 3-го ранга Е. П. Андреева».

   Об этом я уже говорила, но повторю: у меня находится архив Совета ветеранов СЭГа №290. Чтобы подготовить воспоминания тех, кто служил в этом госпитале (не только медицинского персонала, но и различных вспомогательных служб), мне необходимо пересмотреть папки с разными документами этой общественной организации; прочитать письма, газеты прошлых лет…

   Не все «сэговцы» (так называли себя ветераны госпиталя) оставили воспоминания об участии в Великой Отечественной войне. Есть информация, что воспоминания всё же были, но пропали.
   А мне так хочется рассказать обо всех, кто спасал раненых; вырывал у смерти солдат и офицеров - молодых, красивых, полных энергии совершать разные мирные дела, но подкошенных вражеским осколком или пулей, горевших в танках…

   Ради этого я осторожно беру в руки пожелтевшие листочки, которым уже много лет. Если бы и о бумаге можно было говорить, что она со временем седеет, то всё, что есть в архиве Совета ветеранов госпиталя, седое.
   Зато люди, упомянутые в тех «седых» докладах, приглашениях на встречи однополчан – остались молодыми. И, конечно, молодыми их сохранили фотографии, рисунки и портреты художников – если таковые встречались на пути фронтовиков.

   Вот так однажды я открыла школьную тетрадь. В ней кто-то из членов Совета ветеранов уже в послевоенное время записывал фамилии, имена и отчества однополчан, а также день, месяц и год рождения.
   Добравшись до ноября, увидела запись: Елена Петровна Андреева, 11 ноября… Года нет.
   Я обрадовалась тому, что хотя бы удалось расшифровать имя и отчество врача.

                ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ, 1966, ГОДОМ

   С тех пор прошёл не один месяц. О Елене Андреевой – нигде ни слова. Если она была упомянута в той тетради, значит энергичные «сэговцы», входящие в Совет ветеранов госпиталя, её нашли, как сумели в послевоенные годы разыскать и объединить в братство более 400 однополчан.

   А потом неожиданно я сделала фантастическое открытие.
   В архиве Совета есть письма, открытки. Это драгоценные свидетели жизни старшего поколения, на долю которого выпали тяжёлые испытания в годы войны, и о их делах в послевоенное время.
   Одна из открыток. На титуле синего цвета всё, что имеет отношение к Новому году.  Своей яркостью на глаза она мне попадалась не один раз, но я её не читала. А зря!
   Текст на развороте открытки:

   «Дорогая Серафима Сергеевна!
   Поздравляю Вас с Новым Годом!
   Желаю Вам хорошего здоровья, счастья! Я с удовольствием приму участие в встрече коллектива СЭГа-290 в мае 1966 года. Буду очень рада встретиться с товарищами. Одновременно хочу сообщить следующие адреса…
   Ещё раз поздравляю Вас и желаю успехов в Вашей работе.
           С приветом Елена Петровна Андреева.
    Мой адрес: п/о Тишково Моск. обл. Пушкинского района. Санаторий «Тишково». Мне».
   Подпись.

   Серафима Сергеевна – это С. С. Зверлова, второй ( всего было три) председатель Совета ветеранов СЭГа 290; на этом общественном посту она верой и правдой прослужила 33 года. Вместе с однополчанами многое сделала для того, чтобы не ушла в небытие память о родном госпитале и боевых друзьях.
   В госпитале Сима Зверлова – санитарная дружинница, медицинская сестра; после войны – инженер. Воспоминания о ней есть здесь же, на Прозе.ру.

   Елена Петровна поздравляла С. С. Зверлову с Новым, 1966, годом. Значит открытка написана в 1965 году. Первая встреча «сэговцев» была в Москве в 1957 году; а именно с 1966 года ветераны госпиталя начали встречаться в День Победы – 9 мая каждый год.   

   И ещё неожиданное упоминание о Елене Петровне.
   В этом госпитале все годы войны (с лета 1941 года, а именно с г. Вязьмы, где был сформирован госпиталь нового на ту пору типа – сортировочный, эвакуационный) работала военврач 3-го ранга, сибирячка Валентина Васильевна Брагина.
   У неё был литературный дар. И во время войны и после в большой серии стихов она рассказала о госпитале, его путях-дорогах, о тех, с кем служила. Их можно прочитать в её воспоминаниях, опубликованных на этой же странице портала о СЭГе 290.

   Я нашла единственную её фотографию военного времени (не очень хорошего качества, но рада, что хоть такая есть), на которой группа медработников и раненый. Под ней подпись: «Капитаны медицинской службы Андреева, Скачкова и медсестра Смирнова оказывают помощь обожжённому в битве под Москвой танкисту. 1942 год».
   Молодой боец сидит. На его грудной клетке, как говорят, живого места нет. Но, судя по его спокойному выражению лица, ожоги уже подживали.
   Госпиталь работал в Москве с октября 1941 и по март 1943 гг.

   Кто-то зачеркнул слова «Капитаны медицинской службы Андреева» и надписал: «Военврач 3-го ранга Брагина», а дальше – текст тот же.
   Я не сомневалась, что военврач 3-го ранга Е. П. Андреева имела звание «капитан медицинской службы». Но не знала её врачебной специализации.

                ДОРОГИЕ ОДНОПОЛЧАНЕ

   В открытке Е. П. Андреевой названо пять однополчан: врачи, инженер и художник. Все они из «известных» солдат. Жизнь каждого – основа для книги. Вот только наши издательства обходят стороной книги о войне, о победителях фашистов. А чиновники придумали, как я считаю, язвительный термин для книг: «социально значимая литература».

   И таким путём: сообщениями адресов в письмах «сэговцев» Совет ветеранов госпиталя пополнял списки сослуживцев.
   Я расскажу об этих фронтовиках то, что смогла о них узнать. Считаю, что имена всех участников Великой Отечественной войны должны быть обязательно где-то упомянуты. Именно так они могут попадаться на глаза всем последующим поколениям народов России.

ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА ШАМОВА
   Из анкеты от 12 марта 1966 года:

    Родилась в 1920 году. До войны образование высшее; врач.
    В СЭГе 290 – ординатор нейрохирургического отделения; капитан медицинской службы.
   Награды во время войны: Орден Красной Звезды, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
   Жила в г. Ленинграде на улице Зелёная (есть полный адрес). Работала ассистентом кафедры нервных болезней ГИДУВ; защитила кандидатскую диссертацию. Кроме этого, опубликовала 13 научных работ.
   На вопрос в анкете: «Какое участие принимаете в общественно-политической жизни страны?» такой ответ: «Районный невропатолог».
   Семья: Галина Владимировна и сын 16-ти лет.

   Собиралась приехать в 1966 году на встречу однополчан 9 мая в День Победы. Судить об этом можно по приписке на анкете: «Прошу обеспечить одно место в гостинице».
   И ещё интересная информация на её анкете:
   «Сообщаю адреса врачей нейрохирургического отделения СЭГа 290:
   Ваксель Фаина Борисовна (Москва, Большой Тишинский переулок…); Лакоба Евгения Павловна (г. Минск, улица Красная…)

   Галину Владимировну Шамову хорошо знала Аня Яшкина (Анна Ивановна, Давыдова – по фамилии мужа; её рассказ о своей судьбе, о войне опубликован здесь же, на Прозе.ру - Л. П.-Б.).
  СЭГ 290, чтобы не оказаться в окружении фашистов, в октябре 1941 года вынужден был из разрушенной и горящей Вязьмы перебазироваться в Москву. А в марте 1943 года госпиталь двинулся вслед за наступающим на врага Западным фронтом. И оказался в тех же местах, где и формировался.

    Ради безопасности раненых и персонала в дремучем Пыжовском лесу (близ Вязьмы), в основном, своими силами «сэговцы» построили подземный медицинский городок на 5 тысяч мест. В мае 1943 года в госпиталь начали поступать раненые.

   Вот именно здесь Аня Яшкина работала в операционной и перевязочной с Г. В. Шамовой. Врач ценила расторопность молоденькой медицинской сестры, заботилась о ней. Аня готова была работать сутками. Чтобы она не падала в обмороки от усталости (а такое среди персонала случалось), Галина Владимировна в приказной форме отправляла её отдыхать.
   Работали они вместе и в последующие годы войны, вплоть до городка Тапиау в Восточной Пруссии (недалеко от Кёнигсберга; ныне - Калининград). Именно здесь персонал СЭГа 290 встретил Победу над фашистами.

   Интересное совпадение: в послевоенное время они жили в г. Ленинграде. А в День Победы ездили в Москву на встречу однополчан.
  Однако для Ани Яшкиной война не закончилась 9 мая 1945 года. С большой группой персонала СЭГа 290 она была направлена на Дальний Восток, где ещё шла война с Японией.


НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЯНОВНА ПОПОВА
   Из её анкеты, заполненной 4 апреля 1966:

   Родилась в 1901 году. До войны врач-терапевт. Окончила в 1926 году медицинский факультет Иркутского университета.   
   В СЭГе 290 работала терапевтом в 3-м сортировочном отделении; майор медицинской службы.
   Награды: медали «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
   После войны: Орден Красной Звезды (за работу в 3-м сортировочном отделении СЭГа 290); второй Орден Красной Звезды за выслугу лет.
   Пенсионер Министерства обороны СССР; подполковник медицинской службы в отставке.
   На вопрос в анкете о семейном положении ответ такой: «Одинокая, детей не было».
   Жила к моменту заполнения анкеты в г. Пскове; переулок Дружбы (есть полный адрес).

ПОЛИНА ЕМЕЛЬЯНОВНА КАЗАКОВА

Наш старший товарищ, сестра Казакова,
Ты с нами делила и труд, и печаль.
Ты с нами бывала, подчас, и сурова,
Но всех понимала и всех тебе жаль.

   Ты, так же как мы, не ложилась по суткам,
   Ходила в палаты, кормила больных.
   Всегда ты умела весёлою шуткой
   Отвлечь, кого надо, от мыслей дурных.
 
    Вот так душевно о Полине Казаковой упоминает в поэме «СЭГ 290» её однополчанка, медицинская сестра в годы войны, а в послевоенное время – профессиональный поэт Нина Ивановна Сиротина-Новосельнова.
   Полина Емельяновна в анкете от 28 апреля 1966 года сообщила о себе немного.
   Родилась 8 ноября 1911 года. В 1941 году ей было 30 лет. Молоденьким медицинским сёстрам, санитаркам и санитарным дружинницам казалась, вероятно, уже не молодой, а потому и воспринималась, как «наш старший товарищ».
   До войны окончила медицинский техникум; акушерка.

   В СЭГе 290 работала старшей медицинской сестрой 3-го хирургического отделения; лейтенант медицинской службы. Начальником этого отделения был хирург, доброволец из первых московских ополчений Николай Иванович Минин. Отделение принимало раненых с повреждениями верхних конечностей.
   Вместе с рассказом (здесь же, на Прозе.ру) о Н. И. Минине опубликовано и фото военных лет, на котором есть и П. Е. Казакова.

   Её награды: Орден Отечественной войны 2-й степени; медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
   К году заполнения анкеты - акушерка. Место работы: поликлиника Министерства путей сообщения. Звание: старший военфельдшер. Жила в Москве. Замужняя.

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДЬЯКОНОВ

   Родился 23 ноября 1902 года. Подробностей его биографии пока нет. Был инженером. В СЭГе 290 работал в хозяйственных подразделениях. Дел у инженерно-строительной службы было много, так как этот госпиталь большую часть своего боевого пути был, как говорят, на колёсах.
    А это сотни машин с грузом до верха.  СЭГ 290 был автономной медицинской базой Западного фронта, а потому, как выражались древние греческие мудрецы, «всё своё носили с собой»; и возили, и носили с собой.
   За годы войны госпиталь много раз сворачивал своё имущество и разворачивал на новом месте. Где-то приходилось, чтобы увеличить помещения для раненых, разрушать стены; случалось откачивать воду из подвалов и осушать их… Во всех подобных делах нужна была техническая поддержка.

   Известна, однако, интересная подробность: Полина Казакова и Владимир Дьяконов были супругами.
   Многие годы они входили в состав актива Совета ветеранов СЭГа 290. Их имена и дела встречаются в разных документах Совета. И здесь фамилии их всегда рядом.

ФАИНА БОРИСОВНА ВАКСЕЛЬ

 Из анкеты от 25 марта 1966 года.
   Родилась в 1899 году. До войны высшее медицинское образование; врач-невропатолог.
   В СЭГе 290 работала старшим ординатором в нейрохирургическом отделении.
   Награды, к сожалению, не названы.
   На вопрос анкеты «Место работы в настоящее время?» ответ такой: «Поликлиника спецсектора (дальше слово разобрать трудно), консультант-невропатолог». Опубликовала несколько научных работ.
   Жила в Москве. Замужем; дочь и внучка.
 
ФИЛИПП ИВАНОВИЧ ДОЛГОВ

   Родился в 1903 году. Образование высшее. В 1930 году окончил ВХТинститут (Высший художественно-технический институт; в Москве основан в 1926 году на базе ВХУТЕМАСа – Высшие художественно-технические мастерские – Л. П.-Б.).
   До войны и после художник-станковист.

   В СЭГ 290 художники пришли, когда госпиталь находился в Москве. Они рисовали персонал и раненых. В их числе была и Елена Афанасьева (упомянута выше), чьи работы теперь хранятся в Отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея.
   Филипп Иванович в госпитале стал «красноармейцем-художником». Это значит, что он работал санитаром, помогал раненым. И, конечно, рисовал.

   Возможно, он был единственным из тех московских художников, кто остался в числе персонала СЭГа 290, когда госпиталь выехал в марте 1943 года из Москвы. Известно, что Филипп Долгов участвовал в строительстве подземного медицинского городка в Пыжовском лесу.
   И там он писал картины. Сюжеты не надо было придумывать.
   Строительство землянок для операционных, перевязочных, терапевтических и других отделений; палаты для раненых; узкоколейная железная дорога; хирурги, сменившие скальпель на пилу; женщины, тащившие срубленные деревья на лесопилку…
 
   Мимо таких героических сюжетов художник пройти не мог. Одна из его картин, на которой готовая землянка, находится в музее Вяземской средней школы № 2. Слышала, что теперь это гимназия.
   Филипп Долгов был награждён медалью «За отвагу».

   Жил в Москве на ул. Стромынка. Семейное положение: жена, сын. Это всё из анкеты, которую Филипп Иванович заполнил 13 февраля 1966 года. Всегда приходил на встречи однополчан по СЭГу в День Победы.
  Входил в состав Совета ветеранов госпиталя, помогал оформлять стенды к 9 мая, на которых были фотографии «сэговцев» в военные и мирные годы, их рассказы о былом и настоящем.
   Более подробный рассказ о жизни и творчестве Ф. И. Долгова и его товарищей-художников я готовлю.

                ЕЩЁ ОДНО ОТКРЫТИЕ - ФОТО

   На месте опубликованной здесь фотографии до этого был снимок поздравительной открытки Е. П. Андреевой, о которой рассказано выше. Потому что не было её фото.
   Случилось ещё одно фантастическое открытие - я нашла вот эту фотографию первой встречи ветеранов СЭГа 290 в 1957 году. Она подписана. Среди однополчан есть и Елена Петровна. Она работала в терапевтическом отделении госпиталя.   
 
   Её портрет, опубликованный в проекте «Неизвестный солдат», написан художницей Е. Афанасьевой в 1942 году. Прошло 15 лет до момента встречи ветеранов госпиталя. Елена Петровна мало изменилась – молодая, миловидная женщина.
  Пока мои попытки связаться с администрацией санатория "Тишково", в котором в послевоенные годы работала (возможно, и жила) Е. П. Андреева, безрезультатны. Санаторий, оказывается, работает и сейчас.

   Рассматривая фотографии  однополчан Елены Петровны (и женщин, и мужчин) в военные годы, я любуюсь их лицами, их статью; их способностью выглядеть красивыми в тяжелейших  фронтовых условиях работы и быта.            
   И всю эту красоту хотели уничтожить немецкие фашисты – зачинщики войны с СССР, и присоединившиеся к Германии её сообщники!
   До слёз жаль тех, кого эти нелюди погубили.
  Когда начались ежегодные встречи, ветераны госпиталя приходили (приезжали из разных республик СССР) с детьми,позже - с внуками и внучками.
  Так как на этой фотографии только один ребёнок, назову его. Это сын Антонины Константиновны Калишенко. В госпитале она работала медицинской сестрой в 3-м хирургическом отделении (стоит рядом с ним; в руке сумочка). Жила в Москве.
  Если тот выросший мальчик увидел бы эту фотографию, он смог бы дополнить рассказ о маме, о встречах фронтовиков.

  В середине марта 2020 года эта статья была опубликована в проекте «Неизвестный солдат». Но без рассказа о однополчанах, которых Е. П. Андреева назвала в своей
 открытке.
   


Рецензии
Начинала читать со слезами и кончила с плачем. Даже мурашки по коже, когда Вы описываете тяжелое положение госпиталя, перегрузку персонала и их самоотдачу- фактически самопожертвование. Я читала об одном госпитале на Украине в 1941 году, как там хирурги
засыпали стоя, утратив уже все силы, а через несколько минут продолжали оперироват раненых. Наркоза не было. Тяжело раненным давали спирт. Хирурги даже не могли выйти за
палатку. Сёстры приносили им утку.

И этот беспримерный в истории героизм будет стёрт с лица Земли, как и мы все,
кто ПОМНИТ.
Мой отец был командиром 341го ОМСБ в Киевском ВО.
Он и весь медсанбат погибли в окружении. Документов не осталось ни о ком.
http://www.proza.ru/2012/09/27/195

Жарикова Эмма Семёновна   05.04.2020 02:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Эмма Семёновна!
Сердечно благодарю Вас за то, что читаете рассказы о фронтовиках и волнуетесь так же, как и я.
Да, медицинский персонал засыпал, что называется, на ногах. Мне рассказывали врачи СЭГа 290 о том, как, присев, чтобы записать что-то о раненом, записывали, а потом не могли понять записи - строчки разъезжались.
Не следует так печально думать - "героизм будет стёрт с лица Земли". В истории Земли ничего не пропадает. Конечно, будут другие люди, другие эмоции; возможно, другое строение планеты Земля. Но пока мы - потомки фронтовиков здесь, значит будем хранить память о них.
Мне искренне жаль Вашего отца. Он оставил вместо себя Вас.
Всего доброго Вам!

Лариса Прошина-Бутенко   03.04.2020 17:58   Заявить о нарушении
Я имела ввиду пандемию которая на самом деле биологическая война
Так сказал на ТВ Москвы доктор Рошаль А уж она то сотрёт

Жарикова Эмма Семёновна   03.04.2020 18:04   Заявить о нарушении